Панисламизм

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ПАНИСЛАМИЗМ, религиозно-политическая идеология, возникшая во второй половине ХIХ в. и получившая широкое распространение в мусульманских странах. Панисламизм являлся официальной идеологией Османской империи в период правления султана Абдул Гамида II, и в качестве таковой оказал большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику Османской империи. Концепция Панисламизма, сформулированная мусульманскими реформаторами (модернистами) Джамал ад-Дином ал-Афгани (1839-1897гг), Мухаммадом Абдо (1849-1905гг) и их последователями, восходит к принципам классического ислама, заложенным еще в средние века. Приоритет принадлежности к мусульманской религиозной общине относительно принадлежности к какой-либо племенной общине в конце ХIХ в. был сформулирован следующим образом: ислам является формой наднациональной общности всех мусульман. Принцип разделения мира на две части: «дар ал-ислам» (мир ислама) и «дар ал-харб» (мир войны) и превращения «дар ал-харб» в «дар ал-ислам» посредством священной войны (джихад) в определении панисламистов ХIХ в. получил следующее содержание: все территории, населенные мусульманами, должны быть освобождены от иноземного ига; мусульманам следует объединиться во всемирное исламское государство – халифат, жизнедеятельность которого должна регламентироваться законами шариата. Если для мусульманских реформаторов конца ХIХ в. эти идеи являлись прежде всего идеологическим орудием, необходимым для противодействия влиянию Запада, то для Абдул Гамида II эта концепция стала религиозно-политической доктриной, обосновывающей необходимость сохранения и расширения владений Османской империи как всемирного государства мусульман (турецкий султан вплоть до 1924г. считался халифом, т. е. духовным главой всех мусульман). Панисламизм объективно был направлен на защиту интересов светских и духовных феодалов. Панисламисты считали, что должны быть устранены все препятствия на пути осуществления идей панисламизма. Одним из таких препятствий воспринимался армянский народ, его национально-освободительная борьба. Не последнюю роль в политике панисламистов в отношении армянского народа играли геополитические факторы, стратегическое значение Армении как форпоста христианского мира в Азии. С приходом к власти в Османской империи младотурок, идеология которых базировалась преимущественно на доктрине пантюркизма, панисламизм временно отступил, но уже в середине 30-х гг. ХХ в. в лице возникшей в Египте в 1928г. «Ассоциации Братьев-Мусульман» вновь стал значительной религиозно-политической силой. Современная доктрина панисламизма подчиняет человека аллаху, рекламирует универсализм ислама, противопоставляет его разобщенности на национально-этнической и классовой основе, всемирное исламское государство – обособленности национальных государств, суверенитет Бога – светскому государственному правопорядку. Спектр современных панисламистских партий и группировок весьма широк. Он охватывает самые различные движения, объединения и организации, использующие в своей деятельности различные методы - от пропаганды до террористических актов и вооруженных выступлений.