А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
РУССКО-ТУРЕЦКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1914 по армянским реформам, подписано 26 января (8 февраля) в Константинополе после переговоров, длившихся свыше года (см. Армянские реформы 1912—1914). Соглашение подписали: от России — поверенный в делах К. Гулькевич, от Османской империи — министр иностранных дел Сайд Халим паша. Согласно условиям соглашения, из 7 вилайетов Западной Армении образовывались два сектора (1-й охватывал Эрзрумский, Трапезундский, Себастийский (Сивазский) вилайеты; 2-й — Ванский, Битлисский, Харбердский, Диарбекирский вилайеты), управление которыми поручалось двум Генеральным инспекторам из иностранцев, назначаемым Высокой Портой по рекомендации великих держав. В ведение Генеральных инспекторов передавался контроль администрации, юстиции, полиции и жандармерии в их секторах; в случае необходимости в их распоряжение предоставлялись военные силы. В зависимости от обстоятельств, Генеральные инспектора имели право освобождать от должности непригодных или провинившихся чиновников, отдавать их под суд, замещать младших чиновников новыми, а также делать представления турецкий правительству о назначении высших чиновников. Земельные споры должны были разрешаться под наблюдением Генеральных инспекторов. Законы указы и официальные сообщения в каждом секторе должны были публиковаться на местных языках. Судебные приговоры должны были публиковаться на турецком языке и по возможности переводиться на языки сторон. Доля каждого этнического элемента в бюджете народного образования каждого вилайета должна была определяться в соответствии с уплачиваемым им налогом на эти цели; правительство не будет чинить никаких препятствий к тому, чтобы единоверцы принимали участие в содержании общинных школ. В мирное время каждый Османской подданный должен отбывать воинскую повинность в том военный округе, в котором он проживал. Полки «гамидие», по соглашению, преобразовывались в запасную кавалерию, а их оружие должно было храниться на военных складах. Соотношение различных религий, народностей и языков в обоих секторах должно было быть определено путем окончательной переписи, которую намечалось провести в течение года, а до этого члены Генеральных советов и Комитетов вилайетов должны были избираться по принципу равного представительства мусульман и немусульман. Если Генеральные инспектора сочли бы удобным, то принцип равенства между мусульманами и немусульманами должен был применяться и для набора полиции и жандармерии в обоих секторах. Принцип равенства предусматривалось соблюдать и при распределении остальных должностей в обоих секторах. В целом подписание русско-турецкого соглашения явилось событием в жизни армянского народа: впервые вопрос о реформах в Западной Армении, ставший объектом международного права еще на Берлинском конгрессе 1878, получал конкретное выражение в межгосударственном договоре. Управление армянскими вилайетами ставилось под контроль иностранцев (которые становились также высшими правителями в данных вилайетах). Подчеркивалась ведущая роль России в Армянском вопросе, что создавало благоприятные условия для освобождения Западной Армении от турецкого господства. Соглашение не предоставляло западным армянам тех широких прав автономии, которых они чаяли. Оно представляло собой шаг назад даже в сравнении с представленным на обсуждение умеренным русским проектом реформ, который предусматривал создание одной единой армянской области из шести вилайетов (они делились на 2 части, включая районы, населенные только мусульманами, а также Трапезундский вилайет полностью), контроль европейских держав над осуществлением реформ, созыв областного собрания, состоящего наполовину из христиан и наполовину из мусульман, возвращение отнятых у армян земель или их возмещение, распространение реформ и на другие местности, населенные армянами, в частности на Киликию и т. д. Впоследствии турецкое правительство разработало и вручило прибывшим в Константинополь Генеральным инспекторам Хофу (Норвегия) и Вестененку (Голландия) относящуюся к их полномочиям «инструкцию», которая еще более ограничивала права инспекторов и фактически превращала их в турецких чиновников. Эта программа половинчатых реформ также осталась на бумаге, поскольку с началом первой мировой войны Турция сочла недействительным русско-турецкое соглашение, а назначенные Генеральные инспектора так и не успели приступить к исполнению своих обязанностей.