Национально-культурный геноцид

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ГЕНОЦИД, мероприятия и действия, направленные против национальной культуры какой-либо группы населения или народа. В определении геноцида, данного специалистом по международному праву Р. Лемкиным (см. Геноцид), отмечалось что геноцид – это не только уничтожение этнической или религиозной группы путем физического истребления, но и путем разрушения ее национальной духовной культуры. Однако понятие «национально-культурный геноцид» не вошло в основной текст Конвенции ООН 1948г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, хотя при выработке конвенции представитель СССР настаивал на запрещении также национально-культурного геноцида. Многие исследователи считают, что понятия «национально-культурный геноцид» или «культурный геноцид» должны быть включены в более широкое определение преступления геноцида. Директор Института по изучению истребления и геноцида (Иерусалим) И. Чарни считает, что такие меры, как, например, запрет на употребление родного языка (лингвицид), также следует квалифицировать как геноцид. Социолог С. Тоттен (США), говоря о геноциде армян в Османской империи, указывает также на вандализм в отношении памятников армянской культуры, продолжающийся и в наши дни. Неоспоримые факты свидетельствуют, что в годы массовой резни и депортации армянского населения Османской империи Правительство младотурок целенаправленно стремилось уничтожить также материальные свидетельства существования армянской цивилизации. Погромщики руководствовались приказом Талаата, направленного в Комитет по делам высылки в Алеппо, где было сказано: «...настоятельно рекомендуется... всячески стараться уничтожить само название «Армения» в Турции» («Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов», 1983г, с. 474). Следствием этой политики явилось уничтожение в годы геноцида многих ценностей армянской культуры. Жертвами геноцида стали талантливые армянские писатели, ученые, журналисты, деятели культуры (см. Геноцид армян 1915-16гг). При аресте деятелей армянской литературы и искусства уничтожались их архивы. Сохранилась лишь часть их богатого творческого наследия, которую чудом удалось спасти. Огромной потерей стало уничтожение памятников письменной культуры армянского народа: десятки тысяч рукописей по истории, философии, естественным наукам, искусству, рукописи религиозного содержания были сожжены, уничтожены или бесследно исчезли. В становлении духовного облика, культурной самобытности армянского народа большую роль сыграла церковь. Многочисленные документы, свидетельства очевидцев, говорят о целенаправленном уничтожении погромщиками армянского духовенства, церковных сооружений и церковной утвари. В телеграмме Талаата от 1 декабря 1915 говорилось: «...Армянское духовенство должно быть истреблено в первую очередь» (там же, с. 485). В 1912-13гг. по поручению Министерства внутренних дел Османской империи Армянским патриаршеством в Константинополе был составлен и представлен правительству полный список армянских церквей и монастырей, находившихся на территории империи. Особый интерес турецкого правительства к количеству и местонахождению армянских церквей накануне войны имел определенную связь с вынашиваемой программой уничтожения армян. По данным патриарха Орманяна, общее число монастырей и церквей в Западной Армении составляло в 1912г около 2200. Не менее 2150 из них были разграблены, сожжены и разрушены во время погромов. Таким образом, наряду с истреблением огромной части армянского народа на его Родине были уничтожены также созданные им в течение тысячелетий культурные ценности и памятники. Подобные потери не поддаются количественным определениям: они невосполнимы. Преднамеренный характер действий и их масштабы свидетельствуют о том, что в Османской империи был осуществлен геноцид в отношении армянской национальной культуры. Национально-культурный геноцид в отношении армянского народа продолжается и в современной Турции. Присваиваются духовные и культурные достижения армян, планомерно разрушаются памятники армянского зодчества, дискриминируется система школьного образования в армянской общине Стамбула. Наступление на армянскую историю и культуру преследует две цели: доказать, что Западная Армения никогда не была исторической Родиной армян и что в Турции не был совершен геноцид в отношении армянского народа. В современной турецкой историографии выдвигаются и «обосновываются» положения о том, что Армения – это лишь географическое название местности в Восточной Анатолии, что памятники культуры, «неправильно называемые армянскими», были созданы турками. «Турецкое происхождение» приписывается многим деятелям армянской культуры, в том числе Месропу Маштоцу, Григорию Просветителю, Комитасу. На протяжении многих лет слово «Армения» последовательно стирается со всех турецких карт, со страниц справочников и путеводителей. Если тем не менее это название попадает на страницы печатных изданий, то конфискуется весь тираж, а авторы и издатели привлекаются к ответственности. В 1982г. турецкий архитектор Н. Болук был привлечен к судебной ответственности за то, что в изданном им путеводителе по Турции ряд районов так называемой Восточной Анатолии обозначен как историческая Армения. В 1986г. издательница турецкого перевода «Британской энциклопедии» была обвинена в «антитурецкой прюпаганде и оскорблении национальных чувств турецкого народа» за то, что в книгу была включена сноска о Киликийском Армянском царстве. Турецкие власти неоднократно заявляли протесты тем иностранным компаниям, авторам или издателям, которые упоминали о существовании древних Армянских государств на территории нынешней Турции. В 1984г. турецкие власти выступили с обвинениями в адрес французской туристической компании «Клуб Медиттеране», которая в изданных ею путеводителях назвала город Ани древней столицей Армении. С конца 1920-х гг. в Турции начался процесс переименования Армянских географических названий, было учреждено специальное управление по замене старых топонимов. По данным Института Зоряна (США), свыше 90% географических названий Западной Армении переименованы. Иностранные специалисты, работающие в Турции, отмечают, что чрезвычайно трудно получить разрешение на исследование территорий с армянскими памятниками. В 1975г, например, при снятии плана армянской церкви близ Вана был задержан французский архитектор Ж.-М. Тьерри, который затем был вынужден покинуть страну. Правительство Турции приняло закон, налагающий запрет на любые организации, популяризирующие иные народы, религии и культуры. Автор исследования о династии армянских зодчих Палянов Б. Тухладжян был привлечен к судебной ответственности по обвинению в том, что он «приписывает армянам создание архитектурных памятников, характерных лишь для турецкого гения». Туркам постоянно приписываются многочисленные образцы армянского музыкального фольклора, прикладного искусства. Дискриминации подвергаются армянские школы в Турции. В школах запрещено преподавать историю Армении, литературные произведения на исторические темы не должны упоминаться. Таким образом, в современной Турции продолжается политика, направленная против истории и культуры армянского народа. В пункте 6 резолюции Европарламента от 18 июня 1987г (см. Европейского парламента резолюция... от 18 июня 1987г) сказано, что турецкое правительство должно проявлять справедливое отношение к самобытности армянского народа, его языку, религии, культуре и системе образования; Европарламент настоятельно требует должного отношения правительства к охране памятников армянской архитектуры, находящихся на территории современной Турции.

Уничтожение памятников армянской архитектуры. В результате национально-культурного геноцида тяжелая участь постигла архитектурные памятники Армении. В 1914г. общее число церковных сооружений на территории Османской империи и Западной Армении составляло 2549. По данным ЮНЕСКО на 1974г, из оставшихся после геноцида 913 сооружений 464 - полностью исчезли, 252 - представляют собой руины, 197 - нуждаются в капитальном восстановлении. В результате планомерного уничтожения исчезли с лица земли такие известные памятники раннехристианского зодчества, как церкви Степанос Нахавка (VII в.) в Аграке, св. Анании (637 г.) в Аламане (обе – в Карсском вилайете), собор св. Ованеса (631- 639гг.) в Багаване (вилайет Агри). Взорвана церковь св. Теодороса (624-631гг.) в Багаране (Карсский вилайет) – памятник мирового значения, композиция которого вышла за пределы страны и в Х-ХI вв. распространилась в Европе (в научной литературе существует термин «памятники типа Багарана»), взорваны в Карсском вилайете кафедральный собор Ширакавана (890-914гг.) и четыре из пяти церквей одного из шедевров ансамблевой архитектуры – монастыря Хцконк (ХI в.); здесь были уничтожены церкви св. Богородицы, св. Степаноса, св. Просветителя и св. Карапета, а выдержавшая взрыв церковь св. Саркиса (1029г.) находится в аварийном состоянии. Церковь VIIв. в Цпни (ныне село Зибини Карсского вилайета) превращена в мечеть, десятки церквей – в загоны для скота. В древней столице Армении – Ани камни нижних рядов стен сооружений вырваны и использованы для возведения жилых домов в окрестных деревнях (такое отношение к армянским памятникам характерно для всех вилайетов), вследствие чего в 1957г. обвалилась половина церкви Спасителя (1036г.), в 1966г. полностью обрушился уникальный памятник – Пастушья церковь (ХI в.), а другие сооружения Ани и среди них один из шедевров армянского зодчества – Кафедральный собор (1001г.), находятся под угрозой разрушения. В провинции Васпуракан исторической Армении (ныне Ванский вилайет) в 1970г. бульдозерами был снесен монастырь ХI в. св. Акопа в Капуткохе – с ценными фресками на библейские темы, представлявшими большую художественную ценность. В конце 1980-х гг. полностью разрушен монастырь Нарекаванка (Х в.) – крупный просветительский и религиозный центр средневековой Армении. Монастырь св. Карапета (VII-ХVII вв., Муш) в 1915г. был разрушен частично, разграблен (как и все армянские монастыри на территории Турции). В 1960-е гг. монастырь был превращен в развалины в результате проведенных на его территории артиллерийских учений. В вилайете Тунджели при сооружении Кебанского водохранилища на реке Восточный Евфрат (Мурад-чай) остались под водой армянские церкви Богородицы (Х в.) и св. Ованеса-Карапета (Х в.) в Тиле и двухабсидная церковь в Бердаке (ХIII в.). Советские и армянские ученые и специалисты лишены возможности изучения армянских архитектурных памятников на территории Турции. Их изучение осуществляется учеными Франции, Италии, ФРГ, США. Вопросам охраны памятников армянской культуры на территории СССР, Турции и Ирана был посвящен международный симпозиум «Защита армянского архитектурного наследства», состоявшийся в апреле 1990г. в Страсбурге. Были приняты резолюции (с обращениями к ЮНЕСКО, правительствам Турции и СССР) «О спасении армянских памятников», «О памятниках Ани» и о памятниках, пострадавших от земтрясения 1988г. Национально-культурный геноцид в отношении армянской культуры охватил также армянские рукописи. За свою многовековую историю армянский народ создал десятки тысяч рукописей, представлявших собой труды по истории, искусству, естественным наукам, сочинения духовного и светского характера. Эти рукописи время от времени уничтожались различными завоевателями, однако в конце ХIХ и начале ХХ вв. уничтожение армянских рукописей осуществлялось запланированным образом, поскольку турецкие власти преследовали цель не только уничтожить армянский народ, но и созданные им духовные ценности, в том числе и рукописи, чтобы не осталось никаких свидетельств об «исчезнувшем народе». В 1894-96гг. и 1915-23гг. погромщики, разрушая армянские монастыри и церкви в Западной Армении и многих местностях Турции, уничтожили, сожгли хранившиеся в них тысячи рукописей и старопечатных книг. Хотя о количестве уничтоженных рукописей имеются некоторые данные (так, в Васпуракане было уничтожено не менее 3000 рукописей, в Тароне - до 2000, в Кесарии и ее округе - 700, в Армаше - 250, в Себастии и округе – около 170, и т. д.), тем не менее не известно точное количество уничтоженных во время геноцида армянских манускриптов, поскольку в тот период не имелось полного списка хранящихся в различных местах армянских рукописей. Несмотря на это, многие армянские и иностранные исследователи (Г. Срвандзтян, А. Ташчян, Г. Овсепян, Е. Лалаян, В. Ланглуа, Ф. Мюллер и другие) описали тысячи рукописей, хранившихся в Западной Армении, Киликии, населенных армянами местностях Турции. Епископ Месроп Тер-Мовсисян составил список 22 тысяч армянских рукописей. До геноцида большое количество армянских рукописей хранилось в церквях и монастырях Сиса, Аданы, Константинополя, Евдокии, Хизана, Тарона, Карина, Себастии, Малатии и других мест Западной Армении и Турции; немало рукописей имелось в личных собраниях. Во время резни и депортации армяне нередко брали с собой вместо предметов первой необходимости рукописи, стремясь спасти эти плоды человеческой мысли. Многие рукописи закладывались в тайники, но погромщики, обнаружив их, уничтожали. Некоторые сохранившиеся рукописи были впоследствии проданы турками в европейские страны; известны случаи, когда листы и страницы рукописей и книг использовались на рынках Муша, Карина и других мест в качестве оберточной бумаги. Среди уничтоженных рукописей имелись Библии, Ветхие и Новые Заветы, маштоцы, требники, часослобы, псалтыри, книги проповедей, календари, жития святых, книги канонов, труды историографического, философского, богословского характера, авторами которых являлись армянские, греческие, римские, сирийские, еврейские ученые начиная с древнейших времен и до позднего средневековья. Имелись рукописи, содержащие шедевры армянской миниатюры. Таким образом, уничтожение армянских рукописей явилось ударом не только по армянской, но и мировой культуре и науке, невосполнимой утратой для человечества. Благодаря самоотверженности армянских беженцев, усилиям армянской интеллигенции часть рукописей, находившихся на территории Западной Армении, все же была спасена. Значительное количество их хранится ныне в Ереванском Матенадаране им. Маштоца, в Эчмиадзинском и Киликийском католикосатах, Иерусалимском и Константинопольском армянских патриаршествах, в матенадаранах конгрегации мхитаристов Венеции и Вены, в крупнейших библиотеках и музеях мира.