КОНСОЛИДАЦИЯ АРМЯН — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Акопян К., Вирабян А., Егиазарян Г., Манасян А.,
Микаелян К., Харатян Г., Хачатрян Г.


Администрация сайта заявляет о своем несогласии с авторами статьи в части предложенных ими выхода из исторически сложившейся ситуации.


18 июня 1987 года Европейский парламент принял резолюцию" О политическом решении армянского вопроса", согласно третьему пункту которой Европарламент "требует от Европейского Совета оказать давление на нынешнее турецкое правительство с целью добиться признания организованного 1915-1917 гг. геноцида армян и способствовать утверждению политического диалога между Турцией и полномочными представителями армян".

Где же "уполномоченные представители армян"? Не следовала ли армянам сначала или по крайней мере параллельно с деятельностью по защите национальных интересов в международных сферах проводить работу по формированию института "полномочных представителей" народа Западной Армении, являющегося обязательной стороной в возможных переговорах с Турцией?

Из декабрьского номера за 2001 год бостонского еженедельника "Айреник" узнаем, что перед тем как приостановить действие 907 резолюции Конгресса США президент Буш встречался с представителями армян США и заверил их, что акт не представляет угрозы безопасности армян в конфликтной зоне, а скорее наоборот, будет способствовать нормализации ситуации в регионе. С этим не согласен Армянский Национальный Комитет(АНК),который вместе с другими организациями много сделал для принятия Конгрессом резолюции, оказывающей давление на Азербайджан с целью снятия блокады Республики Армения. АНК с удивлением и возмущением задает риторический вопрос: какими представителями армян Америки встречался президент США?

Действительно, кто, какой орган может представлять армян в Америке, пользуясь интеллектуальной и финансовой поддержкой ее миллионного населения?…

27-28 мая 2002г. В Ереване состоялся второй Общеармянский съезд. Первый такой съезд в новейшей истории армян прошел 22-23 сентября 1999 г. Помимо всего, он снова выявил тот горький факт, что нация или, по крайней мере та ее часть, которая была представлена на съезде, все еще не оправилась после катастрофы 1915-1923 гг. в Западной Армении и после поражении и потерь 1921-1991 гг. в Восточной Армении и что она пока не готова к эффективным организованным действиям по защите своих национальных интересов.

Усыпляющую бдительность нации роль сыграла большевистская пропаганда: чрезмерно преувеличивалось значение для судеб армян Советской Армении, существование которой, по мнению коммунистов, и современных и многих других, означало окончательное решение Армянского вопроса. Последствия оказались разрушительными: внедряемые и подогреваемые извне разногласия, недоверие, вражда между различными общественными, политическими течениями затянулись на десятилетия.

Еще больше разочаровала, дезориентировала мировое армянство неготовность политической элиты Республики Армения справиться с сложнейшими проблемами, возникшими в результате получения ею- помимо сознательной воли и активного участия самого мирового армянства - независимости после неудачного путча ГКЧП и развала СССР.

Казалось, забота о судьбе освобожденной части Восточной Армении, о ее обороноспособности, развитии экономики, духовном и культурном возрождении, организации репатриации и заселения возвращенных земель должна стать делом мирового армянства, соответственно организованного, с разделением функцией между его составными частями. Но участники съезда 1999 года, кроме общих рассуждений, поверхностных оценок и добрых пожеланий, не пришли к сколько-нибудь серьезным выводам, не приняли отвечающих национальным задачам решений.

Делегаты съезда не были уполномочены представлять могучие, уже сложившиеся, но все еще не вовлеченные в активную национальную жизнь слои нации, которые были бы в состоянии осознать всю глубину и тревожность проблем, стоящих перед армянством, и были бы готовы создать механизмы, органы, способные обеспечить достаточные средства и разработать и осуществить общеармяжские программы и проекты, предназначенные для возведения реальных основ возрождения и развития всех основных частей мирового армянства: Арцаха, РА, и Спюрка.

Уместно вспомнить опыт проведения общенационального съезда российских армян в сентябре- октябре 1917г. в Тифлисе, где на межпартийной основе, демократически было сформировано Национальное собрание, Национальный совет российских армян и специализированные комиссии по решению задач, стоявших в те смутные времена перед нацией. Те органы потом стали основой для создания властных структур первой Армянской Республики, которая также спонтанно образовалась в результате путча большевиков- октябрьского переворота, повлекшего развал российской государственности и отрыв от нее Закавказья. Помимо объективных факторов, обусловивших тогда поражения и потери армян, главную причину неудач следует искать в их неподготовленности, в отсутствии организованности, соответствующей требованиям времени, а также в нехватке профессионализма и реализма у политических лидеров. До решающих сражений против турецко-советской агрессии в конце 1920 года не удалось достичь национального единства, создать необходимую силу, консолидировав потенциал восточных -российских и западных турецких армян, спасшихся после Геноцида. Задачу должен был выполнить намечавшийся еще с начала 1917года Общеармянский съезд, который не сумели и не успели созвать. Состоявшиеся взамен Съезд российских армян и два Съезда западных армян в 1917 и1919 годах не привели к формированию самодостаточного армянского фактора, той материальной силы и политической воли, которые были бы в состоянии отстоять национальные интересы как на поле боя, так и на дипломатической арене .

В результате имеем то, что имеем. В течение 87 лет уцелевшая после Геноцида часть народа Западной Армении лечила свои раны в западной диаспоре, создавая национальную жизнь в общинах. Однако обманутая мифами Советской Армении, парализованная насаждаемым неверием в возможность вернуть потерянное, она до сих пор все еще не созвала Третий съезд западных армян и не учредила полномочные, представительные органы в изгнании для защиты своих прав. После советизации России, краха первой Армянской Республики восточные армяне пережили белый геноцид- в виде деградации национального самосознания, потери традиций, веры, национально-культурной жизни в некогда мощных армянских общинах. Невосполнимы потерями для нации обернулась преступно и вероломно организованная репатриация после Второй Мировой Войны. Как показали перестроечные постперестроечные события, советизированная армянская элита была не в состоянии самостоятельно справиться с национальными задачами. Уже, надеемся, очевидно, что из глубокого национального, политического, экономического, международного кризиса армяне могут выйти только объединенными усилиями, вовлекая в национальный оборот весь потенциал мирового армянства. Для истинного серьезно озабоченных судьбой нации людей становится бесспорным, что этого можно достичь только через создание общеармянских структур -Всемирного Армянского Конгресса (координирующего органа составных частей мирового армянства- РА, Арзаха, Спюрка) и Представительства Народа Западной Армении в изгнании. Эти структуры должны олицетворять самостоятельный армянский фактор международной жизни, от которого непосредственно зависит судьба нации. Только от новой политической силы, обладающей необходимой волей и современным мышлением, можно ожидать осознания важности формирования общеармянских структур - способных объединить мировое армянство, выявить и использовать его потенциал с целью создания условий для сохранения и безопасного и перспективного развития армянской цивилизации. Политической силы, которая в состоянии понять и признать истинные причины поражений и потерь, в особенности за последние сто лет, трезво оценить нынешнее состояние нации, ее положение в современном мире. И сделать это, учитывая внутренние резервы, способность к выживанию и созиданию, складывавшуюся тысячелетиями, проявление в судьбоносные времена воли к согласию, единению для отстаивания своих прав, и, наконец, основываясь на армяно- христианской вере, помогавшей никогда не терять надежды, в том числе на возможность возвращения потерянного.Такой общеармянской силой могла бы стать новая политико-финансовая сила, со своими местными автономными организациями там, где компактно проживают армяне. Помимо всех обычных общественно-политических целей, эта сила поставит своей главной ближайшей задачей, с одной стороны, содействие разработке и внедрению армянской политической доктрины, основанной на современном национально-государственническом политическом мышлении, чуждом авантюрного романтизма, но полном созидательного реализма, с другой стороны- содействие скорейшему созданию двух оргкомитетов; Оргкомитета по формированию Полномочных представительных органов Народа Западной Армении в изгнании и Оргкомитета по созыву Учредительного съезда по формированию Всемирного Армянского Конгресса. Эта новая политическая сила в США, например, могла бы в сотрудничестве с ''Дашнакцутюн'', с Армянской Ассамблей Америки, другими общественно-политическими объединениями содействовать формированию Американского Конгресса со своим Национальным Советом, представляющим собирательную силу и волю армян США образованным самыми демократическими методами в результате выборов, проведенных созданным при участии всех общественно-политических организаций избирательным комитетом. Полномочные представители основанные таким способом Конгрессов всех общин Спюрка вместе с представителями РА и Арцаха в состоянии созвать Учредительный съезд для формирования Всемирного Армянского Конгресса. Эта новая политическая организация РА и Арцаха, хотелась бы верить, смогла бы совместно со всеми здоровыми силами на оставшейся все еще населенной армянами части Армении обеспечить столь необходимую атмосферу национального согласия, народного доверия к высоконравственной, высокопрофессиональной политике. Подобная политика является обязательной предпосылкой возрождения армянства, решения вместе с организованным Спюрком общеармянских проблем, устранения препятствий свободному государственному развитию. От нее зависит справедливое решение Армянского вопроса, очищенного от лжи и фальсификации, и одной из его составляющих- т.н.. Карабахской проблемы и связанной с ней блокады страны, а также создание условий для приобретения сильных и надежных союзников, необходимых для защиты враждебных и агрессивных соседей. Эта политика, мы убеждены, должна основываться на учете исторического опыта и сегодняшних реалий, включающих следующие факты. Освобождение и возрождение Армении мыслилось под протекторатом России, после того как не только провалились планы реформ предоставления автономии Западной Армении в рамках Османской империи, но турки, воспользовавшись смутным временем Мировой войны, решили покончить с Армянским вопросом, организовав Геноцид армян. В соответствии с соглашениями Сайкса-Пико-Сазонова 1916года Россия получила протекторат над Великой Арменией, почти полностью освобожденной к концу войны. Однако, когда власть в России захватили большевики, предали союзников России, перешли на сторону ее заклятых врагов - геноцидной Турции и милитаристской Германии, лишили Россию тем самим ее освободительной и цивилизаторской миссии, решение Армянского вопроса осталось за Антантой, которая подписала с Турцией Севрский договор, согласно которому Турция признала независимость Армении в пределах шести областей Западной Армении . Определение окончательных границ ее безопасного развития должны были быть обусловлены американским методом над Арменией. Однако и этого не случилось по причинам, которые до сих пор фальсифицируются или умалчиваются. Армянский вопрос до сих пор не решен, возрождение и безопасное развитие Армении стоит опять в повестке дня. Новая Россия, освобождающаяся от оков большевизма, и Америка, давно покончившаяся со своим изоляционизмом, столь пагубно отразившимся на судьбе Севрского договора и послевоенного устройства мирового порядка, не преградившим путь распространения красной чумы, приведшим к заключению преступных Мюнхенских соглашений, пакту Риббентропа-Молотова, к катастрофе Второй мировой войны и последующей разрушительной холодной войне, - могли бы вернуться, теперь уже совместно, к идее солидарного покровительства над Арменией, гарантирующего самоопределение ее народа в границах и условиях, обеспечивающих ее жизнеспособность и перспективное развитие.

Судьба армян, решение Армянского вопроса, безопасность и перспективное развитие всех частей мирового армянства- РА, Арцаха и спюрка - должны быть ограждены от криминальных и политических разборок различных кланов, способных дестабилизировать политическую устойчивость и затормозить динамичное , эффективное развитие страны, превращение ее в притягательную силу для всех армян. Сохранение и развитие армянской цивилизации, решение Армянского вопроса, безопасность армян и страны не должны более быть разменной монетой в противоборстве на международной арене. Спасение от грозящих опасностей- только в объединении всего армянства, в его собирательной силе, воле и мысли, как завещал нам великий Чаренц.

Карен Акопян, Аматуни Вирабян,
Геворк Егиазарян, Александр Манасян,
Карен Микаелян , Грануш Харатян, Генрик Хачатрян


Первым важным шагом на пути консолидации Мирового Армянства могла бы стать организация Народа Западной Армении в качестве его составной части, в виде Национального Собрания и Национального совета в изгнании Народа Западной Армении.

В ближайшее время будет создан Оргкомитет по подготовке и проведению Третьего Съезда /первый и второй съезды состоялись в 1917 и 1919гг. в Ереване/ Народа Западной Армении с целью учреждения представительных органов в изгнании Народа Западной Армении.

Ваши предложения, соображения и возможное участие в работе по подготовке Третьего Съезда прошу сообщить по моему адресу (art_mkrtchian@hotmail.com).

От имени инициативной группы - Арташес Мкртчян

Также по теме:

Ара Абрамян - Единство действий – веление времени: Как добиться решения проблемы Геноцида армян

Ваагн Дадрян - Дети как жертвы геноцида: пример армян