Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene
Барсегов Ю.Г.

ГЕНОЦИД АРМЯН. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества, т. 1

Раздел III. Международное признание ответственности Турции за полное уничтожение армян как национальной группы (1915-1923 гг.) и обязательства мирового сообщества


Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


№ 508. Телеграмма Председателя Совета министров и Министра иностранных дел Швеции Де Гира Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 509. Телеграмма Государственного министра Дании Неегаарда Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 510. Телеграмма Министра иностранных дел Уругвая Муеро Председателю Совтеа Лиги Наций П. Гимансу
№ 511. Телеграмма Министра иностранных дел Никарагуа Умберто Пасос Диаса Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 512. Телеграмма Председателя Совета Министров Французской Республики Леги Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 513. Телеграмма Государственного секретаря по иностранным делам Гаити Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 514. Сообщение о послании Президента США В. Вильсона Э. Друммонду (Лига Наций), переданное через миссию США в Берне
№ 515. Телеграмма Министра иностранных дел Гондураса Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 516. Седьмое заседание Пятого комитета Лиги Наций
№ 517. Телеграмма Министра иностранных дел Чили Л. Альдунате Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 518. Телеграмма Государственного секретаря по делам Индии Э. Монтегю Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 519. Телеграмма Министра иностранных дел Гватемалы Агирре Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 520. Телеграмма Министра иностранных дел Панамы Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 521. Телеграмма Председателя Правительства Италии Сфорца Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 522. Телеграмма МИД Великобритании Верховному комиссару в Багдаде относительно установления советской власти в Армении
№ 523. Телеграмма и.о. Государственного секретаря Н. Дэвиса Послу США во Франции Уоллесу
№ 524. Телеграмма и.о. Государственного секретаря Н. Дэвиса Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 525. Первая Ассамблея Лиги Наций. Двадцать шестое пленарное заседание
№ 526. Принятие новых членов в Лигу Наций
№ 527. Телеграмма Посла США во Франции Уоллеса и.о. Государственного Секретаря Н. Дэвису
№ 528. Первая Ассамблея Лиги Наций. Двадцать девятое пленарное заседание
№ 529. Телеграмма и.о. Государственного секретаря Н. Дэвиса Послу США во Франции Уоллесу
№ 530. Первая Ассамблея Лиги Наций. Тринадцатое пленарное заседание
№ 531. Доклад Специального комитета по Армении
№ 532. Первая Ассамблея Лиги Наций. Тридцать первое пленарное заседание
№ 533. Телеграмма Премьер-министра Великобритании Ллойд Джорджа (подписана лордом Керзоном) Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 534. Телеграмма посла США во Франции Уоллеса и.о. Государственного Секретаря Н. Дэвису
№ 535. Ответ Правительства Королевства Сиама на телеграмму Председателя Совета Лиги Наций П. Гиманса относительно оказания помощи Армении
№ 536. Телеграмма и.о. Государственного секретаря Н. Дэвиса Послу США в Бельгии Уитлоку с просьбой передать послание Президента США В. Вильсона по вопросу об Армении Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу
№ 537. Ответ Правительства Польши Генеральному секретарю Лиги Наций относительно Армении
№ 538. Ответ и.о. Председателя Совета Лиги Наций да Кунья Президенту США


№ 508

ТЕЛЕГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ
И МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ШВЕЦИИ ДЕ ГИРА
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(5 декабря 1920 г.)*

В ответ на телеграмму Совета Лиги Наций от 25 ноября Правительство Швеции имеет честь сообщить следующее:

Правительство Швеции с самым глубоким сочувствием проявляет интерес к вопросу обеспечения безопасности Армении и приветствует принятие всех возможных мер для облегчения страданий армянской нации, которые вызвали глубокое сострадание в Швеции. Полностью сознавая значение этого гуманитарного предприятия, Шведское правительство тем не менее, ввиду большого расстояния, разделяющего эти страны, и ввиду сложного и серьезного характера армянской проблемы сожалеет, что не обладает полномочием принять приглашение об участии в предприятии, содержащееся в телеграмме Совета. По мнению Правительства Швеции, благородное предложение Президента Вильсона является лучшим средством для достижения удовлетворительного решения, чем вмешательство страны, которое, ввиду недостаточного значения положения и условий в Армении, не сможет быть успешным.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 509

ТЕЛЕГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МИНИСТРА ДАНИИ
НЕЕГААРДА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(5 декабря 1920 г.)*

Правительство Дании внимательно изучило идею, содержащуюся в Вашей телеграмме 25 числа прошлого месяца относительно Армянской трагедии, которая преисполнила Данию чувством сострадания. Каждая мера, которая принимается для спасения этого несчастного народа, несомненно встретит одобрение Дании. Правительство Дании было бы поэтому счастливо сотрудничать в осуществлении предложенной гуманитарной миссии, если бы из-за сложности проблемы и неисчислимых трудностей предприятия по вмешательству в такую далекую страну, как Армения, это не было бы за пределами возможностей страны, чьи денежные ресурсы и средства для осуществления акции не были столь [ограничены] (дефект в тексте телеграммы). Великодушное предложение Президента Вильсона порождает сейчас надежду, что Армянская проблема окажется в ситуации, благоприятной для ее разрешения.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 510

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ УРУГВАЯ МУЕРО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(5 декабря 1920 г.)

Правительство Уругвая с удовлетворением узнало об ответе Испании и Бразилии в пользу совместной моральной акции с целью остановить агонию Армении и надеется на полный успех посредничества для восстановления мира.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 511

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
НИКАРАГУА УМБЕРТО ПАСОС ДИАСА
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(6 декабря 1920 г.)*

Никарагуа принимает резолюцию Лиги Наций, имея ввиду, что ее целью является прекращение армянской трагедии<...> [текст телеграммы дефектный].

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 512

ТЕЛЕГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛЕГИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(7 декабря 1920 г.)*

Франция издавна подтверждала чувства, которые она испытывает по отношению к Армянской нации. Правительство Французской Республики может только открыто присоединиться к тем чувствам, которые вызвали обращение Ассамблеи Лиги Наций к различным Правительствам с целью получить их согласие на оказание помощи Армении.

Соединенные Штаты Америки, Бразилия и Испания, руководствуясь благородными побуждениями, быстро отозвались на это обращение. Нужно надеяться, что решение задачи, ради чего они объединились по чисто гуманитарным соображениям, окажет реальную помощь населению Восточной Анатолии, сильно пострадавшему от войны.

Французское Правительство с удовлетворением поздравляет с достижением этого результата, показывающего какую власть обрела уже Лига Наций.

Французское Правительство с величайшей симпатией следит за работой трех посредничающих Держав и готово поддержать все их усилия.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 513

ТЕЛЕГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ
ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ ГАИТИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(получена 7 декабря 1920 г.)*

Правительство Гаити радо благоприятным результатам предпринятых Советом Лиги Наций мер для Армении и сердечно поздравляет Бразилию, Испанию и Соединенные Штаты в связи с их благородной реакцией. Оно горячо желает успеха этому в высшей степени гуманитарному предприятию.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 514

СООБЩЕНИЕ О ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА США В. ВИЛЬСОНА
Э. ДРУММОНДУ (ЛИГА НАЦИЙ)

(переданное через миссию США в Берне 8 декабря 1920 г.)*

Ваше Превосходительство, я имею честь информировать Вас, что сегодня днем я получил телеграмму от Президента Соединенных Штатов, поручающего мне сообщить с благодарностью о получении Вашего послания от 1 декабря.

Президент высоко оценивает Ваши заверения в том, что усилия по посредничеству между армянами и кемалистами получат моральную поддержку всех государств—членов Лиги Наций.

Прошу Вас, Ваше Превосходительство, принять заверения в моем высоком почтении.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 515

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГОНДУРАСА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(9 декабря 1920 г.)*

В ответ на Вашу любезную телеграмму имею честь информировать Вас, что Правительство Гондураса, сочувствуя ужасной трагедии Армении, предлагает свою моральную поддержку всем решениям Лиги Наций или ее Совета, которые будут приняты с целью добиться ее прекращения.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 516

СЕДЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПЯТОГО КОМИТЕТА ЛИГИ НАЦИЙ

(Женева, 9 декабря 1920 г., 15.00)*

Председатель: Г-н Х а н е у с.

Д-р Н а н с е н (Норвегия) поддержал это предложение [о принятии Армении в Лигу Наций].

Г-н Б р а н т и н г (Швеция) и г-н Ф и ш е р (Британская Империя) выступили против, поскольку полагают, что в случае его принятия был бы создан опасный прецедент.

Было проведено голосование по этому предложению и оно было отвергнуто 9 голосами против 6, при пяти воздержавшихся.<...>

Д-р Нансен (Норвегия) предложил принять Грузию в Лигу Наций. Он указал, что это — древнее государство, привыкшеее к независимости, отделенное от России горами и не препятствующее доступу России к морю. Более того, его принятие крайне важно, если Лига Наций намерена помочь Армении.

Г-н Ф и ш е р (Британская Империя) предложил не принимать Грузию сразу же и поддержал предложение Подкомитета.

Г-н Б р а н т и н г (Швеция) заявил, что Международное бюро труда в Брюсселе поручило ему сообщить Лиге Наций, что делегаты Организации труда, которые посетили Грузию в последние несколько месяцев, склоняются к принятию Грузии. Лично он благожелательно относится к этому, но полагает, что Лига возьмет на себя серьезную ответственность, если примет Грузию в настоящий момент; именно по этой причине он не будет голосовать за немедленное принятие.

Лорд Р о б е р т С е с и л (Южная Африка) попросил принять Грузию и высказал предложение, что Лиге ничего не грозит в случае ее принятия.

Выводы доклада Подкомитета относительно Грузии были поставлены на поименное голосование и были приняты 9 голосами против 6, при четырех воздержавшихся.

Г-н Н. В. Р о у э л л (Канада) заявил, что по мнению Канады, единственным местом, где вопрос о принятии в Лигу может быть надлежащим образом обсужден и решен, является Ассамблея. ... Вопрос принятия государств должен решаться в Женеве, а не в Лондоне, Париже или Риме.

Д-р Н а н с е н (Норвегия) поддержал г-на Роуэлла. Он напомнил членам Комитета, что Подкомитет, хотя и отметил, что существуют обстоятельства в пользу принятия Армении, не предложил принять ее, потому что Комитет полагает, что Армения выиграла бы больше, если бы был назначен мандатарий.

Лорд Р о б е р т С е с и л (Южная Африка) также поддержал г-на Роуэлла и указал, что появившиеся в прессе статьи показали, насколько важно, чтобы государства были представлены в Ассамблее личностями, которые действительно имеют право выступать от лица своих правительств.

Председатель поставил на голосование вопрос о том, следует ли резолюцию Подкомитета применить к Армении.

Резолюция была принята 7 голосами против 2.

__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly Meetings of the Committees. Geneva, 1920//The League of Nations.
__________________________

 

№ 517

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЧИЛИ Л. АЛЬДУНАТЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(10 декабря 1920 г.)*

Подтверждаю получение телеграммы, датированной 25 ноября, и двух других в декабре, в одной из которых Вы соблаговолили информировать меня о принятии Ассамблеей решения добиться прекращения отчаянного положения Армении, а в другой — о полученных ответах Президента Вильсона, испанского Премьер-министра и Министра иностранных дел Бразилии. Мое правительство весьма одобрительно относится к начальным мерам, предпринятым Ассамблеей Лиги Наций, и окажет всю возможную моральную и дипломатическую поддержку для обеспечения возможно более полного успеха.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 518

ТЕЛЕГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО
СЕКРЕТАРЯ ПО ДЕЛАМ ИНДИИ Э. МОНТЕГЮ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(10 декабря 1920 г.)*

Ваша телеграмма от 26 ноября относительно Армении получена. Индийское правительство присоединяется к ответу, уже данному Правительством Его Величества.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 519

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГВАТЕМАЛЫ АГИРРЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

Правительство Гватемалы в ответ на телеграммы от 28 ноября и 6 декабря по вопросу Армении, будучи уверено в необходимости принятия шагов, дает свое согласие на осуществление мер по решению Совета.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 520

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПАНАМЫ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

Правительство Панамы, движимое духом гуманности, которым проникнута резолюция Совета Лиги Наций относительно трагического положения Армении, с готовностью выражает согласие сотрудничать и с этой целью внести эффективный вклад по покрытию расходов любой экспедиции, которая будет послана за счет Лиги Наций с условием, что другие государства — члены Лиги Наций также примут участие и что расходы будут распределены пропорционально численности населения делающих вклад государств.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 521

ТЕЛЕГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИТАЛИИ
СФОРЦА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

Спешу сообщить о получении Вашей телеграммы, которой Вы извещаете меня о резолюции, принятой Ассамблеей Лиги Наций относительно Армении. Заверяю Вас, что Правительство Италии проявляет максимально возможный интерес к делу Армянской нации, с которой у Италии существуют древнейшие связи. О решениях, принятых по этому вопросу, я сообщу в кратчайший срок.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 1920. November—December.
__________________________

 

№ 522

ТЕЛЕГРАММА МИД ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ВЕРХОВНОМУ КОМИССАРУ В БАГДАДЕ ОТНОСИТЕЛЬНО
УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В АРМЕНИИ

(повторено для вице-короля Индии)

(10 декабря 1920 г.)*

3966. Срочность А. Пожалуйста, повторите для правительства Индии полученные из Константинополя телеграммы № 33 от 4 декабря и № 35 от 6 декабря, в которых сообщается об установлении советской власти в Армении.

__________________________
*Печатается по: Armenia. Political and Ethnic Boundaries. 1878—1948/A.L.P. Burdett (ed.). Archive Editions. 1998. P. 705.
__________________________

 

№ 523

ТЕЛЕГРАММА И. О. ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ Н. ДЭВИСА
ПОСЛУ США ВО ФРАНЦИИ УОЛЛЕСУ

(13 декабря, 1920 г.)*

Государственный Департамент решил в пятницу, 17 декабря, передать в печать решение Президента о границах [Армении] для опубликования на следующий день. Вы можете сообщить об этом Форин офису.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1920. Washington, 1936. Vol. III. P. 807 [76O.j 6715/66].
__________________________

 

№ 524

ТЕЛЕГРАММА И. О. ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ Н. ДЭВИСА
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(15 декабря 1920 г.)*

Президент поручил мне сообщить Вам, что он назначил достопочтенного Генри Моргентау своим личным представителем, который готов приступить так быстро, как это практически возможно, к выполнению его предложения относительно добрых услуг и личного посредничества в делах Армении. Президент, однако, все еще ждет от Совета Лиги совета относительно каналов, через которые его предложение следует передать, и сторон, с которыми его представитель должен установить контакт, а также заверений, что он может рассчитывать на дипломатическую и моральную поддержку Главных Держав, представленных в Совете Лиги.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1920. Washington, 1936. Vol. III. P. 807 [76Oj. 67/47a.]; League of Nations. Official Journal, 2nd Year. 1921. № 1, January-February. P. 79.
__________________________

 

№ 525

ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ЛИГИ НАЦИЙ
Двадцать шестое пленарное заседание

(Женева, 16 декабря 1920 г., 10.00)*

Председатель: г-н Г и м а н с<...>

Продолжение обсуждения докладов Комитета № 5 о приеме новых членов в Лигу Наций

Ассамблея продолжила обсуждение докладов Комитета № 5 о приеме новых членов в Лигу Наций.<...>

Просьба о приеме Армении

П р е д с е д а т е л ь: Мы только что приняли в Лигу пять новых членов. Мы сейчас приступим к обсуждению выводов докладов Комитета по пяти государствам, принятие которых не рекомендуется и в отношении которых предлагается предоставить только представительство в специализированных организациях Лиги. Это — Армения, Эстония, Латвия, Грузия, Литва.<...>

В соответствии с повесткой дня я приглашаю обсудить выводы доклада Комитета относительно просьбы о принятии Армении (Приложение F) [См. Д о- к у м е н т № 526].

Я приглашаю д-ра Нансена выступить на Ассамблее.

Д-р Н а н с е н (Норвегия):

Господа, у вас имеется доклад об Армении; он был распространен несколько дней назад, и я уверен вы все знаете, о чем идет речь. Однако я могу добавить несколько слов. Комитет, который должен был заниматься этим вопросом, выразил единодушное желание сделать все возможное для Армении, и все хотели принять Армению в члены Лиги.

Но нельзя отрицать, что этот вопрос сопряжен с серьезными трудностями. Армения находится сейчас в очень сложном положении. Значительная часть страны захвачена ее врагами, и правительство не может считаться полностью стабильным. Границы еще не определены. В целом положение столь трудное, что, хотя мы очень хотели иметь возможность рекомендовать принятие Армении в Лигу, нам не удалось сделать это.

В связи с Арменией я могу указать еще на одно особое обстоятельство, а это то, что Армения является одной из Держав, подписавших Севрский договор, и если этот договор будет ратифицирован, то возникнет вопрос, не является ли она членом Лиги с того момента. Но поскольку этот договор еще не ратифицирован, мы считали, что не можем принять во внимание эту возможность. Мы должны рассматривать положение, которое существует в данный момент. Как я уже сказал, как бы мы ни желали этого, мы считали, что не можем рекомендовать принятие Армении в Лигу в данный момент, но мы все согласились, что желательно принять ее как можно быстрее.

Существует также другой вопрос, а именно, отвечает ли членство в Лиге на самом деле интересам Армении в данный момент, поскольку это исключило бы тогда возможность поиска мандатария для Армении. Мы не можем искать державу-мандатария для члена Лиги.

При обсуждении нами этого вопроса сказалось не отсутствие доброй воли по отношению к Армении и не отсутствие желания принять ее в Лигу; напротив, мы руководствовались доброй волей к Армении. Мы выражаем наше желание, чтобы Армения была принята в Лигу как можно быстрее.

Г-н Н. У. Р о у э л л (Канада).

Д-р Нансен так хорошо выразил мнение Комитета по этому вопросу, что у меня нет намерения добавить что-либо к тому, что он сказал. Он указал на две особые трудности, стоящие на пути принятия Армении в это время. Одна трудность заключается в том, что ее границы еще не определены четко; другая — это нестабильность правительства, которое не осуществляет в полной мере свою власть на территории всей Армении. Однако, благодаря решению, принятому нынешней Ассамблеей в первые дни своей работы, сейчас предпринимаются усилия, которые, мы надеемся, приведут к снятию этих немногих препятствий на пути полного принятия Армении в члены Лиги. Я уверен, что каждый член Ассамблеи серьезно надеется, что посреднические усилия, которые взял на себя Президент Соединенных Штатов и которые энергично поддержаны правительствами Испании и Бразилии, и поддержанные, как мы с уверенностью ожидаем, с такой же энергией Советом Лиги, приведут к ликвидации этих препятствий. Границы будут установлены, и мы надеемся, что армянская нация может быть спасена и может быть создано стабильное правительство. Несколько членов Комитета считали, что в нашей резолюции относительно Армении мы должны каким-то образом выразить нечто большее, чем имеется в проекте резолюции, который идентичен документу, имеющему отношение к Балтийским государствам. Поэтому после консультации с некоторыми членами Комитета и с председателем Подкомитета я хочу внести следующее дополнение к рекомендации, касающейся Армении:

«Ассамблея искренне надеется, что усилия Президента США, энергично поддержанные Правительствами Испании и Бразилии и Советом Лиги, помогут сохранить армянскую нацию и обеспечат установление в Армении стабильного правительства, осуществляющего свою власть на всей территории Армянского государства в пределах границ, которые могут быть окончательно установлены в соответствии с Севрским договором, с тем чтобы Ассамблея смогла на своем очередном заседании принять Армению в качестве полноправного члена Лиги Наций».

В случае выполнения этих условий, я уверен, что каждый участник Ассамблеи согласится, что Армения будет иметь право на членство и должна быть принята. Поэтому я вношу это дополнение к рекомендации.

П р е д с е д а т е л ь:

Я бы привлек ваше внимание к процедуре, которой следует придерживаться при голосовании по Армении.

Каким бы ни было бы решение Комитета, я считаю абсолютно необходимым, чтобы мы поставили на голосование просьбу Армении о принятии в Лигу.

Если Ассамблея примет решение Комитета, т. е. если она отклонит просьбу Армении, я поставлю на голосование предложение Комитета предоставить Армении право быть представленной в определенных специализированных организациях. Эту резолюцию не надо будет ставить на поименное голосование.

И, наконец, я поставлю на голосование рекомендацию, которую внес только что г-н Роуэлл.

Я ставлю на голосование просьбу Армении о приеме в Лигу.

(Состоялось поименное голосование).

Просьба Армении о приеме была отклонена 21 голосом против 8.

В голосовании участвовали 29 государств.

За принятие голосовали 8.

Против принятия 21.

Воздержались или отсутствовали 13.

За принятие голосовали:

Канада, Перу, Португалия, Румыния, Сальвадор, Швейцария, Уругвай, Венесуэла.

Против принятия голосовали:

Австралия, Боливия, Бразилия, Британская Империя, Чили, Колумбия, Куба, Дания, Испания, Греция, Индия, Италия, Япония, Либерия, Норвегия, Новая Зеландия, Панама, Парагвай, Нидерланды, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Швеция.<...>

Г-н Д ж. Н. Б а р н е с (Британская Империя):

Г-н Председатель, я понимаю, что Вы собираетесь поставить на голосование вопрос о принятии или непринятии этих государств в специализированные организации? Не так ли?

П р е д с е д а т е л ь: Да.

Г-н Д ж. Н. Б а р н е с: Как член Комитета, который занимается специализированными организациями, я хочу выразить протест. На Комитете не шла речь о принятии этих государств в специализированные организации. Далее, поскольку Армения является самоуправляемым государством и признана, она может прийти на созываемые конференции, подписав различные конвенции. Возьмите, например, Конвенцию о здравоохранении. Подписав ее, Армения может участвовать в работе конференции по здравоохранению. Подписав другие конвенции, она также может участвовать в других конференциях. Я хотел бы знать, предоставляют эти конвенции Армении или другим государствам членство в специализированных организациях в полном смысле; если это так, то в каком смысле, ибо нам очень часто говорят о расходах специализированных организаций. Вы собираетесь включить и мелкие государства в эти организации и тем самым увеличить их расходы или этот вопрос принятия мелких государств в специализированные организации является просто нечестной показухой?

Он представляется мне просто в таком свете. Вы собираетесь успокоить свою совесть тем, что прежде всего отказываете государству в приеме и затем принимаете резолюцию, которая абсолютно ничего не значит.

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка): Я понимаю то, что сказал г-н Барнес, и должен однозначно признать, что этот вопрос вызвал у меня — и, не сомневаюсь, у других участников Ассамблеи — серьезную озабоченность. По-моему, единственное, что мы не должны делать в отношении Армении, это давать надежду на помощь, которую мы не намерены оказать. Именно по этой причине я не смог голосовать за принятие Армении в Лигу.

В соответствии со Статьей 10 мы обязаны сохранить территориальную целостность любого члена Лиги от внешней агрессии и рассмотреть, какие наилучшие шаги следует предпринять в этих целях. Мне показалось крайне сомнительным, чтобы все члены Лиги были бы готовы выполнить это обязательство, если бы Армения была принята, и я совершенно уверен, что ничего не было бы более разрушительным для Ассамблеи или для любой другой организации, чем попытка делать вид, что вы собираетесь предпринять что-то, хотя на самом деле вы не намерены делать это. Вот почему я не мог голосовать за принятие Армении.

С другой стороны, я чувствую силу аргументов г-на Барнеса, но предложение в качестве какого-то утешения Армении, чтобы ей в ее нынешнем положении разрешили направить своих представителей в специализированную организацию и возможно принять участие в работе Бюро труда, боюсь будет выглядеть чуточку лучше, чем насмешка над несчастным народом Армении. Я думаю, что армяне оценили бы две вещи. Они оценили бы, несомненно, если бы их смогли принять в члены этого сообщества с целью выполнения наших обязательств на основании Статьи 10. Я думаю, что они оценили бы также предоставление им права послать кого-нибудь на заседание Ассамблеи, чтобы изложить свою позицию, помочь обсуждению проблемы на Ассамблее, даже если Армения не принята в полноправные члены. Осмелюсь предложить Пятому комитету, что мы должны принять резолюцию, позволяющую Армении присутствовать на заседаниях Ассамблеи и, если Ассамблея позволит сделать это, выступить на ней в специальных случаях. Это означало бы предоставить Армении реальную привилегию и преимущества, которые позволили бы ей лучше сражаться и бороться в страшных условиях, в которых она сейчас оказалась. Что же касается меня, я думаю, что принятие рекомендации Пятого комитета в ее нынешней редакции дает очень мало преимуществ, и если Ассамблея не готова идти по меньшей мере так далеко, как я предложил, я думаю, что ничего, кроме сожаления, нельзя будет выразить, что на самом деле не очень много значит. Это имеет значение только для нас.

Г-н Э. Д. М и л л е н (Австралия): Г-н Председатель, позвольте спросить, располагаете ли Вы какой-либо официальной информацией, позволяющей Вам подтвердить либо опровергнуть сообщения, появившиеся в печати в течение последних нескольких дней, в том смысле, что после подачи Арменией заявления правительство этой страны было свергнуто и на его место пришло Советское правительство, которое было признано Россией, и что там происходило общее ликование, жгли костры и т.д. по случаю празднования мира с теми странами, с которыми они прежде воевали.

П р е д с е д а т е л ь: Ни Генеральный комитет Ассамблеи, ни Исполнительный совет, ни Генеральный секретарь не получали официальных сообщений относительно факта, о котором говорит г-н Миллен. Мы располагаем информацией из газет, так же как и он.

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция): Ассамблее следует дать какие-то объяснения. Мы не просим эти страны принять участие в работе специализированных организаций. Мы предоставляем им право просить этого. Именно за это мы голосовали в Комитете. Поэтому если Армения не обратиться с такой просьбой, то она и не войдет в специализированные организации.

П р е д с е д а т е л ь: Я хочу напомнить Ассамблее, что рекомендация составлена таким образом, что она не соответствует точь-в-точь только что высказанной идее. В редакции Комитета она читается следующим образом:

«В ожидании последующих решений Ассамблеи это государство (Армения) может участвовать в таких специализированных организациях Лиги, которые представляют общий интерес».

Но я признаю, что тексту этой рекомендации нельзя дать никакое иное толкование, которое отличалось бы от толкования г-на Вивиани. Это значит, что если Армения попросит, то специализированные организации будут открыты для нее.

Эта рекомендация вплоть до последних слов включена в доклад Комитета, и она гласит:

«Комитет предлагает, чтобы Ассамблея рекомендовала Международной конференции по проблемам труда рассмотреть возможность принятия со временем этого государства по его заявлению в Международную организацию труда».

Это — тот вопрос, в отношении которого, мне кажется, следует выяснить мнение Ассамблеи. Я не думаю, что кто-то может выступить против рекомендации.

Г-н Э. Д. М и л л е н (Австралия): Если эта рекомендация будет принята, если Армения обратится с такой просьбой, будет ли она принята?

П р е д с е д а т е л ь: Конечно.

Г-н Э. Д. М и л л е н (Австралия): В таком случае, если дело обстоит так, я предлагаю, чтобы эта Ассамблея не предпринимала ничего, пока она не в состоянии будет подтвердить либо опровергнуть информацию, которую сообщает пресса, и прежде чем предпринять какие-либо действия применительно к государству Армения, я предлагаю, чтобы мы получили достоверную информацию по этому пункту.

П р е д с е д а т е л ь: Из этой трудной ситуации есть только один выход, а именно, просить Совет принять решение о приеме Армении, если Армения обращается с такой просьбой.

Г-н Д ж. Н. Б а р н е с (Британская Империя): Могу ли я предложить другой выход из трудной ситуации, а именно: следует поставить вопрос о постановке на голосование главного пункта. Я предлагаю, если вы позволите, чтобы мы заявили, что крайне нежелательно проводить голосование. Если будет принято положительное решение, то это явится фарсом, и если голосование будет отрицательным, то это явится пощечиной Армении, которую никто не хочет допустить. Поэтому, чтобы выйти из этого трудного положения, я предлагаю перейти к другому вопросу.

П р е д с е д а т е л ь: Г-н Барнес только что предложил, чтобы мы перешли к обсуждению очередного пункта повестки дня. Нам говорят, что исходя из английской парламентской практики это равносильно отклонению главного вопроса без голосования. Однако мне трудно рассматривать предложение такого характера.

В действительности, г-н Барнес против решений Комитета. По-моему, его предложение равносильно голосованию против.

Г-н Д ж. Н. Б а р н е с (Британская Империя): Мне безразлично, как воспринимается мое предложение, коль скоро мы не ставим его на голосование. Я готов поставить вопрос о постановке на голосование главного пункта обсуждения, если это необходимо.

П р е д с е д а т е л ь: Единственная возможность избежать голосования по главному вопросу — это предложить прервать его обсуждение. Трудная проблема будет решена таким образом.

Г-н Д ж. Н. Б а р н е с (Британская Империя): Я предлагаю сделать это.

П р е д с е д а т е л ь: Г-н Барнес предлагает, чтобы мы отложили принятие любого решения относительно представительства Армении в специализированных организациях.

Я должен напомнить Ассамблее, что мы таким образом рассматриваем вопрос о постановке на голосование главного пункта обсуждения на основании статьи 18 Правил процедуры и что, кроме автора этого предложения, только два оратора могут выступить с каждой стороны.

Г-н Н. У. Р о у э л л (Канада): Что же случится с рекомендацией, предложенной мною, если это предложение будет принято? Это предложение касается членства в специализированных организациях; моя же рекомендация касается другого вопроса.

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка): Эти два вопроса совершенно не зависят друг от друга.

П р е д с е д а т е л ь: Рекомендация, внесенная г-ном Роуэллом, коренным образом отличается от предложения Комитета. Когда Ассамблея примет решение по предложению, которое только что было внесено, я внесу рекомендацию г-на Роуэлла на ее рассмотрение.

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция): К соглашению можно прийти очень просто. Нет сомнения, что, как бы сочувственно мы ни относились к Армении, мы здесь сталкиваемся с фактом, в отношении которого мы не располагаем достаточной информацией, а именно, о поглощении Армении Советами.

При этих обстоятельствах я хотел бы избежать голосования и прошу, чтобы мы приняли решение, которое является естественным, и вернули Армянский вопрос обратно в Комитет.

П р е д с е д а т е л ь: Я должен напомнить Ассамблее, что Пятый комитет, куда г-н Вивиани предлагает вернуть Армянский вопрос, завершит свою работу вместе с Ассамблеей, т.е. через два дня.

В любом случае, думаю, я должен вначале поставить на голосование предложение о прекращении обсуждения, внесенное г-ном Барнесом, который предлагает поставить на голосование главный пункт обсуждения, если только г-н Барнес не поддержит предложение г-на Вивиани.

Г-н Д ж. Н. Б а р н е с (Британская Империя): Я согласен с предложением г-на Вивиани.

Г-н Г а б р и е л ь А н а т о (Франция): Французская делегация хотела бы выразить пожелание, чтобы этот вопрос был возвращен в Комитет для изучения.

П р е д с е д а т е л ь: Итак, я должен спросить мнение Ассамблеи относительно предложения передать этот вопрос Пятому комитету для изучения. Поскольку мы приближаемся к окончанию нашей работы, то полагаю, что Комитет должен будет собраться очень скоро, чтобы иметь возможность подготовить свой доклад без промедления.

Если нет возражений, то я объявляю о передаче этого вопроса в Комитет для изучения.

(Решено вернуть вопрос на изучение).

П р е д с е д а т е л ь: Я хотел бы напомнить вам, господа, суть рекомендации, предложенной г-ном Роэуллом:

«Ассамблея искренне надеется, что усилия Президента США, энергично поддержанные Правительствами Испании и Бразилии и Советом Лиги, помогут сохранить армянскую нацию и обеспечат установление в Армении стабильного правительства, осуществляющего свою власть на всей территории Армянского государства в пределах границ, которые могут быть окончательно установлены в соответствии с Севрским договором, с тем чтобы Ассамблея смогла на своем очередном заседании принять Армению в качестве полноправного члена Лиги Наций».

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка): Не лучше ли было бы рекомендацию г-на Роуэлла также передать Комитету?

П р е д с е д а т е л ь: Согласна ли Ассамблея передать эту рекомендацию Комитету? (Возгласы «Нет»).

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция): Я не поддерживаю это предложение.

Г-н Д. Э. М и л л е н (Австралия): Ввиду того, что мы не можем выяснить, ведутся ли в Армении военные действия или там установлен мир, я надеясь, что г-н Роуэлл воздержится пока от внесения своей рекомендации. Ассамблея окажется почти в смешном положении, если она обратится к Президенту Соединенных Штатов с просьбой вмешаться как посредник между двумя сторонами, которые уже заключили мир между собой. Я надеялся и все еще надеюсь, что г-н Роуэлл поймет желательность снятия с обсуждения предложения, пока Ассамблея не уяснит для себя факты, относящиеся к делу.

Г-н Н. У. Р о у э л л (Канада): Я высоко ценю мнение представителя Австралии, но я не думаю, что он прав в отношении этой резолюции. Решением этой Ассамблеи мы уже ввели в действие определенные силы в целях сохранения армянской нации и, мы надеемся, создания стабильного правительства в этой стране. В этой рекомендации выражается надежда, что все усилия окажутся успешными. Это свидетельствует о том, что наша Ассамблея по-прежнему остро воспринимает проблему, в отношении которой она предприняла действие, и что она ожидает, что Совет энергично поддержит Президента США и Правительства Испании и Бразилии в их усилиях обеспечить создание стабильного правительства. Тот факт, что там, возможно, имеется временное большевистское правительство, может сделать еще более необходимым продолжение посредничества с целью создания стабильного правительства. Я не думаю, что замечание моего почтенного друга касается существа предложенной рекомендации.

Г-н Э. Д. М и л л е н (Австралия): Я хочу воздержаться, не поддерживать и не отвергать эту рекомендацию.

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция): Я хочу заявить, что голосую в поддержку рекомендации г-на Роуэлла.

П р е д с е д а т е л ь: Я ставлю на голосование рекомендацию г-на Роуэлла, суть которой он только что объяснил вам.

(Рекомендация была поставлена на голосование и принята).

Г-н Д о р е (Гаити): Я хотел бы, сэр, отметить, что я воздержался от голосования.

П р е д с е д а т е л ь: Согласно правилам, делегаты Ассамблеи, которые воздерживаются при голосовании, считаются отсутствующими.

Г-н Э. Д. М и л л е н (Австралия): Надо ли понимать, что государство, которое воздерживается при голосовании, считается отсутствующим?

П р е д с е д а т е л ь: В Правилах процедуры указывается, что воздержание равнозначно отсутствию. Правило по этому поводу гласит: «В соответствии с этими Правилами представители, которые воздерживаются от голосования, считаются отсутствующими».<...>

__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly Plenary meetings held from 15th of November to 18th of December 1920, Geneva//League of Nations. P. 587—595.
__________________________

 

№ 526

ПРИНЯТИЕ НОВЫХ ЧЛЕНОВ В ЛИГУ НАЦИЙ*
Приложение F к протоколу Двадцать шестого пленарного
заседания 16 декабря 1920 г. Первой Ассамблеи Лиги Наций

Армения

Доклад Пятого комитета Ассамблеи. 10 декабря 1920 г.

Пятый комитет имеет честь внести на рассмотрение Ассамблеи свой доклад об обращении Республики Армения с просьбой принять ее в Лигу Наций.

Комитет рекомендует, чтобы Ассамблея сообщила правительству Армении:

(а) что его просьба о принятии рассмотрена благожелательно, но что обстоятельства таковы, что не дают Ассамблее возможность прийти к определенному решению.

(b) что в ожидании последующих решений Ассамблеи это государство может участвовать в работе таких специализированных организаций, которые представляют общий интерес.

Комитет предлагает, чтобы Ассамблея рекомендовала Международной конференции по труду рассмотреть возможность принятия со временем этого государства по его просьбе в Международную организацию труда.

А. Ханеус

Председатель

10 декабря 1920 г.

Заявление. Комитет рассмотрел заявление Армении о принятии ее в члены Лиги Наций и признал, что оно оформлено надлежащим образом.

Руководитель Армянской делегации выступил с заявлением по вопросам, по которым потребовалось разъяснение.

Стабильность Правительства. Эриванская Республика Армения была образована в марте 1918 г. У нее нет письменной конституции, ее разработка отложена до созыва Учредительной Ассамблеи. Однако не может быть сомнения, что нынешнее правительство действительно представляет армянский народ, хотя его и нельзя считать стабильным правительством.

Территория и границы. Республика Армения, образованная в мае 1918 г., имеет территорию площадью в 26 130 кв. миль (70 552 кв. км).

Полагая, что вилайеты Вана, Битлиса, Эрзерума и часть Трапезунда будут переданы Армении, ее территория может составить 80 000 кв. миль (214 000 кв. км).

Границы еще не определены окончательно, но Статья 89 Севрского договора предусматривает арбитражное решение и Президент Вильсон согласился взять на себя роль арбитра. Его решение, конечно, будет иметь обратную силу.

Население. Российская статистика в 1917 г. определяла численность населения Республики (в границах на май 1920 г.) в 2 159 000 человек. Но все статистические данные об Армении должны считаться приблизительными, поскольку они не учитывают людские потери в результате недавних событий, а также возвращение эмигрантов из-за границы.

Отношение к международным обязательствам. Отношение Правительства Армении к международным обязательствам вселяет полнейшее доверие к его желанию выполнить данное слово.

Признание другими державами. Армения является одной из Держав, подписавших Севрский договор. Ее делегация утверждает, что разрешение подписать этот документ подразумевает признание де-юре всеми другими подписавшими сторонами.

Согласно информации, полученной неофициально Секретариатом, Правительства США и Республики Аргентина также признали Армению.

Страна богата природными ресурсами и промышленным потенциалом.

__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly Plenary meetings held from the 15th of November to the 18th of December 1920, Geneva//League of Nations. P. 613—614.
__________________________

 

№ 527

ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США ВО ФРАНЦИИ УОЛЛЕСА
И. О. ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ Н. ДЭВИСУ

(16 декабря, 1920 г.)*

Относительно телеграммы Государственного Департамента № 1695 от 13 декабря. Форин офис [Великобритания] обратился ко мне с настоятельной просьбой сообщить Вам, чтобы Вы повременили с опубликованием решения Президента относительно границ Армении, пока им не будет предоставлена возможность высказать некоторые соображения, которые будут незамедлительно сообщены Вам через меня.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1920. Washington, 1936. Vol. III. P. 807—808 [76Oj. 6715/70].
__________________________

 

№ 528

ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ЛИГИ НАЦИЙ
Двадцать девятое пленарное заседание

(Женева, 17 декабря 1920 г., 16.00)*

Председатель: г-н П. Г и м а н с.

Предложение Румынского правительства относительно организации

международной экспедиции в Армению.

Г-н И о н н е с к у (Румыния): Г-н Председатель, господа, Румынское правительство поручило мне внести на рассмотрение Ассамблеи следующее предложение:

Для оказания быстрой и реальной помощи армянскому народу, который явно находится на краю гибели, Румыния предлагает странам, собравшимся в Женеве, создать международные экспедиционные силы, которым будет поручено установить порядок и мир в Армении.

Эти международные силы должны быть поставлены под командование межсоюзнического генерального штаба и могли бы насчитывать 40 000 человек, укомплектованных из числа граждан всех стран, входящих в Лигу Наций в соответствии с численностью их населения.

Румыния выражает готовность в данный момент помочь этой работе людьми, материалами и деньгами. (Аплодисменты.)<...>

Обсуждение предложения Румынского правительства относительно Армении.

П р е д с е д а т е л ь: <...> Думаю, что я выражу мнение Ассамблеи, если воздам должное благородным и гуманным мотивам, которые лежат в основе этого предложения. Тем не менее, я думаю, что Ассамблее, которая собирается завершить работу, трудно будет обсудить этот вопрос на нынешней сессии, поскольку это предложение должно быть очень внимательно рассмотрено. Мне думается, что Ассамблея поступит правильно, если попросит Совет рассмотреть это предложение как можно быстрее.

Знаю, что несколько дней назад Ассамблея образовала специальный Комитет из числа некоторых своих членов, чтобы наметить пути оказания помощи Армении. Но то, что я только что сказал относительно Ассамблеи, относится также и к Комитету, который не сможет, когда мы завершим нашу работу, приступить к обсуждению этого предложения, которое затрагивает серьезные вопросы; они должны быть рассмотрены очень внимательно с политической, практической и технической точек зрения. Поэтому я считаю, что мы не можем поступить иначе как передать его на рассмотрение Совета.

Мы единодушно благодарим и поздравляем Румынское правительство за это предложение.

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка):<...> Относительно Вашего предложения [передать на рассмотрение Совета], могу ли я просить Вас повременить, пока мы не обсудим доклад Комитета по Армении, который, как я надеюсь, будет представлен завтра, ибо, как я понимаю, в этом докладе содержится предложение, которое может иметь какое-то отношение к этому вопросу.

П р е д с е д а т е л ь: Лорд Роберт Сесиль просит, чтобы это предложение было передано в специальный Комитет, который был образован Ассамблеей, чтобы заняться вопросом об Армении в течение работы данной сессии. Этот Комитет надеется представить доклад о своей работе завтра. Я прошу, чтобы предложение, внесенное г-ном Ионнеску от имени своего правительства, было передано в этот Комитет. Весьма желательно, чтобы Комитет, если он сможет найти время, обсудил до завтрашнего дня это предложение, имеющее отношение к другим предложениям, которые уже обсуждались.

Г-н И о н н е с к у (Румыния): Мы все считаем, что что-то надо сделать для Армении. Что касается лично меня, то я никогда не испытывал такого счастья, какое охватило меня, когда я получил эту телеграмму [от Правительства]. Заявляю откровенно и без колебания, что мы все пытаемся выяснить, как мы можем действительно и эффективно прийти на помощь этому народу, над которым нависла угроза уничтожения.

Я полностью согласен со словами лорда Роберта Сесиля. Мы должны найти решение этого вопроса завтра, если вы примете предложение Румынии. Я очень хочу прийти на помощь нашим армянским братьям и с огромным удовольствием соглашаюсь с предложением лорда Роберта Сесиля при условии, что этот вопрос будет обсуждаться завтра.

П р е д с е д а т е л ь: Я предлагаю ввести г-на Ионнеску в состав Комитета, который занимается этим вопросом. Если нет возражений, значит мое предложение принято.

__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly Plenary meetings, Geneva, 1920//League of Nations. P. 672—674.
__________________________

 

№ 529

ТЕЛЕГРАММА И. О. ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ Н. ДЭВИСА
ПОСЛУ США ВО ФРАНЦИИ УОЛЛЕСУ

(17 декабря, 1920 г.)*

Относительно Вашей телеграммы № 2015 от 16 декабря. Учитывая просьбу Форин офиса, Государственный Департамент воздержится пока от опубликования решения Президента.

__________________________
*Печатается по: Papers relating to the Foreign Relations of the United States, 1920. Washington, 1936. Vol. III. P. 808 [76Oj. 6715/70].
__________________________

 

№ 530

ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ЛИГИ НАЦИЙ
Тридцатое пленарное заседание

(Женева, 18 декабря 1920 г., 10.00)*

Председатель: г-н П. Г и м а н с.

<...>

Обсуждение доклада Комитета по Армении

П р е д с е д а т е л ь: Следующий пункт повестки дня — обсуждение доклада о положении в Армении [Доклад специального комитета по Армении, предоставленный Ассамблее, см. Д о к у м е н т № 531].

Г-н Л а ф о н т е н (Бельгия) докладчик: Я надеялся, что смогу выразить нечто большее, чем слабую надежду. Комитет по Армении заседал несколько раз и рассматривал положение в этой несчастной стране. Возможны два решения, военное или мирное вмешательство. Вы помните, что последнее было предложено Ассамблеей по рекомендации г-на Вивиани. Ассамблея обратилась к мировому сообществу и вы знаете о полученных ответах.

Общественное мнение в США единодушно поддержало нас, и Президент Соединенных Штатов обратился к своему парламенту. В настоящий момент в американский сенат внесен проект закона, предусматривающего открытие кредита на сумму 25 млн долларов. Мы ждем принятия этого закона, которое, согласно полученной нами информации, не вызывает сомнения. Как только эти средства окажутся в нашем распоряжении, Лига Наций намеревается действовать.

<...> Если имеющиеся у нас средства позволят предпринять прямые действия в Армении, то мы надеемся, что сможем образовать авторитетную комиссию, которая будет руководить операциями, проводимыми в этой стране; мирными операциями, если, как мы надеемся, они возможны. Если необходимо, надо будет предпринять военную акцию, так сказать, прибегнуть к полицейской силе.

Мы хотим вновь поблагодарить Румынское правительство за предпринятую им инициативу. Мы надеемся, что его инициатива в конечном итоге получит решительную поддержку всех держав мира.

В настоящий момент наши трудности сводятся к тому, что мы должны попытаться не прибегать к силе. Мы являемся организацией в поддержку мира, и если бы мы смогли спасти Армению без кровопролития, то это явилось бы великой победой для нас и принесло бы уважение Лиге Наций.

Поэтому в заключение мы просили бы Ассамблею поручить Совету образовать новый Комитет, чтобы он начал свою работу в конце нынешней сессии. Этот Комитет имел бы полное право организовать свою работу так как он сочтет это нужным, учитывая тот факт, что членам Комитета, быть может, трудно встречаться часто. Мы, конечно, исходим из того, что Комитет не может ни в коем случае налагать на любого члена Лиги обязательства без его согласия.

П р е д с е д а т е л ь: Я приглашаю выступить г-на Вивиани.

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция): <...> Сегодня, когда мы собираемся завершить нашу работу, вас просят продлить полномочия Комитета по Армении. Как ни серьезен Армянский вопрос, я бы хотел с вашего позволения указать на опасность предложенной вам процедуры.

Вам предлагается система постоянных комитетов. Ассамблея должна определить свою позицию в отношении Армении. Но желает ли Ассамблея иметь постоянные комитеты? Вы должны понять, что если существует Комитет по Армении, то почему завтра не должен быть еще один Комитет по другому вопросу. Затем возникает очередная проблема: что же станет с Советом?

Наша Ассамблея завершает дебаты. Но постоянная работа Лиги, если не считать сессий Ассамблеи, сосредоточена в Совете. Наш постоянный Комитет — это Совет. Если наряду с Советом вы создаете постоянные комитеты, то без сомнения вы подрываете авторитет Совета и шаг за шагом вы лишите его некоторых его прерогатив. <...>

Какое предложение вы обсуждаете? Создание постоянного Комитета по Армении. Может ли этот Комитет сделать больше, чем Совет, который состоит — если я могу сказать так — из всего лучшего, что имеется в Лиге Наций, из людей, которые известны во всем мире, и авторитет которых выше, чем наш. Если они не добьются успеха, то постоянный Комитет вряд ли добьется большего, чем они.

Следуя высказанным г-ном Лафонтеном идеям, я поэтому имею честь внести следующее предложение:

«Ассамблея, напоминая о своем решении от 22 ноября»,

т.е., решении, с которым вы согласились по предложению лорда Роберта Сесиля и моего просить о назначении посредника в отсутствии мандатария:

«Ассамблея, напоминая о своем решении от 22 ноября 1920 г., будет и впредь сотрудничать с Советом, которому поручено обеспечить будущее Армении, обращаясь, если это будет необходимо, за советом к членам Лиги. Ассамблея отмечает, что в ответ на инициативу, предпринятую Лигой, уже выражается всеобщее сочувствие Армении и что Армении предложено посредничество от ее имени Президентом Вильсоном, Испанией и Бразилией».

Это означает, господа, что Совет сразу же продолжит выполнение своей задачи и сделает для Армении все возможное; что он доложит нам на следующей сессии, что он смог сделать; что нам не придется вносить замешательство в нашу процедуру и в наш механизм; и что мы сами выполним свой долг как люди и как представители, наделенные важными полномочиями (Аполодисменты).

Г-н И о н н е с к у (Румыния): Господа, вчера от имени Румынского правительства я имел честь внести резолюцию в отношении Армении. Я должен сказать, что внесенная мною резолюция не имеет ничего общего с сегодняшней. Моя резолюция содержала конкретное предложение. Вопрос заключается в следующем, нуждается ли Армения в нашей помощи, чтобы спасти ее, или эта помощь не нужна.

Я вспоминаю, какую скорбь выражали в этом зале месяц назад и всеобщее сочувствие, которое проявлялось в отношении Армении. Я больше не вижу ни скорби, ни сочувствия. Если армянский народ не подвергается угрозе уничтожения, то это меня очень радует. Если, однако, само существование Армении по-прежнему подвергается опасности, народу грозит резня и все ужасы вторжения, то вопрос существует и надо найти пути решения этой проблемы.

Единственное средство, которое мы считали практическим, — это эффективное вмешательство, а не выражение сожаления. Поэтому я имел честь сообщить Ассамблее о предложении моего правительства о том, чтобы в Армению были посланы международные силы для восстановления порядка и мира, силы численностью 40 000 человек, предоставленные не только европейскими странами, но всеми государствами—членами Лиги.

Смысл этого предложения заключался в том, что оно носило конкретный характер. Однако оно требует какого-то изучения и его, возможно, трудно осуществить на практике.

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция): Мы не имеем право принимать решение о создании 40-тысячной армии; по крайней мере, что касается меня, я не могу ответить за свою страну. Ваше весьма практическое предложение можно было бы выдвинуть месяц назад, ибо в то время Армении угрожала такая же серьезная опасность, как и сегодня.

Я предлагаю, чтобы это предложение было передано на рассмотрение Совета (Аплодисменты).

Г-н И о н н е с к у (Румыния): Внесенным мною предложением будут заниматься в надлежащем органе. Я большего не прошу.

Г-н Л а ф о н т е н (Бельгия): Г-н Вивиани ошибается, когда думает, что мы просим создать постоянный Комитет, как производное Ассамблеи. Если он вновь прочтет выводы нашего доклада, то он увидит, что мы просим Совет сохранить или создать Комитет, который должен заниматься специально Армянским вопросом.

Совет уже образовал целый ряд комитетов. Он будет решать, желательно или нежелательно сохранить в должности людей, которые уже в течение месяца занимались этим вопросом и которые обрели определенный опыт в отношении проблем, с которыми сталкивается сейчас мир.<...>

Что касается выступления г-на Ионнеску, то я уже заявлял, что вся Ассамблея сочувственно относится к внесенному им предложению. Но вчера вечером Комитет изучил эту проблему весьма основательно и тщательно. Он пришел к выводу, что отправка военной экспедиции в Армению сопряжена с многочисленными трудностями. Это такой вопрос, который необходимо очень внимательно изучить и предложить компетентным людям, которые знакомы со страной и которые знают, как можно организовать экспедицию такого характера. Даже если признается сам принцип, необходимо добиться сотрудничества всех государств в поддержку румынского предложения; я не представляю, что Румыния серьезно относится к возможности предоставления ею упомянутых 40 000 человек, оружия и боеприпасов, необходимых для такой экспедиции.

Поэтому мы не просим, чтобы этот вопрос обсуждался на Ассамблее. Именно Совет должен решить, есть ли достаточно оснований для образования Комитета. Если этот Комитет будет создан, то, естественно, надо исходить из того, что его решение не может иметь обязательную силу ни для одной из держав.

Эмир З о к а-э д-Д о в л е х (Персия): Вновь мы обсуждаем вопрос об Армении. Мы все знаем, что Армения находится в очень трудном и очень тяжелом положении. Мы должны помочь ей, и мы надеемся, что сможем сделать что-то эффективное для этой маленькой страны. Ассамблея знает, что Персия, ближний сосед Армении, до настоящего времени выполняла свой долг по отношению к этой несчастной стране. Она недавно послала Армении несколько сот тонн пшеницы, риса и другого продовольствия. Она открыла свою границу для армянских беженцев, которые хотели укрыться в нашей стране после военных действий между Арменией, Турцией и Россией. Мы относимся с величайшей симпатией к этому несчастному народу.

Но в вопросе создания постоянного Комитета я согласен с г-ном Вивиани, который весьма убедительно указал на опасность назначения постоянных комитетов, число которых может быть безграничным. Этим вопросом должен заниматься Совет.

Я весьма удивлен предложением Румынского правительства. Румынское правительство хочет начать новую войну, и никто не знает, чем она закончится. Разве весь мир не устал от отправки войск в Малую Азию или Армению? Со своей стороны, я поддерживаю мирное вмешательство и я уже говорил членам Комитета, что было бы больше пользы, если бы американский представитель или же Лига Наций вступили в прямой контакт с войсками националистов или с красными бандами, которые вторглись в Армению. Таким образом, можно было бы урегулировать конфликт дружеским манером, не начиная новой войны.

Кто будет командовать этой международной силой численностью в 40 000 человек, которую г-н Ионнеску предлагает послать в Армению? Мы не должны рекомендовать отправку такой экспедиции. Напротив, надо послать в Армению деньги, медикаменты, одежду, все, что ей не хватает. Вмешательство в ее защиту — это долг, обусловленный гуманными чувствами, и каждая страна будет, конечно, делать в этом отношении все возможное. Но румынское предложение нельзя принять. Не время начинать новую войну. (Аплодисменты).

П р е д с е д а т е л ь: Общие дебаты завершаются. В результате объяснений, данных г-ном Лафонтеном, и выступления г-на Вивиани я думаю, что Комитет может прийти к соглашению относительно предложения, которое внес г-н Вивиани. Поэтому я ставлю на голосование резолюцию г-на Вивиани. Она звучит так:

«Ассамблея, напоминая о своем решении от 22 ноября 1920 г., будет и впредь сотрудничать с Советом, которому поручено обеспечить будущее Армении, обращаясь, если будет необходимо, за советом к членам Лиги. Ассамблея отмечает, что в ответ на инициативу, предпринятую Лигой, уже выражается всеобщее сочувствие Армении и Армении предложено посредничество от ее имени Президентом Вильсоном, Испанией и Бразилией».

Выводы Комитета свелись к тому, что Совет должен сохранить существование специального органа, так сказать, Комитета, созданного Ассамблеей, или же образовать новый Комитет.

По одному пункту Комитет расходится с г-ном Вивиани, который говорит, что не должно быть никакой постоянной организации, никакого комитета, действующего после окончания сессии Ассамблеи, но соглашается с ним в том, что Совет должен заниматься сложившимся положением. Он предлагает, чтобы Совет назначил специальный комитет.

Не вдаваясь в подробности этой проблемы, г-н Вивиани просто заявляет, что Совет должен следить за судьбой Армении, обращаясь к членам Лиги, если возникнет необходимость.

Совет, таким образом, должен будет заняться предложением, внесенным Румынией и другими вопросами, которые были подняты на Ассамблее и имели отношение к Армянскому вопросу.

Фактически все согласны передать этот вопрос Совету. Совет сам должен решить, нужно ли передать этот вопрос специальному Комитету для изучения.

Ассамблея соглашается передать этот вопрос Совету и призывает при этом обратить на него особое внимание.

Я ставлю на голосование резолюцию г-на Вивиани, которая воплощает в себе взгляды Ассамблеи.

Г-н Л а ф о н т е н (Бельгия): Учитывая объяснение процедуры, которую вы только что изложили, мы примем эту резолюцию.

[Резолюция принимается]<...>

__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly Plenary meetings. Geneva, 1920//League of Nations. P. 727—732.
__________________________

 

№ 531

ДОКЛАД СПЕЦИАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО АРМЕНИИ
Приложение к протоколу Тридцатого пленарного заседания
Первой Ассамблеи Лиги Наций

(18 декабря 1920 г.)*

Положение в Армении

Комитет по Армении, созданный Комитетом по общим вопросам Ассамблеи 23 ноября, заседал шесть раз с целью выяснить обстановку в Армении, сложившуюся в результате вторжения в эту страну войск и вооруженных банд, находящихся под властью Мустафы Кемаля, и выявить наилучшие пути оказания помощи армянам в их борьбе за независимость и в конечном итоге в их попытке создать прочную основу под Армянским государством.

Из информации, которую Комитету удалось получить, явствует, что армянам не удалось дать отпор турецкому вторжению не потому, что враг подавил их своим численным превосходством, а потому, что у них полностью отсутствовало организационное начало, военное либо политическое. Фактически, нет уверенности в том, что армянская армия не превышает по численности армию Кемаля.

Поэтому, если есть желание оказать эффективную помощь армянам, то не может быть сомнения в том, что это должно быть сделано не путем отправки военной экспедиции или нечто вроде этого, а предоставлением армянам средств самопомощи. Не вдаваясь в детали, которые очевидно было бы неуместно обсуждать в настоящее время, Комитет считает, что эту цель можно было бы достичь за сравнительно умеренную сумму денег при условии, что можно найти подходящего человека, который будет руководить оказанием необходимой помощи.

Комитет рад отметить, что в США предпринимаются значительные усилия по сбору средств, которые должны быть использованы в этих целях.

Расходование такого фонда должен, очевидно, контролировать человек, пользующийся доверием доноров, и ваш Комитет имеет некоторое основание полагать, что другая материальная помощь была бы оказана любому серьезному мероприятию, подобному тому, о котором идет речь.

К сожалению, нынешняя сессия Ассамблеи закончится до достижения какого-то определенного результата, и Комитет считает желательным, чтобы после закрытия Ассамблеи остался функционировать какой-то орган Лиги, который был бы полностью осведомлен обо всем, что происходило до сих пор и в состоянии был бы участвовать в дальнейших усилиях в этом направлении.

Они поэтому рекомендуют, чтобы Ассамблея попросила Совет вновь назначить Комитет по окончании нынешней сессии Ассамблеи. Комитет, естественно, будет вправе организовать свою работу так, чтобы это наилучшим образом учитывало сложность частых встреч членов Комитета.

Считается, что Комитет никоим образом не может связывать любого члена Лиги обязательством без его согласия.

__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly Plenary meetings, held from the 15th of November to the 18th of December 1920, Geneva//League of Nations. P. 741—742.
__________________________

 

№ 532

ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ЛИГИ НАЦИЙ
Тридцать первое пленарное заседание

(Женева, 18 декабря 1920 г., 16.00)*

Председатель: г-н П. Г и м а н с.

<...>

Закрытие сессии

Выступление Председателя Ассамблеи г-на П. Гиманса

<...>В процессе нашей работы мы столкнулись с достойным сожаления неожиданным событием. Наше внимание привлекло раздирающее душу положении Армении.

В течение продолжительного времени Великие Державы занимались армянской проблемой, но они не в состоянии были решить ее. Политики, в конце концов, не всегда руководствуются чувствами; надо учитывать пути и средства. Мы не нашли мандатария, но, по крайней мере, нам удалось найти посредника. Нам очень повезло в том, что Президент Вильсон, который был одним из основателей Лиги Наций, согласился выполнить эту миссию посредника. В этом деле помощь ему окажут Испания и Бразилия, которые великодушно обещали оказать поддержку.

Мы по-прежнему сталкиваемся с большими трудностями. Армения в значительной степени занимает наши мысли, и мы искренне желаем спасти ее. Наш долг — работать ради этой цели. Совет будет действовать настойчиво, используя все имеющиеся у него средства, чтобы помочь и спасти ее. Вы можете полностью довериться Совету. Мы все без исключения единодушны в стремлении спасти этот народ-мученик от врагов, которые в течение стольких многих лет отказывали ему в милосердии (Аплодисменты). <...>

__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly. Plenary meetings. 1920, Geneva//League of Nations. P. 758—761.
__________________________

 

№ 533

ТЕЛЕГРАММА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ЛЛОЙД ДЖОРДЖА (ПОДПИСАНА ЛОРДОМ КЕРЗОНОМ)
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСУ

(18 декабря 1920 г.)*

Вслед за телеграммой г-на Ллойд Джорджа за № 39.

На Вашу телеграмму от 2 декабря. После консультации с британскими представителями в Константинополе и Тифлисе нам кажется, что было бы лучше всего, чтобы Президент Вильсон телеграфировал свои инструкции прямо американскому Верховному комиссару в Константинополе, который согласовал бы этот вопрос о своими коллегами. Сейчас поступает сообщение, что между Армянским правительством и [турецкими] националистами заключен мирный договор и Совет [Лиги Наций] несомненно знает, что Армения в настоящее время, как сообщают, находится под контролем Советской России и прогрессивной Дашнакской партии.

__________________________
*Печатается по: League of Nations, Official Journal, 2nd year. 1921. N 1, January-February. P. 79; Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1920. Washington, 1936. Vol. III. P. 89 [760j. 67/56 ].
__________________________

 

№ 534

ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США ВО ФРАНЦИИ УОЛЛЕСА
И. О. ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ Н. ДЭВИСУ

(20 декабря, 1920 г.)*

Относительно моей телеграммы № 2015 от 16 декабря. Я получил от г-на Леги ответ на мое письмо от 14 числа сего месяца, в котором я сообщил ему о дате публикации решения о границах. В нем, в частности, говорится:

«Поскольку главы правительств главных Союзных Держав не имели до сегодняшнего дня возможность совместно обсудить решение Президента Вильсона, я имею честь просить Ваше превосходительство любезно попросить Государственный департамент рассмотреть вопрос о том, не было бы, по его мнению, желательно отложить публикацию этого решения до встречи глав правительств, которая состоится скоро».

Я в неофициальном порядке попытался выяснить, когда же состоится заседание Верховного Совета, но, похоже, дата еще не определена.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1920. Washington, 1936. Vol. III. P. 808 [76Oj. 6715/72].
__________________________

 

№ 535

ОТВЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА КОРОЛЕВСТВА СИАМА
на телеграмму Председателя Совета Лиги Наций
П. Гиманса относительно оказания помощи Армении

(15 января, 1921 г.)*

Посольство Королевства Сиам

Париж

Представитель Секретариата Сиама при Лиге Наций приветствует Генерального секретаря Лиги Наций и имеет честь сообщить ему, что из-за задержки с передачей телеграммы Председателя Ассамблеи Лиги Наций от 26 ноября 1920 г. относительно положения в Армении Правительство Его Величества сожалеет, что оно не смогло дать ответ до закрытия сессии. Однако Правительство Его Величества поручает мне просить Вас соблаговолить передать Председателю Совета Лиги следующий ответ:

«Хотя по географическому положению Сиам не в состоянии принять какие-либо позитивные меры, которые способствовали бы достижению цели, указанной в вышеупомянутой телеграмме, Правительство Его Величества, однако, не отказалось бы от совместных со всеми государствами—членами Лиги действий, предусматривающих участие в масштабах, соответствующих возможностям, которыми располагает каждый член Лиги».

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 2nd year. 1921. № 1, January-February, P. 80.
__________________________

 

№ 536

ТЕЛЕГРАММА И. О. ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ
Н. ДЭВИСА ПОСЛУ США В БЕЛЬГИИ УИТЛОКУ

с просьбой передать послание Президента США В. Вильсона
по вопросу об Армении Председателю Совета Лиги Наций П. Гимансу

(18 января 1921 г. )*

Прошу передать нижеследующее Его Превосходительству Полю Гимансу, Председателю Ассамблеи Лиги Наций.

«Президент получил и с интересом прочитал Вашу телеграмму от 26 декабря 1920 г., с которой Вы направили полученное Советом [Лиги Наций] сообщение Британского правительства, которое информирует, что Армения находится, как сообщают, под контролем Советской России и предлагает, чтобы Президент попросил американского Верховного комиссара в Константинополе обсудить этот вопрос с Союзными Верховными комиссарами. Президент поручает мне направить следующий ответ:

«Президент не считает нужным поручить американскому Верховному комиссару в Константинополе действовать от его имени в этом деле. Как указывалось в моей телеграмме от 15 декабря 1920 г., он остановил свой выбор на достопочтенном Генри Моргентау, который готов участвовать от его имени в таких шагах, которые могут быть предприняты. Однако, прежде чем разрешить ему действовать, Президент хочет получить определенные заверения и информацию от всех заинтересованных Главных Держав, как об этом говорилось в его телеграмме от 30 ноября 1920 г., конкретизирующие условия, при которых он предпринял бы посреднические усилия.

Телеграмма британского Премьер-министра, переданная Вами 26 декабря, похоже, свидетельствует о ненужности или бесполезности личного обращения самого Президента, по крайней мере сначала, к армянам и кемалистам. Президент склонен разделить эту точку зрения и считает, что ни о каком урегулировании нельзя говорить, не разобравшись прежде всего с причиной конфликта.

До получения информации и заверений, запрошенных Президентом в телеграмме от 30 ноября 1920 г., считаем разумным сформулировать проблему так, как Президент представляет себе причины ее возникновения и пути решения. Похоже, что непосредственной причиной возникновения осложнений в отношении Армении и Турции явился Севрский договор. Конечно, трудно было смириться с ним, но Договор был разработан Союзными Державами, и сложности возникли из-за нежелания определенных кругов признать этот Договор и нежелания Союзников навязать его силой. Этот вопрос находится вне компетенции Президента, и любые меры, которые он мог бы принять, либо рекомендовать в этом направлении, зависели бы от активного сотрудничества и поддержки Союзных Держав.

Британский Премьер-министр обращает внимание на сообщение о том, что Армения находится под контролем Москвы, из чего следует, что возникло еще одно осложнение. Зависимость Армении от Советской России — это еще одна проблема, которая неподконтрольна Президенту, и он считает невозможным принять какие-то принудительные шаги в отношении Армении без моральной и дипломатической поддержки Главных Держав, которые обещают установить мир и согласие между противоборствующими сторонами.<...>

Если Главные Державы, представленные в Совете Лиги, согласны с Президентом в этом вопросе и заверят его в своей моральной и дипломатической поддержке, то он поручит своему личному представителю, г-ну Моргентау, немедленно приступить к своей миссии».

Перешлите это послание в Лондон, Париж и Рим для их информации.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1921. Volume II, Washington, 1936. P. 924—927 [760j. 67/57a.]
__________________________

 

№ 537

ОТВЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОЛЬШИ
Генеральному секретарю Лиги Наций относительно Армении

(24 января, 1921 г.)*

Подтверждая получение призыва г-на Гиманса в защиту Армении, Польское Правительство имеет честь заявить, что оно тщательно обсудило вопрос об оказании помощи этой подвергшейся тяжким испытаниям стране. Глубоко осознавая огромную важность и благородный дух этого шага, Польское Правительство тем не менее вынуждено прийти к заключению, что Польша, которая едва переступила порог мира, должна мобилизовать все свои силы, чтобы залечить свои собственные раны и начать перестройку своей собственной политической и экономической жизни. Поэтому, ввиду огромной важности этой задачи, которую обязывает решить самое элементарное чувство долга, Польское Правительство не в состоянии выделить какую-то часть своих ограниченных ресурсов в помощь Армении.

Выражая искреннее сожаление по поводу сложившейся обстановки, Польша будет продолжать выражать свое сочувствие армянскому народу, к бедам которого она далеко не безразлична.

Польский народ помнит об узах долголетней дружбы, которая связывает его с Арменией, многие сыны которой обосновались в Польше, стали примерными гражданами и в течение жизни многих поколений мужественно разделяли разные судьбы, выпавшие на долю их новой страны.

Польское Правительство радо, что США совместно с Испанским и Бразильским Правительствами выполняют благородную и гуманитарную миссию в защиту Армении и выражает надежду, что действия этих стран, поддержанные моральным авторитетом Лиги Наций, приведут к самым удовлетворяющим результатам, обеспечив армянскому народу мир и нормальные условия развития.

И.Ж. Падеревский,

Польская делегация
при Лиге Наций

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 2nd year. 1921. № 1. January-February. P. 80.
__________________________

 

№ 538

ОТВЕТ И. О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ ДА КУНЬЯ
ПРЕЗИДЕНТУ США

(направлен Государственному секретарю)

(28 января 1921 г.)*

Поблагодарите, пожалуйста, Президента Вильсона за его послание относительно Армении, которое г-н Гиманс получил 22 января. Я буду иметь честь внести на обсуждение Совета на заседании на следующей неделе точку зрения, изложенную им в этом письме, которая направлена Главным Союзным Державам. Последние уже объявили, что они вскоре проведут совещание для обсуждения вопросов, связанных с Севрским договором.

__________________________
*Печатается по: League of Nations. Official Journal. 2nd year. 1921. № 1. January-February. P. 83.


Содержание   Обращение   Предисловие
[1-15] [16-19] [20] [21-25] [26-45] [46-82] [83-109] [110-149] [150-185] [186-213] [214-244] [245-277] [278-314] [315-358] [359-371] [372-406]
[407] [408-423] [424] [425-442] [443-460] [461-473] [474] [475-507]
[508-538] [539-564] [565-584] [585-591] [592] [593-606] [607-626]

 

Также по теме:

Барсегов Ю. - Геноцид армян - преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)