А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
ФИДАИ, фидаины (араб. — жертвы), участники вооруженной борьбы армянского народа против турецких поработителей в Западной Армении, Киликии и населенных армянами местностях Османской империи в конце ХIХ — начале ХХ вв. Будучи своеобразным проявлением национально-освободительной борьбы армянского народа, действия фидаи по своему характеру и целям соответствовали гайдуцкой борьбе балканских народов против турецких захватчиков в ХV—ХIХ вв.; преследовали и социальные, и национально-освободительные цели (см. Армянское гайдуцкое движение). Фидаи действовали по определенным принципам, которые впоследствии были обобщены и изложены Андраником в его «Боевых наставлениях». Фидаи давали клятву не жалеть жизни ради родины и народа, быть правдивыми, нравственно чистыми, соблюдать доверенную им тайну, содержать в порядке оружие, метко стрелять, довольствоваться скромной пищей, не употреблять алкогольных напитков, с уважением относиться к трудовому народу, быть отважными и находчивыми в бою, побеждать врага, если даже он обладает численным превосходством. Первые группы фидаи в Муше и Сасуне возглавляли Арабо и Мхо Шаэн, в Васпуракане — жители села Качет Чато и Шеро. Из группы Арабо выдвинулся ряд известных фидаи, в т. ч. Геворг Чавуш и другие Во второй половине 1880-х гг. это движение в Хнусе и Карине возглавлял Акоп Саркаваг, в Тароне и Сасуне — Mаргар Варжапет. В конце 80-х и начале 90-х гг. ХIХ в. в Ерзнка и Себастии действовали группы Ованеса Минасяна (см. Минаса оглу группа). Тороса Царукяна (Челло) —в Вардо, в Алеппо — Мириджана. Группы фидаи часто пополнялись армянской молодежью, которая перебиралась в Западную Армению из Восточную Армении, населенных армянами местностей России. В 1890-х гг. сформировались группы Битлисци Мушега, Ахбюр Сероба, Андраника, Спаганац Макара. Известный фидаи Грайр стремился превратить разрозненные действия фидаи в широкое народное движение, во всеобщее восстание против турецкого ига. Ряд фидаи выступал за создание союза с трудящимися другие нетурецких народов Османской империи. После младотурецкого переворота 1908 фидаи была дарована амнистия; большая часть их возвратилась к мирному труду. В начале первой мировой войны 1914—18 многие фидаи вступили в отряды армянских добровольцев (см. Армянское добровольческое движение 1914—18), а во время геноцида армян в Турции приняли участие в самообороне армян. Армянский народ воспел героизм фидаи, посвятил им песни. Стихотворения, посвященные фидаи, создали Д. Варужан, О. Туманян, А. Исаакян и другие поэты; в книге Х. Даштенца «Зов пахарей» созданы образы ряда известных фидаи, им посвящены картины многих армянский художников. Движение фидаи, которым руководили армянские национальные партии, является блестящей страницей национально-освободительной борьбы армянского народа.