Мошенская Н.В.
Содержание Введение
Глава I-1 Глава
I-2 Глава II-1
Глава II-2 Глава
II-3
Заключение Библиография
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работе, хочу еще раз подчеркнуть основной тезис: геноцид - это самое тяжкое преступление в форме дискриминации, направленное на истребление группы людей, выделяемой по своей принадлежности к какому-либо сообществу, нарушающее целый комплекс прав человека.
Основной целью борьбы с этим грубейшим нарушением прав человека должно быть предупреждение геноцида. Любой международный документ - это и политический акт тоже, но лишь в той степени, в которой его политический характер не противоречит праву. В связи с этим необходимо совершенствовать международное законодательство о геноциде, не допуская при этом политических компромиссов. А именно, следует внести изменения и дополнения в Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года, на основании статьи XVI: "Требование о пересмотре настоящей Конвенции может быть представлено в любое время любой из Договаривающихся Сторон путем письменного сообщения на имя Генерального секретаря".
1. Следует дополнить объект преступления геноцида "социальной, политической, культурной, половой и характеризующейся любой иной принадлежностью человеческой группой".
2. Дополнить объективную сторону следующими деяниями: 1) насильственные действия сексуального характера, совершаемые с членами такой группы; 2) принудительное перемещение членов такой группы за пределы государства или определенного региона (депортация).
3. Отказаться от "намерения" как необходимого элемента субъективной стороны преступления геноцида, резюмировав его, дабы норма звучала следующим образом: "Под геноцидом понимаются следующие действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной, политической, культурной, половой и характеризующейся любой иной принадлежностью человеческой группы [...]".
Полагаю, что не следует настаивать на признании за государством статуса субъекта международной уголовной ответственности, поскольку основной задачей в случае свершившегося акта геноцида, должно являться восстановление нарушенных прав человека. На эту задачу должна быть направлена материальная ответственность государств, международный механизм реализации которой необходимо совершенствовать. Политическую же ответственность следует применять в случае отказа государства правонарушителя от прекращения преступной политики геноцида и восстановления нарушенных прав. Поскольку любая из перечисляемых в данной работе политических мер применяемых к государству, в той или иной степени будет отрицательно отражаться и на его гражданах.
Мне также думается, что не стоит полагаться исключительно на международную подсудность преступления геноцида до тех пор, пока международное законодательство не будет гарантировать судебные органы от двойных стандартов, международного политического давления. Однако полагаю, что все же необходимо стремиться к единственной подсудности - международной, поскольку геноцид, как и другие преступления против человечества, это преступления "erga omnes" - против всего международного сообщества в целом. Кроме того, геноцид - это всегда часть политики правящей группы, следовательно, в независимости и объективности национального суда есть основания сомневаться. Если только не смениться правительство. Международные же суды имеют возможность приступать к осуществлению правосудия, не дожидаясь падения преступного режима.
И, наконец, последнее, полагаю, что нельзя говорить о временном ограничении действия Конвенции 1948 года, и о нарушении принципа "nullum crimene sine lege" применительно к актам геноцида, совершенным до 1951 года, но последствия которых до сих пор не ликвидированы. Обязанность международного сообщества по контролю за ликвидацией последствий преступления геноцида не должна ограничиваться применением политических санкций к государству правонарушителю. Но должна быть также направлена на помощь в налаживании политических, экономических, дипломатических и других отношений между сторонами, если это два суверенных государства, и в наблюдении за правовым положением граждан государства правонарушителя, если геноцид осуществляется против своих же подданных.
Совершенствуя позитивное право, предусмотреть все ситуации невозможно. Поэтому необходимо основываться и на судебной практике, практике прецедентов, которую нужно создавать сейчас, исходя из имевших место фактов преступления геноцида за весь двадцатый век. Необходимо работать на будущее. Необходимо предупреждать геноцид.
Также по теме:
Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества.