СУДЬБОНОСНЫЕ ДОГОВОРА 1813-1997гг. ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ


[К содержанию] [Следующая страница >]


В ХI - ХV в.в. появившиеся из Центральной Азии на Кавказе и Среднем-Ближнем Востоке турецкие полудикие племена стремились на этих территориях навязать порабощенным народам свои варварские обычаи, уничтожить завоевания их цивилизации. Только на территории Армении были разрушены более тысячи архитектурных памятников.

Армяне более трехсот лет тому назад установили с Российским государством политические связи, главенствующей целью которых было освобождение армянского народа от турецкого и персидского ига. Глашатаями русской ориентации в ХVII - XVIII в.в. были армянские католикосы, мелики, торговцы, крупные деятели освободительного движения. В XIX и в начале ХХ в.в. поборниками русской ориентации выступали такие выдающиеся личности, как Нерсес Аштаракци, М.Тагиадян, Х.Абовян, Ст.Назарян, М.Налбандян, Р.Патканян, Раффи, Гр.Арцруни, Комитас, Гр.Зохраб, Ов.Туманян, полководец Андраник, А.Чобанян и многие другие.

Гегель в свое время писал о Турции: ''Во внешней политике общая заинтересованность европейских государств против турок была борьба против этой страшной силы, которая грозила отторгнуть Европу от Азии. В то время они были нацией, полной крепкого телосложения, мощь которой была основана на завоевании, по какой причине и она вела беспрерывные войны, иногда только заключая мир. Все европейские государства на Востоке: Австрия, Венгрия, Венеция и Польша должны бороться против турок. Битва при Лепанто спасла Италию и всю Европу от наводнения варваров.''(Гегель. Философия истории, т. VIII, стр. 76. Москва)

История Османской империи - история массового террора на протяжении сотен лет против нетурецких народов.

Волею исторических судеб жизнь самой большой части армянского народа протекала под игом султанской средневековой военно-феодальной государственности на протяжении веков. Самодержавные формы правления и жестокие методы, национальное угнетение и религиозная дискриминация, грабеж оставили свою отрицательную печать на все стороны жизни западных армян.

После турецко-персидских войн XVI - XVII и до начала ХХ в., Армения была разделена между Турцией и Персией. Области северо-восточной Армении: Ереванское ханство, Зангезур, Ширак, Арцах, бассейн озера Севан, Лори-Памбак и Казах-Шамшадин были захвачены шахской Персией, а юго-восточные области Армении - Васпуракан, Тарон, Сасун, Алашкерт, Харберд, Карс и Карин - захватила султанская Турция.

Из русско-персидской войны 1804-1813 гг., Россия, несмотря на неблагоприятные международные отношения, смогла выйти с победой. Блестящая победа русского народа в Отечественной войне 1812 г., тяжелые поражения персидских войск в битвах при Ленкорани, Асландузе и Мегри вынудили правительство шаха предложить мир. 13 октября 1813 г. в крепости Гюлистан (армянское село в Арцахе) был подписан русско-персидский мирный договор, по которому Ширак, Лори, Казах, Шамшадин, Зангезур, Арцах, Утик, некоторые территории Азербайджана и Грузии перешли к России. Спустя некоторое время, по наущению английского правительства, Персия, нарушив Гюлистанский договор, начала новую войну против России. В середине июля 1826 г. войска хана Еревана Сардара Гусейна, без объявления войны вероломно напали на Ширак, Памбак, а наследник Аббас-Мирза с 60-тысячным войском двинулся на Арцах.

После взятия Еревана русские войска, преследуя морально разложившегося врага, один за другим овладели Тавризом, Хойем, Урмией, Салмастом и двинулись на Тегеран. По предложению персидского шаха 10 февраля 1828 г. в персидской деревне Туркменчай был заключен мирный договор, которым и завершилась русско-персидская война. По договору ханства Еревана и Нахичевана, как и все Закавказье были присоединены к России.

После окончания русско-персидской войны в апреле 1828 г. началась война между Россией и Турцией, закончившаяся 2 сентября 1829 г. Адрианопольским мирным договором. По Адрианопольскому договору, к России перешла территория от Кубани до Поти, как и Ахалцих и Ахалкалаки. Однако этот договор имел для армян тяжелые последствия: Карсский, Ардаганский, Баязетский, Эрзрумский, Байбурдский и другие уезды были возвращены Турции.

По данным Константинопольского армянского патриаршества, в Османской империи в 1876 г. проживали более 3-х миллионов армян. В Великой Армении - 1 млн. 330 тыс., в Малой Азии и Киликии - 600 тыс., Малой Армении и районе Кесарии - 670 тыс., Константинополе и Балканах - 400 тыс. Только в 1890 г. вследствие политики, проводимой турецким правительством, было истреблено 300 тыс. армян. Помимо этого были эмигрированы или вынудили к вероотступничеству сотни тысяч армян.

В 1875 г. против османского гнета восстали Герцеговина и Босния, а в 1876 г. - Болгария. Весной 1876 г., стремясь к полной независимости, Сербия объявила войну Турции. К ней присоединилась и Черногория.

Решение Восточного вопроса не заботило крупные европейские державы. Руководствуясь своими узкими интересами, они преследовали цель сохранить т.н. ''статус кво'' султанской Турции.

Весной 1877 г. началась русско-турецкая война, которая велась на Балканском и Кавказском фронтах. Она окончилась в январе 1878 г. перемирием, заключенным в Адрианополе по просьбе пораженной Турции

19 февраля (3 марта) 1878 г. в Сан-Стефано, расположенном в 12 км от Константинополя, был подписан мирный договор. Согласно этому договору Сербия, Черногория, Румыния провозглашались независимыми. Автономные власти получали Болгария, Босния и Герцеговина. Фактически этот договор ознаменовался в истории как освободительный манифест балканских христиан.

Армянский вопрос, как вопрос международной дипломатии, возник в 1877-78 гг. после русско-турецкой войны и был тесно связан с восточным вопросом. Впервые армянский вопрос нашел свое отражение 19 февраля 1878 г. в мирном договоре, подписанном в Сан-Стефано между Россией и Турцией. Армянский вопрос возник и употреблялся в международной дипломатии как вопрос, относящийся к западным армянам, находящимся под игом османской Турции. В статье 16-й Сан-Стефанского договора написано: ''Имея в виду, что вывод русских войск из районов Армении, возвращаемых Турции, может дать повод к столкновениям и осложнениям, которые могут оказать отрицательное влияние на добрые отношения между двумя государствами, Высокая Порта обязуется незамедлительно претворить в жизнь реформы, преобразования в населенных армянами областях и обеспечить безопасность армян от курдов и черкезов.'' (Армения в документах международной дипломатии и Советской внешней политики. Ереван, 1972., стр. 92 (на арм. яз.) Как правильно отмечено в т. VI ''Истории армянского народа'', ''Ни султанская Турция, ни европейские колониальные страны и ни царская Россия не имели никаких желаний дать армянскому народу автономию или независимость. Выдвинутые крупными державами по разным поводам вопросы или требования защищенной Армении об автономии были только игрой.''( История армянского народа. Т. 6. Ереван, 1981 г., ст. 111 (на арм. яз.)

А что дала армянам статья 16? Армянский вопрос впервые стал предметом международного рассмотрения, а Высокая Порта публично признала существование Армении и армянской нации в азиатской Турции.

Победа царской России в русско-турецкой войне и Сан-Стефанский договор вызвали большой переполох в руководящих кругах европейских держав, в частности, Англии и Австро-Венгрии, а впоследствии и Франции. Министр иностранных дел Австро-Венгрии Ю.Андраши официально потребовал созвать международный конгресс, где должен был обсуждаться Сан-Стефанский договор.

Период, охватывающий от Сан-Стефано до Берлинского конгресса, был полон самыми гнусными примерами дипломатической борьбы европейских государств. Они приняли решительные меры: лишить Россию плодов своей победы. В неблагоприятных международных условиях Россия была вынуждена принять требования Англии и Австро-Венгрии. Англия заставляла Россию представить на рассмотрение не только статьи Сан-Стефанского договора, имеющего всеевропейское значение, но и весь договор. Армяне, видя, что решение армянского вопроса более не зависит от России, решили направить делегацию в Берлин и представить свои требования международному конгрессу. Армянскую делегацию возглавлял Католикос всех армян Мкртыч Хримян, другими членами делегации были епископ Хорен Нарибей (Галфаян), Степан Папазян, Минас Чераз (секретарь Хримяна и переводчик). До участия в конгрессе М.Хримян и М.Чераз отправились в Европу. Они имели в Италии встречи с министром иностранных дел Корти, во Франции с выдающимся политическим деятелем Нубаром-пашой (египетский армянин), германским послом Гогенлое, английским послом Лайнси и министром иностранных дел Франции В.Ваддингтоном. В Англии они имели встречи с министром иностранных дел Солсбери, французским и германским послами и гостящим в Лондоне германским наследником престола Фридрихом Вильгельмом.

Из Англии армянская делегация отправилась в Берлин для участия в работах конгресса. В марте 1878 г. епископ Х.Нарибей отправился в Петербург и лично вручил царю Александру II программу автономии армян в составе Турции.

Берлинский конгресс начался 1 июня 1878 г. В нем участвовали Россия, Турция, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Италия и Англия. Армянская и болгарская делегации не получили права участия в конгрессе. На Берлинском конгрессе министр иностранных дел Англии Солсбери (поскольку Армянский вопрос как второстепенный должен был рассматриваться позднее) предлагал из 16-й статьи оставить лишь последнюю часть, относящуюся к реформам.

8 июля, на 15-м заседании конгресс принимает следующую резолюцию, предложенную английской делегацией.

''Высокая Порта обязуется без промедления претворить реформы, исходящие из местных требований, и обеспечить армян от черкезов и курдов. Для этой цели о предпринимаемых мерах она должна периодически сообщать государствам, которые должны контролировать их деятельность.''

Берлинский конгресс был созван по требованию Англии и Австро-Венгрии, которые стремились по мере возможности ограничить территориальные приобретения России и расширение ее влияния на Балканах и Малой Азии. Россия была вынуждена отказаться от некоторых положений Сан-Стефано в пользу Турции.

…В азиатской части Россия возвращала Турции долину Алашкерта и Баязет. Затем 16-я статья Сан-Стефанского договора была заменена 61-й статьей, которая уже не содержала никаких действительных гарантий утверждения порядка в армянских вилайетах касательно возможных погромов армян.

На Берлинском конгрессе, способствуя захваченными русскими войсками армянских земель, часть вернули Турции и, по существу, великие западные державы способствовали политике геноцида против западных армян.''(Дж. Киракосян, Р.Саакян. Армения в документах международной дипломатии и Советской внешней политики. Ереван, 1972, стр. 128 (на арм. яз.)

На Берлинском конгрессе в дипломатической грызне колониальных держав родилась злополучная 61-я статья. ''Берлинский трактат, - пишет академик В.М.Хвостов, - значительную часть армянского народа оставил под игом Турции. История показала, что это решение капиталистических держав стало роковым для турецких армян, оно привело их к физическому уничтожению.'' (В.М.Хвостов. История дипломатии, т. II, с. 128. Москва)

Как в свое время писал крупный армянский общественно-политический деятель, публицист Гр.Арцруни: ''Вы должны надеяться на себя, а не на Берлин''. ''Та нация, которая не надеется на себя, не имеет будущего''.

В свое время 61-я статья была самой тяжелой статьей, которую армянский народ получил, в частности, от цивилизованной Великой Британской империи. Она еще раз доказывает, что европейские христианские государства никогда не были освободителями христианских народов и что вне своих интересов ничего не существует. Вследствие обострения противоречий между крупными державами Армянский вопрос еще более запутался и привел к еще более тяжелым бедствиям армянского народа.

В июле 1908 г. в Турции произошел государственный переворот. Самодержавный султанский режим пал, и к власти пришли младотурки. В период их правления (1909 - 1918) поменялось 14 правительств.

Во внутренней политике власть младотурок не решила ни одного политического и социального вопроса, волнующего народы, которые проживали в стране, а в противовес принципам конституции вела сугубо националистическую, пантюркистскую политику. Русский посол в Константинополе М.Гирс писал в 1912 г.: ''Положение в Армении поистине настолько прискорбно, как при старом режиме''. Осенью 1911г. началась итало-турецкая война, которая закончилась 18 октября 1912 г. мирным договором. Согласно этому договору, две африканские колонии Османской империи - Триполитания и Киренанке стали колониями Италии.

В октябре 1912 г. началась первая Балканская война между Османской империей и Балканскими странами - Болгарией, Грецией, Сербией и Черногорией. В начале декабря 1912 г. между воюющими странами был заключен мир.

Учитывая создавшееся внутренне положение в Турции и благоприятную международную обстановку, армянские национальные области вновь подняли вопрос претворения в жизнь 61-й статьи Берлинского конгресса.

В сентябре 1912 г. собрание представителей армянской общественности подняло вопрос обратиться к русскому правительству. В октябре того же года Католикос всех армян Геворк V через наместника на Кавказе Воронцова-Дашкова официально обратился к Николаю II с просьбой решить вопрос западных армян. Передовые представители армянской интеллигенции - писатели, деятели искусства, науки, политические и общественные деятели - решение судьбы западных армян связывали с русскими передовыми деятелями, с Россией.

В январе 1913 г. Ов. Туманян писал: ''Армянский вопрос - вопрос варварского уничтожения и угнетения, вопрос гонения и беженства; он преимущественно вопрос физического существования. И его удача всегда связана с удачей России. Кто встал против удачи России, против удачи Армянского вопроса и кто против России защитил Турцию, тот - сообщник турецких зверств и ужасов''.

А известный западноармянский писатель, член турецкого Меджлиса Г.Зохраб, выражая мнение национальной демократии западных армян, писал, что западные армяне в составе России ''как бы ни было, под давлением того же режима, мы тем не менее не были бы лишены возможности развиваться. Притом Россия - молодая страна, обещает будущее, а то давление, о котором и так много говорят, не всегда должно властвовать в России''. (''Мшак'', 1879г., ном. 125)

Геноцид армян в Турции в конце XIX в., организованный кровавым султаном Абдулом-Гамидом, вызвал справедливый гнев и возмущение широких слоев общественности многих стран. В России свой голос протеста подняла передовая часть русских ученых, писателей, общественно-политических деятелей: М.Горький, В.Брюсов, Ю.Веселовский, Бальмонт, Городецкий, И.Бунин, О.Мандельштам и многие другие.

Таким образом, накануне Первой мировой войны, усилиями западных и восточных армян осенью 1912 г. Армянский вопрос вновь был поднят великими державами. Как и во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., так и теперь Царская Россия, исходя из своих политико-экономических интересов, выступала в роли инициатора и защитника западных армян. В начале 1913 г. правительства Франции и Англии сообщили, что они защищают точку зрения России в Армянском вопросе и дали соответствующие указания своим послам в Константинополе. Однако Англия и Франция вели двурушническую политику, притворно защищали Россию, а в действительности не желали, чтобы ее влияние усилилось в Турции. Русский посол в Константинополе Гирс, в июне 1913 г. поручает главному переводчику и советнику посольства Мандельштаму составить русский проект армянских реформ, руководствуясь программами 1880 1895 гг. Согласно русскому проекту из шести армянских вилайетов (Эрзрум, Ван, Битлис, Диарбекир, Сваз, Харберд) должны были составить одну губернию. Армянская губерния должна была быть разделена на санджаки (уезды), казаны (районы) и наиены (общины). Губернатор (верховный правитель) должен был быть турецкоподданным христианином или европейцем, назначенным на пять лет султаном, с согласия великих держав. Для претворения в жизнь русского проекта в шести армянских вилайетах необходимо было согласие великих держав. Турецкое правительство представило свой проект, который фактически не был преобразованием, содержал еще один новый опыт сорвать претворение в жизнь реформ в армянских вилайетах.

Турок воодушевляли империалистическая Германия и ее союзники - Австро-Венгрия и Италия. И когда русский проект в июле 1913 г. в Константинополе, в здании австро-венгерского посольства , был поставлен на рассмотрение, выявились коварные игры европейской дипломатии. С одной стороны, позиция германского блока и Турции, с другой - традиционная двурушническая политика Франции и Англии, и в этот раз также постарались провалить решение Армянского вопроса. После долгих переговоров и упорной дипломатической борьбы 26 января 1914 г. В Константинополе, наконец, был подписан русско-турецкий договор о реформах в Западной Армении. Согласно договору Западная Армения разделилась на два Сектора. В первый Сектор должны были войти вилайеты Эрзрум, Трапезунд и Сваз, а во второй - Харберд, Ван, Битлис и Диарбекир. Верховных правителей Секторов из европейцев должны были предложить великие державы. Турецкое правительство просило для каждого Сектора предложить две кандидатуры, чтобы самому избрать и утвердить. Правителям сохраняются права административной, судебной и полицейской власти. Голландский дипломат Венстенстин (бывш. Губернатор Конго) был назначен верховным правителем Сектора Эрзрум, Сваз, Трапезунд, а норвежский полковник Гоф - Вана, Битлиса, Харберда и Диарбекира. Правители - европейцы только что приступили к исполнению своих обязанностей, когда 1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Вследствие этого пункты договора считались неосуществленными, и западное армянство встало перед роковой опасностью.

Накануне Первой мировой войны Турция была отсталой сельскохозяйственной страной, с низким уровнем земледелия и слабо развитой промышленностью.

Верхушечная младотурецкая революция не только не решила острые социальные и национальные проблемы, но и установила несказанно жестокий режим. Несмотря на то, что после начала войны османское правительство объявило нейтралитет, однако 2 августа 1914 г. заключило с Германией тайный военный союз. В октябре 1914 г. царская Россия объявила войну Турции, дабы нарушить нейтралитет, а в ноябре того же года, Османская империя государствам Антанты.

Используя военную обстановку, главари младотурок проявили сущность своей политики в национальном вопросе. Эта чудовищная программа значительно проявилась в страшном погроме армян, который младотурецкое кровавое руководство осуществило в 1915 - 1918 гг. В первую очередь они свели счеты с передовыми деятелями армянской интеллигенции и армянскими депутатами меджлиса. В ночь на 24 апреля турецкая полиция арестовала около 800 армянских интеллигентов: писателей, искусствоведов, ученых, врачей, учителей, общественных деятелей, которых послали в глубь Анатолии и зверски убили. Палач армянского народа - правительство младотурок, приступив к планомерному физическому истреблению армянского народа, изобрело ту вымышленную легенду, что якобы армянское население из районов своего постоянного места жительства ''переводится'' в глубинные области ''в военных целях''. В 1915 - 1918 гг. правительство младотурок выселило около 2 млн., из которых более 1,5 млн. были убиты, или умерли от жажды, мучений, голода, эпидемий в пустынях Дер-Зора, Сирии и Аравии. 200 тысяч армян, в основном женщин и детей, насильно привели к вероотступничеству.

В продолжительной и разрушительной войне Османская империя и ее союзники потерпели сокрушительное поражение. 30 октября 1918 г. в порту Мудрос (Эгейское море) на английском крейсере ''Агамемнон'' был подписан мирный договор. Турция в годы войны потеряла 600 тыс. убитыми, более 2 млн. ранеными. Большие людские потери повлияли на экономику страны, более чем в два раза сократились посевные площади, поголовье скота сократилось в два раза. Сократилось производство на многих отраслях промышленности.

В Турции начался страшный голод. В политической и административной жизни укоренились необузданное своеволие верхушки младотурок: коррупция и спекуляция. Понятие ''неприкосновенность личности и имущества'' полностью исчезло с общественно-политической жизни.

В 1919 г. закончилась Первая мировая война, а 23 июня был подписан договор о мире, с одной стороны между Германией, с другой - между государствами союзников.

4 июня 1918 г. в Батуми между правительствами Республики Армения и Османской империи был подписан договор о мире и дружбе. От имени правительства Армении договор подписали О. Качазнуни, А.Хатисян и М.Пападжанов, от султанской Турции - Вегиб Махмед-паша и Халил-бей. Батумский договор был принудительным международным договором по отношению к Армении и состоял из 14 статей. Турция признала независимость лишь небольшой части Армении. Статья первая Батумского договора подчеркивала, что между османской Турцией и Республикой Армения ''устанавливались мир и постоянная дружба''.

По статье 2-ой устанавливались границы Турции с Грузией, Арменией и Азербайджаном. От Ереванской губернии к Турции переходили вся губерния Сурмалу, большая часть уездов Александрополя и Эчмиадзина и часть уездов Еревана и Шарур-Даралагяза. Территория Республики Армения составляла всего около 10 тыс.кв. километров с 320 тыс. жителей.

По статье 4-ой правительство Турции брало на себя обязанность оказания помощи Республике Армения оружием, если последняя запросит помощь для поддержания порядка в стране.

Статьи 6-10 касались защиты прав мусульманского населения Армении, использования железных дорог по сниженным тарифам.

Этими договорами, которые одновременно были подписаны также буржуазными правительствами Азербайджана и Грузии, Турция имела цель отторгнуть от Советской России три республики Закавказья.

Младотурецкое правительство нарушило договор от 5 декабря 1917 г., заключенный в Ерзнка между командованием Русской Кавказской армией, и 3-й турецкой армией, нарушив тем самым Брест-Литовский договор 2 декабря 1917 г. о перемирии между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, -с другой стороны. К договору о перемирии был приложен акт о демаркационных линиях между русскими и турецкими войсками. За русскими сохранились почти все районы Западной Армении, занятые в ходе войны. По Брест-Литовскому договору, прекращались военные действия между Турцией и Россией. Однако Турция в середине февраля 1918 г., воспользовавшись развалом русского фронта и создавшейся в Закавказье сложной политической ситуацией, нарушила перемирие, заключенное в Ерзнке, и вторглась в Западную Армению, завершив ее оккупацию. Регулярные турецкие войска вторглись также в Закавказье, поставив под угрозу существование самой Восточной Армении.

Когда 18 февраля 1918 г. германские войска начали военные действия против России, Германия 21 февраля поставила весьма тяжелые требования, по которым Россия должна была возвратить Турции ''ее анатолийские провинции'', т.е. Западной Армении. Помимо вышесказанного, Германия также потребовала вывода русских войск из восточноармянских провинций Карсского и Ардаганского округов.

По кабальному Брест-Литовскому договору, Россия должна была демобилизовать и распустить армянские четы (добровольческие отряды), состоящие из турецких и русских подданных, которые находятся как в России, так и в оккупированных турецких провинциях. В этой связи целесообразно привести цитату старшего научного сотрудника Института востоковедения НАН РА Р.Казанджяна (рецензия на нашу книгу ''Роковые договоры'', ''Правда Армении'', 14.5.99 г.):''В связи с последним хотелоьс обратить особое внимание читателя на следующий малоизвестный факт, мимо которого, к сожалению, проходят историки: буквально на второй день после ратификации 15 марта 1918 года Чрезвычайным IV Всероссийским Съездом Советов Брест-Литовского договора Россия нарушила его в части, касающейся Армянского вопроса, обязав специальным циркуляром от 16 марта №325 за подписью И.В.Сталина все ''революционные штабы, Советы и прочие Советские учреждения'' не чинить препятствий при продвижении этих отрядов (''Армянских добровольческих отрядов''), призванных защитить свою родину от турецко-германских насильников. При этом было особо подчеркнуто, что ''армянские Революционные организации имеют право свободного формирования армянских добровольческих отрядов'' (Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, ф. 558, оп. 1, д. 129, л. 1). В сентябре того же года Россия, как известно, аннулировала Брест-Литовский договор в части, относящейся к Армении, а спустя месяц денонсировала его целиком.

Первая мировая война закончилась в октябре 1918 г. В Мудросе был подписан договор между побежденной Турцией и странами Антанты, который дал возможность считать недействительным позорный для армян Батумский договор.

Турецкое националистическое движение, возглавляемое Мустафой Кемалем-пашой, обосновалось в уже очищенной от армян Западной Армении. Мустафа Кемаль-паша созвал в Эззеруме турецкий националистический конгресс (23.7.1919 г.), где был принят ''Национальный пакт'' и где восточные вилайеты объявлялись незыблемой частью Оттоманской империи.

Через несколько месяцев того же года в сентябре был созван второй конгресс, подтвердивший Эрзрумский пакт и заявивший, что турки не отдадут ни одной пяди земли армянам. По завершении конгресса Азербайджан теснее сплотился с Турцией.

Александропольский договор был подписан между правительством Республики Армения и делегацией Великого Национального Собрания Турции 2 декабря 1920 г. в Александрополе. От правительства Армении договор подписали А.Хатисян, А.Гюлхадарян и М.Хорханян; Турции - Карабекир-паша, Хамид-бей и Сулейман Беджади-бей.

Войска кемалистской Турции в сентябре 1920 г. вступили в Армению и заставили принять условия перемирия турецкого правительства, которые имели для армян тяжелые последствия. Турецкая делегация отклонила земли, вошедшие в состав царской России до 1914 г. и отдачу Армении районов Алашкерта и Басена. Сурмалинский уезд и область Карс были признаны исторической территорией Турции.

Согласно статье 4-й договора о защите границ, Армения лишалась права вводить обязательную воинскую повинность и содержать армию, которая могла иметь 1500 солдат, при 8 пушках и 12 пулеметах. Правительство Армении согласилось признать аннулированным Севрский договор 1920 г.

По статье 11-й Турция получала право контролировать железные дороги и остальные пути сообщения Армении.

По статье 12-й она имела право проводить военные мероприятия на территории Армении. По статье 7-й обе стороны отказывались от всяких претензий по возмещению убытков, нанесенных во время Мировой войны. Парижская мирная конференция определили, что этот ущерб, нанесенный как уничтоженным, так и депортированным армянам, составлял около 19 млрд. франков.

6 декабря 1920 г. войска Красной Армии освободили Ереван и территории, оставшиеся свободными от турецкого нашествия. В районах, оккупированных турками, все армянское мужское население от 15 до 57 лет было переведено в глубь Турции.

13 октября 1921 г. в Карсе был подписан договор между кемалистской Турцией и советскими республиками Закавказья.

Азербайджанская ССР - нарком рабоче-крестьянской инспекции Б. Шахтахинский; Армянская ССР - нарком иностранных дел А. Мравян, нарком внутренних дел П. Макинцян; Грузинская ССР - нарком по военно-морским делам Ш. Элиава и нарком иностранных дел и финансов О. Сванидзе. От Турции - депутат Великого Национального Собрания, командующий Восточным фронтом - Кярим Карабекир-паша, депутат Национального Собрания Велибек, бывший помощник министра общественных работ Мухтар-бей, полномочный представитель Турции в Азербайджане - Мемдух Шевкер; от имени Правительства РСФСР - Я. Ганицкий.

Необходимо отметить, что утрачивали силу договоры, заключенные между правительствами, осуществляемыми в прошлом суверенность на территории договаривающихся сторон (Александропольский договор, 1920 г.). Весьма важной для Турции являлась статья 2, согласно которой стороны не признавали никакой договор или международный акт, который мог быть навязан посредством силы. Что касается Нахичеванской области, то по статье 5 Турция, Азербайджан и Армения соглашались, что указанная область образует автономную республику под покровительством Азербайджана.

По Карскому договору 1921 г. этот унизительный договор при содействии Советской России был признан недействительным.

27 февраля 1917 г. в России произошла буржуазно-демократическая революция. Пала 300-летняя династия Романовых. Аласть перешла к Временному буржуазному правительству. Одновременно создаются Советы рабочих и солдатских депутатов. В стране устанавливается двоевластие.

9 марта 1917 г. по распоряжению Временного правительства упраздняется наместничество на Кавказе, основанное в 1844 г. Для управления краем формируется новый административный орган - т.н. Закавказский Особый Комитет (ОЗКОМ). 15 ноября 1917 г. вместо Особого Комитета, создался Закавказский Комиссариат, руководителем которого был избран депутат бывшей Гос. Думы, представитель грузинских меньшевиков Е. Гегечкори.

В ноябре 1917 г. Совнарком РСФСР образовал комиссию по составлению декрета ''О Турецкой Армении!'' и образовал комиссию по составлению проекта, в состав которой вошли: И. Сталин (коммунист), П. Прошан (левый эсер), П. Аксельрод (меньшевик). Позднее в комиссию был введен дашнак С. Зорян (Ростом). В работе комиссии принимали участие В. Аванесов, В. Терян, С. Лукашин и др. Комиссия разработала план, по которому Западная Армения должна была стать независимым государством, а Восточная Армения - остаться в составе России с правом внутренней автономии.

В октябре 1917 г. в России победила социалистическая революция. 3 ноября 1917 г. правительство Советской России опубликовало Декларацию прав народов России.

10 февраля 1918 г. в Тифлисе был созван Закавказский Сейм, куда вошли депутаты Учредительного собрания Закавказья. В составе Сейма были 32 меньшевика, 27 дашнаков, 30 мусаватистов, а также представители других партий и организаций. Председателем Сейма был избран меньшевик Н. Чхеидзе. Закавказский Сейм под диктовку германо-турецких оккупантов 22 апреля официально отделил Закавказье от Советской России и объявил ''Независимую'' Федеративную республику.

26 мая 1918 г. Закавказский Сейм прекратил свою деятельность. Пала ''независимая '' республика Закавказья.

В тот же день меньшевики объявили Грузию ''независимой республикой'' и сформировали меньшевистское правительство во главе с Н. Жордания. На следующий день мусаватисты объявили ''независимую республику'' во главе с Ханом Хойским.

28 мая, возглавленный дашнаками Армянский Центральный Совет провозгласил ''независимой республикой''.

2 декабря 1920 г. между Полномочным представителем РСФСР в Армении Леграном и представителем дашнакского правительства Драстаматом Канаяном (ДРО) и Амбарцумом Тертеряном и Ревкомом Армении был подписан договор, по которому дашнакское правительство признало акт создания Армянской социалистической республики.

В январе 1919 г. по инициативе держав Антанты открылась мирная конференция в Париже, где был выдвинут и Армянский вопрос. В мае того же года конференция приняла решение передать мандат Армении Соединенным Штатам Америки.

Однако 1 июня 1920 г. сенат СЩА большинством голосов отклонил предложение лиги Наций о принятии мандата Армении.

10 августа 1920 г. в Севре (ок. Парижа) был подписан договор о мире между государствами-победителями в Первой мировой войне. На конференции в Париже участвовали две армянские делегации: делегация Республики Армения во главе с Аветисом Агароняном и делегация западных армян, под руководством Погоса Нубар-паши. Армянский вопрос рассматривался на всех руководящих уровнях конференции.

Однако с самого начала стало ясно, что победившие государства рассматривают Армянский вопрос не с точки зрения армянского народа и их интересов. 88 - 89 статьи раздела Севрского договора относились к Армении.

В статье 88-й договора написано: ''Турция объявляет, что признает Армению, как это уже сделали союзные державы, как свободное и независимое государство''.

В последующих статьях предусматривалось предоставить право президенту США Вильсону решить армяно-турецкие границы в вилайетах Эрзрума, Трапезунда, Вана и Битлиса, демилитаризовать территории, граничащие с Османской империей, дать Армении выход к морю. По 92-й статье границы Армении с Азербайджаном и Грузией должны были решаться по общему согласию заинтересованных государств, а в случае неразрешимости вопрос должен был решиться союзными державами. По Севрскому договору, устанавливался также политический и финансово-экономический контроль союзных держав над Арменией. Севрский мирный договор вызвал большое воодушевление среди всех слоев армянской общественности. Однако этот договор ничего не дал им. Кемалистское правительство не только не признало Севрский договор, но и дошло до отмены этого договора, используя серьезные противоречия между Англией и Францией.

Крупные союзные державы не совершили никаких практических шагов к освобождению условленных Севрским договором территорий от турецких захватчиков. Интересно то, что страны Антанты заключили Севрский договор не с кемалистами, которым в Турции принадлежала фактическая власть, а с султанским правительством, которое в это время уже не было хозяином положения в Турции.

20 ноября 1922 г. в Лозанне (Швейцария) открылась мирная конференция. Она с перерывами после долгих переговоров завершилась 24 июля 1923 г. На конференции участвовали Франция, Великобритания, Япония, Италия, Греция, Югославия, Румыния, Турция и США (в качестве наблюдателя).

В рассмотрении вопроса режима черноморских проливов участвовали объединенные делегации РСФСР, Украинской ССР и Грузинской ССР под руководством Г.Чичерина и Болгария. Руководитель армянской национальной делегации Г.Норатункян и руководитель делегации Республики Армения А.Агаронян на совместной конференции представили меморандум, состоящий из трех пунктов для решения Армянского вопроса: 1) Создание Армянского национального очага. 2) Расширение республики Ереван (Советской Армении), присоединив к ней часть Западной Армении, обеспечив выход к морю. 3) Создание Национального Дома в Киликии. Однако потерпевшая в Первой мировой войне пораженная Турция продиктовала свою волю союзническим державам и с победой вышла из Лозаннской конференции. Армянские делегации надеялись, что содействие стран Антанты даст возможность решить Армянский вопрос. Однако великие державы воздержались от вопроса создания Армянского очага. Это были дипломатические игры вокруг Армянского вопроса. В особенности Англия заставляла Турцию делать уступки относительно проливов, оттоманского долга, Мусола и других вопросов. Англия сумела провести свой проект, который предусматривал свободный проход торговых и военных судов всех стран в мирные и военные годы. ''Такой бесславный конец она имела - писал Нансен о робких попытках западноевропейских держав и Америки: - Одни неоднократные обещания, данные армянскому народу о свободе и независимости, когда было нужно, чтобы она участвовала бы в войне в составе Антанты''.

И когда делегация Турции обещала сделать некоторые уступки руководителям западноевропейских государств, последние отказались поставить на рассмотрение вопрос армянского очага, а представитель турецкой делегации Исмет-паша и Риза Нури-бей категорически отклонили идею создания Армянского Дома на территории Турции. Лозаннская конференция не решила и вопроса армянских беженцев. Турция не только присвоила Западную Армению, но и отклонила предложение о возвращении армянских беженцев в места их прежних поселений.

Делегация Советского Союза изъявила готовность принять и дать приют многочисленным армянским беженцам на территориях России и Украины. Таким образом, конференция в Лозанне рассеяла романтические стремления и надежды армянства.

С конца 1921 г. правительство матери-родины организовало возвращение на Родину армян диаспоры. Оно приняло еще более массовый характер, начиная с 1924 - 1925 гг. В эти годы из Междуречья, Турции, Греции, Ирана, Франции и Сирии иммигрировали более 20 тыс. армян. В последующие годы и до 1980 гг. их число достигло 250 тыс. Массовое возвращение на Родину в большой степени способствовало национальному объединению армянского народа и дальнейшему развитию его экономики и культуры. Мать-Родина стала единственным пристанищем всего армянства.

После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве были проведены советско-турецкие переговоры, где был поднят и территориальный вопрос, а также вопрос о конвенции в Монтре.

Правительство СССР потребовало урегулировать вопрос об отторгнутых от Армении и Грузии территорий (захваченных турками еще в 1921 г.) и возвращения их Советскому Союзу. Нарком иностранных дел СССР В.Молотов отмечал:''В 1921 г. турки воспользовались слабостью Советского государства и отняли у него часть Советской Армении, и армяне чувствуют себя в Советском Союзе обиженными. В силу этих причин Советское правительство и подняло вопрос возвращения законно принадлежащих Советскому Союзу территорий…''

В связи с этим весьма важно отметить, что турки обратились за помощью и поддержкой к министру иностранных дел Великобритании Антони Идену. Еще до открытия Германской (Потсдамской) конференции трех союзных держав СССР, США и Великобритания (17 июля - 2 августа 1945 г.) Молотов и Иден обменялись мнениями по этому вопросу. Иден сообщил Молотову, что ''турки не согласны на удовлетворение территориальных требований Советского Союза''. На что Молотов ответил, что эти территории не принадлежат туркам.

На вопрос Идена: ''Много ли армян проживает на турецкой территории?'', - Молотов ответил: ''Их там около 400-500 тысяч. Всего в Советской Армении живет около 1 млн. армян, а вне территории Советской Армении, за границей, проживает свыше 1 млн. армян. Когда территория армян расширится, многие армяне, проживающие за границей, будут стремиться возвратиться на родину. Армяне очень способные и энергичные люди, особенно в хозяйственных вопросах''.

Следует подчеркнуть, что территориальный вопрос не был разрешен по той причине, что военно-политические и дипломатические усилия западных держав, поддерживавших и поддерживающих Турцию, не позволили объективно разрешить вопрос исторической справедливости.

Что было побудительной причиной кровавых методов погромов армян со стороны турецкого ятагана? Согласно имеющейся точки зрения следующее: армяне для национальной государственности Турции представляли реальную или потенциальную опасность.

1. Основной целью Османского самодержавия было уничтожение армянского населения Турции. И не случайно, Абдул Гамид в свое время цинично заявил: ''Путь освобождения от Армянского вопроса - в освобождении от армян''. Погром армян был разработан и утвержден под руководством Талаата-паши на секретном заседании младотурецкого комитета 15 апреля 1915 г. и посланы инструкции местным властям за подписями военного министра Энвера, министра внутренних дел Талаата и секретаря комитета младотурок доктора Назыма. Главный автор и организатор Армянского погрома Талаат паша объявил послу США Г.Моргентау: ''За три месяца я еще больше сделал для Армянского вопроса, чем Абдул Гамид за 30 лет. Армянского вопроса более не существует, потому что армян более не существует''. (Г.Моргентау. Воспоминания и тайны геноцида армян. Константинополь, 1919, с. 324 (на арм. яз.)

2. Как правильно оценил Р.Саакян в своей книге ''Из истории геноцида'', одна из причин носит экономический характер: ''известно, что западноармянская торговая буржуазия, капиталисты и промышленники, благодаря своему таланту и предприимчивости, даже в условиях самодержавия и произвола, смогла стать в Турции хозяевами определенного богатства, создать финансовые накопления, и в конце концов поставили его для развития этой страны. И вот уничтожение всех армян, без классового различия, дало возможность младотурецким убийцам похитить их материальные ценности, обосновывая это тем, что погибшие армяне - османские граждане, следовательно, их имущество, как наследство должно перейти к турецкому государству''. Р.Саакян ''Из истории геноцида'', Ереван, 1990, с. 12 (на арм. яз.)

3. Турецкое правительство изобрело еще один подлог, что армяне мешают объединению мусульман Закавказья, России, Центральной Азии и Персии, что армянский народ (как христиане) как клин вошли в мусульманский мир. Доктор Бехасхи Шакир (один из главных организаторов погрома) объявил: ''Армяне стоят против священных идей панисламизма и пантюркизма, и мы неминуемо столкнемся с ними. Мы вынуждены на своем пути стихийно уничтожать все то, что является препятствием для осуществления наших священных национальных идеалов. (Заря Востока. 1925г. № 812)

4. Турецкие тираны другим ''стимулом'' считали, что армяне имеют русскую ориентацию, поскольку они в период русско-турецких войн своими добровольческими отрядами способствовали победе русских войн на Кавказском фронте. По их мнению, с уничтожением армян прекратится возможность помощи армянами русским, и этим будет положен конец вмешательству России во внутренние дела Турции.

5. Еще одной ''побудительной причиной '' геноцида турецкие правящие круги считали: Армянский вопрос, к сожалению, стал вопросом международной дипломатии и по этой причине европейские крупные державы каждый раз вмешиваются во внутренние дела Османской империи.

В наши времена одной из основных причин проявления интереса к геноциду армян является то, что сыграло и продолжает играть безнаказанность и заразительный пример ''удачного'' осуществления геноцида армян. И, к большому сожалению, имеет актуальное значение.

ООН 13 февраля и 11 декабря 1946 г., 21 ноября 1947 г. на резолюциях своих заседаний, утверждая принципы международного права, приняла статус трибунала Нюрнбергского судебного процесса по отношению к гитлеровским главным военным преступникам, а в 1948 г. и в 1954 г. принятие решения распространила на геноцид определив, что геноцид и военное преступление относятся к международным преступлениям, те лица, которые совершили подобные преступления, подвержены самой строгой ответственности на основании Международных законов.

1987 г. в Москве в книге, выпущенной издательством ''Прогресс'' отмечается, что ''Геноцид, действия, которые выполняются национальной, этнической, расовой и религиозной группой, как таковые с целью умышленного, полного или частичного уничтожения - тяжелейшее уголовное преступление''…''классическим примером является истребление 1,5 млн. армян со стороны Османской империи, которые воспользовались обстановкой Первой мировой войны''. (Что есть что в мировой политике. Словарь-справочник. М., 1987, 91)

В принятой 9 декабря 1948 г. ООН специальной конвенции ''О предотвращении преступлений геноцида и его наказаний'' отмечено, что ''Преступление - геноцид, как преступление против человечества, в числе других преступлений, не имеет срока давности''.

Политика турецкого самодержавия, в частности политика султана Гамида, ''младотурок'' и кемалистов по уничтожению армян нельзя ограничивать периодом конца XIX в. и годами Первой мировой войны. Исторические факты показывают, что массовые погромы армян имели место в течение столетий. С одной стороны, методом насильственной ассимиляции, под давлением национальной религии. Насильственно меняли веру, армянам запретили говорить на родном языке, даже в их семьях. Силой оружия отуречивали армянских детей и девочек-подростков, молодых женщин угоняли в гаремы. С другой стороны, методом физической расправы в 1915 г. были уничтожены 1,5 млн. армян, а значительная часть населения стали скитальцами и вынуждены были стать беженцами и уехать в европейские, азиатские, американские и другие страны.

В 1915 г. Армянский геноцид ряд государств и многие государственные, общественные известные деятели сочли преступлением против всего человечества.

Некоторые из главных организаторов геноцида были осуждены как государственные преступники, а преступное большинство не было подвергнуто ответственности, убытки не были возмещены, права пострадавших не были восстановлены.

Очень метко характеризовал Лепсиус: ''Не предательство армян, а абсолютный национализм младотурок лежал в трагедии армян''. (М.Арзуманян ''Нансен и Армения'', Ереван, 1986г., с. 96)

Чудовищно жестоким и полным бедствий был многовековый путь армянского народа. В 1915 г. он был обескровлен. Но армянин выжил, сохранил свое физическое существование, свой родной язык, исцелился, возродился, размножился благодаря Восточной Армении, благодаря своему традиционному союзнику - России. Это - историческая истина. Он зажил своими многовековыми ценностями духовной культуры и традициями.

Народы не забывают ни своей Родины, ни кровавых преступлений, направленных против их существования. ''Ай дат'' (''Армянский суд'') справедлив относительно претензий на армянские территории, поскольку территории Западной Армении и исторически и юридически принадлежат им. Вопрос претензий на армянские земли, не только армянский вопрос, а общечеловеческое требование, которое должно решиться международным мерилом прав человека, в духе цивилизации нашей эпохи.

Сколько бы не пытались турецкие и прочие подкупленные представители иных наций - фальсификаторы истории исказить историческую действительность, горе-политики и историки, невозможно опровергнуть неопровергаемое. Потерпел крах турецкий вариант геноцида и окончательного решения Армянского вопроса. Ярким примером этого является то, что сегодня продолжает жить Армения, армянский народ.

К читателям

Для полного представления о сложившейся ситуации в Армении и, в особенности, в Западной Армении, представляем некоторую необходимую информацию.

Вилайет - крупнейшая административно-территориальная единица в Турции. Деление на вилайеты было введено в 1866 г. Во главе вилайета стоит вали. На территории Западной Армении были сформированы Себастийский, Эрзрумский, Ванский, Битлисский, Харбердский и Диарбекирский вилайеты, где в основном проживали армяне.

В этих вилайетах в 1876-1923 гг. правящими кругами Османской империи были проведены массовые уничтожения и депортации армянского населения.

Г.Г. Азатян


[К содержанию] [Следующая страница >]