А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИИ, государство на территории Восточной Армении. Образовано 28 мая 1918 после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР). Площадь 58 тыс. кв. км (1919). Охватывала территорию бывшей Ереванской губернии и Карсской области. Население 961,7 тыс. человек (1919). Столица Ереван. Парламентская республика. Образование Республики Армении ознаменовало собой восстановление армянской государственности через пять с половиной веков после падения Киликийского армянского государства (1375). Республика Армении образовалась в условиях сложной международной обстановки, обусловленной отрывом Закавказья от Советской России, агрессией Турции против края. В момент распада ЗДФР ее делегация вела в Батуме переговоры с Турцией, которая исходя из своих интересов, настаивала на разделении Закавказья на три самостоятельных государства. Во время переговоров выявились серьезные противоречия между делегациями, представлявшими входившие в ЗДФР народы. Противоречия оказались непреодолимыми, и 26 мая 1918 сейм ЗДФР постановил: «Ввиду того, что по вопросу о войне и мире обнаружились коренные расхождения между народами, создавшими Закавказскую независимую республику, и потому стало невозможно выступление одной авторитетной власти, говорящей от имени Закавказья, сейм констатирует факт распадения Закавказья и слагает свои полномочия» («Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии». 1919, с. 4). После того, как 26 мая 1918 свою независимость провозгласила Грузия, а 27 мая — Азербайджан. Армянский национальный совет, находившийся в Тифлисе, принял 28 мая декларацию, в которой говорилось: «В новой обстановке, возникшей с распадом политической целостности Закавказья и провозглашением независимости Грузии и Азербайджана, Армянский национальный совет объявляет себя верховной и единственной властью армянских уездов». Восстановление армянской государственности стало возможным благодаря тому, что в мае 1918 армянский народ сумел в ряде сражений (см. Сардарапатское сражение 1918, Караклисское сражение 1918, Башапаранское сражение 1918) нанести поражение турецким агрессорам, предотвратить их вторжение в Араратскую долину, обезопасить Ереван. В Ереване в это время имелась организованная военная и гражданская администрация, которую возглавлял направленный Армянским Национальным советом в Ереван Арам Манукян. После провозглашения независимости, в Тифлисе между армянскими политическими партиями и группировками начались переговоры относительно образования правительства Республики Армении. В созданном в июле правительстве большинство министерских постов заняли представители партии Дашнакцутюн. Премьер-министром был назначен О. Качазнуни. 1 августа 1918 начал свою работу парламент Республики Армении, который был образован преимущественно из членов Тифлисского и Ереванского национальных советов. В первый состав парламента входили 45 депутатов (от партии Дашнакцутюн — 18, от эсеров—6, от социал-демократов — 6, от Армянской народной партии — 6, беспартийных— 9). Позднее, в июне 1919, в республике, на основе прямого и всеобщего избирательного права, был избран новый состав парламента из 80 депутатов (от партии Дашнакцутюн — 72, от эсеров — 4, беспартийных—1; три депутата представляли местное тюркское население). О. Качазнуни возглавлял правительство до августа 1919; затем премьер-министрами Республики Армении являлись А. Хатисян (до мая 1920). А. Оганджанян (до 28 ноября 1920), С. Врацян (с 28 ноября по 2 декабря 1920). На следующий день после образования Республики Армении ее делегация прибыла в Батум и вступила в переговоры с турецкой делегацией. 4 июня был подписан Батумский договор 1918, по которому Турция признала независимость Армении в пределах той территории, которая оставалась к этому времени в распоряжении правительства Республики Армении. Главной задачей внешней политики Республики Армении являлось решение Армянского вопроса. Составной частью этой проблемы было, прежде всего, освобождение территорий, оккупированных турецкими агрессорами. С этой целью делегации Р. А. (А. Хатисян, А Агаронян, М. Пападжанян) в конце июня 1918 отправилась в Константинополь, где до октября 1918 вела безуспешные переговоры. Положение изменилось после поражения Германии и ее союзников в первой мировой войне. В ноябре 1918 турецкое правительство уведомило правительство Республики Армении, что турецкие войска покидают те территории, которые расположены вне границ, обозначенных Брестским миром 1918. Вследствие этого армянские войска в ноябре вступили в Караклис, в начале декабря — в Александрополь. Преодолев значительные трудности, в т. ч. противодействие командования английских войск в Закавказье, правительство сумело в апреле-мае 1919 освободить Карс, Олти, Кагызван. В мае 1919 к Республике Армении были присоединены Шарур и Нахичеван. Т. о. почти полностью были восстановлены границы 1914. После ухода турецких войск обострились отношения Республики Армении с соседними Грузией и Азербайджаном. Грузия стремилась занять Борчалинский уезд полностью, а Азербайджан — Карабах и Зангезур. Осложнение отношений с Грузией привело к вооруженному конфликту с ней в декабре 1918. В январе 1919 при посредничестве союзников в Тифлисе был заключен договор, согласно которому средняя полоса Борчалинского уезда была объявлена «нейтральной зоной», после чего взаимоотношения с Грузией были урегулированы. В это же время армянское население Зангезура и Карабаха, стремившегося воссоединиться с Арменией, стойко обороняло свои края от турецко-азербайджанских захватчиков. 28 мая 1919, в первую годовщину провозглашения Республики Армении, правительство республики объявило Армению объединенной и независимой республикой. В принятом по этому поводу заявлении говорилось, что «для восстановления целостности Армении и обеспечения полной свободы и благосостояния народа Правительство Армении, согласно единой воле и желанию всего армянского народа, заявляет, что с сегодняшнего дня разрозненные части навсегда объединены в независимый государственный союз». Это решение правительства Республики Армении свидетельствовало о его намерении решить Армянский вопрос, поскольку под «разрозненными частями» Армении имелась в виду, прежде всего, Западная Армения. Кроме того, провозглашение «объединенной и независимой республики» было важно для получения поддержки со стороны западных армян, остатки которых находились в Восточной Армении и других странах. Вслед за этим в состав парламента Республики Армении были дополнительно введены 12 депутатов - представители западных армян. Надеясь решить Армянский вопрос с помощью Антанты, правительство Республики Армении приняло решение направить свою делегацию на Парижскую мирную конференцию 1919—20, призванную определить послевоенное устройство мира. В состав делегации, прибывшей в Париж в февр. 1919, вошли А. Агаронян (председатель), М. Пападжанян и А. Оганджанян. Поскольку в это время в Париже находилась армянская национальная делегация во главе с Погос Нубаром, то правительство поручило А. Агароняну вступить в переговоры с армянской национальной делегацией и совместно принять участие в Парижской конференции. Однако соглашение с армянской национальной делегацией не было достигнуто, и на Парижской мирной конференции в защиту Армянского вопроса выступали две армянские делегации. 14 мая 1919 Парижская конференция приняла решение о передаче США мандата на Армению (см. Мандат на Армению 1920). Это решение было подтверждено новосозданной Лигой Наций (см. Лига Наций и Армянский вопрос). Правительство Республики Армении ориентировалось на Западные державы, было согласно с решением о вручении мандата на Армению Соединенным Штатам Америки. С этой целью правительство подготовило необходимые материалы, которые были вручены представителю президента США ген. Дж. Харборду (см. Харборда миссия). Однако Сенат США, после продолжительного обсуждения вопроса, в силу ряда причин внутри- и внешнеполитического свойства, отклонил предложение президента США В. Вильсона о принятии мандата на Армению. 19 января 1920 Верховный совет союзников признал правительство Республики Армении де-факто. После этого правительство республики направило своих полномочных представителей в ряд иностранных государств (Германия, Франция, США, Италия, Иран, Грузия, Азербайджан и другие). В апреле 1920 в Сан-Ремо (Италия) была созвана конференция союзных стран, которая должна была выработать условия мирного договора с Турцией (см. Сан-Ремо конференция 1920). В конференции приняла участие делегация Республики Армении во главе с А. Агароняном. Мирный договор с Турцией был заключен 10 августа 1920 в Севре (Франция). Согласно Севрскому мирному договору 1920, Турция признавала Армению в качестве «свободного и независимого государства», Армения получала выход к Черному морю. Правительство США получило право определить границы Турции и Армении. Общая площадь территории будущей Армении достигала 160 тыс. кв. км. Однако Севрский договор не был ратифицирован Турцией. Пришедшие к власти в Турции кемалисты (см. Кемалистское движение) не только не признали Севрский договор и развернули борьбу за его отмену, но и продолжили националистическую, захватническую политику своих предшественников — младотурок — в отношении Армении. Правительство Республики Армении не было в состоянии принудить Турцию выполнить условия Севрского договора, и поэтому возлагало надежды на европейские государства, подписавшие Севрский договор. Однако международная обстановка менялась не в пользу Армении. Сближение между Советской Россией и кемалистской Турцией встревожило европейские государства, которые, опасаясь, что Турция может полностью оказаться под влиянием Советской России, были готовы пойти на уступки, в частности в вопросах пересмотра Севрского договора и сохранения территориальной целостности Турции. Сложно развивались взаимоотношения Республики Армении и Советской России. Руководство Советской России было заинтересовано в сохранении Закавказья, в т. ч. и Армении, в составе страны. Оно прилагало усилия, чтобы оторвать Армению от Антанты. Правительство Советской России неоднократно предлагало свое посредничество в урегулировании армяно-турецких отношений. В мае 1920 в Москве начались переговоры между делегациями Советской России и Республикой Армении; армянскую делегацию возглавлял Л. Шант (см. Шанта миссия). Одновременно в Москве велись переговоры между Советской Россией и кемалистской Турцией. Вскоре переговоры зашли в тупик. С мая 1920, после установления советской власти в Азербайджане, положение Республики Армении еще более ухудшилось. Оказывая помощь Советскому Азербайджану, части Красной Армии по существу вели военные действия против Республики Армении, в ходе которых заняли территорию Карабаха, Нахичевана, Зангезура. 10 августа в Тифлисе представители правительств Советской России и Республики Армении подписали соглашение о перемирии (см. Соглашение между РСФСР и Республикой Армении 10 августа 1920), по которому эти территории временно оставались под контролем Красной Армии. Переговоры между Республикой Армении и Советской Россией были продолжены в Ереване, для чего сюда прибыла делегация Советской России во главе с Б. Леграном, назначенным полномочным представителем РСФСР в Республике Армении (см. Леграна миссия). В сентябре 1920 кемалистская Турция напала на Армению; началась турецко-армянская война 1920. Республика Армении находилась в тяжелом положении: ее экономика была истощена, вспыхнувшие весной 1920 Майское восстание под руководством большевиков и бунты местного тюркского населения, хотя и были подавлены, но нанесли значительный ущерб, дестабилизировали обстановку в стране. Под ударами турецкой регулярной армии армянские войска отступали, оставляя противнику с таким трудом приобретенные земли. Правительство Республики Армении неоднократно обращалось с просьбой о помощи к правительствам Великобритании, Франции, Италии, США. В конце сентября 1920 Правительство обратилось к Лиге Наций с просьбой о приеме Армении в это международное сообщество. Вопрос был передан на рассмотрение Совета Лиги Наций. В октябре правительство вновь обратилось к Лиге Наций, сообщив о тяжелом положении, возникшем в связи с войной, и прося посредничества. В ответе, направленном правительству Республики Армении, говорилось, что Севрский договор еще не ратифицирован и не приобрел силу закона. После долгого обсуждения, Лига Наций 15 декабря 1920 отказала Армении в приеме в члены Лиги Наций. Однако к этому времени Республика Армении потерпела поражение, турецкие войска оккупировали свыше половины ее территории. 2 декабря 1920 в Ереване было подписано соглашение между РСФСР и Республикой Армении, по которому Армения была провозглашена советской республикой. Правительство, возглавлявшееся С. Врацяном, заявило о сложении своих полномочий. В тот же день Турция, одержавшая победу в войне, вынудила правительство Республики Армении подписать Александропольский договор 1920, согласно которому Армения должна была иметь те границы, которые в свое время были предусмотрены Батумским договором; Армения разоружалась, отзывала своих представителей из европейских стран и отказывалась от Севрского договора. Попытки Республики Армении решить Армянский вопрос с помощью европейских держав не увенчались успехом.