Танер Акчам
Тот факт, что события 1915 года были массовым убийством, не был даже предметом обсуждения с точки зрения деятелей того времени во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком. Основная тема обсуждений того времени, как наказать "турок."
Одна из основных тем, на которой настаивает "турецкий тезис" в дискуссиях о событиях 1915 года, -- преувеличение числа жертв армянскими кругами. Сколько же человек погибло или было убито на самом деле? В сегодняшнем мире, в котором генералов, ответственных за убийство 7 000 человек в Боснии, судили за соврешение преступления геноцида, это очень странный аргумент. К тому же те, кто придерживается такой аргументации, должно быть совершенно не знакомы с простыми реалиями определения геноцида конвенцией 1948 года, по которой ООН не считает принцип "убийства", даже как абсолютно необходимое условие. Поэтому утверждение, что количество жертв от 50 000 до 600 000, а не от миллиона до полутора, лишено всякого значения, и по этой причине само утвреждение не воспринимается серьезно. Оно воспринимается и интерпретируется, как признак паники от осознания вины. Это реальность, которую наш народ не видит или не желает видеть. Нам достаточно знать то, что все оценки армян - погибших или выживших - предположительные, включая 600 000 жертв, названная Арнольдом Тойнби в 1916 году, когда депортации и массовые убийства еще продолжались. Единственная официальная статитстика была представлена Османским правительством в конце войны. После падения партии "Единение и Прогресс" первоочередной задачей нового правительства было расследование этого вопроса. В декабре 1918 года, была сформирована Комиссия по инициативе министра внутренних дел Мустафы Арифа (Деймера). Комиссия проработала три месяца и ее выводы стали достоянием общественности при новом министре внутренних дел Джемал Бейе 14 марта, 1919 года. Согласно архивным материалам Османской империи число армянских жертв за период с 1914 по 1918 гг., составило 800 000 (Вакит, Алемдар, Икдам, 15 марта, 1919 года). Сам этот факт о том, что 800 000 армян было убито и погибло во время депортаций, в то время был у всех на устах. Среди тех, кто называл эту цифру и Мустафа Кемаль [Ататюрк]: во время встерчи с американским генералом Хабардом Мустафа Кемаль сказал, что были убиты 800 000 армян. (Воспоминания Рауфа Орбай, _Наша недавняя история_, том 3, стр. 179.)
КАК СЛЕДУЕТ НАКАЗАТЬ ТУРОК?
По этой теме вторым источником является книга, опубликованная в 1928 году Генеральным штабом о потерях во время Первой мировой войны. Книга, изданная подполковником Нихатом, является переводом французской книги, и цифры по потерям Турции даны в модифицированном и исправленном виде. Согласно данным Генерального штаба, "800 000 армян и 200 000 греков погибли в результате резни, депортаций или в рабочих батальонах" во время Первой мировой войны. Й.Х. Бэйур (Y. H. Bayur), который передает эту информацию, утверждает, что "эти числа следует считать правильными нашими официальными источниками." (Й. Х Бэйур, _История реформ_, том 3, часть 4, стр. 787). Может показаться невероятным, но реальность такова, что факт "события 1915 года были массовым убийством", был принят всеми в тот период, и даже не был предметом обсуждений. Конечно, слово "soykirim" (геноцид), термин, вошедший в употребление после Второй мировой войны, не был в употреблении в то время. Для описания того, что произошло в 1915 году употреблялись такие слова, как "katliam" (резня), "taktil" (убийства), "teb'id" (изгнание), "kital" (резня). У Мустафы Кемаля есть с десяток речей, в которых он определяет обращение с армянами в эти годы "трусостью", "варварством" и "резней". В октябре 1919 года американский генерал Хабард, посетивший Мустафу Кемаля в Сивасе, говорит, что "он тоже осудил резню и депортации армян. Согласно Мустафе Кемалю - "это преступное дело рук маленького комитета, захватившего власть." (см. Названную выше работу Рауфа Орбай). Опять же в этот период, в интервью американской радио-газете, он сказал: "у нас нет экспансионистских планов… мы можем дать гарантии, что новых варварских акций против армян не будет." (Билал Симсир, _Британские документы по Ататюрку_, том 1, стр. 171, Анкара, 1973 г.) В телеграмме Кязиму Карабекиру от 6 мая, 1920 г., он наставляет его воздерживаться от любых инициатив по новой "армянской резне". (Кязим Карабекир, Наша война за освобождение, стр. 707). В речи 24 апреля того же года, Мустафа Кемаль называет действия по отношению к армянам в 1915 году "трусливыми". (_Речи Ататюрка на открытых и тайных заседаниях Великого Национального Собрания Турции_, том 1., стр.59), и так далее.
Сам факт резни армян не был предметом обсуждений, более того, речь шла только о том, как наказать виновных. Есть корреспонденция между кабинетом Али Риза Паша и Мустафой Кемалем в сентябре 1919 года. Военный министр Джемаль, который вел корреспонденцию от имени стамбульского правительства, требовал, чтобы Мустафа Кемаль делал заявления о том, что "лица, совершающие всевозможные преступления во время войны не избегут наказания от правосудия." В своем ответном письме, Мустафа Кемаль пишет: "раскрытие и наказание за плохое администрирование в военное время, с пониманием, что в нашем отечестве ответсвенность равным образом несут простые люди и руководители, и что время действия законов в беспристрастной манере и по справедливости, есть наши самые сокровенные пожелания". Он добавляет к этому, что полагает "более подабающим и полезным", чтобы это наказание "было продемонстрировано друзьям и врагам одинаково, не для того, чтобы это было для рекламных целей на бумаге, но для того, чтобы наказание было в конкретных действиях." (Речи, том 3, документ 141-2, стр. 164-6). Суд над виновными также был предметом обсуждений в Амасии. Во время обсуждений, были рпиняты решения о пяти протоколах, три из них доступные общественности, два - тайные. В первом протоколе, датированном 21 октября, 1919 года, наказание преступников предполагалось в двух различных статьях: "1 - Возобновление "младотуркизма" и идей Союза и Прогресса (партия младотурков), и даже появление каких-либо его признаков следует считать политически вредным … 4 - Необходимо в политическом и юридическом плане наказать тех, кто совершал преступления депортаций." Третий протокол был о выборах и о том, как следует оградить выборы от участия в них младотурков, запятнавших себя участием в армянской резне. По этой причине Анатолия оставляла за собой право вмешиваться в ход выборов. Об этом в частности говорится: "Наличие этих людей в делегации депутатов, связанных с младотурками и их злом, запятнанных в вопросах депортаций и резни и другими злодеяниями, несовместимо с истинными интересами нации и страны, неприемлемымо в целом, поэтому возможно применение любых мер для воспрепятствования такого развития." (Речи, том 3, документ 159-160, стр. 193-4).
Можно цитировать примеры на целые страницы. Однако мне всего лишь хочется разъяснить следующее: Тот факт, что события 1915 года были массовым убийством, не был даже предметом обсуждения с точки зрения деятелей того времени во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком. Основная тема обсуждений того времени вокруг парижских договоренностей о том, как наказать "турок" за резню армян. Суд над виновными был одной из форм наказания. Раздел Анатолии был другим способом наказания. Иными словами, Западные державы свои имперские амбиции тщательно скрывали за реальностью массовых убийств армян. Мустафа Кемаль и его сподвижники приняли эту реальность - виновные в резне должеы были быть наказаны, -- но они воспротивились разделу Анатолии. Сегодня, вместо того, чтобы производить ложь и легенды, если мы примем позицию Мустафы Кемаля по этому вопросу за отправную точку, и продолжим дискурс, отталкиваясь от его позиции, мы решим многие вопросы в предельно сжатые сроки.
Танер Акчам (Taner Akcam) - турецкий историк
Газета "Радикал", 23 мая, 2003 г.
Также по теме:
Танер Акчам - Турецкое национальное "Я" и Армянский Вопрос