Барсегов Ю.Г.
Раздел VII . Выводы и рекомендации
[стр. 589]
РАЗДЕЛ VII
Выводы и рекомендации
Геноцид армян, как разрушение части национальной группы, имел место в 1876— 1914 гг., а как полное и повсеместное физическое ее уничтожение — в 1915—1923 гг.
До принятия термина «геноцид» в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него это преступление определялось как «убийство целого народа» (murder of a Nation, Volkermord, Armeniermorde) и как «преступление против человечности».
Геноцид армян, определявшийся как «преступление против человечности» и как «убийство целого народа», представлял собой преступление по действовавшему международному праву до вступления в силу Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Геноцид, в том числе и арменоцид, ввиду его особо катастрофических последствий для человечества, определяется не только как преступление против человечности, но и как преступление против самого человечества.
Уголовная ответственность физических лиц и политическая ответственность турецкого государства за геноцид армян были установлены международным сообществом на основе международного права уже тогда, когда это преступление совершалось.
То обстоятельство, что решения о привлечении к уголовной ответственности физических лиц — организаторов и исполнителей геноцида армян и о создании предусмотренного для этой цели международного уголовного суда не были выполнены, равно как и то, что установленная правомочным на то международным органом, таким, как Парижская мирная конференция, политическая ответственность турецкого государства в виде освобождения армянских территорий не была реализована, не могут служить подтверждением того, что геноцида армян не было. Туркам как физическим лицам и Турции как государству удалось уйти от ответственности за геноцид армян на политическом, а не на международно-правовом основании.
Московский и Карсский договоры во всем, что относится к Армении, армянскому народу и его национальной территории, являются грабительскими, безнравственными и противоправными. Основанные на насилии, они попирают все принципы и нормы международного права, которые приняты международным сообществом в целом как основополагающие императивные нормы, отклонение от которых недопустимо. В Московском и Карсском договорах отсутствуют все основные условия действительности международных договоров,
[стр. 590]
установленные международным правом и, конкретно, правом международных договоров.
Договоры такого рода, игнорирующие правовые и нравственные основы международных отношений, посягающие на саму человеческую мораль, не могут рассматриваться как юридически полноценные основания владения государственной территорией.
Реализация ответственности за геноцид армян на объективной основе международного права отвечает интересам не только армянского народа и всего международного сообщества, но и интересам самой Турции.
Подтверждение юридического факта совершения геноцида армян и установление международной ответственности турецкого государства за это преступление не могут сопровождаться пересмотром условий, установленных и признанных соответствующими международными органами.
Прогрессивное развитие международного права, утверждение высших моральных ценностей и, наконец, императивные требования политики являются залогом неизбежного решения Армянского вопроса на основе права и справедливости.
Геноцид армян полностью подпадает под состав этого преступления в том виде, как он определен в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Отказ Турции признать факт совершения геноцида армян и устранить его разрушительные последствия бессмыслен ввиду:
• невозможности отрицать установленный факт;
• реакции международного сообщества, не желающего примириться с беззаконием;
• провала попытки лишить армянский народ международной правосубъектности и возможности отстаивать свои законные права и жизненные интересы;
• того, что это противоречит императивным требованиям международного права и международной морали.
Чистосердечное добровольное признание Турецкой Республикой факта совершения геноцида армян и ее готовность устранить в максимально возможной мере его разрушительные последствия являются залогом установления новых добрососедских, а в перспективе и дружественных отношений между Турцией и Арменией, между турецким и армянским народами.
Самый короткий путь к нормализации отношений между двумя государствами и двумя народами лежит через покаяние, через открытое чистосердечное признание Турцией своей вины перед армянским народом.
Подведение цивилизованной черты под прошлым на основе международного права — задача весьма сложная, требующая выработки взаимоприемлемого пакета политико-правовых решений по всему комплексу армяно-турецких отношений.
Наиболее подходящей процедурой для урегулирования на основе международного права армяно-турецких отношений, связанных с совершенным преступлением геноцида, является ведение переговоров полномочных представителей двух государств на базе суверенного равенства сторон и с полным учетом законных прав и интересов двух соседних народов.
Альтернативной процедурой урегулирования может быть обращение в Международный суд в соответствии со ст. IX Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Документы: К четвертому разделу [1]
К пятому разделу: [2-4]
К шестому разделу: [5-10] |
[11-17]
Комментарии: Предварительные
К первому разделу: [1-14] | [15-24]
| [25-26]
Ко второму разделу: [1-10]
К третьему разделу: [1-9]
[10-19]
К четвертому разделу: [1-9]
К пятому разделу: [1-13] |
[14] |
[15-19] |
[20-27]
[28-38] |
[39-43]
К шестому разделу: [1-15] |
[16-29]
К седьмому разделу:[выводы и рекомендации]
Также по теме:
Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Том 1
Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)