АЛЕКСЕЙ ДЖИВЕЛЕГОВ И ЕГО ИСТОРИКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Джон Киракосян


Предыдущая    Вернуться к содержанию     Следующая


[стр. 171]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ТУРЕЦКОЙ АРМЕНИИ*

Читателям известно, что для управления занятой территорией Турецкой Армении предполагается организовать временную администрацию, резиденция которой будет находиться в Тифлисе. В настоящее время в исполнение этого предположения министерство внутренних дел предпринимает уже практические шаги. Оно циркулярно уведомило начальников губерний о том, что во вновь занятых местах Австрии и Кавказского фронта открываются вакансии уездных и окружных начальников с подчинением главнокомандующим соответствующими армиями. В качестве кандидатов министерство рекомендует представлять только лиц "с образовательным цензом и безупречной репутацией, понимающих всю важность новой службы".

Таковы факты. Остановимся на них. Политика по отношению к оккупированным местностям Армении заключает в себе два больших вопроса. Первого из них касается упомянутый только что циркуляр министра внутренних дел. Что кадры низших и средних должностных лиц, призываемых к управлению оккупированными местностями, должны вербоваться из людей "с образовательным цензом и безупречной репутацией", - кажется, может почитаться бесспорным. Положение это в достаточной мере было иллюстрировано примером нашего управления Галицией. Там именно отсутствие такого рода людей и, наоборот, присутствие людей иного сорта привело к тому, что русская политика сделалась до такой степени непопулярна. И теперь сами вдохновители прежней нашей политики в Галиции признают, что прежние принципы управления в Галиции были ошибочны. Теперь же и для Галиции признается необходимым опираться больше на местные элементы. Тех же принципов несомненно необходимо придерживаться и в Армении. На это давно уже указывали беспристрастные люди, как Н. Н. Щепкин, и нужно недеяться, что единогласный вывод, к которому приходят люди са-

* Организация временной арминистрации в турецкой Армении. - Армянский вестник, 1916, 14 августа, Nо. 29, с. 1-2.

[стр. 172]

мых различных политических взглядов, будет учтен и на практике. Нельзя сознательно компрометировать и интересы населения, и престиж России в Армении, который в настоящее время стоит так высоко.

Но для Армении это только одна сторона вопроса. Есть другая, быть может, еще более важная. Русское управление в Армении признается временным и не может не признаваться таким. Какое устройство получит Армения окончательно, когда кончится война, решит по всей вероятности будущий европейский конгресс. Поэтому нужна сугубая осторожность в выработке тех основных линий, которые будут определять провизорное управление страной. И опять таки приходится учитывать опыт, который мы имели в Галиции, как пример, которому ни в каком случае не нужно следовать. Самая большая осторожность, какая только возможна подсказывается здесь с повелительной необходимостью. Ибо испортить все можно очень легко, а вновь наладить отношения, однажды испорченные, будет чрезвычайно трудно.

Это налагает и на высшее управление Кавказа, и на лиц, призванных осуществлять предначертания высшей власти по временному управлению Арменией чрезвычайно большую ответственность.

[стр. 173]

ОТМЕНА АРМЯНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ В ТУРЦИИ*

Телеграф принес известие об отмене Армянской Национальной Конституции в Турции, азгаин сахманадрутюн. Телеграммы составлены очень бестолково, частности изложены весьма невразумительно, но общий смысл ясен. Сахманадрутюн 1863 г. в том виде, в каком оно действовало до настоящего времени, более не существует.

Разумеется, этого нужно было ожидать. Было бы удивительно, если бы младотурецкие дельцы, распоряжающиеся судьбами Турции, не пришли к этому. Народ армянский ликвидирован. Для чего оставлять в силе конституцию? Церковь армянская разгромлена. Зачем оставлять нетронутой огромную общественную и политическую власть константинопольского патриарха? С Россией идет война на жизнь и на смерть. Как ножно оставлять зависимость турецких армянских иерархов от католикоса, проживающего в России?

Сущность нового положения, созданного султанским ирадэ, неясна. В разных редакциях она передается различно. По-видимому, цель реформы двоякая. Во-первых, уничтожить зависимость от эчмиадзинского католикоса, т.е. создать автокефальное положение для армянской церкви в Турции, а во-вторых, что для младотурок имеет гораздо большее значение, - упразднить права константинопольского патриарха и подчинить его турецкому правительству.

Для этого резиденция патриарха, будущего главы армянской церкви в Турции, перенесена в Иерусалим, сан константинопольского патриарха упраздняется, в Константинополе учреждается должность викария, занимаемая архепископом или епископом и по замыслу ретивых турецких законодателей совершенно лишенная политического влияния. Должность киликийского католикоса (в Сисе), по-видимому, сохраняется, но киликийский католикос будет согласно духу "реформы" подчинен иерусалимскому патриарху.

* Отмена Армянской Национальной конституции в Турции. - Армянский вестник, 1916, 21 августа, Nо. 30, с. 1-2.

[стр. 174]

Гораздо важнее, чем отмена прерогатив константинопольского армянского патриарха, упразднение Азгаин Жогова, Национального Армянского Собрания. Мы никогда не считали, что состав этого Собрания сколько-нибудь верно отражает общественную группировку армянского народа, всегда думали, что в нем слишком сильно представлены амира, т.е. богатая буржуазия, и слишком слабо - народ. Но мы очень ценили Собрание, как национальный орган, хорошо приспособленный, чтобы быть выразителем политических чаяний турецких армян. Когда дело шло о высокой политике, разногласие между партиями прекращалось, и олигархи-амира прекрасно умели выражать мнение народа. Классовая природа господствовавшего в Собрании большинства сказывалась лишь тогда, когда дело шло о делах внутренних. Реформа требовалась. Она стояла на очереди. Она должна была демократизировать состав Собрания. Младотурецкая "реформа" стремилась совсем к другому: к уничтожению армянской национальной организации, которая была крепка и прекрасно приспособлена ко всякого рода политическим выступлениям.

И "реформа" осуществилась. Конечно, если Турция будет в числе победителей, это нововведение не сулит армянам ничего хорошего. Но так как, особенно после выступления Румынии, будущее Оттоманской державы становится весьма неясным, то падать духом турецким армянам едва ли приходится. На время войны привилегии армянского народа все равно отменены, а после войны, неизвестно еще, какой флаг будет развеваться на Ильдиз-Киоске и на фортах, защищающих проливы. Выступление Румынии, повторяем, делает очень проблематичным будущее Турецкой империи.

Упразднение национальных прерогатив армянского народа не носит характера непоправимой беды. То, что отменило султанское ирадэ, может быть восстановлено таким же актом, но исходящим, быть может, уже не от султана, и продиктованным не младотурецкими авантюристами.

Вот почему нельзя придавать большого практического значения "реформе". Она будет иметь очень кратковременное существование.


Предыдущая    Вернуться к содержанию     Следующая


Также по теме:

Дживелегов А.К. в энциклопедии Геноцид.ру

Арман Дж. Киракосян: И все таки он верил...

Джон Киракосян: Младотурки перед судом истории

Джон Киракосян: Западная Армения в годы первой мировой войны