А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
ЗАКОН О КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ 1903, принят царским правительством 12 июня — наиболее яркое проявление великодержавной политики самодержавия, направленной против насущных интересов армянского народа. Согласно закону, все недвижимое имущество (включая доходные земли) и капитал, принадлежавшие армянской церкви и духовным учреждениям, переходили в ведение государства. Из доходов от конфискованного имущества и денежных средств выделялась доля их владельцу — армянским духовным учреждениям. Значительная часть дохода предназначалась открываемым государственным школам. Закон преследовал цель подорвать экономическую самостоятельность армянской церкви, лишить армянские культурно-просветительные очаги материального содействия и тем самым ускорить русификацию армянского народа. М. Горький назвал закон от 12 июня «самым скандальным актом грабежа церковного имущества Армении самодержавным правительством». Осознав опасность, грозившую своему национальному существованию, армянский народ поднялся на защиту своих прав. В Ереване, Александрополе, Эчмиадзине, Аштараке, Ахалцихе и другие населенных армянами местностях Кавказа произошли многолюдные демонстрации протеста, повсюду распространялись листовки и воззвания, призывавшие не подчиняться воле правительства. В Елизаветполе, Тифлисе, Шуши, Баку, Карсе, Камарлу, Лори произошли вооруженные столкновения армянского населения с полицией и войсками. Антицаристские выступления армян приобрели характер всенародной борьбы. Стойко противилось претворению закона армянское духовенство во главе с католикосом Мкртичем I Ванеци (Хримян), который призвал армянские епархии не выполнять закон. Активное участие в антицаристских выступлениях армянского народа приняли армянские национальные партии Дашнакцутюн и Гнчак. 14 октября 1903 гнчакисты совершили неудавшееся покушение на главноначальствующего гражданской части Кавказа, командующего Кавказским военный округом Г. Голицына — одного из инициаторов принятия закона. Террористические акты были совершены и против некоторых другие царских чиновников — проводников реакционной политики самодержавия. Революционная социал-демократия разъясняла трудящимся, что тактика террора не может быть эффективным средством борьбы против царизма; самодержавие будет свергнуто только всенародной борьбой. Применив насилие и репрессии, царские власти сумели конфисковать имущество армянской церкви. В армянских епархиях России были конфискованы около 145 тыс. десятин принадлежавшей церкви земли, свыше 900 неземельных владений, капитал в размере 1.775 тыс. рублей. После этого антицаристская борьба армянского народа приобрела иные формы. Прежние арендаторы отказывались эксплуатировать имущество, крестьяне уничтожали или скрытно сдавали Эчмиадзину собранный урожай, тайные комитеты чинили препятствия использованию конфискованного имущества. В результате вместо ожидаемого дохода в 300 тыс. руб. от конфискованного имущества царские власти получили в 1904 лишь 188 тыс. руб. Армянский народ не только не подчинился произволу, но и проявил еще большее стремление к сохранению и развитию своей национальной культуры и родного языка. Развернувшаяся против закона от 12 июня всенародная борьба занимает особое место в истории национально-освободительного движения армянского народа, стала важным звеном в общей цепи освободительного движения угнетенных народов России, сыграла значительную роль в повышении политической активности армянских трудящихся масс. Под натиском всенародной борьбы, в условиях начавшейся в России первой буржуазно-демократической революции, царизм был вынужден отступить. 1 августа 1905 Николай II подписал указ о возвращении армянской церкви конфискованного имущества; одновременно разрешалось вновь открыть армянские национальные школы.