ТУРЕЦКАЯ ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА СЛУЖБЕ ПОЛИТИКИ ГЕНОЦИДА (О концепции члена «Комиссии примирения» Гюндюз Актана)

Барсегов Ю.Г.

6. Декларация 1915 года - этап формирования международной ответственности за геноцид


Содержание   Введение

01   02  03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14


Международно-правовая концепция «преступления против человечности» получила конкретное наполнение 24 мая 1915 г., когда три великие державы Антанты в согласованных ими идентичных по содержанию Декларациях квалифицировали действия турецкого правительства, совершавшиеся в это время и до этого в отношении армян, как «преступление против человечности», за которое турки должны нести уголовную ответственность.

До этого, на протяжении десятилетий, мир характеризовал акты геноцида армян и других народов, подвластных турецкой империи, как «резню», «массовые убийства», «зверства» и «варварство», попирающие человеческое достоинство, несовместимые с элементарными представлениями о праве и морали. Такие оценки отражали нечеловеческую жестокость методов, применявшихся организаторами и исполнителями этих преступлений, и силу страданий жертв этих насилий. И хотя такие определения, как «зверства», «жестокость» и т. п., использовались и позже на Нюрнбергском и других процессах в отношении актов геноцида, совершенных нацистскими преступниками, они выражали скорее морально-этическую оценку характера преступных действий, но не раскрывали всего юридического содержания этого преступления как посягательства на человечность. Говоря о «новых преступлениях против человечности», великие державы отнесли эту квалификацию не только к начатой в 1915 году заключительной стадии арменоцида, но и к предыдущей антиармянской деятельности турецкого государства, выразившейся, в частности, в резне в Адане в 1909 г., в убийстве 300 тысяч армян в ходе резни 1894-1896 гг. и др.

В условиях, когда правительство Османской империи уже приступило к заключительной стадии геноцида армян — реализации заранее разработанного плана их полного и повсеместного физического уничтожения вначале в пределах подвластной ей Западной Армении, а потом и в смежных областях Восточной Армении, Россия, стремясь пресечь это преступление угрозой неотвратимости возмездия, выступила с инициативой совместного демарша главных союзных держав. Непосредственная цель русской инициативы состояла в том, чтобы остановить турецкое правительство и тем спасти армянский народ. Этим определяется как время этой инициативы, так и та срочность, с которой Россия добивалась ее реализации. Декларации 1915 года сыграли историческую роль в четкой юридической квалификации фактов уничтожения целых национальных групп как наказуемого преступления против человечности и человечества. Впервые в истории геноцида такая квалификация была дана применительно ко всеобщему уничтожению армянского населения турецким государством.

Конкретное содержание, которое три великие державы вкладывали в определение «преступления против человечности и цивилизации» (в русском тексте — «преступление против человечества и цивилизации»), видно из самого текста Декларации:

«В течение всего последнего месяца в Армении происходит резня армян курдами и турками при явном попустительстве, а иногда и при прямом содействии оттоманских властей. В половине апреля н.ст. резня армян имела место в Эрзеруме, Дергане, Эгине, Битлисе, Муше, Сасуне, Зейтуне и во всей Киликии; поголовно вырезаны жители сотен деревень в окрестностях Вана: в самом Ване армянский квартал осаждался курдами. В то же время константинопольское турецкое правительство подвергает арестам и небывалым притеснениям мирное армянское население.

Ввиду этих новых преступлений, совершаемых Турцией против человечества и цивилизации, союзные правительства России, Франции и Англии сим публично объявляют Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступления на всех членов турецкого правительства, а также на тех его местных представителей, которые окажутся причастными к подобной резне».

Юридический анализ этого документа убедительно раскрывает его чрезвычайно важное значение не только с точки зрения квалификации преступления геноцида армян, но и в общем плане борьбы против этого преступления.

Прежде чем дать оценку действиям турецкого правительства как преступления против человечности (человечества) и цивилизации, авторы документа излагают эти действия, определяя тем самым сам состав преступления. Указывая на массовые убийства армян, совершавшиеся на основании их национальной принадлежности, и говоря о преступном характере «подобной резни», авторы Декларации подчеркивали тем самым, что в ней речь идет о применении к конкретному случаю резни армян общей нормы международного права и предусмотренной ею санкции. В документе четко определяется отношение самого турецкого правительства к этим массовым убийствам армян не только как «попустительство», но и как «прямое содействие». Принципиально важное значение имеет указание на то, что происходят «новые преступления». Тем самым, во-первых, указывается, что прежние акты массового уничтожения армян тоже составляли преступление, и, во-вторых, подчеркивается тесная связь новых преступлений геноцида армян с прошлыми актами геноцида этого народа.

Русский текст Декларации 1915 года говорит, как уже отмечено, о «преступлении против человечества». Это шире, чем понятие «преступления против человечности», и наводит прежде всего на мысль, что объектом этого преступления является не только та человеческая группа, которая стала непосредственной его жертвой, но и все человечество. Обоснованность квалификации геноцида армян как «преступления против человечества» полностью подтверждается не только тем, что физическое уничтожение любого народа — это уничтожение части рода людского, не только потому, что посягательство на жизнь армянского народа, внесшего крупный вклад в развитие человеческой цивилизации, представляло посягательство на само человечество и его цивилизацию. Правомерность такой оценки подтвердилась в последующем еще и тем, что геноцид армян сказался непосредственно на судьбах многих других народов Европы и мира. Безнаказанность этого преступления имела неисчислимые последствия для всего человечества, в том числе и для народов, непосредственно причастных к геноциду армян, — для курдов, бывших слепым орудием в руках турецкого государства, и даже для самих турок — господствующей нации империи.

То обстоятельство, что в английском и французском вариантах Декларации предпочтение дается традиционному термину «преступления против человечности», а в русском говорится о преступлении «против человечества», свидетельствует о взаимосвязи этих терминов. Смысл квалификации геноцида и как «преступления против человечества», и как «преступления против человечности» не ограничивается указанием на тяжесть и масштабность этого преступления, на его общечеловеческие разрушительные последствия.

Чрезвычайно важное с правовой точки зрения значение этих определений связано с заложенным в них постулатом об ответственности и неотвратимости наказания. С юридической точки зрения, Декларации трех великих держав примечательны тем, что с квалификацией геноцида армян как «преступления против человечества и цивилизации» и как «преступления против человечности и цивилизации» связывается личная уголовная ответственность за это международное преступление всех членов турецкого правительства и его местных представителей, причастных к резне армян. Тем самым Декларации положили начало утверждению в международном масштабе личной уголовной ответственности физических лиц. При этом авторы Деклараций ясно и недвусмысленно отвергают возможность ссылки на доктрину «акта государства», согласно которой деяния, совершаемые государственными органами, инкриминируются собственно государству, что исключает ео /pso индивидуальную вину физических лиц, являющихся исполнителями этих деяний. Согласно этим Декларациям, официальное положение лиц, виновных в геноциде армян, являются ли они членами правительства или его представителями на местах, не может рассматриваться как оправдательное обстоятельство или как основание для смягчения наказания.

Следует отметить также, что помимо установления ответственности турецкого правительства международно-правовая квалификация геноцида армян как преступления против человечности и против человечества неизбежно влекла также и признание обязанности международного сообщества государств, и прежде всего тех держав, которые выступили с Декларацией или признали данную в ней оценку, обеспечить правосудие, восстановление права и справедливости с возможно более полным устранением последствий этого преступления.

В чисто юридическом аспекте значение имела и заблаговременная официальная нотификация турецкого правительства через правительство США о квалификации его действий как преступления по международному праву и их наказуемости. Тем самым отвергалась всякая возможность в дальнейшем ссылок на незнание юридических последствий своего преступления.

В результате официальной нотификации турецкое правительство, продолжая геноцид армян, знало, какую международно-правовую квалификацию дает мир его действиям, знало об уголовной наказуемости совершаемого им преступления и о международной ответственности самого турецкого государства.

Таким образом, квалификация геноцида армян как преступления против человечности и против человечества основывается не только на соответствии объективно установленных фактов существующему определению состава этого преступления, но и на том, что именно геноцид армян впервые в истории этого преступления был квалифицирован по международному праву expresses verbis как преступление против человечности и против человечества.

Содержавшаяся в Декларациях международно-правовая квалификация геноцида армян как «преступления против человечества» и «преступления против человечности» впоследствии неоднократно подтверждалась не только ее авторами — главными Союзными державами, но была поддержана и другими государствами.

Как же реагирует на этот важный документ турецкий юрист? Он мимоходом, пренебрежительно, говорит, что воплощенный в нем принцип наказуемости за «преступления против человечности и цивилизации» — это всего лишь слова. Тем самым он вновь выдает себя не только как противник правового подхода к армянской проблеме, но и как нигилист в международном праве вообще.

Также по теме:

Барсегов Ю. - Геноцид армян - преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)