Багдадская железная дорога

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Железнодорожная линия (протяженность около 2400 км), соединяющая Босфор с Персидским заливом. В конце XIX — начале XX вв. получение права на сооружение Багдадской железной дороги, обладавшей большим стратегическим значением, стало предметом острой конкуренции между европейскими державами. Поскольку Багдадская железная дорога должна была проходить по территории Османской империи, держава владевшая этой железной дорогой, получала неоспоримые преимущества и большие возможности для упрочения своих позиций в Турции и на всем Ближнем Востоке. Стремление Германии осуществить строительство и эксплуатацию Багдадской железной дороги свидетельствовало о возрастании интереса правящих кругов страны к Ближнему Востоку, о намерении вытеснить отсюда англичан и русских. В 1888–99 Германии удалось последовательно получить у Турции концессии на сооружение и последующую эксплуатацию основных участков Багдадской железной дороги. Окончательно концессия была оформлена в 1903. В дальнейшем Германия была вынуждена пойти на некоторые уступки, согласиться на участие Франции и Англии в сооружении отдельных отрезков Багдадской железной дороги. К началу первой мировой войны 1914–18 Багдадская железная дорога достигла Рас-ул-Айна. В годы войны сооружение Багдадской железной дороги продолжалось, оно завершилось позднее, к началу 40-х гг.

Правящие круги Германии связывали строительство Багдадской железной дороги со своими политическими и экономическими планами в отношении Западной Армении (см. Германия и Армянский вопрос). Известный германский политический деятель П. Рорбах считал Армению ключом к Анатолии и Месопотамии. После продолжительной инспекционной поездки по Западной Армении, он пришел к заключению, что для создания в Северной и Восточной Анатолии однородного турецкого населения необходимо осуществить массовое переселение армян в районы строительства Багдадской железной дороги, чем будут решены две важные задачи: строительство дороги будет обеспечено необходимой рабочей силой и одновременно ослабнет русское влияние в Западной Армении. Эта точка зрения впоследствии, в условиях начавшейся первой мировой войны, стала основой осуществленных младотурками насильственной депортации и уничтожения армянского населения. В сооружении отдельных участков Багдадской железной дороги участвовали многочисленные армяне, которые в годы первой мировой войны были полностью уничтожены турецкими погромщиками.