ПРИЧИНЫ БѢДСТВИЙ АРМЯН В ТУРЦІИ И ОТВѢТСТВЕННОСТЪ ЗА РАЗЗОРЕНІЕ САСУНА

Полк. Як. Д. Лазаревъ


Оглавленiе   Обложка, титульный лист и т.д.   Предисловіе
Главы I-II   Главы III-IV   Главa V   Главы VI-VII   Оглавленiе (как в книге)


[стр. 23 ]

VI

Сформированіе Курдскихъ полковъ „Гамидіе” для раззоренія Армянъ и вытѣсненія ихъ изъ родины, въ виду 61 ст. Берл. трак.; разграбленіе Варадниса и Авзута.

Въ данное время Курды играютъ роль башибузуковъ для цѣлей Турецкаго правительства. Въ 1891 году правительство, вмѣсто введенія въ Арменіи реформъ, сформировало изъ Курдовъ конно-иррегулярные полки въ раіонахъ населенія Армянъ (отъ предѣловъ Эрзерума до Персіи и Закавказья) подъ общимъ именемъ „Гамидіе”, въ родѣ новыхъ янычаръ, съ оставленіемъ ихъ на мѣстѣ у себя дома, безъ несенія службы, но съ производствомъ имъ жалованья. Задача ихъ состоитъ въ раззореніи Армянъ. Расформированіе и обезоруженіе ихъ было-бы первымъ условіемъ уменьшенія воровства, разбоевъ и другихъ преступленій, претерпѣваемыхъ Армянами. Въ 1893 году эти янычары угнали весь скотъ и стаца овецъ Армянскихъ деревень Алашкертской долины и Верхняго Пасена и совершили среди дня убійства и изнасилованія женщинъ, пользуясь потворствомъ и бездѣйствіемъ администраціи. То-же самое хищничество они творили среди дня въ деревняхъ Хнуса. Буланлуга, Манаскерта и въ Ванскомъ пашалыкѣ по внушеніямъ бинбашей и юзбашей (братьевъ и патроновъ ихъ). Такая янычарская вольница создана, ловторяемъ, для уничтоженія, разоренія и вытѣсненія

[стр. 24 ]

трудолюбивыхъ Армянъ-земледѣлъцевъ изъ 40-вѣковой родины. Османская администрація могла-бы удержать организованныхъ хищниковъ - Гамидищевъ. отъ такого варварскаго безчинства и заставитъ возвратить потерпѣвшимъ угнанный скотъ и отада; но, напротивъ, она, въ довершеніе бѣдствія ограбленныхъ Армянъ, выгнала ихъ изъ нѣкоторыхъ деревень Алашкертской долины и поселила въ нихъ Курдовъ, пришедшихъ, по мановенію ея, изъ Эриванской губерніи, съ назначеніемъ имъ „айлугъ” (мѣсячнаго пособія). Даже названіе знаменитаго селенія: Каракилиса измѣнено переименованіемъ его въ. „Гамидіе”, по имени Султана Гамида. Въ данномъ случаѣ цѣль правительства не составляетъ секрета и заключается въ томъ, чтобы всѣми мѣрами варварства вынудить христіанъ уходить изъ родины, усилить въ Арменіи хищный курдскій элементъ, потушить армянскій вопросъ и тѣмъ обратить въ нуль обязательство свое предъ Великими Державами по Берл. тракт. Вопросъ этотъ впервые возбужденъ Русскимъ правительствомъ въ Санъ-Стефанскомъ договорѣ (ст. 16.) для обезпеченія общественной безопасности Армянъ и огражденія ихъ отъ насилій Курдовъ и Черкесовъ.

Спрашивается, при настоящей необезпеченности жизни, имущества и чести семей Армянъ на родной землѣ, изъ какихъ средствъ они могутъ платить Османскому правительству „нуфусъ” за каждую мужскую душу со дня рожденія по 2 меджидіе въ

[стр. 25 ]

годъ и прочіе непомѣрные ихъ силамъ налоги, выражающіе собою не что иное, какъ систему искусственнаго обиранія христіанъ? Нѣтъ сомнѣнія, что несчастнымъ невольно придется перебраться на нашу территорію или въ Персію за кускомъ хлѣба, если въ скоромъ будущемъ не будутъ введены въ Арменіи предполагаемыя реформы для улучшенія участи ихъ съ возстановленіемъ права обиженныхъ на захваченныя Курдами недвижимости ихъ, тѣмъ болѣе, новою кастою лже-шейховъ. Послѣдніе поселились въ Армянскихъ деревняхъ и занимаются воровствомъ, убійствами, поджогами и уводомъ замужнихъ христіанокъ въ рабство для женитьбы на нихъ.

О звѣрствахъ хищныхъ шейховъ (большею частію безграмотныхъ) и Гаснанскихъ бековъ (воровъ и патроновъ разбойниковъ) и о ихъ захватахъ недвижимостей Армянъ-сельчанъ указано въ очеркѣ о 47-лѣтней турецкой анархіи въ юго-восточной Армненіи. По нынѣ ни одинъ изъ шейховъ и бековъ за дюжину преступленій противъ христіанъ не наказанъ Турецкимъ правительствомъ, которое однимъ Курдомъ больше дорожитъ, нежели 100 честными христіанами. За убійство одного или двухъ Курдовъ изъ шайки, нападавшей на Армянъ въ 1891 и 1893 годахъ, два селенія Мушской равнины Варданисъ въ 300 дымовъ и Авзутъ въ 40 дымовъ были наводнены турецкими солдатами, жандармеріею и Курдами для раззоренія ихъ безъ слѣдствія и суда; при этомъ мужчинъ заперли въ особомъ

[стр. 26 ]

помѣщеніи. Солдаты, по приказанію, вломились въ дома и 3-4 дня насиловали всѣхъ женщинъ и дѣвушекъ; при этомъ снимали съ нихъ цѣнные головные уборы и отбирали новыя платья; имущество, даже постели и съѣстные припасы были разграблены, а весь скотъ достался Курдамъ. При этихъ трагическихъ событіяхъ начальникъ отряда бинбаши и его юзбаши, а также и шейхъ (св. отецъ Курдовъ) ободряли солдатъ и башибузуковъ, говоря, что правительствомъ предоставлены на ихъ произволъ жены и имущество Гяуровъ (невѣрныхъ). По совершеніи всѣхъ звѣрствъ въ Варданисѣ, - въ которомъ населенія болѣе 1200душъ, - 70 человѣкъ были арестованы и отправлены въ Мушъ и оттуда въ Битлисъ; 50 человѣкъ были освобождены, пятеро умерли въ тюрьмѣ, 15 наказаны тюремнымъ арестомъ на 15 лѣтъ и содержатся въ Битлисѣ. Въ Авзутѣ, послѣ разграбленія Армянъ и обезчещенія ихъ женъ и дочерей, 22 человѣка были отправлены арестованными въ Битлисъ, гдѣ двое умерло, а остальные нынѣ содержатся тамъ. Подробности трагическихъ событій въ Варданисѣ и Авзутѣ описаны нами въ очеркѣ 47-лѣтней турецкой анархіи въ юго-восточной Арменіи. Тамерланъ грабилъ страны и плѣнялъ людей, но не направлялъ воиновъ на поголовное обезчещеніе христіанокъ. Турки, потомки бѣглецовъ изъ Турана (Туркестана) временъ Чингисъ-хана, гооподствуя 5 вѣковъ на Босфорѣ, превзошли Тамерлана безчеловѣчными дѣяніями надъ

[стр. 27 ]

своими подданными христіанами. Развѣ къ туранской натурѣ, при магометанскомъ фанатизмѣ, можетъ привиться европейская цивилизація? Они усвоили себѣ подраженіе наружнымъ формамъ европейскихъ порядковъ, фигурируя въ блестящихъ мундирахъ, при умѣніи распоряжаться бойнею тысячъ невинныхъ христіанъ. Далѣе обратимся къ прерванному разсказу о новыхъ янычарахъ -Гамидинцахъ.

Гамидинцы, организованныя полчища разбойниковъ, вооружены ружьяли новой системы 1). Они, живя на свободѣ у себя дома, порою нападаютъ на пограничныя персидскія деревни, гдѣ производятъ грабежи и убійства. Они въ прошломъ 1894 году ограбили армянскій монастырь Дереке-ванкъ въ Салмастскомъ округѣ Персіи и угнали монастырскій скотъ и стадо овецъ. Эти хищническіе набѣги считаются маневрами или военными прогулками для развитія воинскаго духа и рыцарскаго удальства Гамидинцевъ. Въ случаѣ политическаго разрыва между Портою и Россіей янычарскія полчища „Гамидіе”

_________________
1)Турецкое правительство, по сказанію туркофила Хименса, сформировало 30 курдскихъ полковъ, каждый вь составѣ 540 чел. Числительностъ ихъ простирается до 32400 чел. Всякій курдскій гдаварь вправѣ набирать людей изъ своего общества для сформированія полка и доводить о томь до свѣдѣнія Султана. Въ данномъ случаѣ главарь фирманомъ назвачается командиромъ того полка съ препровожденіемъ къ нему полковаго знамени. Недавно командированы въ Арменію турецкіе инструкторы для обученія курдскихъ полковъ кавалерійской строевой службѣ. Распоряженіе это возбудидо въ Курдахъ негодованіе, ибо они до сихъ поръ, сидя дома, открыто занимались воровствомъ, грабежами и всякимъ варварскимъ злодѣяніемъ надъ Армянами, зная своихъ патроновъ-бинбашей и юзбашей.

[стр. 28 ]

въ соединеніи со скопищами Курдовъ налетятъ на пограничныя наши деревни и надѣлаютъ много бѣдъ. Итакъ, за расформированіемъ и обезоруженіемъ Гамидинцевъ, все-таки Курды останутся въ вооруженномъ состояніи надъ головами безоружныхъ Армянъ-сельчанъ. Въ виду могущаго случиться въ близкомъ будущемъ неожиданнаго нападенія Курдовъ, по мановенію Порты, на христіанъ для избіенія, о чемъ мечта изъ туранской головы Турокъ не выходитъ (какъ уже разъ сбылось наше предсказаніе 1882 года спустя 12 л.), было бы полезно и справедливо предоставить Армянамъ право ношенія оружія: во 1-хъ, для самозащиты противъ воровъ и хищниковъ, охотящихся на имущество, женъ и дочерей христіанъ и во 2-хъ, для сопротивленія при нападеніи Курдовъ массами на христіанское сельское населеніе для избіенія, въ угоду правительотву или, лучше сказать, для исполненія задачи послѣдняго.

По данному вопросу объ обезпеченіи Армянъ средствомъ кь самозащитѣ отъ Курдовъ нельзя пройдти молчаніемъ о слѣдующемъ обстоятельствѣ. Армяно-католикамъ, живущимъ на Чорохѣ въмноголюдномъ с. Хоторджуръ въ Газе Кискинъ Эрзерумскаго вилеята, четыре года назадъ дозволено имѣть оружіе, въ каждомъ дымѣ одно ружье со 100 патронами для обороны себя отъ хищньтхъ Лазовъ. Послѣдніе постоянно тревожили ихъ воровствомъ и грабежами и даже въ самой церкви во время обѣдни. Со дня полученія Армяно-католиками такой при-

[стр. 29 ]

вилегіи при содѣйствіи патріарха Азарьяна, сосѣдніе Лазы перестали тревожитъихъ и даже мѣстный Каймакамъ воспретилъ хищникамъ носить оружіе. Спрашивается, почему въ другихъ вилеятахъ Арменіи, Битлисскомъ, Ванскомъ и прочихъ раіонахъ строго воепрещаютъ Армяно-Григоріянамъ имѣть оружіе для охраны себя, чести семей и имущества отъ хищныхъ Курдовъ? Кромѣ того всѣ преступленія, совершаемыя Курдами надъ Армянами, правительство оставляетъ безъ наказанія и тѣмъ поощряютъ ихъ къ дальнѣйшимъ варварскимъ злодѣяніямъ. Армяне, живущіе на одной территоріи съ Курдами, считаютъ ихъ малодушными и вовсе неудальцами, говоря, что 10 вооруженныхъ ихъ братій могутъ нагнать страхъ на 50 Курдовъ и что поддержка послѣднихъ правительствомъ ободряетъ ихъ на всякое варварство противъ безоружныхъ христіанъ. Недостатокъ воинскаго духа Курдовъ доказанъ небольшимъ обществомъ вроруженныхъ Армянъ-Сасунцевъ (не говоря уже о Зейтунцахъ, не разъ отражавшихъ нападенія турокъ, а въ 1862 году съ отбитіемъ 2 орудій), по многократнымъ столкновеніямъ съ сосѣдними Курдами, тѣмъ не менѣе въ недавнемъ 10-ти дневнемъ бою (въ августѣ 1894 года) со всѣми курдскими ашратами (ордами) вилеятовъ: Битлисскаго, Ванскаго, Діарбекирскаго, Мушскаго и Баязетскаго, до прибытія изъ Битлиса Валія Таксинъ-паши, Ферикъ-Абдулла-паши съ 12 т. регулярнаго войска и артиллеріею. Въ то же время изъ

[стр. 30 ]

Діарбекира прибылъ въ дѣйствующій корпусъ Османъ-паша съ 3 т. пѣхоты и съ конницею башибузуковъ изъ Джизиръ-Бодана подъ начальствомъ Кенджеи-Бабура. Горсти патріархальныхъ Армянъ, сохранившихъ самоуправленіе въ таврскихъ горахъ, пришлось бороться съ цѣлымъ корпусомъ изъ 15 т. регулярнаго войска и 40 т. Курдовъ. Нападеніе это сдѣлано на мирное населеніе врасплохъ, послѣ сбора додатей бинбаши (маіоромъ), если не ошибаюсь, Абдурахманомъ, прибывшимъ въ іюлѣ изъ Муша въ с. Шеникъ съ отрядомъ конницы. Онъ по праву сильнаго, отрядъ свой 16 дней содержалъ на харчахъ сельчанъ: Шеника, Семала, Аліяна и Кале-Кузана, ежедневно получая 14 барановъ, 3 килы муки (21 п. 24 ф.), 4 литра масла (1 п. 24 ф.), 3 литра сыра (1 п. 8 ф.). 80 куръ (по 20 съ деревни), 18 кодъ ячменя (18 п.) и 30 горшковъ сливокъ 1). 19 августа при атакѣ с. Кале-кузана Турками и Курдами, Сасунцы, въ числѣ 3 т., стрѣляли изъ старыхъ кремневыхъ ружей, при недостаткѣ за-

_________________
1) При сборѣ „нуфуса” по 50 крушъ (4 р.) за каждое дитя мужскаго пола, начиная съ грудныхъ младенцевъ, многіе бѣдняки не имѣли средствъ внести этого варварскаго налога и подверглись бичеванію. При чемъ самъ бинбаши прикладомъ ружья наносилъ имъ удары, а у Шеникца Огана (члена сельскато меджлиса) кровь хлынула изъ носу. Онъ приказывалъ солдатамъ снимать одежду съ бѣдняковъ и забирать домашнее имущесгво для продажи, а у иныхъ и необходімый запасъ хлѣба, хранившійся, по обыкновенію, въ ямахъ. Солдаты ходили по хатамъ бѣдняковъ, выносили горшки со сливками. Многіе сельчане продавали Курдамъ носимую одежду, дія взноса податей, чтобъ избавиться отъ тираніи. Бинбаши часть съѣстныхъ припасовъ отправлялъ въ Мушъ для собственнаго до-

[стр. 31 ]

рядовъ, съѣстныхъ припасовъ и безъ поддержки из-внѣ. Если-бъ они имѣли скорострѣльныя ружья и запасъ зарядовъ и хлѣба, то не уступили бы Туркамъ оборонительной своей позиціи, расположенной на западномъ склонѣ ущелья выше селенія. Они были вооружены сѣкирами средневѣковыми, кинжалами и саблями.

VII

Отвѣтственность за раззореніе Сасуна и необходимость введенія автономіи въ юго-восточной Арменіи, гдѣ нѣтъ турецкаго провинціальнаго населенія.

Такъ какъ и раззореніе Сасуна само по себѣ ъходитъ въ задачу нашу по настоящему труду о

_________________
машняго обихода. Онъ, по окончаніи сбора податей, отказывалъ обществамъ въ выдачѣ квитанціи на полный взносъ податей, -требуя впередъ въ свою пользу отъ каждаго изъ состоятельныхъ въ деревняхъ лицъ по 150 крушъ (15 руб.). Выдающіяся личности, боясь лишиться квитанціи на взносъ податей, исполняли требованія алчнаго турка и потомъ разложили этотъ насильственный поборъ или взятку на общества. Послѣ такого безпрекословнаго платежа Сасунцами податей и бичеванія ихъ варваромъ-бинбашемъ, предсюяло имъ признательное возмездіе отъ турецкаго правительства. Въ чемъ же заключалась эта милость? Османское правительство рѣшило раззорить Сасунъ до тла и истребить воинственное его населеніе, признавая вреднымъ существованіе этого общества. Тѣмъ не менѣе, по принципу дѣтей Турона, христіанскіе подданные считаются плебеями или безусловными рабами-гяурами, неимѣющими права носить оружіе, и употреблять его въ дѣю противъ мусульмань-хищныхъ Курдовъ (гіенъ Порты). Между тѣмъ Курды гарантированы носить оружіе, убивать хрисгіанъ среди дня въ деревняхъ и на нивахъ, (въ чемъ имѣются у насъ многочисленныя доказательства), отнимать у нихъ имущество, женъ и дочерей и оставаться безнаказанными у турецкихъ вдастей. Христіанскія державы: Россія, Франція и Англія вступились за варварское

[стр. 32 ]

причинахъ обѣднѣнія Армянъ въ Турціи, то скажемъ. нѣсколько словъ, ибо въ очеркѣ нашемъ имѣется болѣе подробное описаніе. Сасунъ состоитъ изъ четырехъ волостей: Шатаха, Тавлорика или Псана, Хульпа и Хіяна. Въ этихъ волостяхъ всѣ деревни и отселки въ числѣ 102 разграблены и изъ нихъ сожжено 89, уцѣлѣло только 13 въ Хульпѣ. Всѣ хлѣба на нивахъ, въ четырехъ волостяхъ, достались туркамъ. Солдаты убирали ихъ, молотили и часть перемололи для потребности войска, а остальное перевезено въ Мушъ и сдано въ казенный амбаръ. Кромѣ того, фруктовые сады вырублены, мельницы раззорены (предъ уходомъ войска въ Мушъ), разграблено домашнее имущество: постели,

_________________
избіеніе Сасунцевъ, требуя отъ оттоманской Порты, на основаніи Берл. трактата (61 ст.) введенія въ Арменіи раціональныхъ реформъ по проэкту ихъ, для огражденія Арчянь однажды навсегда отъ варварскихъ звѣрствъ съ усгановлешемъ правосудія и новой системы податей. Въ виду такого гуманнаго проэкта державъ о водвореніи вь Арменіи благоустройства, для процвѣтанія страны, турецкіе патрюты, не взирая на доказанныя звѣрства своихь братьевъ надъ Армянами, позволили себѣ составить вь Лондонѣ митингъ и рѣшили разослать прокламаціи во всѣ области Турціи и возваніе къ Курдамъ для вооруженнаго воспрепятсівованія введенію реформъ. Стаю быть, дѣти Турана этимъ хотятъ запугать Россію, Англію и Францію, желая имѣть христіанъ вѣчными рабами Турокъ и Курдовъ. Ни къ чему не поведетъ безумное ихъ домогательство, что и было въ недавно прошедшемъ по Болгарскому вопросу. При появленіи въ юго-восточной Арменіи двухъ баталіоновъ пѣхоты съ артиллеріею и 800 чел. конницы, казаковъ или Армянъ охотниковъ, для предупрежденія безпорядковъ (при содѣйствіи мѣстныхъ христіанъ), Курды, напротивъ, встрѣтятъ распорядителей реформъ съ покорностью и даже со страхомъ. Спрашивается, надолго ли будетъ существовать на почвѣ Европы башибузукская роль дѣтей Турана сь азіятскямъ тамерланизмомъ?

[стр. 33 ]

ковры, паласы, мѣдная посуда, котлы и кувшины; забраны: скотъ, лошади, катера, ослы, стада овецъ, козъ и всякая всячина, необходимая для хозяйства. Кромѣ того, всѣ церкви ограблены и сожжены. Нынѣ уцѣлѣвшіе отъ рѣзни Сасунцы остались безъ крова и насущнаго пропитанія и разбрелись всюду за кускомъ хлѣба въ ожиданіи улучшенія ихъ учасги и правосудія для возстановленія ихъ состоянія, превращеннаго Турками въ прахъ. Спрашивается, на кого падаетъ отвѣтственность за разграбленіе и раззореніе 102 деревень и отселковъ, т. е. за превращеніе ихъ въ безлюдную страну, и за варварское избіеніе при Кале-кузанскомъ лагерѣ болѣе 300 Армянъ съ Семальскимъ священникомъ Оганнесомъ и старшинами, пришедшими съ покорною головою съ предварительнаго разрѣшенія Мушира-Зекки-паша? Они вѣроломно были умерщвлены, а именно, послѣ прокалыванія солдатскими штыками, спихивали ихъ прикладами въ заранѣе вырытыя ямы и засыпали землею. При этой катастрофѣ многіе въ ужасѣ сами бросались въ ямы, во избѣжаніе штычной расправы дѣтей Турана, не считающихъ убійство Гяуровъ (невѣрныхъ) за грѣхъ предъ Аллахомъ и пророкомъ. Въ то время Муширъ находился въ лагерѣ при сел. Семалѣ. Онъ, посдѣ Кале-кузанской катастрофы, приказалъ пріостановить дальнѣйшіе поиски Армянъ въ лѣсахъ для избіенія и затѣмъ вскорѣ уѣхалъ съ театра бойни христіанъ. Посланные же изъ Харзанскаго лѣса отъ священника Оганнеса и старшинъ къ Таксинъ-пашѣ были три Семальца. которые оставались

[стр. 34 ]

въ лагерѣ до слѣдующаго дня въ ожиданіи милостиваго разрѣшенія Мушира о безопасной явкѣ Армянъ въ лагерь съ повинною головою. Имена ихъ намъ извѣстны. Убытки Сасунцевъ составляютъ милліоны руб. (не говоря объ убійствѣ людей тысячами). Въ 1860 году за избіеніе на Ливанѣ Моронитовъ Друзами, по подстрекательству мѣстной администраціи, виновные, по настоянію христіанскихъ державъ, подверглись полевому или военному суду и были казнены смертью. Самъ губернаторъ былъ наказанъ, а убытки христіанъ были возмѣщены на счеть виновныхъ, (Друзовъ). Затѣмъ Морониты получили самоуправленіе по особому кодексу. Въ данномъ же случаѣ за раззореніе Сасуна и избіеніе Сасунцевъ невозможно обвинить Курдовъ, ибо здѣсь дѣйствовало регулярное войско съ артиллеріею, по наказу правительства. Во всякомъ случаѣ, отъ привлеченія къ отвѣтственности не изъяты Муширъ-Зекки-паша, главный распорядитель, получившій высокую награду „нишани имтіязъ”, за сасунскую рѣзню, Валій Таксинъ-паша, Ферикъ-Абдулла-паша (Начальникъ дивизіи), Кенджскій губернагоръ Мустафа-паша и Османъ-паша, пришодшій изъ Діербекира, какъ сказано выше. Всѣ эти личности были распорядителями раззоренія Сасуна и отправляли солдатъ и Курдовъ на ежедневные поиски въ лѣсахъ христіанъ для избіенія 1). Войска стояли

_________________
1) Въ виду того, что турецкое правительство, послѣ опустошенія Сусана и избіенія тысячъ невинныхъ жертвъ (мужчинъ, женщинъ и дѣтей) арестовало Мурада и многихъ, уцѣлѣвшихъ отъ бой-

[стр. 35 ]

на отдѣльныхъ пунктахъ и начальники исполняли общую задачу однорбразно по наказу свыше. Напримѣръ, коснемся поведенія или образа дѣйствій Мустафы-паши, раззорившаго волости Хіанъ и Хулыгь, гдѣ жители въ 42 деревняхъ, сидя дома, считали себя внѣ всякой грозы и опасности. На четвертый день, послѣ бѣгства Армянъ изъ Кале-кузана по трущобамъ лѣсовъ и горъ, ради спасенія себя и семей, Мустафа-паша шелъ изъ Генджа въ Хіанъ съ отрядомъ изъ регулярной пѣхоты, кавалеріи, жандармеріи и Курдовъ. При приближеніи къ с. Ишханацору, вышли къ нему на встрѣчу монахъ Матеосъ и старшина Торосъ съ изъявленіемъ покорности и желанія общества довольствовать отрядъ его, ходатайствуя о не причиненіи сельчанамъ обиды, - словомъ - о дарованіи мира. При этомъ Мустафа со злобою отвѣтилъ депутатамъ: „я не пришелъ щадить васъ, но вѣлено искоренить васъ Гяуровъ”. Затѣмъ онъ, обратясь къ всадникамъ туркамъ, приказалъ изрубить монаха и поспѣшилъ занять селеніе, чтобъ жители не могли спасти себя бѣгствомъ, предоставляя войску на добычу имущество ихъ. Монахъ былъ изрубленъ туркомь; при чемъ старшина хотѣлъ бѣжать. но былъ пораженъ пятью выстрѣлами Курдовъ. Въ виду такого звѣрства турецкаго генерала, Ишханацорцы

_________________
ни Армянъ, чтобъ казнить ихъ смертью. Спрашивается, какому на-казанію подлежатъ турецкіе паши, шеихи и другія лица, злодѣіствовавшія надъ христіанами?

[стр. 36 ]

бросивъ дома и имущество, разбѣжались съ женами и дѣтьми по направленію къ ближайшему лѣсу, преслѣдуемые Турками и Курдами. Варвары перебили много людей, захватили женщинъ и дѣвицъ и привели ихъ въ лагерь; плѣнницы попали въ гаремъ юзбашей и самаго Мустафы 1). Спустя недѣлю 7 дѣвицъ были освобождены; изъ нихъ четыре въ теченіе мѣсяца умерли, а три остаются понынѣ въ живыхъ - и - суть дочери Ишханацорцевъ: Казара, Тороса и Мхо-Вардана. При бѣгствѣ жителей селеній Инкузнака, Севида и Артгуна черезъ поле въ лѣсъ, настигла ихъ турецкая кавалерія и произвела рѣзню. Въ тоже время солдаты гнались за тѣми сельчанами, которые бѣжали въ ближайшія горы. Между тѣмъ Курды были заняты своимъ дѣломъ - добычею. Илущество 42 деревень Хіана и Хульпа было разграблено. Скотъ и стада овецъ достались Курдамъ. Грабежъ продолжался 4 дня. Всѣ ограбленныя въ Хіянѣ деревни были сожжены, а въ Хульпѣ одна деревня (Калека-Нуманъ). Такимъ образомъ 42 деревни уничтожены Кенджскимъ губернаторомъ Мустафа-пашею, въ силу повелѣнія свыше. При ограбленіи Хульпа участвовалъ особый вспомогательный отрядъ, присланный Таксинъ-пашею изъ

_________________
1) Къ очерікѣ нашемъ о 47-лѣтней турецкой анархіи изжожено что изъ плѣнныхъ Армянокъ, захваченныхъ лри рѣзнѣ на Андокѣ и приведенныхъ въ Кале-кузанскій лагерь, 5 дѣвицъ Ігопали къ Таксинъ-пашѣ. Онѣ слустя 20 дней были освобождены н благополучно, допіли до своихъ родныхъ, сврывавшихся въ Каданскихъ лѣсахъ. Имена ихъ выражены въ нашемъ очеркѣ.

[стр. 37 ]

Кале-кузанскаго лагеря. Третій отрядъ стоялъ въ Тавлорикѣ на высотахъ Цовасара подъ командою Османъ-паши, ограбившаго и сжегшаго всѣ деревни эгой волости 1). Варвары, не довольствуясь ограбленіемъ христіанъ и истребленіемъ ихъ жилищъ, ежедневно посылали солдатъ въ лѣса на поиски голодающихъ страдальцевъ для избіенія ихъ 2).

Не распространяясь о дальнѣйшихъ подробностяхъ кровавой трагедіи, разыгранной въ Сасунѣ турецкими генералами, фигурирующими въ блестящихъ европейскихъ мундирахъ, мы не полагаемъ,

_________________
1) О звѣрскомъ поступкѣ Османъ-паши съ одною изъ трехъ плѣнницъ изъ сел. Акмакъ изложено въ нашемъ очеркѣ.
2) Сасунцамъ извѣстно, какіе Курды воспользовались ихъ скотомъ, стадами овецъ и прочимъ имуществомъ. Если-бъ правительство пожелало сдѣлать распоряженіе о возмѣщеніи части убытковъ Сасунцевъ Курдами, то такое повелѣніе осуществилось бы безъ всякаго препятствія. За примѣромъ ходить недалеко. Въ ноябрѣ 1894 года по распоряженію правительства паша съ отрядомъ регулярной кавалеріи, прибывъ въ армянское с. Кобъ округа Буланлуга, заковалъ въ цѣпі курдскихъ главарей Гаснанскаго и Джебранскаго общесгвъ, отобравъ у нихъ и у деревенскихъ курдовъ 12 т. овецъ и крупнаго скота, для раздачи Армянамъ Буланлуга и Манаскерта, въ возмездіе за убытки, нонесенные посдѣдним отъ хищничества ихъ. Но Армяне не совсѣмъ были удовлетворены. Распоряженіе это сдѣлано, послѣ Сасунской рѣзни, съ цѣлью выказать сочувствіе къ Армянамъ и морочить Европу. Но способъ удовлетворенія сопровождался злоупотребленіемъ чиновъ мѣстной админнстраціи, именно отбираніемъ отъ Армянъ расписокъ въ полученіи или будто сполна всего похищеннаго Курдами и оставленіемъ въ свою пользу части скота. Вскорѣ, послѣ освобожденія арестованныхъ курдскихъ бековъ, признано было необходимымъ возвратить скотъ многимъ курдамъ. Армяне заявляли на это неожиданное требованіе, что такого количества скота не получали отъ Каймакама, хотя и отбирались отъ нихъ расписки въ полномъ удовлетвореніи.

[стр. 38 ]

чтобы дѣйствія ихъ остались въ глазахъ Бвропы и Америки безнаказанными и убытки Сасунцевъ безъ возмѣщенія, по справедливой оцѣнкѣ особою комиссіею. Такимъ образомъ, нынѣ окончательно обнаружено, что Турки подъ вліяніемъ Магометанскаго фанатизма и закоренѣлой вражды и ненависти къ христіанамъ неспособны управлять судьбою послѣднихъ и развивать въ средѣ ихъ прогрессъ и цивилизацію. Дѣти Турана въ концѣ концовъ проявили въ себѣ призваніе къ созданію новыхъ янычарскихъ полчищъ подъ именемъ „Гамидіе” для раззоренія Армянъ и новой касты лже-шейховъ, для развращенія и фанатизированія курдскаго элемента на бѣду тѣхъ-же Армянъ, чтобъ систематически раззорить и истребить послѣднихъ, обратить Арменію въ варварскую страну и потушить вопросъ о введеніи въ ней реформъ для благосостоянія и процвѣтанія христіанъ. Неужели Огтоманская Порта, имѣющая при всѣхъ дворахъ пословъ, не знаетъ, какъ христіанскія державы обращаются съ магометанскими своими подданными? У насъ, въ Россійской Имперіи, милліоны мусульманъ пользуются благоденствіемъ и равноправностью съ христіанами; изъ нихъ служащіе достигаютъ генеральскихъ чиновъ. Что-же касается Армянъ, то изъ среды ихъ являлись даровитыя личности, которыя честными заслугами достигали званія генералъ-адъютанта и министерскаго поста. Между тѣмъ въ Турецкой Арменіи вся администрація состоитъ изъ магометанъ (Турокъ, Курдовъ и Черкесовъ), взяточ-

[стр. 39 ]

никовъ-фанатиковъ, начиная отъ губернаторовъ до послѣдняго заптія и анархія развита тамъ до такой степеніи, что убійство христіанъ, уводъ замужнихъ женщинъ и дѣвицъ остаются безнаказанными 1), ибо беззащитные христіане въ глазахъ правовѣрныхъ считаются, какъ уже сказано, Гяурами. въ родѣ униженныхъ и безправныхъ рабовъ. Просвѣщенная Англія въ Австраліи чернокожихъ негровъ-невольниковъ поставила на такую степень развитія и гражданственности, что они уравнены въ правахъ съ господствующимъ элементомъ и допускаются въ члены конгресса. Въ новой Зеландіи, на островахъ Тасманіи и въ новой Голландіи, каждая провинція имѣетъ свой департаментъ, подчиненный особому губернатору. Чтобы могло случиться въ этихъ департаментахъ, если-бъ тамъ существовали привиллегированные Курдскіе янычары „Гамидинцы” и каста лже-шейховъ-воровъ?

Въ виду единогласнаго признанія на послѣд-немъ чрезвычайномъ Лондонскомъ митингѣ (7 мая по нов. ст.) необходимости введенія въ Арменіи реформъ для огражденія христіанъ отъ звѣрствъ Турокъ и Курдовъ и въ виду предложенія послами

_________________
1) Въ очеркѣ нашемъ о 47-лѣтней турецкой анархіи въ юго-восточной Арменіи описаны раздирающіе факты объ убійствахъ Армянъ Курдами и насильственномъ уводѣ замужнихъ женщинъ и дѣвушекъ въ рабство, для женитьбы на нихъ. Въ немъ указаны имена злодѣевъ и то, что жалобы мужей и отцовъ дѣвицъ оставались у турецкихъ деспотовъ-фанатиковъ безъ удовлетворенія, какъ голосъ вопиющаго въ пустынѣ, или жаіобы безправныхъ негровъ.

[стр. 40 ]

трехъ державъ высокой портѣ проекта по данному вопросу, было бы полезно ввести особую автономію въ юго-восточной Арменіи подъ протекторатомъ Россіи съ назначеніемъ главнаго правителя изъ членовъ Россійскаго Императорскаго дома. Тѣмъ болѣе, что на этой окраинѣ не имѣется турецкаго сельскаго населенія, а живутъ тамъ Армяне-аборигены, имѣющіе литературу, Курды-земледѣльцы и Курды-кочевники (оба пришельцы изъ Мидіи или Персидскаго Курдистана). Мѣстопребываніе же правителя области было-бы полезно избрать Манаскертъ, стоящій въ центрѣ края въ богатой мѣстности. Въ древности Манаскертъ былъ многолюднымъ городомъ и въ среднихъ вѣкахъ въ немъ жили Амиры, величавшіе себя Армянскими царями „Шахи-Армянъ” 1) и владѣли Ваномъ, Мушемъ, Битлисомъ, Алашкертомъ и Хнусомъ, словомъ отъ границъ Эрзерума и Діарбекира до Персіи. Нынѣ, повторяемъ, на этомъ пространствѣ нѣтъ Турецкаго сельскаго населенія. Турки при 47-лѣтнемъ фактическомъ властвованіи на этой окраинѣ развили въ ней безпорядки и варварство по неспособности своей къ организаціи и вообще къ благоустройству и въ концѣ концовъ ознаменовали себя тамерланизмомъ - опустошеніемъ округа Сасуна и избіеніемъ Сасунцевъ и доведеніемъ всѣхъ Армянъ „нуфусомъ” и „Аразою” до нищеты

_________________
1) Въ исторіи Арменіи Чамчіана (І. III, стр. 47 и 149) говорится объ Амирахъ съ титуломъ „Шахи-Армянъ”, властвовавшихъ въ Манаскертѣ.

[стр. 41 ]

и бѣгства изъ родины. Курды не навидятъ турокъ и, внѣ вліянія и ухищренія ихъ, сойдутся съ Армянами, какъ и прежде, при Деребекахъ, жили съ ними безъ вражды. Мусульманское населеніе въ городахъ, Ванѣ, Витлисѣ и Мушѣ есть Курды, живущіе подъ именемъ Турокъ и принаддежащіе, какъ уже сказано, къ сектѣ имамъ-шефи, и коренные турки - послѣдователи ученія имамъ-Ганафи. Въ городѣ Баязетѣ и провинціи его вовсе нѣтъ Турокъ. Тамъ живутъ Армяне и Курды. Численность Армянъ, Несторіянъ и Курдовъ укажемъ ниже. Нужно замѣтить, что разновременно до 100,000 христіанъ убыло изъ юго-восточной Арменіи отъ варварскихъ насилій и что, по водвореніи тамь самоуправленія, они вернутся на родину. Кромѣ того всѣ христіане, насильственно обращенные въ магометанство или принявшіе ею изъ страха, возвратятся въ лоно церкви Христовой. При такомъ переворотѣ въ пользу человѣчества и христіанства наступитъ эпоха миротворенія и возрожденія края подъ мощнымъ и благотворнымъ протекторатомъ Россіи (какъ возбудительницы армянскаго вопроса), Англіи и Франціи, принявшихъ энергичныя дѣйствія, для избавленія отъ Османскаго рабства остатка древнихъ Армянъ и первыхъ христіанъ. Потому мы называемъ ихъ первыми христіанами, что царь Авгаръ (племянникъ Тиграна), властвовавшій въ Едессѣ, посланіемъ къ Спасителю нашему Христу вѣровалъ въ Божественное Его ученіе, приглашая-въ Арменію, и по-

[стр. 42 ]

лучилъ нерукотворный Бго образъ. При прочтеніи посланія Авгара, Спаситель изрекъ: „блаженъ кто вѣруетъ въ Меня, не видѣвши Меня”.

Не безъинтересно привести свѣдѣнія изъ описанія Ванскаго жителя, Арсена Тохмахяна, изданнаго въ Тифлисѣ въ 1881 году подъ заглавіемъ „Нужды отчизны и сельскихъ Армянъ” о числительности Армянъ, Несторіанъ и Курдовъ въ Ванской области въ прежнемъ ея составѣ изъ 14 участковъ съ Хизаномъ, Мамртаномъ, Спайкертомъ и Моксомъ. При чемъ онъ выставляетъ и цифру населенія трехъ сосѣднихъ Газе (округовъ): Манаскерта, Буланлуга и Хнуса, принадлежащихъ первые два Мушскому пашалыку, а послѣдній Эрзерумскому. Въ этомъ интересномъ описаніи онъ не коснулся Сасуна 1) и вопроса объ остальныхъ трехъ Газе Муша: а) Мушской равнины, гдѣ имѣется до 200 Армянскихъ деревень, б) Чухура Хута и в) Вардо 2). Онъ ничего не говоритъ объ Армянскомъ населеніи Битлиса (до 7 т.) и его деревень, а также о Сгертской провинціи. Въ этой провинціи Армяне живутъ въ значительной числительности съ правомъ ношенія оружія и ни въ чемъ не уступаютъ Курдамъ. Послѣдніе боятся воровать у нихъ скотъ съ пастбы, а тѣмъ болѣе уводить женщинъ и дѣ-

_________________
1) Сасунъ состоитъ на территоріи Мушской области. Въ немъ Армяне имѣіи самоуправленіе до прошлогодняго событія, т. е. истребленія Турками 102 деревень и отселковъ и избіенія жителей.
2) Газе Вардо нынѣ состоитъ въ кенджскомъ мутесерифствѣ (губерніи) Битлисскаго же вилеята.

[стр. 43 ]

вицъ, что творится въ Мушскихъ волостяхъ, а также въ Хнусѣ и въ Алашкертской долинѣ Курдами: Гаснанцами, Хутцами, Джебранцами, Сипкенцами и Гайдаранцами, въ особенности хищными Шейхами, гнѣздившимися въ Армянскихъ деревняхъ Муша. Сгертъ прежде состоялъ въ Діербекирской области, а теперь составляетъ особое мутесерифство (губернію), подчиненное Битлисскому Валію. Между Сгертомъ и Діарбекиромъ лежитъ обширная равнина Пшерикъ. Она населена Армянами, отчасти Якобитами и Халдеями-католиками. Армяне занимаются земледѣліемъ, садоводствомъ, разведеніемъ риса и другими отраслями сельскаго хозяйства. Пшерикцы, утратившіе родной языкъ, подобно Сгертцамъ, говорятъ на арабскомъ. 1) Они въ высшей степени религіозны, честны, безстрашны и постоянно носятъ на себѣ оружіе. Въ Сгертѣ и Пшерикѣ нѣтъ турецкаго населенія.

Тохмахянъ показываетъ въ Ванѣ 18965 Армянъ и 8450 магометанъ, называя послѣднихъ турками, 12 церквей и 8 школъ, въ томъ числѣ одну женскую. Въ 4-же волостяхъ онъ исчисляетъ въ сложности съ вышеприведенною цифрою 249391 Армянъ, а Несторіянъ 86368, живущихъ въ 4-хъ волостяхъ - Гекери, Кяваръ, Джуламеркъ и Нордузъ-Шатахъ. Итого, общее число христіанъ въ Ванской области

_________________
1) Армяне-Пшерикцы, усвоившіе себѣ Арабскій языкъ, говорятъ и на Курдскомъ. Съ нѣкотораго времени вь Пшерикѣ учреждены школы и дѣти Армянъ стали говорить на родномъ языкѣ.

[стр. 44 ]

въ 1881 году показано 335759. Затѣмъ онъ выставляетъ цифру Езидинцевъ, ненавидяіцихъ магометанъ и преданныхъ христіанамъ, 7760, а числительность Курдовъ категорически опредѣляетъ по всѣмъ волостямъ 51828; при чемъ городскихъ мусульманъ Вана и мѣстечекъ Алджеваса, Арджиса и Ахлата, именуемыхъ турками, - 13914. Итого, всѣхъ магометанъ 65722, а общее народонаселеніе 474730 человѣкъ. Затѣмъ, онъ указываетъ, внѣ Ванской области, цифру Армянъ въ Манаскертѣ и Буланлугѣ 34864, а въ Хнусѣ 19827. Итого, общее число христіанъ Ванской области и сихъ трехъ сосѣднихъ газе въ 1881 году опредѣлено въ 389499, и Езидинцевъ 7760.

Тохмахянъ не причисляетъ къ Курдскому населенію Ванской области кочевниковъ-Курдовъ, приходящихъ ежегодно на лѣто со своими стадами въ горы Арменіи изъ Діарбекира, Мосула и предѣловъ Порсіи. Онъ исчисляетъ поименно общоства всѣхъ кочевниковъ въ количествѣ 33 группъ, заключаюіцихъ въ себѣ 36,680 душъ.

По изложеннымъ въ настоящемъ очеркѣ обстоятельствамъ, въ случаѣ введенія въ Арменіи адмпнистративныхъ реформъ, признается полезнымъ поставить во главѣ управленія ея провинція генералъ-губернаторовъ изъ христіанъ - Европейцевъ, съ жандармеріею изъ мѣстныхъ христіанъ и магометанъ. Въ противномъ случаѣ Курды или турки подъ вліяніемъ турецких заправилъ и Валіевъ не воздержатся

[стр. 45 ]

отъ безчинства и безконечныхъ враждебныхъ столкновений с Армянами безъ контроля надъ дѣйствіями админцстраціи со стороны державъ въ лицѣ ворховнаго коммисара. Безъ сихъ условій реформы въ Арменіи не принесутъ ни какой пользы и возникнутъ новыя хлопоты для Великихъ Державъ. Затѣмъ слѣдуеть разрѣшить во веѣхъ вилеятахъ, тѣмъ болѣе въ Битлисскомъ, чтобы курдскіе старшины или беки и хищные шейхи очистили всѣ захваченныя у Армянъ деревни съ церквами и перешли бы на мѣста прежняго своего жительства, а изгнаннымъ Армянамъ возвратиться подъ родной кровъ, для безопаснаго пользованія своими нивами, усадьбами и угодьями. Кромѣ того, справедливоеть требуетъ прсдоставить право всѣмъ обращеннымъ въ магометанство по насилію или принявшимъ его изъ страха при несчастіи (что нерѣдко случалось въ послѣднихъ годахъ), перейти въ христіанство безъ препятствія со стороны правительства или кого бы то ни было. Но есть и такіе туземцн, считающіе себя потомками Армянъ съ сохраненіемъ благоговѣнія къ храмамъ своихъ отцовъ и которые въ данное время, при нестѣсненіи свободы совѣсти, перейдутъ въ лоно христианской церкви, ибо они родомъ ни Курды, ни Турки. Эти прозелиты при мусульманскихъ заправилахъ и Валіяхъ будутъ стѣснены въ свободѣ совѣсти для перохода въ христіанство.

Полк. Я. Д. Лазаревъ.

14 мая 1895 г.
Г. Тифлисъ.

Также по теме:

М.Г. Нерсисяна - Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов.