Русские источники о геноциде армян в Османской империи. 1915-1916 годы

Г.А. Абраамян, Т.Г. Севан-Хачатрян


Содержание   Tитульный лист и т.д.   Содержание (как в книге)
От составителей   Предисловие   Документы и материалы
Русские писатели об Армении   Именной указатель   Перечень материалов


[стр. VIII]

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1915-1916 гг., в бывшей Оттоманской империи было совершено страшное преступление, ставшее большой трагедией армянского народа. Турецкое правительство, возглавляемое шовинистической партией младотурок (иттихадистов) уничтожило около полутора миллиона армян.

Свою политику Геноцида младотурки осуществляли хитро, методично и беспощадно. Вначале они тайно и вероломно истребили интеллигенцию и боеспособное армянское население, а затем перешли к открытой и массовой резне женщин, детей и стариков. Часть беззащитного армянского населения была уничтожена в родных селах и городах, другая часть, принудительно выселявшаяся, — в пути. Остатки беспомощных масс, депортированные в знойные пустыни Месопотамии, погибли, изнуренные голодом и болезнями.

Резня совершалась с каннибальской жестокостью. Правительство приказывало своим местным органам быть решительными, не щадить никого. Так, министр внутренних дел Талаат-бей в одной из своих телеграмм, посланной губернатору Алеппо, приказывал: «Вам уже сообщалось о том, что по указанию Джемиета (руководящего комитета младотурок — М.Н.) было решено полностью уничтожить проживающих в Турции армян. Те, кто выступает против решения, не могут оставаться на официальных постах. Как бы жестоки ни были принятые меры, должен быть положен конец существованию армян. Не обращайте никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести» (The Memoirs of Nairn Bey. Turkish Official Documents Relating to the Deportation and Massacres of Armenians. Computed by Aram Andonian, London, 1920).

Указания главаря убийц выполнялись с возмутительной жестокостью. Злодеи действовали самыми варварскими, самыми зверскими способами. Потеряв человеческий облик, они топили свои жертвы в реках, душили дымом в запертых домах, сбрасывали со скал, убивали после неслыханных пыток, глумлений и бесчинств.

Очевидцы с леденящим сердце ужасом рассказывали об этой беспрецедентной резне. Один из деятелей арабскаго национально-

[стр. IX]

освободительного движения Фаез-эль-Хосейн в своих воспоминаниях писал: «В Битлисе власти заключили армян в амбары. Затем последовал приказ обложить их соломой и поджечь. И все несчастные погибли от удушья, запертые в кладовых, предназначенных для хранения сена. Но большинство было расстреляно или вырезано. Правительство нанимало для этой цели палачей, которым ежедневно давало одну турецкую лиру... Жандармы связывали вместе женщин и детей и сбрасывали их с большой высоты. В Диарбекире правительство применило много методов для истребления армян. Их убивали то огнем, то мечом, часто же бросали их в колодцы или в пещеры, закрывали отверстие, чтобы дать им умереть самой страшной смертью» (Faiez el Chocein. Temoignage d'un Arab musulman sur I'innocence et le massacre des Armeniens. Trad. de I'arab par A.EL-C. Bombay, 1917).

Разумеется, там где это было возможно армяне приступили к самообороне и с оружием в руках защищали свою жизнь и честь. Беззаветно храбро сражалось против своих палачей население Вана, Шатаха, Шапин-Гараисара, Урфы, Мусадага и других местностей. Успешно кончилась, в частности, самооборона города Вана, длившаяся около месяца. Благодаря героической борьбе народа и помощи войск русской Кавказской армии десятки тысяч ванских армян спаслись от угрожавшей им страшной резни. Но в ряде случаев самооборона армян, вследствие неравенства сил, терпела поражение.

Вместе с сотнями тысяч простых людей были зверски убиты также выдающиеся армянские писатели, поэты и публицисты Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Севак, Зардарян и многие другие деятели литературы, науки и искусства. Великий армянский композитор Комитас, уцелевший лишь случайно, не выдержав беспримерных ужасов, лишился рассудка.

Массовое избиение армян, начавшееся весною 1915г., продолжалось и в 1916г. Оно распространилось на все части Западной Армении, на все местности Турции, населенные армянами. Тысячи деревень и городов были превращены в пепелища. Из целых уездов и провинций спаслись лишь десятки или сотни людей. Вот несколько цифр. Из 27 сел Хнысского уезда, насчитывавших 3322 армянских семейств, спаслось лишь 128 душ. Из 11 сел Нижнего Буланыха спасся всего 21 человек, из 28 сел Маназкерта — 34, из 24 сел Хлата, насчитывавших 2150 семейств, — 248 человек (Центральный государственный исторический архив РА, фонд 57, оп. 2, д. 692, л. 17).

О кровавой политике младотурок патриарх турецких армян епископ Завен Егиян, которому были хорошо известны происходящие

[стр. X]

события, в конце декабря 1915 года писал: «Не думаю, что в истории когда-либо могла быть зафиксирована такая резня. Не думаю, что какое-либо перо способно описать те ужасные погромы, которые произошли в последние 8-9 месяцев в Турции, с одного ее конца до другого... Погромы, имевшие место при гамидовском режиме и даже раньше ничто в сравнении с теперешними. То, что было организовано в этот раз, было ни чем иным, как осуществлением программы истребления, и теперь можно сказать, что армянин на своей родине стал отныне «историческим». Некоторые из вали хвастливо телеграфировали центральному правительству, что в управляемых ими округах не найдется ныне ни одного армянина. На этот раз не чернь напала на мирный город, а само правительство, которое свою программу проводило через солдат, жандармерию, полицию, особенно через разбойничьи шайки. Приказ был дан из центра и его исполнение повсюду было безжалостным... Народ был изгнан из своего родного очага, потеряв все, а в пути разграблен и уничтожен. Начиная с Самсуна и до Тигранакерта не спасся почти ни один мужчина. Молодые женщины и девушки были похищены, а дети вырезаны. Резня была потрясающей в Муше, Багеше, Тигранакерте, Едесии, Трапезунде, Шапин-Гараисаре, Кеги, Балу и Ерзнка-Кемахе, где почти ни один армянин не спасся и где не пощадили даже стариков и младенцев. В других округах Армении были спасенные, но едва ли более пяти процентов. Во многих городах и селах на сегодня вряд ли найдется больше одной или двух женщин... Из Багеша и его районов не имеем никаких сведений о спасенных армянах. В Тигранакертском округе не только армяне, но и айсоры вырезаны. За неисполнение приказа вали об устройстве погрома три турецких каймакама были лишены должности и расстреляны. В Трапезунде и его районах почти все армяне убиты» (Там же, д.672, л.72-73).

Политика избиения армян была политикой геноцида, подробно разработанная и беспощадно осуществленная кликой воинствующих пантюркистов. Зверства младотурок во многом напоминают кровавые деяния гитлеровских-фашистов во время Второй мировой войны. Турецкие головорезы были предшественниками и прототипами фашистских убийц. Не случайно, что бесноватый фюрер иногда ссылался и на «опыт» младотурецких палачей. Так, Гитлер на одном совещании, созванном в городе Оберзальцбурге в августе 1939 г. перед наступлением фашистских полчищ на Польшу, напомнил об избиении армян в Турции, чтобы ободрить своих генералов. Не надо обращать никакого внимания на общественное мнение, нужно безжалостно убивать мужчин, женщин и детей, нужно уничтожать славянскую

[стр. XI]

расу, — изрекал Гитлер.

«Кто же сегодня еще говорит об истреблении армян?» (Guttman Jozeph, The Beginnings of Genocide, New York, 1948, p. 18).

Правительству младотурок, проводившему политику геноцида в отношении армян, покровительствовала союзница Турции — кайзеровская Германия. Исходя из своих империалистических планов на Ближнем Востоке и на Кавказе, она всячески помогала вандалам в организации депортации и резни армянского населения. Более того, немецкие офицеры, находящиеся в Турции, нередко принимали участие в кровавых преступлениях младотурок.

Против озверелых палачей выступила мировая общественность. Гневно протестовали лорд Джеймс Брайс, Арнольд Тойнби в Англии, Анатоль Франс, Жак де Морган во Франции, Иоганнес Лепсиус, Армин Вегнер в Германии, Генри Моргентау, Герберт Адамс Гиббонс в Соединенных Штатах Америки и другие.

Беспримерное преступление младотурок вызвало бурное возмущение в России. Протестовали как правительственные органы России, так и широкая общественность страны. С блестящими статьями и книгами выступили такие деятели культуры и науки, как Юрий Веселовский, Валерий Брюсов, Максим Ковалевский, генерал, поэт А. Кулебякин, Сергей Городецкий и многие другие.

Выдающийся русский литературовед и критик Юрий Веселовский, чьи арменоведческие исследования и множество переводов из классической армянской литературы донесли до русского читателя духовные ценности, созданные нашим народом, писал также о тяжелом положении западных армян под османским игом, разоблачал антиармянскую политику турецких султанов. В 1915-1916гг. Ю. Веселовский выступил против младотурецких палачей. В своей известной работе «Армянская трагедия» и многочисленных статьях, опубликованных в те годы в различных русских и армянских изданиях, он решительно осудил преступления озверелых шовинистов.

Против геноцида армян решительно выступил выдающийся русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Так, в своей книге «Летопись исторических судеб армянского народа» он писал: мы «уже не имели возможности использовать «Синюю книгу» 1915г. по Армянскому вопросу, где собраны факты, поистине ужасающие по своей невероятной жестокости. Что бы ни говорили защитники турок, как бы не ссылались на доводы «государственной необходимости», ничто не может оправдать массовых избиений, опустошения целых провинций, обрекания на голодную смерть изгоняемого населения деревень и городов и т. п. Вовсе не фантастичен подсчет, указывающий, что в

[стр. XII]

начале современной войны в турецких областях от казней, от убийств, от голода, от истощения, в пожарах, на пути в ссылку, в пустынях, назначенных для жительства и т. п. погибло свыше миллиона душ армянского населения; другие источники указывают до 2000000 человек» (В. Брюсов. Летопись исторических судеб армянского народа, второе издание, Ереван, 1940, с.5).

В. Брюсов в январе 1916г. по приглашению армянской интеллигенции прибыл в Закавказье. В Баку, Тифлисе и Ереване он прочитал лекции об армянской литературе и культуре, встречался с Ованесом Ованесяном, Ованесом Туманяном и другими, обсуждал с ними животрепещущие вопросы того времени. Об этих встречах Ованес Туманян писал: «В дни, когда мы, изнемогая от бремени национального бедствия, чувствуем себя беспомощными и слабыми, в эти дни приезжает к нам с далекого севера знаменитый русский поэт Валерий Брюсов и говорит о нашем величии, о морально-духовной силе армянского народа» (Валерий Брюсов. Об Армении и армянской культуре, Ереван, 1963, с. 222).

Значительно позже о В. Брюсове Аветик Исаакян писал: «В то время, когда армянский народ переживал страшную трагедию... когда озверевшее турецкое правительство вырезывало неселение Западной Армении, не щадя стариков, молодежи, женщин, детей, в своем стремлении стереть с лица земли целый народ, его культуру, его прошлое и настоящее одновременно, и тем самым покончить с Армянским вопросом (и вырезывало с полного одобрения Германии и при молчаливом согласии Англии с Францией), — в то именно время в защиту культуры армянского народа, в защиту его правого дела выступил, вместе с великим другом армянского народа — Максимом Горьким — и Валерий Брюсов».

Стараниями В. Брюсова и его русских и армянских друзей в 1916 г., в Москве вышел в свет сборник «Поэзия Армении», — что было большим событием в культурной жизни Армении и России. В введении, написанном Брюсовым, сказано: «Мы, русские, как и вся Европа, вспоминаем об армянах лишь в те дни, когда им нужна бывает рука помощи, чтобы спасти их от поголовного истребления озверевшими полчищами султана. Между тем есть у армян более высокое право на наше внимание и на внимание всего мира: та высокая культура, которую выработал армянский народ за долгие века своего самостоятельного существования, и та исключительно богатая литература, которая составляет драгоценный вклад Армении в общую сокровищницу человечества» (Валерий Брюсов. Об Армении и армянской культуре, с. 35).

[стр. XIII]

Известный историк-этнограф Максим Ковалевский в своих многочисленных статьях решительно выступал против турецких погромщиков и арменофобов в России. Он неоднократно писал о традиционно-дружеских связях армян с Россией. В Армении его считали верным другом армянского народа. Характерно, что в связи с кончиной М.М.Ковалевского и другого русского писателя В. П. Обнинского в журнале «Армянский Вестник» отмечалось: «И Ковалевский и Обнинский были друзьями малых народов. Ни тот, ни другой не представляли будущего России, как вечного, неизменного продолжения унитарного режима, режима поглощения малых народов государственными формами, созданными исключительно для великорусской народности. Оба они с тревожным и радостным предчувствием старались разглядеть в туманной дали грядущего очертания нового федеративного строя, в котором каждая народность получит свое место, будет иметь возможность жить согласно своим собственным культурным традициям» (Армянский Вестник, 1917г., №13, с.2).

Известному востоковеду В. А. Гордлевскому в годы Первой мировой войны довелось посетить ряд провинций Западной Армении и стать свидетелем варварской резни и повального разрушения армянских сел и городов. В одной из своих статей он писал: «Будучи проездом в Битлисе, захватил я отголоски резни, происшедшей там. Как мне рассказывали местные жители, улицы, дома, где проживали армяне, церкви и монастыри были завалены трупами; женщины лежали убитые после изнасилования, трупы валялись нередко обугленные... В ущелье за Битлисом лежали горы трупов, у некоторых на шее веревки с металлическими наконечниками, как будто сперва мучители прободали жертвы. То была бойня, беспримерное избиение народное» (Академик В. А. Гордлевский. Избранные сочинения, т. З, М., 1962, с. 128-130).

Несмотря на всеобщее разрушение и варварское избиение известный востоковед был оптимистом и все же предвидел возрождение армянского народа. Свою статью он заканчивает следующими словами: «Сотни тысяч безвинных армян пали в Турции жертвами зверств. С огромным мужеством шли на смерть сыны Армении; они знали, что через смерть армянский народ возродится к жизни, к лучшей жизни, и будет жить Армения!

Наш воскрешенный край,
Несокрушимый край, —

как пел восторженно в свое время О.Туманян, патриарх армянской поэзии» (Там же).

Трагическая судьба армянского народа взволновала поэта, ге-

[стр. XIV]

нерала русской армии А. П. Кулебякина. В его поэме «Дверь Мехера» и в цикле стихотворений «Отзвуки Вана» воспето героическое историческое прошлое армян, в частности боевые деяния сына Давида Сасунского Мгера. Стихотворения «Отзвуки Вана» были написаны в те дни, когда русские войска заняли город Ван и Ванскую область. «Ванские стихотворения написаны мною под непосредственным впечатлением виденных мест и слышанных рассказов. Я был в Ване с ноября 1915 по март 1916 года. Невыразимо тяжелое настроение навевает этот до тла разоренный, насыщенный смертью край, но природа его скрашивает даже ужас запустения и гибели. Красота синего озера Вана в серебряной рамке запорошенных снегом гор, прозрачность вод, ясность неба, чистота воздуха и богатство солнечных красок очаровывают душу каждого наблюдателя. Везде отпечаток величия и древности. И развалины, развалины без конца» (А. Кулебякин. Дверь Мехера. Отзвуки Вана, Тифлис, 1916, с. 43).

Поэт-генерал особо отмечает русскую ориентацию армян. Говоря о том, какой энтузиазм ванских армян вызвало взятие Эрзерума русскими войсками, он писал: «Нужно было быть на месте среди Ванских армян, чтобы видеть их радость по поводу падения Эрзерума. Этим кончилось их многовековое рабство. Восторг народа не имел границ: люди буквально плакали от счастья. Ликовала толпа обездоленного, разоренного народа, потерявшего все свое состояние, множество самых близких родных. Взятие Эрзерума сразу вселило в них уверенность в окончательном торжестве над исконным врагом» (Там же, с. 108).

На защиту многострадального народа встал и поэт Сергей Городецкий. Весною 1916г. он как один из инспекторов Всероссийского Союза городов отправляется в Западную Армению. Побродив в сожженном и опустошенном городе Ван, поэт убедился в том, что «сотни тысяч мирных, беззащитных людей были подвергнуты людьми же неслыханным по зверству истязаниям, тончайшим пыткам тела и духа» (С. Городецкий. Об Армении и армянской культуре, Ереван, 1974, с. 23).

Городецкий оказал всевозможную помощь армянским беженцам, в частности осиротевшим детям. Интересно отметить, что в переписке с Ованесом Туманяном, говоря о будущем Армении и России, Городецкий высказал следующее мнение: «Кавказ не может жить без России, как и Россия без Кавказа. Ни в одном конгломерате народов на земле не будет такой свободы самоопределения нации, как в Российской федерации» (Там же, с.90).

Среди многих русских гуманистов-арменофилов была и дочь ве-

[стр. XV]

ликого писателя Льва Толстого — Александра Толстая, которая в составе 7-го полевого врачебно-питательного отряда Всероссийского земского союза уже в феврале 1915г. приехала в город Игдырь. Здесь она вместе с другими членами отряда оказала помощь пострадавшим армянам. Кстати о них в те дни она писала: «люди эти производят ужасающее, угнетающее впечатление... Мне не приходилось видеть таких страданий. Люди лишились не только своих семей, близких, родных, — они лишились крова, имущества, лишились всего» («Русские Ведомости» от 17 февраля 1915г.). Александра Толстая побывала и в городе Ван, где установила связь с американскими миссионерами и вместе с ними помогала армянскому населению (См. The Treatment of Armenians in the Ottoman Empire, London, 1916, doc. №15).

Имеется немало других фактов, говорящих о том, как в тяжелые дни Первой мировой войны многие русские выдающиеся и рядовые люди оказывали моральную поддержку и материальную помощь армянскому народу. Об этом читатель найдет много интересного в настоящем сборнике документов и материалов составленном Г. А. Абраамяном и Т. Г. Севан-Хачатряном.

Проф. М. Нерсисян

Также по теме:

Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества.
М.Г. Нерсисяна — Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов.