ГЕНОЦИД АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Нерсисян М. Г., Саакян Р.Г.

II. Массовая резня армян младотурками, 1909 - 1918


Предыдущая    Вернуться к содержанию


259. Из выступления И. Лепсиуса на судебном процессе в Берлине по поводу убийства Талаат-паши.
260. Д. Ллойд Джордж о резне армян и греков в Турции.
261. Признание Д. Ллойд Джорджа.
262. Черчилль о массовой резне армян.
263. Из речи В. Коларова на III Всемирном Конгрессе Коминтерна.
264. Из речи Г К Орджоникидзе на торжественном собрании, посвященном V годовщине установления Советской власти в Армении (29 ноября 1925 г.).
265. Из высказываний М. Горького.
266. Фритьоф Нансен об истреблении армян в 1915—1916 гг.
267. Е. В. Тарле о геноциде западных армян.

[ стр. 580 ]


259. Из выступления И. Лепсиуса на судебном процессе в Берлине по поводу убийства Талаат-паши (прим. 71)

Пеpевод с немецкого

Решение о всеобщей депортации вынес младотурецкий комитет, приказ об этом был дан министром внутренних дел Талаат-пашой (совместно с военным министром Энвер-пашой). Высылка армян была осу. ществлена при помощи специальной организации младотурок...

Все армянское население Анатолии, согласно приказу, полученному сверху, было выселено в северные и восточные районы пустыни Месопотамии: Дейр Зор, Ракку, Мескене, Рас ул-Айн, вплоть до Мосула. Депортации подверглось приблизительно 1 400 000 армян.

Что означала эта высылка?

В подписанном Талаат-пашой приказе есть такие слова: «Высылка есть уничтожение».

Все происходило согласно этому приказу. Лишь 10 процентов всего населения, подвергшегося депортации из вилайетов Восточной Анатолии, дошло до места ссылки. Остальные 90 процентов были вырезаны в пути следования; кроме женщин и девушек, проданных жандармами или похищенных курдами, остальные все умерли от голода и истощения.

Армяне же, высланные из Западной Анатолии, Киликии и Северной Месопотамии в пустыню, были собраны в концентрационных лагерях, где постепенно скопилось большое число людей. Все они впоследствии были уничтожены путем систематического голода и периодических избиений. Когда лагеря наполнялись новыми группами высланных и для людей не оставалось больше места, их гнали большими партиями в пустыню и там убивали. Турки заявляли, что они пришли к идее концентрационных лагерей по примеру англичан, которые так же обращались с бурами в Южной Африке.

Официально заявлялось, что высылки эти лишь предупредительные меры, но отдельные авторитетные лица совершенно откровенно признавались, что цель высылки—истребление армянской нации.

Сказанное мною вытекает также из тех документов императорского германского посольства и Министер-

[ стр. 581 ]

cтва иностранных дел, которые я уже опубликовал, в особенности из докладных записок немецких консулов и послов в Константинополе...

Спрашивается, каким образом удалось за такой короткий срок истребить миллион людей? Это стало возможным благодаря самым варварским методам, что доказано также материалами военного трибунала в Стамбуле, который судил Талаат-пашу и его соратников...

Der Prozуss Talaat Pascha. Stenographischer Prozessbуricht mlt einem Vorwort von Armin T. Wegner und einem Anhang. Berlin, 1921, S. 56-57.

 

260. Д. Ллойд Джордж о резне армян и греков в Турции

В Армении Абдул-Хамид и младотурки сознательно упрощали все затруднения, истребляя и изгоняя народ, который они считали народом предателей и неверных. В этой дикой расправе они действительно преуспели. Точно смерч пронесся по равнинам Армении. Спасшихся можно было отыскать только в недосягаемых горах, здесь затравленные беглецы находили суровое и ненадежное убежище от турецкого варварства. Многие бежали в Сирию. Хотя сирийские арабы находились под властью турок и были правоверными магометанами, они не были убийцами и не желали принимать участие в истреблении беззашитных неверных, доверявшихся их человечности, которой учил пророк.

Во время мировой войны греки Малой Азии тоже тяжело пострадали от жестокостей турок. Сотни тысяч греков были хладнокровно вырезаны в годы воины, и еще больше было согнано с насиженных мест. Они искали убежища в Греции и на греческих островах. Словом, турки непрестанно и с варварскими ухищрениями исправляли статистические данные в свою пользу.

Дэвид Ллойд Джордж Правда о мирных договорах.
Т. 2, М., 1957, с.199-200

 

261. Признание Д. Ллойд Джорджа

По Сан-Стефанскому миру русские войска должны были оккупировать Армению пока не будут проведены необходимые реформы. Это постановление было отме-

[ стр. 582 ]

нено Берлинским трактатом 1878 года, который явился всецело результатом нашего угрожающего нажима и прославлялся нами как величайший триумф Англии, принесший «почетный мир». Армения была принесена в жертву на воздвигнутый нами триумфальный алтарь. Русские вынуждены были уйти; несчастные армяне снова были придавлены пятой своих старых угнетателей, обязавшихся «провести улучшения и реформы в провинциях, населенных армянами». Всем нам известно как нарушались эти обязательства в течение сорока лет, несмотря на неоднократные протесты страны, которая была главной виновницей возвращения Армении под владычество турок. Политика британского правительства с роковой неизбежностью привела к ужасающим бойням 1895—1897 и 1909 годов и к страшнейшей резне 1915 года. В результате этих злодеяний, беспримерных даже в истории турецкого деспотизма, численность армянского населения в Турции сократилась больше чем на миллион.

Дэвид Ллойд Джордж. Правда о мирных договорах.
Т. 2, М., 1957, с. 390.

 

262. Черчилль о массовой резне армян

В 1915 г. турецкое правительство начало проводить по отношению к армянам, жившим в Малой Азии, политику беспощадной массовой резни и высылок. 300 или 400 тыс. мужчин, женщин и детей бежали на русскую территорию, а отчасти в Персию и Месопотамию. Но Малая Азия была настолько основательно очищена от армянских элементов, насколько только могли достичь этого подобные меры, проводимые в самом широком масштабе. По приблизительным подсчетам, этим репрессиям подверглись 11/4 млн. армян, из которых погибло больше половины. Нет никакого сомнения, что это преступление было задумано и выполнено по политическим мотивам...

У. Черчилль. Мировой кризис, М.—Л., 1932, с. 27.

 

263. Из речи В. Коларова на III Всемирном Конгрессе Коминтерна

... [Армянский] народ имеет самую трагическую историю. На всем ее протяжении он был предметом враж-

[ стр. 583 ]

ды отдельных наций между собою, вражды, которую усердно поддерживал варварский деспотизм старого турецкого строя. Напрасно народ этот многократно обращался с призывом к человеческим чувствам так называемых цивилизованных государств. Результаты его призывов вызывали лишь новые кровопролития. В последний раз, во время европейской войны, армянский народ хотел своей помощью, которую он оказал державам Антанты, добыть себе свободу и право на жизнь, но он был обманут в своих ожиданиях. Он стал снова жертвой фанатизма. Но после этого кровопролития армянский народ обратил свой взор к России и последовал примеру ее пролетариата...

Третий всемирный Конгресс Коммунистического Интернационала. Стенографический отчет. Петроград, 1922, с. 469.

 

264. Из речи Г. К. Орджоникидзе на торжественном собрании, посвященном V годовщине установления Советской власти в Армении (29 ноября 1925 г.)

... В новой истории мало народов, которые понесли бы такие большие жертвы, как армяне, и мало стран, в которых было бы пролито столько крови, сколько в Армении.

«Заря Востока», 1 декабря 1925 г.

 

265. Из высказываний М. Горького

...Память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX— начала XX веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, «великого убийцу», гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которым они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет,— трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом.

Удивительно быстро и ловко забывают факты такого рода господа «гуманисты», идеалисты, защитники «культуры», основанной на жадности, зависти, на рабстве и на циническом истреблении народных масс. Ложь

[ стр. 584 ]

и лицемерие защитников этой «.культуры» по уши в крови и грязи восходят до явного безумия, до преступления, которому нет достойной кары (прим. 72).

«Наши достижения», М., 1929, № 1, с. 81.

 

266. Фритьоф Нансен об истреблении армян в 1915—1916 гг.

Перевод с французского

...Программой младотурок было создание некоей «Великой Турции» с турецким языком и исключительно с турецкой администрацией; даже арабы должны были быть отстранены от общественных дел. Что же касается христиан, в особенности армян, то следовало ваставить их навеки замолчать...

Единственная разница между младотурками и старыми турками в их политике преследования армян заключалась в том, что первые следовали хорошо задуманному плану и по этой причине были гораздо более опасны. Многие лидеры младотурецкой партии получили образование в Пруссии, где изучили метод истребления. Многочисленные документы этого периода подтверждают, что еще до мировой войны турецкое правительство приняло решение ослабить и «разредить» христианское население Армении путем заселения ее другими элементами...

Младотурецкие лидеры составили план— полностью истребить этот несговорчивый «сброд». В письме от 18 февраля 1915 года, написанном одним из членов центрального комитета младотурецкой партии «по приказанию ответственных властей» и адресованном диктатору Сирии в годы войны Джемаль-бею, в самом деле заявлялось, что Комитет решил очистить турецкую отчизну «от этой проклятой нации, из патриотических побуждений взяв на себя ответственность за позор, который очернит османскую историю. Комитет... решил истребить всех армян, проживающих в Турции, не щадя ни одной души, и предоставил неограниченные полномочия правительству, которое даст губернаторам и армейским командирам необходимые распоряжения Для организации резни».

[ стр. 585 ]

Реализация этого плана была методично подготовлена.

Банды добровольцев (которые под названием «чете» снискали себе дурную славу) были завербованы младотурками из разбойников, выпущенных из тюрем, и прочих подобных элементов; все мужчины-мусульмане, еще не призванные в армию, были организованы в милицию и получили оружие, в то время как христиане оставались невооруженными.

Итак, в июне 1915 года начались эти ужасы, не имеющие себе равных в истории.

Христиан массами выселяли изо всех деревень Киликии, Анатолии и Месопотамии, угоняя их на неминуемую гибель. Это была методическая чистка округа за округом, невзирая на их отдаленность от театра военных действий. Турки решили воспользоваться случаем, чтобы раз и навсегда покончить со всем тем, что было армянским; большинство мужчин уже было призвано в армию, оставались только старики, женщины, дети и немощные, которые и подверглись депортации. Большинство этих несчастных людей было предупреждено лишь за несколько часов до отправления. Они должны были оставить все, что имели,— земли, скот, урожай, движимое имущество и т. д. Все это было захвачено турецкими властями. Деньги, драгоценности или процентные бумаги, которые отдельным лицам удалось взять с собой, впоследствии отбирались жандармами; и даже те, кому разрешили захватить тележки и тягловый скот, вынуждены были бросить их в дороге.

Несчастных гнали огромными колоннами через горы к пустыням Аравии. Их снабжение не было организовано; в пути они получали только самое необходимое для поддержания жизни, так как в планы преступников входило уморить голодом тех, кто не был убит или еще не умер от истощения.

Сразу же после того, как эти толпы человеческих существ в своем продвижении по дорогам оставались вне всякого контроля, безразличие жандармов уступало место неописуемой жестокости. Все оставшиеся мужчины и молодые люди были собраны, уведены в сторону и вырезаны. Женщин, детей и стариков гнали вперед: испытывая невыразимые страдания, они умирали от голода и жажды. Тех, кто не мог следовать

[ стр. 586 ]

дальше, подгоняли ударами хлыста до тех пор, пока несчастные не падали; тогда их приканчивали...

Масса документов не только показывает бесчеловечность палачей, но и с лихвой доказывает, что все было сделано согласно плану, тщательно подготовленному младотурецкими лидерами и их Комитетом. Трусость, с которой они позже отрицали зверства, совершенные ими же, по их воле и согласно их приказам, не выставляет их с лучшей стороны...

31 августа 1915 года Талаат-бей заявил немецким дипломатам, что «армянского вопроса больше не существует». Он был прав, ибо к этому времени депортация была завершена. Оставалось только избавиться от редких жертв, которые чудом уцелели, шагая по дорогам смерти. Их собрали в огромных концентрационных лагерях, оставляя почти без пищи и каких-либо средств к существованию.

В январе 1916 г. от 5 до 6 тысяч армян Айнтаба были угнаны в пустыню; в апреле 14 тысяч высланных были вырезаны в Рас ул-Айне. По приказу каймакама каждый день группы в 300—500 человек уводились на расстояние 10 километров от города, на берег реки, где банды наемников убивали их, а тела бросали в воду,

К востоку от Алеппо, в лагере Мескене, что на берегу Евфрата, по словам самих же турок, было зарыто в землю 55 тысяч армян, погибших от голода.

В одном только 1915 году 60 тысяч армян было выслано в Дейр Зор на Евфрате, и почти все они исчезли. 15 апреля 1916 года четырьмя колоннами было отправлено в Мосул 19 тысяч армян, которые должны были пройти 300 км через пустыню. 22 мая туда прибыло лишь 2500 человек. В пути часть женщин и молодых девушек была продана бедуинам, остальные умерли от голода и жажды. В июле 1916 г. в Дейр Зоре имелось 20 тысяч высланных; спустя восемь недель один немецкий офицер обнаружил там всего лишь несколько сот ремесленников. От остальных не осталось и следа. Большая часть людей погибла голодной смертью. Один очевидец рассказывал, что за два с половиной дня, которые он провел в Бабе, 1029 армян умерло по этой причине.

Дошедшие до нас описания этих сцен голода и агонии создают впечатление настоящего кошмара. Несчастные тени, которые, быть может, некогда были куль-

[ стр. 587 ]

турными мужчинами и женщинами, ссорились из-за жалких остатков пищи, а их надзиратели, безучастные к их страданиям, смотрели, как они умирают. Это был ад. И турецкие власти сделали все, чтобы помешать тем, кто пытался помочь этим несчастным людям...

Враги армян ищут доказательства их унижения в том, что, составляя такое множество, они без сопротивления допустили, чтобы их повели на убой, хотя этот упрек противоречит обвинению турок, желающих представить свои жертвы как опасных мятежников.

Как могли они [армяне] обороняться против вооруженных жандармов, солдат и многочисленных банд «добровольцев», если большинство трудоспособных мужчин было уже завербовано для несения военной службы, а все население систематически обезоруживалось?

Однако всюду, где это было возможно, армяне мужественно сопротивлялись, иногда с определенным успехом, как это было, например, в Ване и в горах Кили кии—близ Суэдии. В Урфе армяне погибли после отчаянной борьбы. Впрочем, народ, умеющий сражаться за дело, которое он считает справедливым..., может относиться с пренебрежением ко всем обвинениям в трусости...

Эти зверства по своим размерам и омерзительной жестокости превосходят все известные в истории... Письмо, которое мы выше цитировали, доказывает, что руководящий комитет младотурок был готов взять на себя всю ответственность за истребление армянского народа... и «за позор, который очернит османскую историю». Представителям германского посла Энвер-паша ответил, что он полностью берет на себя ответственность за все, что произошло в Анатолии. Он и другие руководители правительства, таким образом, несут на себе весь позор за то, что к кровавой турецкой истории прибавилась такая страшная глава, которая оставляет в тени все предшествующие. Погромы Абдул-Гамида кажутся пустяками по сравнению с резней, осуществленной «современными турками» (прим. 73).

Fridtjof Nansen. l'Arménie et le Proche Orient.
Paris, 1923, p. 330-333, 339-344, 356-357.

[ стр. 588 ]

 

267. Е. В. Тарле о геноциде западных армян (прим. 74)

Нужно заметить, что турецкое правительство именно в эти годы [1914—1917 гг.], одновременно с внешней войной, затеяло в грандиозном масштабе дело истребления армянского народа, чтобы окончательно и навеки оградить себя от опасности со стороны Кавказа и от русских притязаний. То, что произошло в Турции в этом отношении, является чем-то совершенно исключительным (по размерам) во всемирной истории со времен Чингис-хана.

Беспощадно и придирчиво проведенная во всех армянских вилайетах мобилизация в сентябре 1914г. обессилила армянское население: остались женщины, дети и очень пожилые люди. После сарыкамышского поражения турок в первые дни января 1915 года русские, отбросивши турецкую армию, заняли Тавриз. Предвиделась война в турецких границах. И тогда-то великий визирь Талаат-паша (прим. 75) и военный министр Энвер-паша решили привести в исполнение обширный план физического истребления армянского народа. Предприятие было теоретически смелое, но практически во время войны—весьма осуществимое. По крайней мере, так казалось младотурецкому правительству. «Армянского вопроса более не существует, так как армян более не существует»,—юмористически заявил Талаат-паша в 1916 году. Талаат-паша почел своевременным таким образом пошутить после того, что произошло в Армении в 1915—1916 гг. Европа лишь из доклада Брайса сэру Эдуарду Грею узнала (отчасти) о том, что случилось, Правда, тогда Европе было не до армян.* Но все-таки пахнуло таким леденящим ужасом, что Талаат-паша больше не шутил, а перешел поскорее к очередным вопросам, уже избегая касаться армянского дела. Вот как, в немногих словах, рисуется ход всего предприятия.

Армян признано было желательным вырезать, по возможности, до последнего человека. Как сказано, после мобилизации (и угона мобилизованных в самые опасные места фронта) оставалось слабое население, от которого ни малейшего отпора ждать было нельзя. В одну зимнюю ночь в феврале 1915 года офицеры и

__________________________
* Позднейшие немецкие показания (вроде Лепсиуса) дают еще более страшную картину, чем Брайс
__________________________

[ стр. 589 ]

унтер-офицеры рассеялись по армянским кварталам, будили громким стуком в окна спавших и требовали выдачи всего имеющегося оружия. Но, за исключением деревень в Ванском округе,—где уже в этой первоначальной фазе людей, выдававших оружие, все-таки тут же убивали с женщинами и детьми,—в других местах пока еще убийства не происходили. Даже в самом городе Ване тоже еще убийств пока не было. Но 20 апреля 1915 года решительно без всякого вызова (план истребления — этого не отрицали и турки—был в деталях выработан в Константинополе) губернатор Джевдет-паша дал сигнал к избиению в городе Ване и Зейтуне. Частичное русское наступление в Ванском округе и Ване успело кое-кого спасти. Но оно приостановилось, — и избиения вступили в острый фазис. Делалось так. Являлся глашатай барабанщиком в данном городе или деревне и провозглашал приказ: всему мужскому населению явиться к такому-то месту, под страхом немедленной смерти. Армяне спешили, ни минуты не медля, исполнить приказ. Собравшихся тотчас же арестовывали и через 2—3 дня, скрутив их всех вместе веревками, угоняли из города. Пригнавши в более подходящее пустынное место (лесок, каменоломни, овраги), их избивали до последнего. Особенно беспощадны были турки в 1915 году; уже в 1916 году, хоть и редко, но бывали случаи, когда почему-либо по нескольку человек из каждой такой партии спасалось. Любопытно, как узнали на фронте о происходящем в Армении офицеры и солдаты, а от них и военные атташе союзных с Турцией держав: вдруг (весной и летом 1915 года) армян, мобилизованных и работавших в передовых линиях над укреплением окопов, стали целыми партиями отводить в тыл и там же расстреливать—без предупреждения и объяснения. Избиением армян руководил, в окончательной инстанции, Талаат-паша; но в округах, подчиненных военной власти,—Энвер-паша. Наиболее полным образом были вырезаны округи и города: Битлис, Муш и Сасун, подчиненные военной власти. Армяне этих городов и округов были предоставлены курдским батальонам. В других местах женщины и дети не избивались так систематически, как мужчины. После увода и убийства мужчин женщинам и детям армян приказывалось готовиться в путь (тоже через особых глашатаев). Для подготовки давалось несколько дней. Жен-

[ стр. 590 ]

щинам официально было предложено спастись от высылки немедленным переходом в магометанство и вступлением в брак с магометанином. Если этот немедленный брак был невозможен, то переход в магометанство, сам по себе, не спасал женщину от высылки. Мебель в большинстве округов запрещено было продавать, так как в опустевшие квартиры поселяли турок. Место ссылки никогда не объявлялось наперед. Их гнали пешком, сопровождал же их обыкновенно конный конвой. Иногда для высылаемых, у кого были деньги, оказывались повозки (арбы, запряженные волами); но тут повторялось почти без исключений одно и то же: владелец арбы, взявши с армянки неслыханную сумму, через два-три перехода сбрасывал ее с пожитками и уезжал обратно в город. Военные власти эти поступки вполне одобряли. Этот путь, — читаем в «Документах, представленных виконту Грею лордом Брайсом», — был бы очень труден даже для солдат, а для женщин, из которых многие выросли в достатке и даже в комфорте, идти пешком по каменистым или песчаным тропинкам, часто круто поднимающимся в гору, под палящим зноем, — было совсем непереносимо. Солдаты били их нещадно, если они, уставая, ложились на землю, чтобы отдохнуть. Были и беременные: «ни одна из них на выжила», — пишет лорд Брайс. Но и из небеременных погибла громадная масса ссылаемых женщин в этом мучительном пути: «Они умирали от голода, жажды, солнечного удара, апоплексии, от полного истощения». Да это и была конечная цель, хорошо втолкованная конвою: так или иначе покончить с ними в пути. «Правительство знало, что означает такое путешествие, я правительственные прислужники, которые их вели, сделали все, что могли, чтобы отягчить их неизбежные физические мучения». Но и это было не все: крестьяне мусульманских деревень по пути нападали на них и били их нещадно палками: конвой нисколько не препятствовал. «Когда они прибывали в какую-нибудь деревню, их выставляли на площади, как рабынь и предлагали, кому угодно, забирать их в свой гарем». Хуже всего пошло, когда вступили в курдские горы. Тут старики и дети были просто перебиты курдами (на глазах конвоя, который, впрочем, принял участие в избиениях), а женщины были поделены по рукам... Партии все уменьшались в числе — и тут уже конвой стал обнару-

[ стр. 591 ]

живать нетерпение, — желательно было поскорее избавиться от тяжелого пути и всего этого хлопотливого поручения. Конвой тогда принялся непосредственно убивать уцелевших. Сначала убили отставших стариков и больных, а потом и вообще всех, пользуясь удобным случаем. «Переход через реки, особенно через Евфрат, всегда был случаем для массовых убийств. Женщин и детей сбрасывали в реку и стреляли в них, когда они пытались спастись». Очень немногие каким-то чудом доходили до места назначения и сдавались под расписку властям.

По единодушным отзывам (которым ничуть не противоречили и турецкие власти, пока им казалось, что военные дела идут хорошо и что победителей не судят), результатом всех этих усилий было, действительно, небывалое в новые времена всемирной истории планомерно и успешно выполненное, сознательное истребление двух третей народа. В Эрзеруме из 20000 армян остались меньше ста человек; в Эрзерумском, Битлисском и Ванском округах, где жило 580 000 армян, уцелело 12000 человек (по данным American Relief Committee, бюллетень от 5 апреля 1916 г.). По подсчетам комитета, работавшего под председательством лорда Брайса, наиболее достоверными являются следующие цифры, характеризующие общий результат усилий ёТалаат-паши и Энвер-паши.

Всего армян в Турции числилось до начала избиений 1915 года 2 100000 человек (цифра, установленная армянским патриархатом). Лорд Брайс нарочно берет минимальную цифру 1 600 000 человек, чтобы тем неотразимее оттенить смысл происшедшего, и настойчиво прибавляет, что считает верною не эту цифру, а ту, которая приближается к 2 миллионам. Итак, примем даже 1 600 000. Из них успело бежать на русский Кавказ 182000 человек, в английский Египет — 4200 человек; сравнительно меньше пострадало армянское население в Константинополе и Смирне; наконец, спаслись перешедшие в ислам и попавшие в турецкие гаремы некоторые армянские женщины. По подсчетам комитета Брайса, в Константинополе, Смирне и бежавших, как сказано, на Кавказ и в Египет в общей сложности уцелело 350000 человек.

Уцелело, кроме того, кое-где около 250 000 человек армян-протестантов, католиков, обращенных в ислам

[ стр. 592 ]

(до избиения 1915 г.). Итого армян уцелело не больше 600 000 человек, погибло же (беря самую малую первоначальную цифру, нарочно принятую лордом Брайсом, т. е. 1 600 000) около одного миллиона человек, но Брайс снова прибавляет, что он считает эту цифру слишком малой и что перебито и было сослано, вероятно, даже больше 1 200 000 человек. Брайс силился установить, сколько спаслось женщин и детей из высылаемых. Но тут ничего ни разыскать в точности, ни добиться общих цифр нельзя. «В некоторых вилайетах, как, например, в Ване и Битлисе, не было никаких высылок, но были непосредственные избиения; в других, как в Эрзерумском и Трапезундском, высылки и избиения были равнозначащи, так же, как в Ангоре». В Киликии их не убивали непосредственно, а они гибли или избивались лишь в пути.

Впрочем, все, о чем писал лорд Брайс, бледнеет перед официальными актами, показаниями, сообщениями, изданными в 1919 году немцем Иоганнесом Лепсиусом, на основании данных берлинского архива иностранных дел.* Он столь же категорически, как и Брайс, говорит о планомерном, принципиально решенном истреблении армянской нации Талаат-пашой и Энвер-пашой. Выдуманный предлог, мнимый «бунт» армян в Ване (20 апреля 1915 г.), был лишь случайным поводом к началу избиений и высылок (равносильных истреблению). Длилось это до декабря 1915 года. А с декабря 1915 г. началась насильственная исламизация уцелевших, тоже сопровождавшаяся неистовыми избиениями, и продолжалась до разгрома и капитуляции Турции, т. е. до конца октября 1918 года. Нехотя, сдержанно (ведь Турция была важной союзницей) германские консулы, миссионеры, военные и штатские доносили своему правительству о неслыханных и бесчисленных, планомерно совершаемых массовых убийствах, но ни Вильгельм, ни Бетман-Гольвег не считали нужным вступиться. Достаточно было одного слова германских властей, чтобы остановить обоих руководителей избиений — и Талаат-пашу и Энвер-пашу. Но сановники из посольства этого слова не сказали. Напротив, они вели себя

__________________________
* Deutschland und Armenien. Semmlung diplomatischer Aktenstucke. Herausgegeben von Dr. J, Lepsius. Potsdam, 1919, c. 541
__________________________

[ стр. 593 ]

так, что младотурки могли быть вполне уверены в сочувствии их образу действий со стороны германского правительства.*

А все остальные державы, в том числе даже еще нейтральные в 1915—1916 гг. Соединенные Штаты, были совершенно бессильны как-нибудь подействовать на великого визиря и военного министра.

Американский посол Моргентау, слыша от самых правдивых, трезвых, беспристрастных свидетелей рассказы о неслыханных ужасах, творящихся в Армении, решился наконец отправиться к Талаат-паше. Тот категорически отказался говорить об армянах: «Разве они американцы?» — спросил он Моргентау. Отвечал он послу точь-в-точь так, как ответил репортеру «Berliner Tagebiatt»: «Нас упрекают, что мы не делали различия между невинными и виновными армянами; это было абсолютно невозможно, ибо сегодняшние невинные, может быть, завтра будут виновными». Что армянский народ будет весь истреблен, Талаат-паша был вполне уверен, и не его вина, если все-таки несколько сот тысяч человек-армян случайно на свете уцелело. «Не стоит так спорить, — сказал как-то Талаат-паша американскому послу,—мы уже ликвидировали три четверти армян. Их уже нет ни в Битлисе, ни в Ване, ни в Эрзеруме». Талаат-паша так был в этом уверен, что цинично осмелился (самым серьезным и настойчивым образом) просить посла, чтобы тот повлиял на американские страховые общества, где многие армяне страховали свою жизнь: «Так как армяне почти все теперь уже умерли, не оставивши наследников, то, следовательно, их деньги приходится получить турецкому правительству, оно должно ими воспользоваться. Можете Вы мне оказать эту услугу?».**

Германский посол в Константинополе Вангенгейм, к которому Моргентау обратился с просьбой удержать

__________________________
* Что дело идет именно о планомерном истреблении всего армянского народа, это хорошо понимал весь дипломатический корпус. См.: Le traitement des Armeniens. Documents, presentes au vicomte Grey par le vicomte Bryce, Melanges, № 31, c. 435, документ № 57; Cependant il semble que tout le projet avait ete conсu par le pouvoir central par exterminer par un effort impitoyable toute la nation armenienne
** Mémoires de 1'ambassadeur Morgentau. Paris, 1919, p. 292

__________________________

[ стр. 594 ]

Талаата и Энвера и вступиться за истребляемых армян, в ответ стал осыпать армян грубейшей руганью и отказался наотрез что бы то ни было для них сделать. В германском посольстве советник Нейрат, возмущенный неистовыми злодеяниями Талаата и Энвера, пытался что-нибудь сделать, чтобы повлиять на них, но, конечно, при явном сочувствии самого посла Вангенгейма делу истребления армянского народа все эти поползновения второстепенного посольского чиновника были тщетны. Морской атташе германского посольства Гумман, любимец Вильгельма II. открыто заявлял, что турки совершен неправильно поступают с армянами (Гумман был личным протеже императора Вильгельма и состоял с ним в переписке). А Лиман фон Сандерс решительно высказал американскому послу (через его сына) свое неудовольствие по тому поводу, что он сообщает о турецких зверствах в Европу и Америку. Только Карл Либкнехт с негодованием клеймил убийц. Но он был бессилен.

К концу войны непоправимое злодеяние было, в сущности, завершено. Не вина младотурецкого правительства, если армян было уничтожено не 100%, а только 65%. Но плодов от этого предприятия турки не увидели. С армянами, а потом с переселением греков, исчезла даже и слабая надежда освободиться в сколько-нибудь близком будущем от тисков европейского финансового капитала и построить свое, турецкое денежное хозяйство; и с исчезновением армян не турецкий, а французский и отчасти английский капитал занял те позиции, которые остались после истребленных турецких граждан армяно-григорианского исповедания. Когда армянский студент Тейлирьян, посвятивший свою жизнь неустанным поискам бежавшего из Константинополя уже после разгрома Турции в 1918 г. Талаат-паши, нашел его наконец в Берлине спустя пять лет (прим. 76) и убил на улице и когда затем на берлинском суде развернулись все эти ужасы Апокалипсиса (по выражению одного свидетеля), то не только Тейлирьян был оправдан, но в германской прессе поднялись голоса, требовавшие выяснения степени моральной виновности Вангенгейма в истреблении армянского народа... (прим. 77).

Академик Е.В. Тарле. Европа в эпоху империализма.
1871—1919 гг., М.—Л., 1928, с. 387—393.


Содержание  Tитульный лист и т.д.  Предисловие
[1-5] [6-11] [12-16] [17-24] [25-28] [29-33] [34-42] [43-47] [48-53]
[54-57] [58-65] [66-74] [75-89] [90-98] [99-102] [103-117] [118-121]
[122-137] [138-147] [148-158] [159-168] [169-175] [176-181] [182-188]
[189-192] [193-203] [204-231] [232-249] [250-258] [259-267]
Примечания  Библиография  Указатель  Документы и материалы
Summary  Содержание (как в книге)