ГЕНОЦИД АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Нерсисян М. Г., Саакян Р.Г.

II. Массовая резня армян младотурками, 1909 - 1918


Предыдущая    Вернуться к содержанию     Следующая


99. Из книги «Аданские черные дни» (1909 г.)
100. Из донесения английского вице-консула в Монастыре послу в Константинополе Лоутеру. 28 августа 1910 г.
101. Российский генеральный консул в Эрзруме советнику Посольства в Константинополе Свечину. 29 сентября 1910 г.
102. Генеральный консул в Эрзруме послу в Константинополе Чарыкову 24 ноября 1910 г.

[ стр. 196 ]

99. Из книги «Аданские черные дни» (1909 г.)

... На другой же день после знаменитой манифестации, организованной в Константинополе 31-го марта «истинными магометанами» и подкупленными солдатами, начались столкновения в Киликии, начиная с Аданы. Последний — центр администрации, ведет довольно оживленную торговлю хлопком и хлебом...

К вечеру этого дня [1-го апреля 1909 г.] христиане начинают замечать особый неприязненный и вызывающий тон мусульм10ан. Прогуливающиеся группы... ходят с дубинами в руках. Несколько армян, случайно проходивших по турецкой части, убиваются там же. При распространении слуха об этом лавки и мастерские ремесленников закрываются, каждый спешит к себе и запирается. К утру начинаются нападения толпы на магазины, дома, избиение попадавшихся под руки. Разгром магазинов ведется правильно, собственность мусульман охраняется всеми. После магазинов толпа принимается за дома... дубинами, топорами, огнестрельным оружием избивая попадавшихся под руки.

Ошеломленные и обезумевшие армяне ищут защиты у надежных мусульман, редких европейцев, в школах и на фабриках иностранноподданных. Владеющие оружием, оставив базар на произвол грабителей, вокруг чисто армянского квартала возводят баррикады и организуют самооборону, на приступы нападающих отвечая стрельбой. Положение обороняющихся ухудшается разгромом соседних армянских селений и хуторов, откуда до 5—7 тысяч женщин и детей в последующие дни стекаются в город.

Пули, удары ножей и дубин сваливают сотни жителей... Пожар, грабеж довершает остающихся. Город полон воплей и стонов, низменные животные инстинкты дают себя чувствовать на каждом шагу. Три дня и три ночи продолжается погром и кровопролитие в городе. Местная администрация в лице вали, командира гарнизона и чинов полиции не принимает никаких мер. В их присутствии убиваются члены губернского административного совета, женщины, грабятся магазины. Для поддержания порядка созываются редисры, и им раздается оружие. Последние сливаются с башибузуками и еще более ухудшают положение. Единственно чем заняты власти — это собиранием перебитых армян, свалкой

[ стр. 197 ]

трупов на подводы и сбрасыванием в реку. При таком образе действий власть имущих немудрено, что резня распространяется по всей области...

Проходит день, неделя, 10 дней. Многие из армян, вынесшие столько ужасов, переселяются в Египет, на остров Кипр. Тысячи раненых помещаются в наскоро оборудованные бараки, лечатся в школах. Остающиеся в живых начинают, хотя и с опаской, появляться на улицах...

Но вот неожиданно для всех в воскресенье, 14-го апреля, начинается пальба со всех сторон армянского квартала... За нападением начинается пожар. Город поджигается со всех сторон. Пожарные вместо того, чтобы тушить, по приказу начальствующих обливают керосином каменные постройки школ, церквей, и при стонах и воплях двадцатитысячного населения и непрекращающейся ружейной пальбе город предается разграблению и превращается в развалины.

Немногие защищающиеся и масса безвинных мужчин расстреливаются. Женщины вместе с детьми и спасшимися мужчинами пропускаются под «национальными триумфальными воротами» и перегоняются во дворы фабрик гг. Трипани и других иностранноподданных. Само собой, по пути у них отбирается все, что представляет кое-какую ценность, предаются разграблению остающиеся в целости дома.

В провинции. Избиения и разгром в Адане служат как бы сигналом для общего избиения христиан, в особенности армян. В первый же день избиений разгромляются многие из селений: Абдоглу, Христиан Кей, Инджирлик, Кайерлик, Теприверди, равно как и до 40 чифтликов армян и других христиан.

Волна погрома распространяется в последующие дни все далее от центра, в глубь провинции. Один за другим перебиваются армяне Мисиса, Тарсуса, Гамидие, Османие, Каратамы Бахче и др. административных центров с окружающими селениями и хуторами. В большинстве этих пунктов редифы, созываемые с целью якобы поддержания порядка, присоединяются к толпе башибузуков, местная админстрация или поощряет, или ограничивается словесными увещеваниями, не ведущими ни к чему.

В городах и пунктах, прилегающих к большим дорогам, спустя день-два погром прекращается, и остав-

[ стр. 198 ]

шиеся в живых находят приют или у знакомых мусульман, или в административных помещениях. Много хуже положение селений, расположенных в отдаленных районах, окруженных мусульманами. В округах Османие и Бахче, например, за укрывшимися в горах или хлебах местными христианами и пришлыми из Анатолии жнецами в течение двадцати дней продолжается форменная охота. Генеральный консул Франции, проехавший из Алеппо в Адану, рассказывал, что спустя 15 дней после погрома нивы Гамидие представляли из себя поле битвы. 28-го мая, т. е. спустя два месяца после избиений в Адане, на берегу Джигана, в именин Аврад Мазра, мне пришлось насчитать 14 трупов и скелетов, выброшенных рекой на песчаный берег. Собственник же чифтлика указывал на другой пункт, где была груда из 40 человеческих трупов. В Инджирлике, Кайрки, Бахче и других селах колодцы и сейчас наполнены трупами бывших собственников, и нет имения, где бы стоны женщин не напоминали об ужасах, происшедших тут месяца 2—3 тому назад...

Несмотря на все эти ужасы, было бы большой ошибкой подводить всех, без исключения, местных мусульман под одну категорию потерявших голову и совесть созданий...

В Османие простой торговец из Деренды вместе с несколькими другими спас более сотни жителей. Он отводил к себе всех обращавшихся к нему и вместе с женой и сыном в течение многих дней кормил до 50 женщин и детей, наполнявших его дом.

По истечении нескольких дней, когда страсти несколько улеглись, он отвел их поодиночке в Конак каймакама, но оставался с ними и после сдачи, не особенно доверяясь лояльности администрации.

Характерно, что немало человеколюбия было проявлено наиболее «дикими» элементами — курдами долины Африка, полукочевыми юрюками Чукуровы. Малокультурные скотоводы не могли, вероятно, проникнуться патриотическими и божескими наставлениями духовных наставников. Из остальных мусульманских элементов сравнительно хорошо держали себя черкесы, которые составляют значительную часть населения нагорных районов.

Мне известны имена видных черкесов и даже одной черкешенки, кои в Гамидие, Тарсе, Хаджине, Гёклуне,

[ стр. 199 ]

Шардере, Азизне и других пунктах не только не принимали участия в грабежах, но спасли много христиан, иногда и с опасностью для себя...

Можно быть уверенным, что... без самообороны самих же армян события приняли бы гораздо более тяжелый оборот... Как в центре резни в Адане, так и во всех мелких административных центрах — Тарсусе, Мисисе, Антиохии, Османне, Гамидие, Бахче, Карадаше и Соргечите власти или прямо принимали участие, или потворствовали резне своим преступным бездействием... Башибузуков образумило и сопротивление, оказанное многими более или менее значительными поселениями армян, как Кесаб, Чок-Марсеван, Финдижах, Шейх-Мурад, Шардере, Сие, Таре, Хаджин и др...

Шейх-Мурад или Шардере, хотя и незначительные поселения, но спаслись благодаря героическим усилиям отдельных личностей. Три вооруженных охотничьими ружьями смельчака, собрав все население в центре села, заняв главные пункты и устроив в стенах защитных домов бойницы, отстреливались с такой быстротой, что нападающие уверились в значительной силе осажденных и не осмелились идти в атаку. Спустя три дня у крестьян истощились боевые припасы. Им оставалось одно из двух: или сдаться толпе, или попробовать пробиться сквозь вражеский район к Адане, в трех часах от села. Остановились на последнем, и на третью ночь население села, оставив все свое достояние на произвол судьбы, двинулось в путь. По пути сновали банды грабителей, и необходимо было соблюдать крайнюю осторожность. Матерям приказано было, чтобы дети ни в коем случае не плакали... Путешествие удалось, но по прибытии в Адану некоторых из грудных детей, привязанных к грудям матерей с зажатыми ртами, пришлось похоронить.

Хотя Шейх-Мурад и был разграблен дотла, а скот распределили между нападавшими, спасение жителей было большим поражением для осаждающих, так как под стенами селения легло несколько десятков башибузуков.

История Шейх-Мурада с незначительными вариациями повторилась и в других пунктах... В городе Сисе, где армян больше мусульман, последние соединились с армянами и в течение целой недели заодно защищали город от башибузуков. Это не помешало, однако, тому,

[ стр. 200 ]

чтобы все хутора и селения армян в окружности были разграблены и более 500 человек перебито...

Намного труднее была оборона Чок-Марсевана (Дорт-Йола). Это крупное селение расположено в 6 часах от Александретты, близ крепости Паяс. Селение это вместе с соседними занимается культурой апельсинов и шелководством. В особых, отдаленных от села хуторах многие из крестьян, как и выселок Падшарли, занимаются хлебопашеством.

Домики и мазанки более чем 1000 дворов армян заперты за тенью густых деревьев, окруженных каменными оградами. До четверга, 2-го апреля, в селении все шло по-нормальному. Но в этот и следующие дни были разгромлены все хутора, равно как и соседние селения Отдаклы и Озарлы, — в последних при этом было убито до 350 человек. Расположенное в 8 часах Наджарли, выдержав осаду в четверг днем, ночью принуждено было спастись в Чок-Марсеване. Последний, приютив до 5000 народу извне, организовал упорную самооборону против 20—30 тысяч редифов и башибузуков, стекшихся на поживу из Чукуровы, Мараша, Айнтаба и Кюрддата. Вокруг селения было устроено до 150 защитительных бойниц. Вся молодежь разделилась по последним. В устроенной на скорую руку мастерской работало более 100 человек. Готовился порох, наполнялись патроны, выделывались своеобразные пушки из толстых бревен, обмотанных проволокой.

После страха первых дней к мужчинам примкнуло до 100 девиц и молодых женщин, вооруженных пиками к косами.

Первые нападения башибузуков были отбиты с успехом...

Армяне уже готовились к последнему столкновению: было заготовлено до 3000 пик, коими в случае штурма предполагалось вооружить остальных женщин и подростков. Решено было сделать отчаянную вылазку для отбития воды или пробиться к Александретте.

И вот на 13-й день осады благодаря вмешательству консулов и миссионеров в Александретте на турецком судне явилась примирительная комиссия из миссионера и консулов в Александретте. Последним еле удалось уговорить и принудить башибузуков разойтись.

Небезынтересно отметить, что за весь период осады со стороны армян в Чок-Марсеване было убито всего

[ стр. 201 ]

6 человек, тогда как за один первый день резни в соседних селах Отдаклы, Озарлы и других хуторах было перебито 350 человек, не считая 650 разграбленных и преданных огню построек. По слухам, под стенами Чок-Марсевана пало немало башибузуков из мусульман, что не могло поощрить их продолжать свой набег в других местах. Все эти факты служат лишь новым доказательством, что в момент внутренних религиозно-национальных волнений в Турции приходится надеяться больше на свою самооборону.

Лучшим этому доказательством служит судьба Зейтуна. Зейтун — единственный армянский округ Малой Азии, который в период полного порабощения армян сохранил равенство прав с мусульманами. Благодаря своему гористому расположению зейтунцы не только носят оружие, но неоднократно наносили удары турецким войскам. То же случилось и во время избиений 1895— 96 гг., когда 30-тысячная армия Эдхема-паши была разбита горцами, располагавшими 4500 воинами, и когда, при посредстве европейских консулов, с ними был заключен сравнительно почетный для армян мир...

Избиение и резня в Адане, как это было в 1895— 96 гг., сопровождались грабежами.

Все имущество армян: скот, орудия, посуда, постель, запасы хлеба, даже двери и оконные рамы — решительно все, что представляло какую-нубудь ценность,—все грабилось. Остальное же, что невозможно было унести, как дома, тяжелые орудия, деревья, предавалось огню или изрубалось.

Для уничтожения чужого добра при этом не жалелись ни труд, ни хитрые изощрения... (прим. 16)

С. 3., Аданские черные дни, Баку, 1909.

 

100. Из донесения английского вице-консула в Монастыре послу в Константинополе Лоутеру

Перевод с английского
Монастырь, 28 августа 1910 г.

Имею честь сообщить Вашему превосходительству, что я раздобыл из секретных источников содержание речи, которую недавно произнес Талаат-бей на тайном совещании в Салониках перед членами местного коми-

[ стр. 202 ]

тета «Единение и прогресс»... Я, конечно, не могу передать ее дословно, но у меня достаточно оснований верить, что нижеследующие строки в точности воспроизводят суть речи Талаата.

«... Вы знаете, что согласно конституции было подтверждено равенство мусульман и гяуров, но вы все вместе и каждый в отдельности знаете и чувствуете, что это неосуществимый идеал. Шариат, вся наша прошлая история, чувства сотен тысяч мусульман и даже чувства самих гяуров, упорно сопротивляющихся всякой попытке оттоманизировать их, представляют непроходимый барьер для установления действительного равенства. Мы сделали безуспешные попытки, чтобы обратить гяуров в лояльных османцев. Всякие подобные усилия неизменно будут терпеть неудачу до тех пор, пока маленькие независимые государства Балканского полуострова имеют возможность распространять сепаратистские идеи среди жителей Македонии. Поэтому не может быть и речи о равенстве до тех пор, пока мы не добьемся успеха в нашей задаче оттоманизации Империи — давнишней и трудной задаче, в которой, я осмеливаюсь предсказывать, мы добьемся успеха, когда положим конец агитации и пропаганде балканских государств...».

Артур Б. Гери

British Documents on the origins of the war. 1898-1914. Edited by
G. P. Gooch and Harold Temperley. Vol. IX. The Balkan wars.
Part I. The Prelude; The Tripoli war. London, 1933, p. 208—209.

 

101. Российский генеральный консул в Эрзруме советнику Посольства в Константинополе Свечину

29 сентября 1910 г.

Из донесения № 264

Несмотря на конституцию, введенную уже два года тому назад, и на кажущееся уравнение прав гражданства турок и армян, последние при столкновениях своих с турками всегда оказываются виновными и наказываются со всей строгостью по устаревшему принципу: армянин — значит виноват.

На днях в селении Кепрюкое Пассинской казы между армянами и магометанами произошло довольно большое столкновение из-за земли, причем один из армян был ранен.

[ стр. 203 ]

Во времена старого режима много армянских земельных владений перешло во временное пользование мусульман; ныне же, когда при вменявшемся строе государственной жизни владельцы-армяне стараются вернуть свои владения, всегда происходят столкновения, кончающиеся по большей части не в пользу армян. В цитируемом случае произошло то же самое: армяне, хотя и потерпевшие, были арестованы, а турок, поранивший армянина, был для видимости задержан и тотчас же выпущен...

Штриттер

АВПР, Посольство в Константинополе, д. 2678, л. 15.

 

102. Генеральный консул в Эрзруме послу в Константинополе Чарыкову

24 ноября 1910 г.

Из донесения № 377

Как и раньше я имел честь доносить Вашему превосходительству, отношение турецких властей к армянам оставляет желать много лучшего, во всех случаях, где армяне являются потерпевшими, их жалобы и заявления остаются гласом вопиющего в пустыне.

Сошлюсь на факты.

Разбойник Мир-Мхэ на днях убил самым зверским образом армянского чиновника Саака-эфенди Маркарьяна, ехавшего в калэ Сидник. Преступление осталось безнаказанным и армяне на свою жалобу в Константинополь ответа не получили.

Товарищ Мир-Мхэ — Кадри убил в селении Хумаре Ванского вилайета армянина Хачатура. Никаких мер к задержанию убийцы принято не было...

Продолжается посылка ружей и амуниции по разным городам; 18 ноября отправлены в Битлис 38 ящиков ружей. В Серте, Битлисского вилайета, ружья, маузеры старой системы переменены на новые, пятизарядные. Такой же системы ружья посланы в Алашкерт и Каракилису. Старые маузеры пойдут в замену ружей Мартини, которые перейдут в арсенал...

Штриттер

АВПР, Посольство в Константинополе, д. 2678, л. 29.


Содержание  Tитульный лист и т.д.  Предисловие
[1-5] [6-11] [12-16] [17-24] [25-28] [29-33] [34-42] [43-47] [48-53]
[54-57] [58-65] [66-74] [75-89] [90-98] [99-102] [103-117] [118-121]
[122-137] [138-147] [148-158] [159-168] [169-175] [176-181] [182-188]
[189-192] [193-203] [204-231] [232-249] [250-258] [259-267]
Примечания  Библиография  Указатель  Документы и материалы
Summary  Содержание (как в книге)