ГЕНОЦИД АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Нерсисян М. Г., Саакян Р.Г.


Вернуться к содержанию


[ стр. III ]

ПРЕДИСЛОВИЕ

В годы Первой мировой войны в бывшей Османской империи имела место одна из величайших трагедий в истории человечества. Правящая клика султанской Турции, точнее говоря кровавая банда младотурецких националистов-шовинистов, организовала варварское истребление около полутора миллионов армян и превратила в дымящуюся пустыню всю Западную Армению.

Это чудовищное злодеяние партии младотурок (партии «Иттихад ве Тераки») было кульминацией той гнусной практики физического уничтожения армян в Турции, которую начал жестокий и коварный тиран султан Абдул Гамид еще в последней четверти XI& века. Известно, что в 1890-ых гг. было вырезано до 300 000 Мирных беззащитных людей, а в 1909 г. в городе Адана и ряде провинций Киликии — 40 000 человек. Поэтому, когда речь идет о геноциде армян в Османской империи, нужно иметь в виду не только всеобщую резню 1914—1918 гг., но и массовые погромы и избиения конца XIX—начала XX вв.

Трагедия, пережитая армянским народом в Турции, была страшной, редко встречающейся в анналах мировой истории. «В новой истории, — писал Г. Орджоникидзе в 1925 г., — мало народов, которые понесли бы такие большие жертвы, как армяне, и мало стран, в которых было бы пролито столько крови, сколько в Армении».1

Но почему же так сложилась судьба одного из древних и культурных народов мира, чем были вызваны массовые избиения армян в Османской империи?

Западные армяне, находившиеся под господством турецкой деспотии, подвергались жестокому военно-феодальному угнетению и неслыханным притеснениям. Социальный и национальный гнет принимал здесь самые уродливые и позорные формы. Необузданный Произвол султанов и пашей не имел границ. Положение армян как бесправных «гяуров» было невыносимым; они постоянно находились под угрозой погромов и резни.2

«Участь армян, как и других христиан Турции, достойна сожаления... Я видел несколько армян с отрезанными ушами и носами, Что было сделано не по суду, а по произволу и насилию какого-нибудь богатого и влиятельного старшины, может быть члена местного дивана. Они постоянно находятся в тревожном состоянии».

__________________________

1. Орджоникидзе Г. К. Статьи и речи. Т. 1, М., 1956, с. 412.
2. В Турции, как и во всей империи, господствовали самые низкие и варварские формы феодализма. «Жалкое крушение терпели все попытки турецкого правительства стать на путь цивилизации», — писали К. Маркс и Ф. Энгельс в 1854 г. (Соч., т. 9, с. 6).

__________________________

[ стр. IV ]

Так писал русский генерал М. Лихутин, побывавший в 1854-1855 гг. в Западной Армении.1

Описывая бедственное положение населения Мушского округа, выдающийся этнограф и общественный деятель Г. Срвандзтян в 1864 г. сообщал, что постоянным уделом армян является «насили?, грабеж, убийство, произвол, осквернение церквей и другие злодеяния».2

Обращаясь к католикосу всех армян Геворку IV, западные армяне пишут "Мы постоянно в тревоге, жестоко страдаем от областных начальников, сборщиков налогов, приказчиков и прочих насильников, вплоть до того, что они подвергают поруганию нашего пастыря церковного, позорят скромность женщин и честь девушек наших, проливают кровь наших юношей и стариков, подвергают надругательству святость храма и обрядов».3

Корреспондент лондонской газеты «Таймс» Норман, говоря о положении армян в 1877 г., когда только что началась русско-турецкая война, отмечал неслыханные жестокости турецких войск над мирным населением Западной Армении. «Положение армян в стране, по которой прошла армия Исмаила-паши, крайне бедственно. Из 122 деревень Алашкертской равнины все, за исключением девяти, полностью разрушены... Город Баязед и окрестные селения постигла та же участь. В большинстве этих мест мужчины, женщины и дети были убиты самым жестоким образом».4

В донесении от 14 марта 1882 г. на имя русского посла в Константинополе Новикова исполняющий должность российского вице-консула в Ване писал: «Считаю долгом заявить, что действительно положение здешних армян, систематически преследуемых турками, стало невыносимее, чем когда-либо. Нужно быть здесь, на месте, чтобы судить, до каких возмутительных пределов доходят преследования турками армян».5 Комитет армянских патриотов в Европе, обращаясь к министрам иностранных дел европейских гвсударств, писал, что в результате заранее продуманной политики турецкого правительства в Западной Армении «гибнут люди, уничтожаются хозяйства, проводится в жизнь план истребления. Со времени принятия статьи 61 Берлинского трактата турецкое правительство тайно направляет все свои усилия к истреблению армянской нации на ее родине».6

Посол США в Константинополе Томпсон в письме от 13 марта 1893 г. сообщал английскому послу Клеру Форду: «Из докладных записок, полученных мною из Марзвана от консула Соединенных Штатов Джюйетта, я все больше убеждаюсь в том, что описанное в сообщениях положение христианского населения в этой

__________________________

1. Лихутии М. Русские в Азиатской Турции в 1854—1855 годах. Спб., 1863, с. 168.
2. История армянского народа с древнейших времен до наших дней. Ереван, 1980, с. 208.
3. Матенадаран им. М. Маштоца (Ереван). Архив католикоса-та, папка 228, док. 2.
4. Norman С. В. Armenia and the Campaign ei 1877—1878. London, 1878, p. 299—300.
5. Архив внешней политики России (АВПР) Главный архив, Д. 119, л. 48—49.
6. АВПР. Посольство в Константинополе, д. 3133, л. 27—28.

__________________________

[ стр. V ]

неспокойной части Турции чрезвычайно тяжелое».1 Известный английский публицист Эм. Диллон, путешествовавший по Западной Армении, пришел к заключению, что в «армянских провинциях утвердилась зверская система управления, по сравнению с которой жестокости рабовладельческой системы южных штатов Америки представляются незначительными злоупотреблениями».2

В создавшейся ситуации невыносимого социального и национального гнета, опустошительных погромов и варварских избиений возник Армянский вопрос, который вскоре стал предметом дипломатических игр ведших держав. Среди населения Западной Армении усилилось стремление к свободе, к борьбе за свою жизнь и элементарные чгловеческие права, тем более, что пример героической борьбы сербов, греков и болгар был весьма вдохновляющим. В ответ на жестокие притеснения турецких властей армяне, где это было возможно, прибегали к самообороне, к освободительной борьбе, которая, как известно, была и остается незыблемым правом и благородной, священной обязанностью любого угнетенного народа.

Но турецкая военно-феодальная деспотия не хотела слышать ни о каких правах подвластных ему народов. Для «разрешения» национального вопроса она знала только один путь — путь массовой резни, физического уничтожения. Власти действовали огнем и мечом, с неслыханной жестокостью. И эту варварскую тактику всячески поддерживали как турецкая феодальная знать, так и новообразовавшаяся (буржуазия, которые уже были увлечены крайне реакционными идейками панмусульманизма и пантюркизма.

Вскоре после Берлинского конгресса 1878 г. султан Абдул Гамид и его высокопоставленные чиновники цинично заявляли: чтобы разрешить Армянский вопрос, нужно истребить армянский народ. В 1882 г. исполнявший должность русского вице-консула в Ване сообщал послу в Константинополе: «Наиболее высокопоставленные правительственные чиновники открыто высказываются, что здесь готовится ими (армянами.—М. Н.) будто бы вторая Болгария, и что они (турки.—М. И.), наученные опытом, сумеют задушить вредный их правительству элемент и, таким образом, раз и навсегда покончить с «Армянским вопросом».3 И турецкий султан, в самом деле, вскоре начал осуществлять свой чудовищный план.

Гамидовская политика избиения армян была осуществлена в крупных масштабах в 1890-х годах. В августе-сентябре 1894 г. один из горных районов Западной Армении—Сасун был разграблен и разорен, а население, без различия пола и возраста, предано мечу. Турецкие регулярные войска и разбойничьи банды, сломив героическое сопротивление армянских крестьян, разрушили десятки сел и истребили более 10 000 человек.

Погромщики действовали самым жестоким образом. Вот, например, как описывается сасунская резня в одном документе, составленном на основе показаний очевидцев: «В Гелиегузане многих молодых людей связали за руки и ноги, положили в ряд, набросали на них кучу хвороста и заживо сожгли. В другом селении были схвачены священник и несколько видных граждан. Их обещали

__________________________

1. Correspondence Relating to the Asiatic Provinces of Turkey 1892—1893. Turkey, N 3 (1896). London, [1896], p. 67—68.
2. Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году. М., 1896, с. 329.
3. АВПР. Главный архив, д. 119, л. 48.

__________________________

[ стр. VI ]

освободить, если они скажут, куда скрылись другие. Они сказали, но все же их убили. Священнику надели на шею цепь и тянули за нее в разные стороны так, что почти задушили его. Наконец, они вертикально воткнули в землю штыки и подбросили его в воздух так, что он упал на штыки. В другой деревне мужчины с женами и детьми укрылись в пещере, где оставались в течение нескольких дней, пока слабые не умерли от голода; остальные же были обнаружены солдатами и заколоты штыками—оружием, которое в основном и применялось во всех этих событиях. Около шестидесяти молодых женщин и девушек были загнаны в церковь; солдатам было разрешено делать с ними что угодно, а после этого убить их, что и было сделано. Было отобрано большое число наиболее красивых женщин, которым предложили принять ислам и выйти замуж за турок. Они отказались и были убиты».1

Через год после сасунских событий началась новая массовая резня. По указаниям из В. Порты в сентябре 1895 г. произошло избиение армян в Константинополе, а вскоре после этого — во всей Западной Армении и во многих провинциях империи, населенных армянами. Резня имела место в Трапезунде, Эрзруме, Мараше, Себастии, Ерзнка, Ване, Багеше, Харберде, Диарбекире и в других местах. Злодеяния турецкого султана не прекратились и в следующем году. За два года погибли десятки тысяч человек, были разрушены сотня сел и городов, опустошены целые районы.

Кровавую политику Абдул Гамида в отношении армянского народа полностью унаследовали его преемники — младотурки, пришедшие к власти в 1908 г. Будучи ярыми шовинистами-пантюркистами, они превзошли кровавого султана. «Их стремление отуречить славян, армян, евреев, греков и т. д., населяющих Оттоманскую империю, приняло более грубый и настойчивый характер, чем при Абдул Гамиде», — писала газета «Правда» в 1912 г.2

Главари партии младотурок до прихода к власти лицемерно разглагольствовали о свободе, братстве народов, демократии и т. д., однако после того, как оказались у власти, стали разнузданными деспотами и погромщиками. «Когда младотурки появились в Стамбуле,—писал Эмиль Думерг,—они привезли с собой свободомыслие и, говорят, даже Марсельезу. Но комедия эта длилась столько, сколько понадобилось для того, чтобы очаровать нескольких дипломатов. Спустя некоторое время панисламизм был заменен пантюркизмом, т. е. самым лютым национализмом, какой мир когда-либо мог вообразить».3 И вот эти лютые националисты-шовинисты поставили перед собой задачу туркизации империи посредством насильственной ассимиляции всех нетурецких народов и их физического уничтожения.

Свою людоедскую политику младотурки решили применять прежде всего в отношений армян. Дело в том, что, преследуя агрессивные цели, они стремились, в частности, захватить и присоединить к Турции Кавказ. Но этому в значительной мере мешал армянский народ, придерживавшийся, как известно, русской ориентации, ибо свое освобождение от невыносимого османского ига он связывал С Россией. Чтобы устранить препятствие на своем пути на Кавказ и

__________________________

1. АВПР. Посольство в Константинополе, д. 3135, л. 120.
2. «Правда», 1912, № 76.
3. Doumergue E. L'Arménie, les massacres et la Question d'Orlent. Paris; 1917, p. 23.

__________________________

[ стр. VII ]

покончить с Армянским вопросом вообще, младотурки решили истребить армянский народ. Показательно, что этого не отрицал даже сам немецкий посол в Турции, небезызвестный туркофил Вангенгейм, имевший тесные контакты и дружественные отношения с главарями младотурок. Посол в союзном государстве в одном из своих донесений канцлеру Германии Бетману Голлвергу писал, что турецкое правительство «в самом деле поставило своей целью уничтожение армянской нации в турецком государстве».1 Как говорится, яснее не скажешь.

В воспоминаниях и письменных указаниях ряда ответственных чиновников Турции того времени сохранились сведения о тайном совещании младотурецких заправил, на котором было принято чудовищное решение об истреблении армянского народа. Вот, например, что говорил на этом совещании один из руководителей иттихадистов доктор Назым-бей: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле (т. е. во всей Османской империи.—М. Н.) и забылось само это имя. Сейчас идет война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы Останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого... Я хочу, чтобы на этой земле турок и только турок жил и безраздельно господствовал. Пусть исчезнут все нетурецкие элементы, к какой бы национальности и религии они не принадлежали».2

В таком же каннибальском духе выступали и другие участники совещания, в том числе военный министр Энвер-паша, министр внутренних дел Талаат-паша и др. Сговорившись между собой, они выработали план истребления армян, который и осуществили в разгар Первой мировой войны, осуществили хитро, методично, беспощадно.

Вначале правительство турецких извергов под предлогом мобилизации в армию призвало на военную службу молодых армян, но вскоре эти невинные люди были разоружены, переведены «в рабочие батальоны» и отдельными группами тайно расстреляны. 24 апреля 1915 г. и в последующие дни были арестованы, а затем вероломно уничтожены несколько сот представителей интеллигенции западных армян. Покончив таким образом с основной частью взрослого мужского населения и многими активными деятелями армянского общества, способными организовать вооруженное сопротивление своего народа, гнусные убийцы перешли далее к открытой и массовой резне женщин, детей и стариков. Часть беспомощного населения была уничтожена в родных селах и городах, часть, насильственно выселенная,—в пути, на чужих дорогах, местными грабителями и специально организованными бандами из числа уголовников, выпущенных из тюрем. Те же, кто добрался до знойных пустынь Месопотамии, погибли, изнуренные голодом, болезнями, от рук жандармов и наемных убийц.

__________________________

1. Deutschland und Armenien, 1914—1918. Sammlung Diploma-tischer Aktenstücke Hrsg. und eingel. von Dr. Johannes Lepsius. Potsdam, 1919, S. 80.
2. Mevlan Zade Rlfat. Türkiye inkilâbinin iç yüzü. Halep, 1929, s. 89—93.

__________________________

[ стр. VIII ]

Чтобы скрыть свое злодеяние и дезориентировать мировое общественное мнение, турецкое правительство официально заявляло будто оно, исходя из военных соображений, временно «изолирует» армян, депортируя их в глубь империи. Но это была постыдная ложь. Палачи армянского народа Талаат-бей, Энвер-паша, Джемаль-паша и их преступная клика проводили заранее продуманную, тщательно разработанную политику истребления армян. «Депортация армян — женщин, детей и стариков — была лишь коварно замаскированным смертным приговором»,— справедливо писал французский публицист Ренэ Пинон.1

Говоря о депортации армян, посол США в Турции Генри Моргентау отмечал: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации, они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали особых попыток скрыть этот факт».2

В публичном выступлении на судебном процессе в Берлине, по поводу убийства Талаат-паши армянским патриотом Согомоном Тейлеряиом, И. Лепсиус сообщал: «В подписанном Талаат-пашой приказе есть такая фраза: «Высылка есть уничтожение». Далее Лепсиус указывал: «Официально заявлялось, что высылки эти лишь предупредительные меры, но отдельные авторитетные лица совершенно откровенно признавались, что цель высылки — истребление армянской нации».3 Характерно также, что германский консул в Эрзеруме Шойбнер-Рихтер 2 июня 1915 г. телеграфировал в Константинопольское посольство о том, что депортация армян «равносильна массовому уничтожению».4

Вот несколько цифр, показывающих, что означала «депортация». Из 18000 высланных эрзерумских армян добрались до места назначения лишь 150 человек. Из городов Харберд, Акн, Токат и Себастия были депортированы 19000 человек, из них осталось в живых всего 350 человек. Из Харберда было выселено несколько тысяч армян, но вскоре, недалеко от этого города, все они были расстреляны.5 Так же поступали турецкие вандалы с депортированным армянским населением из других городов и районов Армении и Турции.

Геноцид армян в Османской империи осуществлялся с невероятным изуверством. Правительство приказывало своим местным органам быть решительными, никого не щадить. Так, министр внутренних дел Талаат-бей в одной из своих телеграмм, адресованной губернатору Алеппо, предписывал: «Вам уже сообщалось о том, что по указанию Джемиета (руководящего комитета младотурок.— М. Н.) было решено полностью уничтожить проживающих в Турции армян. Те, кто выступает против этого решения, не могут ос-

__________________________

1. Pinon René. La suppression des Arméniens: Méthode allemande, travail turc. Paris, 1916, p. 27.
2. Morgenthau Henry. Ambassador Morgenthau's Story. New York, 1918 p. 310.
3. Deutschland und Armenien, S. 485.
4. Там же, с. 94.
5. The Treatment of Armenians in the Ottoman Empire, 1915—16. London, 1916, p. 267; Mandelstam A. N. Le sort de 1'Emplre Ottoman. Paris-Lausanne, 1917, p. 258.

__________________________

[ стр. IX ]

таваться на официальных постах. Как бы жестоки ни были принятые меры, должен быть положен конец существованию армян. Не обращайте никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести».1

Указания главаря убийц выполнялись с потрясающей жестокостью. Злодеи действовали самыми варварскими, самыми зверскими способами. Потеряв человеческий облик, они топили свои жертвы в море и реках, душили дымом в запертых домах, сбрасывали со скал, убивали после неслыханных пыток, глумлений и бесчинств.

Очевидцы с леденящим сердце ужасом рассказывали об этой страшной резне. Видный деятель арабского национально-освободительного движения Файез эль-Хосейн в свеих воспоминаниях писал: «Один офицер рассказывал мне, что в Битлисе власти заключали армян в большие, наполненные соломой саманники, двери укрывали соломой и поджигали, так что бедные задыхались в дыму и погибали от удушья. Часто таким способом уничтожали сразу несколько сот человек... В Муше армян также умерщвляли в гумнах с соломой. Большинство, однако, погибло от пуль, ножей и кинжалов. Власти нанимали мясников, которые за ремесло убийцы получали I фунт в день... Жандармы применяли и другой метод. Они связывали женщин и детей друг с другом и бросали с большой высоты вниз... В Диарбекире власти умерщвляли армян то огнем, то мечом. Часто их группами бросали в колодцы или в ямы и закапывали. Много армян было утоплено также в Тигре и Евфрате. Более 2000 армян было перебито за стенами Диарбекира».2

Пытки и жестокости, писал А. Мандельштам, «жертвами которых стали армяне в 1915 г., с точки зрения утонченности и разнообразия нисколько не уступали тем, которым подвергались они в 1895 и 1896 гг. Жестокие избиения палками, вырванные глаза, ногти и волосы, отпиленные и отрубленные носы, руки, ноги и другие части тела, прижигание каленым железом, подвешивание к потолку — ничто не отсутствовало в списке».3

Однажды, рассказывает Г. Моргентау, «я имел беседу с одним ответственным чиновником-турком, который рассказал мне о применяемых пытках. Он не скрывал, что правительство одобряет их, и, как и все турки из правящего класса, сам горячо одобрял такое обращение с ненавистной ему нацией. Этот чиновник сказал, что все эти подробности пыток обсуждались на ночном заседании в штаб-квартире комитета «Единение и прогресс». Каждый новый метод причинения боли расценивался как превосходное открытие, и чиновники постоянно ломают головы над тем, чтобы изобрести какую-нибудь новую пытку. Он рассказал мне, что они даже обращались к отчетам испанской инквизиции... и переняли все, чте находили там. Он не сказал мне, кому достался приз в этом ужасном состязании, но прочная репутация, которую завоевал себе повсюду в Армении Джевдет-бей, вали Вана, дает ему право на превосходство в невиданной подлости. По всей стране Джевдет был

__________________________

1. The Memoirs of Nairn Bey. Turkish Official Documents Relating to the Deportations and Massacres of Armenians. Compiled by Aram Andonian. London, 1920, p. 64.
2. Faiez el-Chocéin. Témoignage d'un Arabe musulman sur 1'inno-cence et le massacre des Arméniens. Trad, de 1'arabe par El-G [Bombay], 1917, p. 40.
3. Mandelstam A. Le sort de l'Empire Ottoman..., p. 258.

__________________________

[ стр. X ]

известен как «подковщнк из Башкале», так как этот знаток по части пыток изобрел то, что, конечно, было шедевром, лучшим из всего, известного ранее, именно он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв-армян».1

Фритьоф Нансен на основании многих фактов утверждал, что зверства младотурок по отношению к армянам «по своим размерам и омерзительной жестокости превосходят все известнее в истории... К кровавой турецкой истории прибавилась такая страшная глава, которая оставляет в тени все предшествующие».2

Следует отметить, что неслыханное варварство младотурок во многом напоминает преступления гитлеровских палачей в период Второй мировой войны. Турецкие головорезы в некотором отношении были предшественниками и прообразами фашистских убийц. Вот один пример. В 1915—1916 гг. турецкие врачи, с ведома и согласия начальства, в больницах и лабораториях города Ерзнка использовали армян как подопытных животных. Один из турецких врачей, будучи очевидцем этих злодеяний, писал: «В 1915 г. многих из армян, с трудом укрывшихся в Ерзнка, отобрали и в качестве подопытных поместили в центральную больницу города, чтобы произвести над ними бактериологические опыты, которые обычно производились над морскими свинками и кроликами. Так погибл» много армян».3

Аналогичные преступления, как известно, совершали гитлеровцы. Очевидно они изучали кровавую практику турецких головорезов, тем более что в их зверствах участвовали многие офицеры кайзеровской Германии. Характерно, что бесноватый фюрер, готовясь осуществить свою программу геноцида поляков и других народов, как-то вспомнил о резне армян. На одном совещании в городе Оберзальцбурге в августе 1939 г., накануне вторжения фашистских полчищ в Польшу, Гитлер, чтобы ободрить своих генералов, говорил, что нужно безжалостно убивать всех—мужчин, женщин, детей. Не надо обращать внимание на общественное мнение, изрекал Гитлер, «кто же сегодня еще говорит об истреблении армян?».4

Массовая резня армян младотурками, начавшаяся в конце 1914 г. и весною 1915 г. принявшая всеобщий характер, не прекращалась и в последующие годы. Она распространилась на все части Западной Армении, на все местности Османской империи, населенные армянами. Тысячи деревень, поселков и городов были превращены в пепелища. Из ряда уездов и провинций спаслись лишь десятки или сотни людей. Например, из 27 сел Хнусского уезда, насчитывавших 3322 армянские семьи, спаслось лишь 128 человек. Из 11 сел Неркин Буланыха спасся всего 21 человек, из 25 сел Маназкерта — 34 человека.5

О кровавой политике младотурок патриарх турецких армян епископ Завен Егиян, хорошо осведомленный о происходивших собы-

__________________________

1. Morgenthau Henry. Ambassador Morgenthau's Story..., p. 315,
2. Nansen Fridtjof. L'Arménie et le Proche Orient, Paris, 1928, p. 357.
3. Les persécutions contre les médicins arméniens. Pendant la guerre générale en Tunjuie. Constantinople, 1919, p. 24.
4. «The New York Times». Nov. 24, 1945, p. 7; Guttmann Joseph. The Beginnings of Genocide. New York, 1948, p. 18.
5. Центральный Государственный исторический архив Армянской ССР (ЦГИА Арм. ССР), ф. 57, оп. 2, д. 692, л. 17.

__________________________

[ стр. XI ]

тиях, в декабре 1915 года писал: «Я думаю, что история не знала подобной резни... Я не представляю, чтобы нашелся кто-либо, способный описать ужасные избиения, происшедшие за последние 8—9 месяцев в Турции, от края до края... Избиения, происходившие при гамидовском режиме или раньше, ничто по сравнению с этими. То, что предпринято на этот раз, является программой поголовного истребления, и сегодня, когда она осуществлена, можно сказать, что армянин на своей родине стал исторической редкостью. Некоторые губернаторы... хвастливо телеграфировали центральному правительству, что в управляемых ими округах уже не осталось ни одного армянина. На мирный народ обрушилась не чернь, а само правительство, проводившее свою программу через солдат, жандармерию и разбойничьи шайки. Приказ был дан из центра и повсеместно безжалостным образом приводился в исполнение... Народ был изгнан из родных очагов и по пути был разграблен и истреблен. От Самсуна до Тигранакерта не спасся почти ни один армянин. Молодые женщины и девушки были похищены, а дети вырезаны. Резня была потрясающей в Муше, Багеше, Тигранакерте, Едесии, Трапезунде, Шапин-Карахисаре, Кеги, Балу и Ерзнка-Камахе, где почти никто не уцелел, не были пощажены ни старики, ни дети. В других провинциях Армении некоторым удалось спастись, но таких—не более пяти процентов. Во многих городах и селениях вряд ли можно найти сегодня одну или двух женщин... Из Багеша и окрестностей все еще нет вестей о спасении хотя бы одного армянина; в Тигранакертском вилайете вырезаны не только армяне, ко и айсоры и халдеи. За неисполнение приказа губернатора о проведении резни три турецких каймакама смещены с должности и убиты. В Трапезунде и его окрестностях почти все армяне вырезаны и утоплены...».1

Французский публицист Анри Барби, побывавший в 1916 г. в Западной Армении, в своих путевых записках отмечал: «Кто ни проезжает сейчас по опустошенной Армении, не может не содрогаться, так необычайно много говорят эти бесконечные дали развалин и смерти. Нет ни одного дерева, ни одного утеса, ни одного клочка мха, который не был бы свидетелем избиений человека, который не был бы осквернен потоками пролитой крови. Нет ни одного протека, реки или речки, которая не несла бы к вечному забвению сотни, тысячи мертвых тел. Нет ни одной пропасти, ни одного ущелья, которые не были бы могилами под открытым небом, в глубине которых не белели бы открытые груды скелетов, так как почти нигде убийцы не дали себе ни вргмени, ни труда хоронить .свои жертвы.

В этих обширных областях, когда-то оживленных цветущими армянскими поселениями, царствует сегодня разорение и безлюдие».2

Массовая резня армян, однако, имела место не только в Западной Армении и в Турции, но и в Восточной (Кавказской) Армении. В 1918 г. турецкие войска вторглись в Закавказье. Захватив большую часть Восточной Армении и Азербайджана, они и здесь организовали погромы и избиения местного армянского населения. Еще 12 апреля 1918 г. в специальной ноте Народного Комиссариата РСФСР Министерству иностранных дел Германии отмечалось, что наступление турецких войск на Кавказском фронте, в результате чего ряд областей Закавказья был ими захвачен, «сопровождается массовым истреблением армянского населения; мирное население,

__________________________

1. ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 2, д. 672, л. 72—73.
2. Барби Анри. В стране ужаса. Тифлис, 1919, с. 40.

__________________________

[ стр. XII ]

женщины и дети вырезываются тысячами, имущество их предается разграблению и огню... Десятками лет применявшаяся политика истребления армянского народа продолжается и ныне».1

Говоря о политике младотурок в отношении закавказских армян, глава германской военной миссии на Кавказе генерал фон Кресс в докладе на имя канцлера фон Гертлинга от 5 августа 1918 г. писал: «Турецкая политика ясна. У турков есть намерение уничтожить армян. Армян преследуют, где только возможно, их провоцируют, чтобы иметь поводы к новым нападениям. Если это не удается, то их обрекают на голод и нищету».2

Позднее, 12 октября 1918 г., в телеграмме на имя Чичерина Г. Орджоникидзе сообщал: «Положение Армении (речь идет о Восточной Армении.— М. Н.) трагическое. На небольшом клочке двух уездов Эриванской губернии сконцентрировано более 600 000 беженцев, которые гибнут массами от голода и холеры. В завоеванных уездах турки вырезали половину населения».3

Совершенно очевидно, что политику геноцида армян младотурки старались осуществить также в Восточной Армении и в Закавказье. Но, к счастью, планы этих извергов провалились, так как поражение Германии и Турции в 1918 г. вынудило их оставить Закавказье,

В числе сотен тысяч погибших во время геноцида армян в годы Первой мировой войны были выдающиеся западноармянские писатели, поэты и публицисты Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Севак, Зардарян и многие другие деятели литературы, науки и искусства. Великий армянский композитор Комитас, уцелевший благодаря случайности, не вынес ужасов зверств и после тяжелых переживаний лишился рассудка.

Каково общее число жертв в период геноцида армян в Османской империи? Подробное изучение вопроса не оставляет сомнений в том, что в годы господства султана Абдул Гамида погибло более 350 тысяч, а в период правления младотурок — полтора миллиона человек. Примерно 800 тысяч беженцев нашли убежище на Кавказе, Арабском Востоке, в Греции и в других странах. Если в 1870-х годах в Западной Армении и Турции проживало около трех миллионов армян, то в 1918 г.— всего 200 тысяч.

Следует отметить, что, несмотря на весьма неблагоприятные условия, армяне в 1915—1918 гг. не раз выступали против своих палачей, не раз прибегали к самообороне и с оружием в руках боролись за свою жизнь и честь. Беззаветно храбро защищалось население Вана, Шатаха, Шапин-Карахисара, Урфы, Сасуна, Суедии и ряда других городов и местностей. Успешно завершилась, в частности, самооборона в городе Ван, длившаяся около месяца. Благодаря героической борьбе народа и помощи частей русской Кавказской армии, в состав которой входили и армянские добровольцы, десятки тысяч ванских армян спаслись от угрожавшей им резни. Успешно закончилась и самооборона армян в районе Суедии (Антиохия), на горе Муса (Мусадаг), где плохо вооруженные крестьяне около сорока дней самоотверженно сражались против

__________________________

1. Документы внешней политики СССР. М., 1957, с. 240.
2. Deutschland und Armenien..., док. № 475.
3. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление Советской власти в Армении. Сборник документов, Ереван, 1957, с. 233.

__________________________

[ стр. XIII ]

намного превосходящих сил наступающих турецких войск. Эти героические события талантливо воспроизведены в романе австрийского писателя Франца Верфеля «Сорок дней Мусадага», вышедшем в 1933 г. и переведенном на многие языки мира. Однако в большинстве случаев самооборона армян, вследствие неравенства сил, терпела поражение.

Политика массовой резни западных армян была политикой геноцида, беспощадно осуществленная правящими кругами Турции. То, что имело место в частности в 1915 г., было невиданным варварством, можно сказать, первым настоящим геноцидом в истории народов. Прав был Г. Моргентау, когда писал: «Я уверен, что во всей истории человечества нет стольких ужасающих фактов, как ата резня. Великие избиения и гонения, наблюдавшиеся в прошлом, кажутся почти незначительными по сравнению со страданиями армянской нации в 1915 г. ».1

Какую позицию заняли великие державы в отношении страшной трагедии армянского народа в годы Первой мировой войны? Кайзеровская Германия — «союзница» Турции—одобряла и защищала преступные планы и кровавые действия младотурок. Исходя из своих агрессивных целей на Ближнем Востоке и на Кавказе, она всячески содействовала вандалам в организации депортации и резни армянского народа, связывавшего свою судьбу с Россией. Более того, немецкие офицеры, находившиеся в Турции, принимали участие в зверствах младотурок. Вот, например, что писал об этом Герберт Гиббоне, очевидец многих трагических событий: «В одном из больших городов Азиатской Турции американский миссионер, с которым я лично знаком и слову которого безусловно можно верить, видел, как германский офицер лично направлял огонь турецкой артиллерии на армянское мирное население. Еще по крайней мере в двух других пунктах германские консулы всячески поддерживали турецкую политику избиения и выселения армян».2 Но дело не ограничивалось офицерами и консулами. Официальные заправилы германского империализма не раз пытались оправдать озверелых убийц даже в своих публичных выступлениях. Германское правительство не скрывало своего соучастия в преступлениях турецких палачей.

Фарисейскую позицию заняли державы Антанты, считавшие армянский народ своим союзником. Они не предприняли действенных, практических шагов для спасения армянского народа от турецких вандалов. Эти государства ограничились лишь тем, что 24 мая 1915 г. опубликовали заявление, в которой возложили на правительство младотурок ответственность за резню армян. А Соединенные Штаты Америки, являвшиеся тогда еще нейтральной страной, не сделали даже подобного заявления. Несмотря на протесты ряда общественных деятелей и должностных лиц, американское правительство не принимало никаких мер для обуздания убийц. В то время, когда погромщики безжалостно истребляли армян, правящие круги США укрепляли свои внешнеторговые, экономические связи с турецким правительством. Государственный департамент США пытался дезинформировать общественность страны и, вопреки явным фактам, создать впечатление, будто вести о массовом избиении преувеличены и не точны. Английское правительство, выступавшее

__________________________

1. Morgenthau Henry. Ambassador Morgenthau's Story..., p. 324.
2. Гиббоне Герберт Адаме. Последние избиения в Армении. Пг., 1916, с. 20.

__________________________

[ стр. XIV ]

иногда в роли «покровителя» армян, в начале 1916 г. отвергло предложение Министерства иностранных дел России о совместной финансовой помощи армянским беженцам, оказавшимся в крайне бедственном положении. Позицию, занятую западными державами в отношении армянского народа в годы Первой мировой войны, Максим Горький квалифицировал как «гнусное равнодушие».1

Против геноцида армянского народа выступила передовая общественность того времени. Гневный протест выразили Максим Горький, Валерий Брюсов и Юрий Веселовский в России, Анатоль Франс и Ромэн Роллан — во Франции, Джеймс Брайс — в Англии, Фритьоф Нансен — в Норвегии, революционные социал-демократы («тесняки») — в Болгарии, Карл Либкнехт, Иоганнес Лепсиус, Иозеф Маркварт, Армии Вегнер — в Германии и многие другие прогрессивные деятели почти во всех странах мира. Но голос этих благородных людей был чужд и непонятен озверелым бандитам. Турецкие палачи продолжали свое черное дело.

Казалось, пришел конец целому народу, народу древнему, культурному, трудолюбивому. Но как жестоки и беспощадны ни были палачи, они все же не смогли сломить дух народа и осуществить свой зловещий план истребления целой нации. Великая Октябрьская социалистическая революция, установление Советской власти в Армении положили конец вековым страданиям армянского народа. Была устранена грозная опасность новых массовых избиений, висевшая над ним.

Весьма примечательно, что еще 29 декабря 1917 г. Советское правительство России приняло «Декрет о «Турецкой Армении».2 В этом историческом документе, подписанном В. И. Лениным 31 декабря 1919 г., Чрезвычайному Комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручалось оказать всяческое содействие армянам-беженцам, «насильственно выселенным во время войны турецкими властями».3 В тот же период по указанию Ленина Советская Россия приютила десятки тысяч армянских беженцев на Северном Кавказе, в Крыму и других районах страны.

С помощью Советской России армянский народ приступил к строительству новой жизни, к созидательному труду, встал на путь национального возрождения. Армения, в прошлом отсталая и разоренная, за годы Советской власти превратилась в передовую, цветущую социалистическую республику. В дружной семье народов Советского Союза армянский народ достиг огромных успехов в области экономики, науки и культуры.

Армянская Советская Социалистическая Республика притягивает к себе трудящихся армян, рассеянных, по вине турецких преступников, по многим странам мира. Благодаря заботе Советского правительства в Армению вернулись из чужбины сотни тысяч армян. Постоянно укрепляются связи зарубежных армян с родиной.

Советская Армения — составная часть Советского Союза. Армянский народ вместе с братскими народами нашей великой страны вдохновенно борется за мир, светлое будущее, за то, чтобы больше не повторились разорительные войны и геноцид нигде и никогда.

__________________________

1 «Наши достижения». М., 1919, № 1, с. 31.
2 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 34, с. 477.
3 Образование СССР. Сборник документов, 1917—1924. М.—Л., 1949, с. 28.

__________________________

[ стр. XV ]

* * *

В настоящий сборник, посвященный геноциду армян в Османской империи, включены документы и материалы из армянских, русских, арабских, немецких, французских, американских и других источников. Преобладающая часть документов — это выявленные в разных архивах официальные рапорты, доклады и письма консулов, послов, министров, высокопоставленных сановников, членов и глав правительств разных государств, а также показания духовных лиц и миссионеров о массовой резне армян в Турции. Являясь достоверными и во многих отношениях ценными документами, они дают правильное, точное представление о величайшей трагедии армянского народа. Вместе с тем в ряде материалов содержатся мысли и утверждения, с которыми нельзя согласиться. Здесь, разумеется, нет возможности перечислить все эти неточности и ошибочные положения, но о некоторых из них, носящих более общий характер, следует сказать несколько слов.

В отдельных документах читатель не найдет ясного объяснения причин резни армян. Иногда переоценивается значение «мусульманского фанатизма черни» и «склонность к грабежу» курдских племен. Между тем хорошо известно, что организаторами всех массовых избиений армян были турецкое правительство и их местные органы, поставившие себе целью любыми средствами провести в жизнь политику геноцида армян, ставшую государственной политикой правящих кругов Турции с конца XIX в. Правда, заправилам страны не раз удавалось спровоцировать темные массы, уголовные элементы и некоторых главарей курдских племен против армянского населения. Но это было именно провокацией, явившейся результатом грязных ухищрений центральных и провинциальных властей. Таким образом, совершенно очевидно, что вся ответственность за массовые избиения армян ложится на правительство султана Абдул Гамида и особенно на правительство младотурок.

Некоторые материалы могут оставить впечатление, будто бы великие державы были всерьез озабочены кровавыми событиями, происходившими в Западной Армении, будто они предпринимали определенные шаги для разрешения Армянского вопроса. Это, конечно, далеко от истины. Английское правительство, например, не оказало никакой поддержки армянскому народу, страдавшему под ярмом османской деспотии. Более того, лицемерная политика коварного Альбиона причинила немало вреда западным армянам. Даже небезызвестный английский государственный деятель Ллойд Джордж был вынужден признать, что «политика британского правительства с роковой неизбежностью привела к ужасающим бойням 1895—1897 и 1909 годов и к страшнейшей резне 1915 года».1

Из ряда документов может сложиться мнение, что варварское злодеяние турецкого правительства не встречало достойного отпора со стороны армян. Такой вывод был бы, разумеется, ошибочным. Несмотря на тяжелейшие условия и неравенство сил, армяне, как уже было сказано, не раз с оружием в руках выступали против гамидовских и младотурецких палачей, стойко сражаясь за свою честь, национальное достоинство, физическое существование. Однако героическая самооборона обессиленного народа в большинстве

__________________________

1. Джордж Ллойд. Правда о мирных договорах, т. 2, М., 1957, с. 390.

__________________________

[ стр. XVI ]

случаев кончалась неудачей: у армян не было оружия, армянские провинции были отрезаны друг от друга, значительная часть боеспособного мужского населения Армении была заранее призвана з армию и вероломно истреблена.

В материалах сборника содержатся также неточности и ошибки частного порядка. Но, несмотря на это, документы, как было отмечено, в целом правдиво и довольно подробно обрисовывают самую черную страницу истории армянского народа.

В сборнике встречается множество географических названий о различными транскрипциями. Чтобы сохранить автотип документа, мы не сочли целесообразным унифицировать их. Это частично сделано в указателе важнейших географических названий.

Первое издание сборника было осуществлено издательством АН Армянской ССР в 1966 г. В настоящее — второе издание внесен ряд дополнений.

При составлении и подготовке сборника к печати большую помощь оказали нам Н. Дероян и Д. Мурадян.

О геноциде армян в Османской империи существует обширная литература — научные труды, очерки, воспоминания, статьи, сборники материалов и т. д. Об этом писали многие известные историки, публицисты, писатели, деятели науки и культуры России, Англии, Франции, США, Германии, Италии, Швейцарии и других стран, писали очевидцы кровавых событий, в том числе армяне, греки, арабы, курды и турки. Немало написано, в частности, в 1965 и 1975 годах, когда отмечались пятидесятилетие и шестидесятилетие самой массовой и варварской резни западных армян в 1915 г. (см. библиографию в конце сборника). Авторы этих публикаций гневно осуждают кровавые злодеяния султана Абдул Гамида, младотурок и их соучастников. Знаменательно, что в июле 1965 г. на Всемирном конгрессе мира в Хельсинки был также осужден геноцид армян. В настоящее время трудно найти грамотного человека, который не знал бы о великой трагедии армянского народа.

Однако вызывает, мягко говоря, удивление одно обстоятельство: многие официальные лица и представители «умственного труда» современной Турции, беспардонно попирая историческую правду, стараются отрицать факт геноцида армян в Османской империи. Тщетные попытки! Постыдная ложь слишком груба и нелепа. Что же скажут фальсификаторы истории перед лицом неопровержимых документов настоящего сборника?

В заключение следует добавить, что резня армян в Турции, как известно, не окончилась в 1918 г., она продолжалась и в последующие годы. В 1919—1922 гг. турецкими войсками и разными бандами были организованы новые массовые избиения армян в Восточной и Западной Армении, в центральных провинциях Турции, в Киликии, в городе Измире и в других местностях. Но трагические события этого периода освещены весьма слабо. Исходя из этого, группа научных сотрудников Института истории АН Армянской ССР уже готовит к изданию сборник документов о резне армян в 1919 — 1922 гг., который по существу явится продолжением настоящей книги.

Проф. М. Нерсисян


Содержание  Tитульный лист и т.д.  Предисловие
[1-5] [6-11] [12-16] [17-24] [25-28] [29-33] [34-42] [43-47] [48-53]
[54-57] [58-65] [66-74] [75-89] [90-98] [99-102] [103-117] [118-121]
[122-137] [138-147] [148-158] [159-168] [169-175] [176-181] [182-188]
[189-192] [193-203] [204-231] [232-249] [250-258] [259-267]
Примечания  Библиография  Указатель  Документы и материалы
Summary  Содержание (как в книге)