АРМЯНСКИЙ ВОПРОС

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АРМЯНСКИЙ ВОПРОС, комплекс проблем политической истории армянского народа, связанных с его стремлением к воссозданию суверенной государственности на своей исторической территории, национальной консолидацией и направленной на достижение этих целей национально-освободительной борьбой. Возникновение Армянского вопроса предопределено утерей Арменией национальной государственности. Армянский вопрос стал составной частью Восточного вопроса, занял определенное место в международных отношениях, политике великих держав на Ближнего Востоке, их борьбе за сферы влияния в Османской империи и раздел ее владений. Вошел в обиход в качестве термина в дипломатии и исторической литературе после русско-турецкой войны 1877—78. К середине ХIХ и крупнейшее на Ближнего Востоке государство — Османская империя, стала объектом острой конкурентной борьбы между ведущими державами Европы. Руководствуясь собственными интересами и не желая допускать политического или экономического преобладания соперников в Османской империи, каждая из держав прикрывала эксплуатацию Турции лишенным всякого смысла принципом «статус-кво» империи, который играл на руку султанскому самодержавию в его реакционной внутренней политике. Используя тяжелое положение христианских народов Османской империи, и в частности армян, в качестве предлога для давления на Высокую Порту и вмешательства все дела с целью приобретения новых уступок в политических и экономических сферах, державы не только не улучшали, но и ухудшали положение национальных меньшинств. В христианском населении, которое стремилось к освобождению из-под многовекового турецкого ига, султанское правительство усматривало угрозу для будущего своей полиэтнической и поликонфессиональной империи. Стремясь предотвратить ее распад и вывести страну из крайней отсталости, в середине ХIХ в. султанским правительством бы ли обнародованы реформы, декларировавшие неприкосновенность жизни, имущества и чести всех под данных, равенство прав мусульман и христиан, преобразования в экономической жизни страны. Однако реформы были осуществлены половинчато, не привели к существенным изменениям в экономическом и общественном развитии страны, положении угнетенных нетурецких народов. Начиная с 60-х ХIХ в. заметно усилилось освободительное движение в Западной Армении (восстания в Ване и Зейтуне — 1862, Муше 1863 и другие). Русско-турецкая война 1877—1878 завершилась победой России: на Балканском фронте русские войска подошли вплотную к Константинополю, на Кавказском — овладели почти всей Западной Арменией. На территории Османской империи, главным образом в ее восточных вилайетах, проживало свыше трех млн. армян, подвергавшихся социальному, национальному и религиозному угнетению и преследованию. Результаты русско-турецкой войны, успешное национально-освободительное движение балканских народов воодушевили армян на борьбу за свое национальное освобождение, объединение двух частей Армении под протекторатом России. Захватническая политика русского царизма, занимаемая им позиция «покровителя» христианских народов Османской империи объективно совпадали с жизненными интересами армянского народа. Впервые Армянский вопрос получил свое отображение в Сан-Стефанском договоре 1878, согласно ст. 16-й которого Высокая Порта обязывалась осуществить реформы в областях, населенных армянами. Преимущества ст. 16-й состояли в том, что Россия выступала как официальный покровитель армянского народа, а присоединение довольно значительной части Западной Армении к России предоставляло армянам возможности национальной консолидации, экономического и культурного развития. Однако договор был подписан в условиях напряженной международной обстановки, Россия оказалась перед лицом сильной англо-австрийской коалиции. Именно Великобритания и Австро-Венгрия явились инициаторами созыва международного конгресса, цель которого заключалась в том, чтобы не позволить России сполна воспользоваться плодами своей победы в войне. Накануне созыва Берлинского конгресса 1878 для ведения переговоров с правительствами европейских государств в пользу решения Армянского вопроса в Европу была направлена армянская национальная делегация во главе с Мкртичем Хримяном. (см. Мкртич I Ванеци). Не добившись реальных гарантий, делегация прибыла в Берлин, однако на заседания открывшегося здесь конгресса не была допущена. На Берлинском конгрессе, в результате пересмотра условий Сан-Стефанского договора западноевропейской дипломатии удалось лишить Россию монопольной роли в Армянском вопросе. В ст. 61-й Берлинского трактата отмечалось, что Высокая Порта должна периодически сообщать о мерах по осуществлению реформ державам, которые должны наблюдать за их применением. Тем самым Армянский вопрос был превращен в объект международных отношений, что однако не помешало Высокой Порте решать его по своему усмотрению. По решению Берлинского трактата значительная часть Западной Армении опять-таки осталась под турецким владычеством, что сыграло роковую роль в судьбах западных армян, обрекло их на физическое истребление. Наиболее активную позицию в требовании реформ для Западной Армении в конце 70-х—начале 80-х гг. ХIХ в заняла Великобритания, что объяснялось стремлением английского правительства с помощью постоянного давления на Высокую Порту по Армянскому вопросу добиться оккупации Кипра и Египта. Поняв, какую роль может сыграть Армянский вопрос в политике держав, правительство Абдул Гамида II решило покончить с Армянским вопросом, усилив преследования в отношении армянского населения империи (разжигание мусульманского фанатизма и антиармянских настроений, постоянные грабежи и убийства, произвол и беззаконие местных властей, попытки насильственного обращения армян в ислам, ужесточение цензуры, бесчинства курдских племен, создание курдской ирригулярной конницы и другие), что сводились в конечном счете к физическому уничтожению армянского этноса. В конце 80-х—начале 90-х гг. ХIХ в. начался новый этап в национально-освободительном движении армянского народа, возникли армянские национальные партии (см. Арменакан казмакерпутюн, Гнчак, Дашнакцутюн), усилилась вооруженная освободительная борьба в Западной Армении (восстания в Зейтуне — 1878, 1884, Ване - 1886, Васпуракане, Сасуне, Алашкерте, манифестация в Константинополе — 1890 и другие). В ответ на выступления армян Сасуна против турецких властей (см. Сасунская самооборона 1894) султанское правительство организовало резню армян этого края в августе-сентябре 1894, в результате которой было убито около 10 тыс. армян. Под давлением европейских держав султанское Правительство было вынуждено создать комиссию по расследованию Сасунских событий с участием представителей Великобритании, России и Франции. В апреле 1895 английское правительство выработало проект реформ, согласно которому Западной Армении фактически представлялась автономия под эгидой европейских держав. Главная идея английской политики реформ заключалась в стремлении Англии лишить Россию возможности оккупировать эти территории под предлогом защиты прав христианского населения. После того, как Франция и Россия присоединились к требованиям реформ, 11 мая 1895 Высокой Порте был представлен несколько урезанный английский проект (см. «Майские реформы» 1895). 17 сентября 1895 армяне провели в Константинополе мирную манифестацию против затягивания султанским Правительством введения реформ (см. Баб Али демонстрация 1895). В ответ Правительство организовало резню в столице, в результате которой погибло 6 тыс. армян. 15 октября Абдул Гамид II принял послов европейских держав, которые потребовали в целях сохранения целостности империи, удовлетворения общественного мнения Европы и успокоения армян, провести реформы в Западной Армении. Заявив 20 октября о скором введении реформ, султанское Правительство не только их не осуществило, но и, используя противоречия между европейской державами, организовало массовую резню армянского населения Османской империи. В течение 1894—96 в Османской империи было истреблено свыше 300 тыс. армян (см. Погромы армян 1894—96). Несмотря на различие в программах и методах деятельности армянских национальных партий, они были едины в вопросе освобождения Западных армян, создания независимого армянского государства. Однако армянские политические организации так и не сумели сплотиться вокруг этой национальной идеи, не достигли единства всех политических сил, создания мощного единого народного движения на примере других угнетенных народов империи. Не имели успеха и попытки создания, единого фронта с другими нетурецкими народами империи, в частности, с курдским народом. Напротив, турецким властям удалось использовать курдские племена в своих целях, настроить их против армянского населения. Активизация армянского национально-освободительного движения в конце ХIХ — начале ХХ вв., желание использовать его силу исключительно в целях борьбы против султанской власти привели оппозиционную младотурецкую партию (см. «Единение и прогресс») к мысли о необходимости установления отношений с армянскими партиями, хотя и в Национальном вопросе между младотурками и Абдул Гамидом II не было принципиальных различий. Продолжая борьбу за освобождение Западной Армении, армянские политические силы приняли активное участие в создании союза оппозиционных сил Османской империи в борьбе против режима Абдул Гамида II. После младотурецкого переворота 1908 положение армянского населения не улучшилось; в апреле 1909 младотурецкие власти осуществили резню армян Аланского вилайета и гор. Аданы, вследствие которой было убито свыше 30 тыс. армян (см. Аданские погромы 1909). В 1912—14, когда в результате подъема национально-освободительного движения балканских народов турецкому деспотизму был нанесен новый удар. Армянский вопрос вновь стал предметом дипломатических переговоров между великими державами и Турцией (см. Армянские реформы 1912—1914). Вокруг вопроса о реформах в Западной Армении началась сложная борьба, продолжавшаяся до начала мировой войны 1914—18. Вступая в мировую войну на стороне кайзеровской Германии, правящие круги Турции надеялись осуществить свои давно вынашиваемые планы устранения России с Кавказа, создания «великого Турана», в котором должны были объединиться мусульманские народы Ближнего Востока, Кавказа, России, Средней Азии. На пути достижения этой цели препятствием воспринималась не только Россия, но и армянский народ, проживавший в двух частях Армении — Западной и Восточной. Младотурецкое правительство Турции считало, что прежде всего следует покончить с западными армянами, прорусская ориентация которых им была хорошо известна. С целью полной ликвидации армян Западной Армении и других местностей Турции и разрешения таким образом Армянского вопроса, младотурецкие правительство, воспользовавшись состоянием войны, под видом выселения из прифронтовой полосы, организовало и осуществило депортацию и геноцид более полутора миллиона армян (см. Геноцид армян 1915—1916). Западная Армения и Киликия полностью лишились своего автохтонного этноса. В результате успешных действий русских войск на Кавказском фронте к 1916 большая часть Западной Армении была завоевана Россией. Это обстоятельство стимулировало оживление переговоров между Англией и Францией по вопросу о разделе территорий Османской империи (см. Сайкс-Пико соглашение 1916). Возобновились дипломатические торги вокруг вопроса о разделе Ближнего Востока, в том числе и Армении, на сферы влияния. При этом не было никаких упоминаний о независимости или самостоятельности Армении, будущем армянского народа. В июне 1916 в завоеванных Россией районах Западной Армении было установлено «Военное генерал-губернаторство занятых по праву войны областей Турции», охватывавшее почти всю Западную Армению. Если накануне войны и в первый ее период царизм представлялся в роли защитника проживавших в Турции христиан, в частности армян, поднимал шум в связи с погромами и выселением армян, создавал добровольческие отряды, то теперь он стремился исключить Армянский вопрос из сферы деятельности русской дипломатии, свести к нулю политическое значение армян. Занятые по праву войны армянские вилайеты должны были быть превращены в обычные окраинные губернии царской России, лишенные практически армянского населения. После победы Февральской революции в России Временное Правительство решением от 25 апреля 1917 взяло в свое ведение управление занятыми территориями Западной Армении. Выселенным армянам было разрешено возвратиться к родным очагам. Вместе с тем Временное Правительство продолжило по существу политику царизма в Западной Армении, всячески попирая право армянского народа на самоопределение. С мая 1917 на русско-турецком фронте создалось положение неофициального перемирия. Однако здесь, так же как и на Западном фронте, массы солдат охватили революционные настроения. Эти настроения, а также стремление оставить фронт, возвратиться домой особенно усилились после победы Октябрьской социалистической революции. Кавказский фронт оголялся, что создавало благоприятные условия для турецкий интервенции. Одним из первых решений, принятых Советским Правительством после Октября революции, явился Декрет «О Турецкой Армении» от 29 декабря 1917, который признавал право армянского народа на свободное самоопределение, восстановление издавна утраченной государственности. Советское Правительство официально признавало, что защищает «право Западной Армении на свободное самоопределение, вплоть до полной независимости». Осуществление декрета во многом зависело от организации и сплочения армянских национальных сил, мобилизации всех возможностей для наведения порядка в регионе, создания милиции, пресечения массового дезертирства, использования частей русской армии. Однако создавшаяся тяжелая ситуация, позиция образованного в ноября 1917 в Тифлисе Закавказского комиссариата, и в частности Армянского Национального Бюро в отношении Советской России, усугубили и без того бедственное положение армянского народа. Нарушив условия подписанного в Ерзнка 18 декабря 1917 русско-турецкого перемирия, в феврале 1918 Турция начала наступление по всему фронту вслед за уходящими остатками русской армии и вновь захватила территорию Западной Армении. Следуя примеру своей союзницы - кайзеровской Германии, Турция рассматривала революцию в России как благоприятный момент для осуществления своих планов территориальных захватов. Используя в своих интересах условия Брестского мира 1918, младотурецкое правительство продолжало оказывать давление на Закавказье, требуя его отделения от России. В его дальнейшие планы входило разделение Закавказья на части для утверждении своей власти по принципу «разделяй и властвуй» (см. Трапезундские переговоры 1918). Прервав переговоры с правительством Закавказья, Турция возобновила наступательные действия. В середине мая турецкие войска заняли Александрополь, создали реальную угрозу захвата Еревана. Для армянского народа создалось отчаянное положение. В героических сражениях под Сардарапатом, Караклисом и Баш-Апараном армянские войска сумели приостановить продвижение турецкий войск, ликвидировать нависшую над армянским народом угрозу полного физического уничтожения. Одновременно возобновились переговоры между Турцией и представителями Закавказского Сейма (см. Батумский договор 1918). Турция продолжала требовать объявления независимости Грузии, Азербайджана и Армении и признания ими территориальных захватов Турции. 28 мая 1918 вслед за Грузией и Азербайджаном была провозглашена независимость Армении. Создание Республики Армении, независимо от тяжелых условий того времени, явилось знаменательной вехой в истории армянского народа после многовековой утраты национальной государственности. К моменту своего образования Республика Армении располагала территорией несколько более 9 тыс. кв. км, население ее составляло 326 тыс. человек К Турции отошли районы Карса, Ардагана, Сурмалу, Шарура, Нахичеванский уезд, значит, часть Александропольского и Эчмиадзинского уездов. После поражения Турции в первой мировой войне и заключения Мудросского перемирия 1918, турецкие войска оставили территорию Республики Армении и Карсскую область, была восстановлена граница 1914. В 1919—20 Правительство Республики Армении прилагало усилия, чтобы решить Армянский вопрос с помощью Западных государств, объединить Западную и Восточную Армению в единое независимое государство. Армянский вопрос обсуждался на Парижской мирной конференции 1919—1920. На конференции было принято решение о предоставлении США мандата на Армению, это решение было утверждено Лигой Наций. Однако в дальнейшем сенат США отклонил предложение президента В. Вильсона о предоставлении США мандата на Армению (см. Мандат на Армению 1920). Мирный договор с Турцией был заключен 10 августа 1920 в Севре (см. Севрский мирный договор 1920), согласно которому Турция признавала Армению в качестве свободного и независимого государства, президенту США предоставлялось право определения границ между Турцией и Арменией с выходом к Черному морю (см. Вильсона арбитражный режим 1920). Но пришедшее к власти в Турции националистическое правительство Кемаля не признало Севрский договор. Стремясь использовать начавшееся в Турции националистическое движение против Антанты, лишить последнюю возможности превратить Армению в форпост против Советской России, Советское правительство пыталось своим посредничеством стабилизировать обстановку в регионе, предотвратить войну, добиться установления прочных границ между Арменией и Турцией. Однако советско-армянские и советско-турецкие переговоры неоднократно прерывались и затягивались. Правительство Республики Армении стремилось выиграть время до заключения Севрского договора, а турецкая сторона не желала делать каких-либо территориальных уступок Армении. До начала Турецко-армянской войны 1920 территория Армянской республики составляла около 55 тыс. кв. км. В сентября 1920 турецкая армия перешла в наступление. Анкарское Правительство пыталось захватить территории, заселенные армянский большинством и лишить армянский народ возможности воссоздания своего государства. Правительство Республики Армении предполагало, что Англия, Франция, США и Италия сразу же выступят на стороне армян и дадут отпор Турции во имя претворении в жизнь решений Севрского договора. Армянское правительство обратилось к совету Лиги Наций с просьбой принять Республику Армении в Лигу Наций и применить в отношении Турции санкции согласно Севрскому договору. Однако эти обращения не привели к желаемому результату. Турки продолжали наступление. Воинствующая и непримиримая позиция Турции по отношению к Армении была обусловлена удачным использованием кемалистским Правительством создавшейся благоприятной международной обстановки, военный конфронтации между Антантой и Советской Россией. В свою очередь каждая из сторон использовала Турцию в своих интересах. Потерпевшая поражение в войне Армения была вынуждена подписать 2 декабря Александропольский договор 1920, по которому за Арменией оставались лишь районы Еревана и оз. Севан, армянское правительство отказывалось от Севрского договора, Турция устанавливала свой контроль над путями сообщений Армении и т. д. С юридической точки зрения этот договор не имел силы, поскольку 29 ноября 1920 в Армении была установлена Советской власть. В марте 1921 между Советской Россией и Турцией в Москве был подписан договор о дружбе и братстве, в заключении которого представители Советской Армении участие не принимали (см. Московский договор 1921). Согласно Московскому договору была установлена и зафиксирована граница между Советской Арменией и Турцией, за турецкой стороной остались Карсская область, Кагызванский округ и Сурмалинский уезд Эриванской губернии. В договор была внесена особая статья, согласно которой Нахичеванская область должна была образовать «автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству». Московский договор 1921 не отвечал интересам армянского народа, не способствовал его стремлению к национальной консолидации на территории своей родины. В октября 1921 в Карсе при участии РСФСР был заключен договор между Арменией. Грузией и Азербайджаном, с одной стороны, и Турцией с другой, который повторял положения Московского договора (см. Карский договор 1921). Правительства Англии, Франции, США пытались использовать Армянский вопрос в соответствии со своими планами и никогда всерьез не задумывались над судьбой армянского народа. В ноябре-декабре 1920 на Лондонской конференции и в январе 1921 на заседании Верховного совета Антанты в Париже Франция выступила с требованием пересмотра Севрского договора. До проведения Лозаннской конференции Франция, Англия и Италия отступили от позиций зашиты положений Севрского договора, решения Армянского вопроса. В резолюциях Лондонской конференции 1921 выражение «Армянское независимое государство» было заменено расплывчатой формулировкой о создании «Армянского национального очага» на территории Турции, которое на Лозаннской конференции 1922—1923 было вычеркнуто руками тех же дипломатов. Лига Наций также оказалась неспособной в какой-либо мере облегчить участь народа, подвергшегося геноциду и депортации (см. Лига Наций и Армянский вопрос), многочисленные декларации и гарантии западноевропейской дипломатии по Армянскому вопросу, договоры и ноты, щедрые обещания не принесли никакой пользы армянскому народу. Составной частью Армянского вопроса является проблема Нагорного Карабаха. В 1918—20 мусаватистское правительство Азербайджана неоднократно пыталось захватить Нагорный Карабах, Нахичеван и Зангезур. Однако армянское население этих областей с оружием в руках отстаивало свое право и землю от посягательств. После победы Советской власти в Армении Ревком Азербайджана 1 декабря 1920 заявил в специальной декларации, что отказывается от спорных с Арменией территорий и признает Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван составной частью Армении Однако вскоре позиция азербайджанского руководства в отношении Нагорного Карабаха претерпела кардинальные изменения, оно потребовало включить его в состав Азербайджана. 5 июля 1921 на заседании Кавбюро РКП (б) было вынесено решение о передаче Нагорного Карабаха Азербайджану. Этим решением Карабах, населенный армянами и являющийся исконной армянский территорией, был искусственно отрезан от Армении, а территориальное разграничение при образовании области в 1923 было проведено таким образом, чтобы Нагорный Карабах не имел общей границы с Армянской ССР, хотя он непосредственно примыкает к ее территории. Армянский народ сумел выйти из тяжелейшего кризисного этапа своей истории, он не только смог сохранить свое физическое существование, по и воссоздать свою государственность на части территории Восточную Армении. Вместе с тем в результате политики геноцида и депортации как в Западную так и Восточную Армении, оставшаяся в живых часть армянского народа рассеялась по всему миру, образовав в странах Европы, Америки и Азии Диаспору — спюрк. По мере развития и укрепления армянских общин за рубежом, усиления их влияния на общественность многих стран мира, возрождения национального самосознания, изгнанные с земель своих предков армяне продолжали борьбу за свое национальное существование, право на потерянную родную землю, консолидацию в едином государстве. К концу второй мировой войны 1939-45 заметно усилилось движение зарубежных армян за присоединение к Советской Армении отошедших к Турции армянских территорий. Различные зарубежные армянские организации стали обращаться с этим требованием к руководителям держав-победительниц, конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (апрель 1945), Берлинской конференции глав трех держав (август 1945), сессии Совета Министров иностранных дел в Лондоне (сентябрь 1945), Московскому совещанию министров иностранных дел трех держав (декабрь 1945), 1-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Лондоне (январь 1946) и т. д. 29 ноября 1945 католикос всех армян Геворк VI обратился к главам правительств СССР, США, и Великобритании с требованием о присоединении к Советской Армении армянских вилайетов Турции. В марте 1945 Советской Правительство заявило о своем желании денонсировать советско-турецкий договор 1925 в связи с изменениями на международной арене после второй мировой войны. В июне 1945 в Москве состоялись советско-турецкие переговоры об урегулировании отношений между СССР и Турцией в связи с денонсацией Советской Правительством договора 1925, как не соответствующего новой обстановке и нуждающегося в серьезном улучшении. Турецкая сторона предложила Советской правительству заключить союзный договор. На это предложение был дан ответ, что Советской Правительство не возражает против заключения такого договора на определенных условиях, в частности если Турция вернет отторгнутые в 1921 от Советской Армении Карс, Артвин и Ардаган. Союзный договор с Турцией не был подписан. Армянский вопрос обсуждался на Берлинской (Потсдамской) конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. 30 мая 1953 Советское Правительство, игнорируя чаяния армянского народа, сделало заявление правительству Турции о том, что «во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности правительства Армении и Грузии сочли возможным отказаться от своих территориальных претензий к Турции... Таким образом, Советское правительство заявляет, что Советский Союз не имеет никаких территориальных претензий к Турции». Подобная позиция Советского Союза была подтверждена в дальнейшем в нескольких международных документах. Широкое движение армян диаспоры за решение Армянского вопроса, признание мировым сообществом геноцида армян особенно активизировалось с середины 1960-х, в канун 50-летия геноцида армян. Начиная с 1965, после более чем 40-летнего молчания в эпоху сталинизма, в Советской Армении стали ускоренными темпами развиваться политическая арменистика, изучение проблем Армянского вопроса, геноцида армян. Были изданы десятки научных исследований, сборники документов, многочисленные научные и публицистические статьи. 22 ноября 1988 Верховный Совет Армянской ССР принял Закон Армянской ССР об осуждении геноцида армян 1915 года в османской Турции. В 1960—80-х значительно усилился интерес мирового общественного мнения к Армянскому вопросу, что нашло свое выражение в его обсуждении в различных международных организациях, на научных и общественных форумах, конференциях, симпозиумах. Начиная с конца 1960-х эта проблема стала предметом рассмотрения в Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств Комиссии по правам человека ООН. Армянскому вопросу были специально посвящены сессия Постоянного трибунала народов в Париже (апреля 1984), международная конференция «Армянский вопрос и турецкий экспансионизм» (Афины, май 1987), съезд Всемирного совета церквей (США, май 1989) и т. д., в решениях которых отмечалось о необходимости возмещения Турцией армянскому народу нанесенного в результате геноцида ущерба, обеспечения за армянами диаспоры права возвратиться на свою родину. Вопрос о признании и осуждении мировым сообществом факта геноцида армян в 1970—80-х активно поддерживали некоторые Западные государства (Франция, Греция, Аргентина, Уругвай и другие). В течение ряда лет на повестку дня сената и палаты представителей США выносятся резолюции о геноциде армян в Османской империи, которые обычно не набирали необходимого количества голосов и отклонялись на разных этапах слушания. Решающую роль при этом играет позиция Государственного департамента, министерства обороны США и президента, последовательно выступающих против принятия резолюции. Руководители Турции при этом постоянно предупреждают Правительство США о возможности возникновения серьезных осложнений в турецко-американских отношениях, вплоть до выхода Турции из военный блока НАТО в случае принятия резолюции. Турция проводит политику непризнания и полного отрицания факта геноцида армян в Османской империи. Начиная с 1983 Армянский вопрос рассматривается в Европарламенте. 18 июня 1987 Европарламент принял резолюцию «О политическом решении Армянского вопроса» (см. Европейского парламента резолюция...). В современных условиях Армянский вопрос воспринимается как стремление армян всего мира к восстановлению исторической справедливости, созданию реальных условий для консолидации армянской нации, сохранению самобытности армян диаспоры, воссоединению с Родиной - Арменией отторгнутых от нее территорий.