А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1860г. – Положение, регулирующее внутреннюю жизнь западных армян. Национальная конституция была принята армянским Национальным собранием Константинополя 24 мая 1860г. и утверждена Высокой Портой 17 марта 1863г. под названием «Положение об армянской нации» («Низамнамеи миллети эрманиан»). Утверждая Национальную конституцию, турецкое правительство стремилось ограничить жизнь армян рамками их национально-религиозных вопросов, отвлечь их внимание от общегосударственных политических задач, надеялось, что предоставлявшаяся иллюзия «национальной власти приблизит армянские общественно-политические круги к турецкой государственности, повысит престиж Турции в Европе – как правового и демократического государства», что отвечало обязательствам, взятым Турцией согласно Парижскому договору 1856г. Национальная конституция состояла из 99 статей. Армянский патриарх признавался «главой нации» и посредником в исполнении законов государства. В качестве основного принципа отмечалось, что каждый член армянской нации имеет обязанности в отношении нации, а нация, в свою очередь, имеет обязанности в отношении каждого члена нации. Разъяснялось, что члены нации обязаны принимать участие в затратах нации – в пределах своих возможностей, участвовать в требуемых мероприятиях и начинаниях, подчиняться ее указаниям. Обязанность нации – заботиться о национальных нуждах, блюсти чистоту и традиции Армянской церкви, предоставлять возможности получения образования детьми (в равной степени мальчиками и девочками), сохранять жизнеспособность национальных учреждений, увеличивать доходы и производить затраты, проявлять отеческую заботу о нуждающихся, улаживать возникающие между членами нации споры и, наконец, содействовать национальному прогрессу. Для ведения внутренних дел Западных армян избиралось Национальное собрание (законодательный орган) в составе 140 депутатов (20 – от духовенства, 120 – от светских кругов). Для ведения церковных дел в патриаршестве должно было действовать Духовное собрание, а для ведения политических дел – Политическое собрание, которые, в случае необходимости, могли образовать Общее собрание. Патриарх и члены этих двух собраний избирались общим собранием, состоявшим из почетных членов нации. Депутаты избирались сроком на 10 лет и раз в два года их состав обновлялся на одну пятую часть. Депутатское собрание, называвшееся Общим национальным собранием, созывалось раз в два года. В Национальной конституции были определены также порядок избрания светских и церковных органов, их права и обязанности. Наиболее активным периодом действия Национальной конституции были 1870-90-ые гг., когда Национальное собрание, в бытность М. Хримяна (см. Мкртыч I Ванеци) патриарха (1869-73гг.), совершило свой первый шаг, представив турецкому правительству сведения о разорении Западных армян, чем фактически впервые фиксировалось существование Армянского вопроса в Османской империи. Эту линию продолжил патриарх Н. Варжапетян, представивший вторую справку о разорении Западных армян; он же после русско-турецкой войны 1877-78гг. способствовал превращению Армянского вопроса в объект внимания международной дипломатии. В этот период «конституционные» органы Константинополя в условиях острой внутренней политической борьбы (когда преобладали то протурецкие, то проевропейские или прорусские настроения) подготовили и внесли в Сан-Стефанский договор (статья 16-я) и Берлинский трактат (статья 61-я) вопрос об армянских реформах. Деятельность армянских конституционных органов вновь оживилась после некоторого перерыва, во время Балканских войн 1912-13гг., когда Армянский вопрос вновь был поставлен на повестку дня и при их самом активном участии было заключено Русско-турецкое соглашение 1914г. относительно армянских реформ. Во время Первой Мировой войны 1914-18гг. многие депутаты и деятели армянских Национальных органов Константинополя стали жертвами организованного правящими кругами Турции геноцида армян, а младотуркское правительство попыталось покончить с Национальной конституцией, заменив ее по закону от 10 августа 1916г. «Новым Положением об армянском патриаршестве». После войны патриаршество и «национальные собрания» вновь развернули деятельность в защиту Армянского вопроса на послевоенных мирных конференциях (Париж, Сан-Ремо, Лондон, Лозанна и т. д.). Действие Национальной конституции было прекращено в республиканской Турции, хотя некоторые ее положения и сегодня используются патриаршеством и армянской общиной Константинополя в их сношениях с государством. Национальная конституция оставила заметный след в армянской действительности. В последующие годы принципы Национальной конституции послужили основой при разработке положений о самоуправлении армянских общин в ряде стран.