Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

И. Алибеговъ.

ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКІЕ КРОВАВЫЕ ДНИ ПРЕДЪ СУДОМЪ ОБЩЕСТВА.


Содержание  Tитульный лист и т.д.  Предисловіе
  Елисаветпольскіе кровавые дни предъ судомъ общества
 Справки  Завеса сброшена
Завравшійся „публицистъ" и его общественные сподвижники.  Приложенiя

 

[стр 1]

ПРЕДИСЛОВІЕ.

Мирная, созидательно-трудовая дѣятель ность восточнаго Закавказья, со дня кровавыхъ февральскихъ событій, расшатана, раз рушена.

Въ теченіе цѣлаго года трудолюбивое населеніе этого богатаго уголка превращено въ лютыхъ звѣрей, съ остервенѣніемъ набрасывающихся другъ на друга.

Всколыхнулось народное спокойствіе....

Сѣмена вражды, ядовитой злобы, безотчетной ненависти, посѣянныя гнусными изувѣрами, потерявшими человѣческій обликъ, поправшими честь и совѣсть—необычайно быстро дали ростки свирѣпой кровожадности.

Дикія проявленія человѣконенавистничества, кровавымъ заревомъ возгорѣвшіяся на востокѣ нашей родины, душу раздирающимъ отблескомъ отражаютъ на всемъ пространствѣ культурнаго міра стыдъ и позоръ нашей страны, гдѣ безпощадно широкою рѣкою проливается армяно-татарская кровь...

Какъ много еще течетъ въ жилахъ людей крокодиловой крови; какою волчьею стра-

[стр 2]

стью вздымается людская грудь; какъ злобно и дико бьется жестокое сердце человѣка!... Пулями, мечемъ и огнемъ сосѣди взрываютъ подъ собою почву, разрушаютъ культуру, наносятъ смертельйые удары общественному прогрессу.

Необузданною своею страстью они разоряютъ страну, которая своимъ природнымъ богатствомъ щедро одаряетъ каждаго труженика.

Ужасы бакинскихъ дней, нахичеванскія, эриванскія, шушинскія и елисаветпольскія татаро-армянскія кровавыя столкновенія нанесли тяжелый ударъ богатой нефтяной промышленности, имѣющей міровое значеніе, разорили сотни семей, пустили по-міру десятки тысячъ городскихъ рабочихъ и сельскихъ тружениковъ, трудами которыхъ созидается народное благосостояніе...

Выброшенный на улицу голодный людъ вынужденъ будетъ пополнять кадры разбойниковъ и грабителей. Такое положеніе вещей, такой печальный ходъ исторіи кавказской жизни серьезно грозятъ культурному преуспѣванію края и общественной безопасности.

Логика вещей и психологія возникновенія кровавыхъ татаро-армянскихъ столкнове-

[стр 3]

ній не мирятся съ тѣмъ обстоятельствомъ, что два народа, съ давнихъ поръ жившіе въ сосѣдской дружбѣ, вдругъ, словно по мановенію волшебнаго жезла, ополчились другъ на друга для того, чтобы съ неудержимою яростью обагрятъ ихъ общую родину армяно-татарскою кровью.

Нѣтъ, не вѣримъ въ естественность подобныхъ явленій!... Тутъ преступныя руки тонко играютъ на національно-религіозныхъ струнахъ невѣжественной массы, руководимой сознательными извергами человѣческаго рода...

Основную причину всѣхъ ужасовъ армяно-татарскихъ столкновеній и всего разлагающагося начала общественнаго строя несомнѣнно нужно искать въ томъ общемъ полицейско-бюрократическомъ режимѣ «самодержавной» власти, подъ гнетущимъ ярмомъ котораго стонетъ и рыдаетъ вся Россія.

Этотъ гнилостно-заплесневѣлый строй и въ нашемъ краѣ подготовилъ благопріятную почву для взрощенія зловредныхъ плевелъ человѣческой мысли и совѣсти, одинаково пагубныхъ какъ для кутьтурнаго процвѣтанія кавказской жизни, такъ и въ отношеніи обще-государственныхъ интересовъ.

Панисламисты, провокаторы, любители

[стр 4]

«чужого добра», разоряющіеся мусульманскіе феодалы, кровожадные агенты «самодержавнаго» правительства и прочіе подонки общества, въ своекорыстныхъ цѣляхъ нагло эксплоатируютъ расшатанную среду современности.

Провокаціонная ихъ агитація неотразимо усганавливается и татаро-армянскими столкновеніями, въ теченіе года съ возростающей прогрессіей и при тожественныхъ условіяхъ повторяющимися въ нашемъ краѣ.

Она съ особенною рельефностью проявилась въ послѣдней — елисаветпольской — рѣзнѣ, которой посвящаю въ настоящей брошюрѣ статью: «Елисаветпольскіе кровавые дни предъ судомъ общества».

Предлагая ее читателямъ вмѣстѣ со статьею: «Завравшійся публицистъ и его общественные сподвижники», долженъ замѣтить, что послѣдняя была написана вслѣдь за февральскими бакинскими событіями, но, по независящимъ отъ меня обстоятельствамъ, она своевременно не могла быть напечатана въ повременной печати.

Помимо того, что упомянутая статья отчасти отражаетъ въ себѣ основные мотивы всѣхъ бывшихъ въ краѣ татаро-армянскихъ столкновеній, она занимаетъ насъ и въ томъ

[стр 5]

отношеніи, что знакомитъ съ тѣми пріемами освѣщенія явленій общественной жизни, которыми такъ недобросовѣстно пользуются популярные въ мусульманской средѣ общественные дѣятели, какъ напр. г. Агаевъ, редакторъ татарской газеты «Гэятъ», г. Топчибашевъ, редакторъ газеты «Каспій», и др. почетныя лица.

Обличеніе подобныхъ вождей мусульманскаго общества назидательно въ особенности въ переживаемое нами время освободительнаго движенія, когда эти гасители свѣта истины, фарисейски облачаются въ тогу поборниковъ либеральныхъ идей и этимъ кощунственно вводятъ въ заблужденіе довѣрчивое общество.

Въ этихъ видахъ, считая упомянутую статью не потерявшею общественнаго значенія, позволяю себѣ занять ею вниманіе читателей.

 


Содержание  Tитульный лист и т.д.  Предисловіе
  Елисаветпольскіе кровавые дни предъ судомъ общества
 Справки  Завеса сброшена
Завравшійся „публицистъ" и его общественные сподвижники.  Приложенiя

 

 

Также по теме:

Павел Шехтман, «Пламя давних пожаров»