Мандат на Армению

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

МАНДАТ НА АРМЕНИЮ 1920, установленная Лигой Наций система административного управления, которую предполагалось распространить и на Армению. После поражения Германии и Османской империи в первой мировой войне 1914—18 сразу возник вопрос о будущем колоний и подвластных народов побежденных стран. Одним из первых решений Парижской мирной конференции, принятом в январе 1919, было решение о лишении Германии ее колоний. В резолюции также говорилось, что союзные и связанные с ними державы согласны с тем, чтобы Армения, Сирия, Месопотамия, Палестина и Аравия полностью отделились от Турции; при этом указывалось, что турками были осуществлены ужасные избиения армян и другие подвластных народов. Слабо развитые германские колонии в Африке и на островах Тихого океана были признаны неспособными к самоуправлению и требующими длительного периода руководства со стороны европейских стран. С другой стороны, некоторые народы Османской империи, а именно армяне и арабы, достигли такой степени развития, когда их существование как независимых наций могло быть осуществлено при помощи страны, принявшей мандат на них — до той поры, когда они смогут существовать самостоятельно. Союзные державы считали, что мандат на Армению могут принять Соединенные Штаты Америки. США начали вовлекаться в армянские дела с ХIХ в. (см. Соединенные Штаты Америки и Армянский вопрос). После резни армян в 1894—96 и особенно в 1915 США приняли большое участие в оказании помощи выжившим армянам. В 1917 Государственных департамент США назначил группу людей, известную под названием «Расследование», для подготовки рекомендаций по установлению мира. В своем докладе эта группа рекомендовала освободить подвластные народы Османской империи от притеснения и плохого управления; это подразумевало автономию для армян и покровительство над Палестиной, Месопотамией и Аравией со стороны цивилизованных наций. Эти рекомендации нашли отражение в известных 14 пунктах мира президента В. Вильсона в январе 1918 и в предварительных директивах американской мирной делегации в сентябре, где указывалось, что Армения и Сирия должны находиться под протекторатом такого правительства, которое окажется подходящим как с внутренней, так и с международной точки зрения, с гарантией того, что обеим странам сбудет предоставлено самоуправление как можно скорее». По при бытии в Париж в начале 1919 делегация США получила инструкцию своего правительства о том, что армянский государство должно простираться от Киликии, гор Антитавра и Тавра до Черноморского побережья вдоль Трапезунда, армянские восточные провинции Карса и Еревана и окружающих высот к северу и востоку. Отдельное армянское государство должно пользоваться защитой принявшей мандат державы под надзором Лиги Наций. Конгресс США мог санкционировать принятие мандата в конце первой мировой войны под воздействием сильных проармянских настроений в стране, но президент Вильсон придержал решение на время, пока детали по администрации мандата будут согласованы и включены в договор о Лиге Наций. На нерешительности Вильсона сказалась и позиция республиканского большинства в Сенате, выступавшего против мандата. В 1919 две американские комиссии были направлены на Ближний Восток, чтобы составить рекомендации о вовлечении США в будущем в дела этого региона. Комиссия Кинга—Крейна встретилась с турецкими, армянскими, арабскими, еврейскими и другими представителями в Константинополе, Палестине, Сирии и Киликии. Комиссия рекомендовала в первую очередь образовать отдельное армянское государство, включая Киликию; она считала, что держава, которая примет мандат на Армению, должна также взять мандаты на Анатолию и Константинополь — для облегчения репатриации, обмена населения, регулирования государственных долга Турции и регионального эконом. развития. США были единственной державой с необходимым запасом материальных и моральных ресурсов, способной принять эти обязательства (см. Кинга—Крейна комиссия). Американская военная миссия во главе с генералом Дж. Харбордом предприняла путешествие по Киликии, Анатолии и Республике Армении осенью 1919. Она собрала обширный материал о ресурсах и потенциале этого региона и повторила те же аргументы в пользу мандата США на Армению. Анатолию и Константинополь. Материалы миссии Харборда были предстарлены президенту Вильсону вместе с изложением аргументов за и против принятия мандата на Армению (см. Харборда миссия). В ноября 1919 бывший посол США в Турции Г. Моргентау внес предложение о тройном мандате на Армению в целях предотвращения дальнейшей резни армян турками. Многие американские миссионеры и официально лица поддержали этот план, но он был решительно отвергнут Американским комитетом за независимость Армении и всеми армянами. Они считали, что любая форма продолжения связей с турками означала бы не более, чем еще один план реформ, а все предыдущие планы заканчивались армянским кровопролитием. Они требовали сказать Республике Армении военную и экономическую помощь, чтобы сделать возможным занятие ею исконных земель в Западной Армении. Возможность принятия США мандата на Армению уменьшалась по мере оторочки заключения мирного договора с Турцией. Сенат продолжал отказываться ратифицировать мирный договор с Геоманией, который включал договор о Лиге Наций. К тому времени европейские державы резко уменьшили размеры предполагаемого армянского государства в ходе конференций по турецкому мирному договору в Лондоне и Сан-Ремо в феврале-апреле 1920. Киликия и три западных армянских области (Себастия, Харберд, Диарбекир) были исключены. Не были приняты меры для оказания Армении необходимой военной и экономической помощи, чтобы она могла занять районы, окончательно присужденные ей по Севрскому мирному договору 1920. Вопреки советам и доводам своих сторонников в Конгрессе президент В. Вильсон запросил у Сената разрешения на принятие мандата на Армению. Друзья Армении предупреждали, что отказ со стороны Сената поощрит турецких националистов предпринять действия протий армян, не опасаясь американского вмешательства. 1 июня 1920 Сенат отклонил предложение президента и похоронил вопрос о мандате. Мандат на Армению не был принят вследствие политических маневров союзных держав и изоляционистских настроений в США. Турки не только прочно обосновались в Западной Армении, но вскоре вторглись в Республику Армении и завладели половиной Восточной Армении.