ПРИЧИНЫ БѢДСТВИЙ АРМЯН В ТУРЦІИ И ОТВѢТСТВЕННОСТЪ ЗА РАЗЗОРЕНІЕ САСУНА

Полк. Як. Д. Лазаревъ


Оглавленiе   Обложка, титульный лист и т.д.   Предисловіе
Главы I-II   Главы III-IV   Главa V   Главы VI-VII   Оглавленiе(как в книге)



[стр. 9 ]

III

Податная система или искусственное обираніе Армянъ-райевъ.

1. „Нуфусъ” или „бадаліе”, до русско-турецкой войны, взималоя въ годъ съ дыма 20 крушъ, что составляетъ 1 меджидіе (1 р. 60 к.), какъ налогъ, какъ бы, взамѣнъ натуральной воинской повинности, а по новой системѣ приходится каждому дыму платить не менѣе 10 меджидіе (16 р.) слѣдующимъ образомъ. Напримѣръ, райя-Армянинъ, имѣющій 3-4 дѣтей мужскаго пола, а иной и болѣе, вноситъ въ мартѣ мѣсяцѣ за себя 2 меджидіе (3 р. 20 к.) и за каждаго мальчика по 2 же меджидіе со дня рожденія ихъ. Всякій новорожденный младенецъ немедленно записывается въ податную книгу управленія Каймакама (уѣзднаго начальника) и въ февралѣ разсылаются сельскимъ старшинамъ (рисамъ) вѣдомости о числительности подлежащихъ „нуфусу” душъ, для сбора этой подати. Между тѣмъ у насъ, въ Россіи, дѣти крестьянскія лишь по достиженіи 18 лѣтъ, когда они способны къ личному труду, отбываютъ подушную подать;

_________________
дѣтей сосіавляетъ раззорителышй налогъ. Такимъ образомъ съ Армянъ болѣе 2-хъ мм. въ Турціи взыскивалось съ 1878 г. „нуфуса” ежегодно не менѣе 8 мил. руб., не говоря объ „имдатѣ” 1877 г. по 2 меджидіе съ души (3 р. 20 к.) и обо всѣхъ затратахъ на турецкія войска во время войны, и послѣ того (1878 г.). Кромѣ „нуфуса” существуетъ на практикѣ до 20 налоговъ, поименованныхъ ниже и составляющихъ въ сложности милліоны рублей.

[стр. 10 ]

мусульмане же (русскіе подданные) въ Закавказьи, за натуральную воинскую повинность обложены денежною. Каждый крестьянскій же дымъ ежегодно платитъ менѣе рубля, почти 1/2 межидіе (11 1/2 крушъ); такой налогъ не можетъ разстроить состоянія правовѣрнаго въ христіанскомъ государствѣ, гдѣ нѣтъ насилій, но царитъ равноправность для всѣхъ подданныхъ. Въ Турецкой Арменіи случается, если бѣднякъ, обремененный дѣтьми, не въ состояніи внести „нуфусъ” то подвергается бичеванію и аресту и единственная его корова и всякое домашнее имущество продаются съ публичнаго торга, но если вырученныя деньги не покроятъ „нуфуса”, то онъ освобождается лишь по поручительству другихъ. Тогда бѣднякъ, ходитъ по міру съ кондакомъ епархіальнаго епископа за подаяніемъ, или зарабатываетъ деньги трудомъ, для взноса числящейся за нимъ недоимки. Если райя находится на чужбинѣ, для заработковъ, то жена подвергается отвѣтственности за невзносъ „нуфуса”, хотя по низаму, общество должно отвѣчать за отсутствующаго сельчанина. Далѣе, люди, ослѣпшіе и сдѣлавшіеся колеками, не освобождаются отъ „нуфуса” и имущество ихъ подвергается публичной продажѣ въ случаѣ не платежа этого налога. Въ деревняхъ Мушскаго пашалыка и священники платятъ „нуфусъ”, какъ за себя, такъ и за своихъ малолѣтнихъ дѣтей, такъ какъ райи съ трудомъ отбываютъ за себя всѣ налоги и не могутъ выгородить своихъ пастырей. При Султанахъ Меджидѣ и Азизѣ армянскіе райи въ

[стр. 11 ]

Мушскомъ, Баязетскомъ и другихъ пашалыкахъ были зажиточны. Многіе имѣли отъ 20-30 буйволовъ для распашки, овецъ отъ 500 -1000, нѣсколькихъ жеребцовъ въ конюшняхъ и касяки, и ходили въ богатыхъ лисьихъ шубахъ. Теперь ничего подобнаго нѣтъ, настала нищета и осталось одно лишь печальное воспоминаніе о прежней роскоши и обиліи, ибо тогда такихъ налоговъ не было. Старожилы говорятъ, что первоначальный „нуфусъ” состоялъ йзъ 100 „фара”, т. е. 2 1/2 крушъ (20 коп.) а потомъ увеличенъ до 15 крушъ (1 р. 20 коп.) и при султанѣ Азизѣ (предшественникѣ Гамида), установленъ въ размѣрѣ 20 крушъ (1 р. 60 к.) безъ распространененія на дѣтей, со дня ихъ рожденія. Нынѣ же, повторяемъ, Армяне-райи сдѣлались нищими и такое положеніе ихъ далѣе не можетъ быть выносимо, если „нуфусъ” съ дѣтей не будетъ снятъ и вообще данная податная система не будет отменена.

Примѣчанiе. Армяне, живущіе въ Персіи, въ провинціяхъ древней Арменіи: Урміи, Хоѣ, Салмастѣ и другихъ мѣстахъ этого государства, не обременены такими налогами, какъ братья ихъ въ Турціи. Они отбываютъ обыкновенныя подати наравнѣ съ мусульманами и не считаютъ себя подъ гнетомъ Персіи, но съ полнымъ спокойствіемъ занимаются торговлею, земледѣліемъ и другими отраслями промышленности, не бросая роднаго крова для бѣгства на нашу территорію изъ-за куска хлѣба. Мусульмане въ Персіи не пользуются потворствомъ правительства и мѣстныхъ властей, для проявленія звѣрствъ и насилій надъ христіанами и строго воспрещается имъ уводъ христіанокъ для обращенія въ магометанство и женитьбы

[стр. 12 ]

на нихъ. Напримѣръ, 5 лѣтъ назадъ случился въ Урміи слѣдующін инцидентъ. За уводъ замужной Армянки и обращеніе ея въ магометанство для сожительства съ нею, виновные (сын ь и отецъ), по повелѣнію Насреддинъ Шаха подверглись жестокому наказанію по пятамъ, и имущество ихъ было конфисковано; при чемъ губернаторъ Принцъ Имамъ-Кули-Мирза лишился должности и Армянка была возвращена своимъ родственникамъ. За три года предъ тѣмъ (1886), по жалобѣ Армянъ Карадагскаго округа, Тавризской области объ ограбленіи трехъ деревень Челебіянскими курдскими ханами, двое изъ виновныхъ были повѣшены и остальные сосланы на поселеніе. Для управленія же Армянами былъ назначенъ меликомъ изъ среды ихъ нѣкто Саркисъ. Между тѣмъ, въ Турціи насильственный уводъ замужнихъ христіанокъ и дѣвицъ (не говоря объ убійствахъ) сдѣлался обычнымъ промысломъ у Курдовъ. Жалобы несчастныхъ мужей и отцовъ дѣвицъ понынѣ остаются гласомъ вопіющаго въ пустынѣ.

2. „Араза” (налогъ на нивы). Всякій райя - собственникъ своего земельнаго надѣла (оцѣненнаго администраціею дороже противъ дѣйствителъной стоимости съ цѣлью взысканія въ пользу казны чрезмѣрнаго налога, или процента) платилъ этотъ налогъ прежде подъ названіемъ „сальянъ” 100 крушъ (8 р.), асъ урожая 1/10 частъ. Нынѣ же, по системѣ усиленныхъ налоговъ, земля раздѣлена по качеству на три категоріи: первая, вторая и третья подъ названіями: Ала, Авсадъ и Адна и поземельный налогъ „сальянъ”, замѣненъ именемъ „Араза”, а подать съ уражая взимается 1/8 часть. Араза же опредѣлена по качеству или категоріи земли извѣстною мѣрою, называемою „донумъ” длиною и шириною въ 16 саженей. 4 донума

[стр. 13 ]

почти соотвѣтствуютъ нашей десятинѣ, а „кила” - нашей четверти 1) . Налогъ „араза” съ 1 донума земли „ала” приблизительно приходится 25 крушъ {2 руб.), а съ 4 донумовъ (десятины), засѣваемыхъ одною килою пшеницы, взимается 100 крушъ (8 руб). Прежде за пашню подъ посѣвъ 20 килъ и болѣе платилось, какъ сказано, 100 крушъ сальяна; нынѣ на тотъ же пахатный участокъ собственника -христіанина опредѣлена „араза” въ самомъ кочанѣ (купчей), не по дѣйствительной стоимости земли (съ взысканіемъ 6 % на 100), а по чрезмѣрной оцѣнкѣ. Напримѣръ, участокъ (т. е. нива), стоющій 2000 крушъ оцѣненъ въ кочанѣ отъ 6-8 т., а при залогѣ его у Каймакама подъ заемъ денегъ изъ казенной кассы принимается ниже дѣйствительной стоимости, т. е. ниже 2000 крушъ, хотя въ кочанѣ нива оцѣнена въ 6 или 8 т. крушъ. По неуплатѣ сельчаниномъ въ срокъ ссуды, имѣніе отходитъ отъ него въ казну. Тогда онъ, сдѣлавшись безземельнымъ, не избавляется отъ поземелънаго налога и въ годъ платитъ 100 крушъ (8р.) подъ названіемъ „фаракенда”. Раіи-христіане, имѣющіе кочаны, ежегодно обязаны вносить „аразу”, хотя бы и не обрабатывали своихъ нивъ. Иному землевладѣльцу, смотря по величинѣ надѣла, приходится пла-тить отъ 5 до 10 и 20 лиръ. 2) Такихъ тяжелыхъ и не-

_________________
1) Кила имѣетъ 7 пудовъ 8 фун. вѣсу, а литръ - 16 ф. вѣсу.

2) Въ Закавказьѣ поземелъный налогъ взыскивается съ собственниковъ по тремъ категоріямъ земли (по раскладкѣ Губернскихъ правлений). Напримѣръ, въ Борчалинскомъ уѣздѣ, Тифлисской губерніи, за 1-ю кагегорiю взимается 10 к., за вторую - 5 1/2 к., а третью -2 к.

[стр. 14 ]

правильныхъ налоговъ, какъ „нуфусъ” и „араза” нигдѣ въ мірѣ не существуетъ и слѣдуетъ отмѣнить ихъ.

3. „Таширъ” съ огорода За разведеніе овощей, дынь, арбузовъ, огурцовъ и проч. взыскивается 5 лиръ (42 р. 50 к.)

4. „Таширъ” съ сѣна. Съ 8 возовъ сѣна взыскивается деньгами за 1 возъ 50 кругпъ (4 р.). Райи съ радостью заплатили-бы этотъ налогъ натурою 3 воза сѣна, но власти дорожатъ денежнымъ налогомъ на сѣно.

5. „Таширъ” съ осоки, добываемой въ полѣ и въ каменистыхъ мѣстахъ, взыскивается за возъ 5 крушъ (40 коп.)

6. „Амлякъ” съ кизяковъ. За кизяки, приго-товляемые на дворѣ изъ скотскаго навоза для топ-лива, взыскивается полъ меджидіе (80 коп.)

7. „Амлякъ” съ хаты. За поеелянскую хату или землянку взыскивается 2 меджидіе (3 р. 20 к.).

8. „Амлякъ” съ хлѣва. За хлѣвъ скотскій взы-скивается отъ 1-3 меджндіе (отъ 1 р. 60 к. до 4 р. 80 к.), смотря по величинѣ, или количеству помѣщаемаго скота.

9. „Амлякъ” съ конюшни. За конюшню, смотря по величинѣ, взыскивается тоже самое, что за хлѣвъ.

10. „Амлякъ” съ овчарни. За овчарню взыски-вается отъ 1 1/2 меджидіе (отъ I р. 60 к. до 2 р. 40 к.).

11. „Амлякъ” съ саманника. За саманникъ,

_________________
Въ турецкой-же Арменіи за десятину 1-й категоріи взимаютъ 100 крушъ. т. е. 800 к. (8 р.).

[стр. 15 ]

гдѣ складъ мелкой соломы, для корма скота, взыскивается 1 или 1/2 меджидіе (1 р. 60 к. или 80 к.).

Примѣчаніе. На всякое помѣщеніе для людей, скота н склада корма, имѣющее входъ или дверь (какъ указано въ предыдущихъ пяти пунктахь) установленъ налоіъ „ашякъ”, яко бы въ 10 % не по нормальной оцѣнкѣ, но гораздо больше. „Амлякъ” простирается и на гумно за „молотьбу хлѣба”. Эти „амляки” слѣдуетъ совсѣемъ отмѣнитъ такъ равно и „нуфусъ” съ дѣтей со дня рожденія и чудовищную „аразу” съ сельчанъ-собственниковъ, чтобъ положить конецъ возрастающему обнищанію Армянъ и бѣгству ихъ изъ родины.

12. „Тамадо” за женитьбу взыскивается съ жениха, такъ сказать, свадебный или брачный налогъ 15 крушъ (1 р. 20 к.).

13. „Хамчуръ” съ овецъ. „Хамчуръ” взыскивается за каждаго барана 3 1/2 круша (29 к.), а въ Сасунѣ взыскивалось по 5 крушъ (40 к.). Словомъ, за 300 барановъ взыскивается 87 р. а съ бѣдныхъ Оасунцевъ взималось 120 руб.

14. „Амялія” или сборъ на устройство дорогъ и сооруженіе крѣпостныхъ фортовъ и казармъ взыскивается ежегодно съ каждой мужской души не ниже 16 лѣтъ за 4 дня работы 12 крушъ (96 к.).

15. „Интихалъ”. По смерти райи-христіанина вызываются наслѣдники въ управленіе Каймакама для укрѣпленія за ними оставшагося наслѣдства, при чемъ требуется отъ нихъ „кочанъ” (купчая) на недвижимое имущество, какъ-то: на пахатную землю, сѣнокосъ, мѣльницу и на домъ со службами. Имѣніе оцѣнивается выше дѣйствительной его стоимости, дабы опредѣлить „интихалъ” (процентныя пошлины) въ большомъ размѣрѣ. „Интихплъ” взыскивается

[стр. 16 ]

то въ размѣрѣ 10 процентовъ, то - 15; но при обычной оцѣнкѣ противъ нормальной стоимости доходитъ отъ 30 до 40%. При неимѣніи у наслѣдниковъ денегъ для взноса „интихала” продаются съ публичнаго торга имущество и скотъ ихъ въ пользу казны. Затѣмъ выдается новый кочанъ съ укрѣпленіемъ за ними недвижимаго имущества. Въ случаѣ неимѣнія никакой возможности внести „интихалъ”, по истеченіи извѣстнаго срока, имѣніе признается выморочнымъ („мялулъ”) и продается съ торга, какъ собственность казны.

Кромѣ указанныхъ налоговъ взимаются и другіе, какъ-то: за разведеніе табаку и конопли въ какомъ бы то ни было ничтожномъ размѣрѣ для домашней потребности, за фруктовый садъ, за выжимку винограда и за всякое фруктовое деревцо стоящее во дворѣ и пр. и пр.

Изъ всѣхъ указанныхъ налоговъ, отбываемыхъ Армянами, Курды платятъ одинъ лишь хамчуръ, за третыо часть своихъ овецъ, не допуская Турокъ до повѣрки ихъ.

IV

Обнищаніе Армянъ отъ налоговъ „нуфусъ” и „араза” и отъ насилій, и бѣгство ихъ изъ родины.

Вышеприведенная система обиранія Армянъ-райевъ подъ видомъ узаконенныхъ налоговъ (чего не взимается съ мѣстныхъ мусульманъ), насилія вла-

[стр. 17 ]

стей и безнаказанныя преступленія Курдовъ (башибузуковъ Порты), воровства, убійства и уводъ въ рабство замужныхъ женщинъ и дѣвушекъ, - ввели ихъ въ неизбѣжную нищету. Поэтому, за истощеніемъ, у бѣдняковъ средствъ для платежа „нуфуса” и другихъ налоговъ, случалось, что ломали хижины ихъ и продавали балки и проч. Слѣдовательно, не удивительно, что болѣе 17 т. обнищавшихъ Армянъ, неимѣя возможности существовать въ Турецкой Арменіи, перебрались въ Карсскую область, Эриванскую губернію и другія мѣста Закавказья изъ-за куска хлѣба, подвергаясь на пути бѣгства ограбленію и убійству со стороны Курдовъ. Въ тоже время громадная масса бѣдняковъ изъ тѣхъ же мѣстъ перебралась въ пограничныя съ Турціей провинціи Персіи для пропитанія себя, не говоря о выходцахъ изъ Ванской области въ Персію же болѣе 18 т. душъ отъ насилій и разоренія Курдами-Гамидинцами Гайдаранскаго общества. На Сѣверо-западномъ прибрежіи Ванскаго озера, въ волостяхъ Арджисѣ и Алджавазѣ, опустѣли въ 1894 году сдѣдующія 16 деревень: Джадка, Фишкакомеръ, Эгецоръ, Зутка, Агуаницъванкъ, Гармизовнкъ, Деланъ, Фанонъ, Каракешишъ, Арэнъ, Каджеранъ, Кизилкая, Ахарапъ, Матнаванкъ и Ораканъ. Фишкакомеръ выжгли Гамидинцы, подчиненные Гайдаранскому Гасанъ-агѣ, живущему въ Армянской деревнѣ Подносѣ и нынѣ называемому Гусейнъ-пашею, по чести командованія башибузукскимъ полчищемъ новыхъ янычаръ ,,Гамидіе”. Всѣ эти выход-

[стр. 18 ]

цы въ Закавказье и Персію надѣются, что анархическое состояніе ихъ родины измѣнится и тогда они возвратятся туда для существованія при лучшихъ условіяхъ, т. е. внѣ вліянія турецкихъ заправилъ, съ огражденіемъ ихъ отъ прежнихъ варварскихъ насилій и налоговъ.

При этомъ нельзя пройти молчаніемъ слѣдующаго инцидента изъ дѣйствій турецкой администраціи съ порабощенными Армянами. Въ числѣ выходцевъ въ нашъ благословенный край оказались два субъекта изъ Газе Вуланлугъ, одинъ изъ сел. Коба, а другой изъ Мачитли. Они пострадали отъ дикаго произвола турецкаго взяточника Буланлугскаго Каймакама, Битлисца Халила (клеврета пресловутаго Валія Таксинъ-паши). Халилъ въ прошлое лѣто арестовалъ ихъ, требуя угрозами и побоями ложно оговорить четырехъ наиболѣе состоятельныхъ сельчанъ въ антиправительственномъ стремленіи, дабы арестовать послѣднихъ и отправить въ Битлисъ къ Таксину. Практика же Таксина давно пользуется извѣстностію въ народѣ и въ печати, что онъ заключалъ подъ стражу невинныхъ Армянъ, взводя на нихъ клевету въ соучастіи въ какомъ-то тайномъ обществѣ (чего вовсе не было) и освобождалъ ихъ за значительныя суммы, чрезъ что многіе обѣднѣли и прекратили торговлю съ Сиріею и другими мѣстами. Когда Халилу неудалось склонить узниковъ къ ложному оговору намѣченныхъ имъ лицъ, то приказалъ заптіямъ подвергнуть ихъ позор-

[стр. 19 ]

ному наказанію. Халилъ вскорѣ былъ лишенъ должности, по жалобѣ Буланлугскихъ Армянъ уже послѣ смѣны Таксина. О послѣднемъ считаемъ не лишними сказать слѣдующее. Онъ раньше былъ Валіемъ въ Мосулѣ и дѣйствія его до того стали невыносимыми, что по неоднократнымъ жалобамъ тамошнихъ христіанъ онъ былъ уволенъ. По прошествіи нѣкотораго времени онъ выхлопоталъ должность Валія въ Битлисѣ на бѣду и гибель многихъ невинныхъ Армянъ. Онъ же былъ возбудителемъ вопроса объ опустошеніи Сасуна и избіеніи Сасунцевъ.

Спрашивается, кто можетъ помочь горю Армянъ при настоящемъ угнетенномъ ихъ состояніи, что они бѣгутъ изъ анархической родины отъ насилій и раззоренія (въ особенности отъ звѣрствъ новыхъ янычаръ-Гамидинцевъ), бросая жилища, храмы, нивы и усадьбы, для отысканія убѣжища на чужбинѣ? По мнѣнію нашему однѣ лишь раціональныя реформы въ Арменіи подъ протекторатомъ Россіи (какъ естественной покровительницы восточныхъ христіанъ), Англіи и прочихъ державъ, въ данное время, могутъ вывести безоружныхъ Армянъ изъ адскаго положенія, избавить ихъ отѣ тягости чудовищныхъ налоговъ и спасти отъ могущей случиться неминуемой новой рѣзни по мановенію Порты при первой войнѣ съ Россіею или Англіею.

Также по теме:

М.Г. Нерсисяна - Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов.