Барсегов Ю.Г.
[стр. 591]
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Президента Всемирного Армянского Конгресса, Союза армян России
А.А. Абрамяна
[стр. 592 ]
[стр. 593]
90 лет борьбы за справедливость.
Что дальше?
Публикация Сборника документов о международной ответственности Турции за геноцид армян и Комментария к ним — знаковое явление в борьбе за адекватную оценку этого международного преступления и подведения черты под прошлым армяно-турецких отношений на основе международного права.
Вопрос о ликвидации последствий этого международного преступления сохраняет свою остроту даже по истечении 90 лет с начала полного и повсеместного уничтожения армянского народа на территории турецкого государства.
Актуальность этой борьбы связана не только с тем, что Турция до сих пор не признает факт убийства целого народа, отказывается четко и однозначно осудить это преступление против человечности. Проблема заключается и в том, что это зло не искоренено из жизни человечества. В XX в. армяне были первой, но не единственной жертвой геноцида. Безнаказанность преднамеренного уничтожения 1,5 млн армян оказалась питательной средой для холокоста евреев и других преступлений подобного рода на политической, этнической и религиозной почве.
Добиваясь решения общеармянской задачи — ликвидации последствий геноцида армян в Турции на основе международного права, мы исходим из того, что эта проблема выходит за рамки одной нации, она имеет судьбоносное значение не только для армянского народа, но и для всего человечества. Ибо невозможно полностью изжить это уродливое явление, не привлекая к суду за одно из величайших преступлений такого рода. Рассуждения о новом мировом порядке, о защите прав человека теряют всякий смысл, если не будут восстановлены самые элементарные права жертв геноцида армян, их право на родину, собственность и т.д.
Добиться положительных результатов в этой борьбе за торжество справедливости для жертв геноцида армян, за торжество права и морали в отношениях между государствами и народами можно только объединив усилия всех тех, кто действительно выступает за укрепление международного правопорядка.
Но для эффективного противодействия геноциду нужна совместная политическая воля большинства государств, и прежде всего великих держав. В деле защиты интересов армянского народа, подвергшегося геноциду, в деле наказания государства, совершившего это тягчайшее преступление, недопустимы двойные
[стр. 594]
стандарты, проявление политических пристрастий и эгоистические выгоды. Народы, оказавшиеся жертвой геноцида, должны находиться под одинаковой защитой международного сообщества. Это должно было быть основой мирового порядка в XX в., а в XXI в. — просто стать аксиомой.
В столь остром вопросе, как убийство целого народа, не может быть в принципе компромисса. Право и справедливость — вот высший критерий. Вместе с тем мы должны признать, что с начала поголовной резни армян прошло 90 лет. Сложились новые реалии. С ними надо считаться, чтобы найти оптимальное решение.
В первую очередь, сам армянский народ, как в Республике Армении, так и в диаспоре должен решить, чего он добивается: одного только признания геноцида или хотя бы минимума справедливости в виде компенсации имущественного и морального ущерба, признания права армян на возвращение на свою родину и хотя бы символических территориальных уступок от Турции.
Применяя установленные в международном праве мирные средства урегулирования международных споров, мы должны подбирать оптимальные международно-правовые процедуры урегулирования армяно-турецких отношений вообще и признания Турцией геноцида армян, в частности.
Рассчитывать в настоящее время на прямые межправительственные переговоры между Арменией и Турцией при посредничестве и добрых услугах дружественных держав, к сожалению, не приходится. Турецкое правительство отказывается вести не только официальные, но даже неофициальные переговоры для поиска возможностей сближения позиций сторон по этому вопросу.
Ограничены и возможности использования для этих целей ООН. Если Лига Наций однозначно осуждала отношение Турции к Армении и стремилась спасти армянский народ от гибели, то ООН за почти 60-летний период своего существования вопросом геноцида армян специально не занималась. Не только по той причине, что армянского государства как субъекта международного права не было, но и потому, что правительство СССР по ряду причин не желало выносить этот вопрос на обсуждение международного сообщества. Несколько спонтанных заявлений тех или иных государств в ходе общих прений последствия не имели.
Реальной перспективы обсуждения Армянского вопроса на Генеральной Ассамблее ООН нет. Что же касается Совета Безопасности ООН, то для принятия им решения по этому вопросу необходимы не только большинство голосов его членов, но и совпадающие голоса всех пяти постоянных членов этого органа, включая США и Великобританию, которые в этом вопросе политически заангажированы обещаниями помочь турецкому государству.
Одним из самых ярких показателей приверженности международному праву и мирных методов разрешения споров является в наше время готовность использовать судебные или третейские процедуры для разрешения международных споров. Что же касается вопросов, связанных с ответственностью за геноцид, то они должны разрешаться именно судебными процедурами.
Примечательно, что именно в связи с ответственностью за геноцид армян три великие державы — Россия, Великобритания и Франция — в мае 1915 г. впервые заявили о неотвратимости уголовного наказания организаторов и исполнителей этого преступления. В порядке реализации ответственности организаторов и исполнителей геноцида армян Севрским мирным договором впервые в истории было предусмотрено создание специального международного уголовного суда.
[стр. 595]
Армяне настойчиво добивались международного правосудия, правительство же Оттоманской империи стремилось избежать его. После поражения в Первой мировой войне, пытаясь уберечь турецкое государство от неизбежного возмездия, султанское правительство предало членов младотурецкого правительства и других организаторов массовой резни армян судам национальной юрисдикции. Талаат и другие палачи армянского народа были заочно приговорены к смертной казни, но созданное в Анатолии Кемалистское правительство отменило и эти приговоры, а потом возвело этих преступников в ранг национальных героев.
Мы считаем, что армяне не должны пренебрегать возможностью обращения к международным судебным процедурам как по принципиальным, так и по практическим соображениям. Мы, как приверженцы международного права и мирного урегулирования международных споров, должны использовать все имеющиеся возможности для правового урегулирования такого острого вопроса международных отношений, как геноцид.
Понятно, что речь уже не может идти о привлечении к международной уголовной ответственности физических лиц — организаторов и исполнителей этого преступления, их нет в живых. Однако речь может и должна идти о политической ответственности по международному праву самого турецкого государства за совершенное им преступление. Ответственность турецкого государства включает весь комплекс вопросов, необходимых для подведения правовой черты под прошлым.
В этой связи прежде всего возникает вопрос о возможности возбуждения дела в Международном суде ООН. Если бы не только Армения, но и Турция стремилась к решению вопроса о геноциде на основе международного права, они должны были бы обратиться в Международный суд ООН в качестве сторон в споре. Однако вряд ли можно ожидать, что они договорятся о предмете международного спора. Вряд ли Армения и Турция смогут прийти к согласию в отношении подсудности и относительно формулировки спорного вопроса.
Судебное разбирательство не исключает возможности запроса консультативного заключения, имеющего больше шансов на согласие сторон. С такой просьбой к Суду могли бы обратиться как сами стороны, так и международная организация.
Более реалистична постановка вопроса одной стороной — Арменией в соответствии со ст. IX Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, согласно которой предусматривается возможность передачи в Суд по требованию любой из сторон споров по вопросу толкования, применения и/или выполнения Конвенции, включая споры относительно ответственности за совершение геноцида.
Относительно легкая процедура связана с передачей спора с согласия сторон на третейское разбирательство, либо через Постоянную палату третейского суда, созданную в соответствии с Гаагской конвенцией 1899 г. о мирном решении международных столкновений, либо в третейский суд ad hoc, сформированный непосредственно сторонами.
Государства, которые опасаются судебных процедур с обязательной силой решений, могут оказывать предпочтения арбитражу как более гибкому средству. Обращение к арбитражу дает сторонам возможность влиять на выбор третейских судей. Ставя вопрос на третейское разбирательство, стороны могут предписать,
[стр. 596]
чтобы арбитры руководствовались не только правом, но и принимали решение «по справедливости и доброй совести» (ex aequo et bono).
В свете всего сказанного хотелось бы особо подчеркнуть, что изучение проблемы геноцида армян и публикации на эту тему должны быть целенаправленными, конкретными, исключительно аргументированными, основанными на документах. Необходимо в первую очередь разрабатывать юридические и политические аспекты, документально обосновывать и публиковать на языке судопроизводства материалы и исследования, имеющие прямое отношение к судебному решению вопроса, к его правовым и политическим аспектам. Необходимо экспертное обеспечение и должное освещение в средствах массовой информации.
Это одна сторона вопроса. Есть и другая, не менее важная, а именно обеспечение единства действий самих армян. Поиск решений судьбоносных для армян вопросов следует вести с участием всего армянского народа, представителей всех его политических спектров. Армянские общественные и политические деятели должны, отбросив межпартийные разногласия, выступить с единых общенациональных позиций. Необходимо решить, кто может и должен выступать от имени всех армян, на кого будет возложена миссия представления согласованной позиции армянской нации и какова будет роль многомиллионной армянской диаспоры.
Эти вопросы не могут быть решены без совершенствования реальных и действенных механизмов, координации наших усилий, согласования позиций по вопросам общеармянского значения.
Документы: К четвертому разделу [1]
К пятому разделу: [2-4]
К шестому разделу: [5-10] |
[11-17]
Комментарии: Предварительные
К первому разделу: [1-14] | [15-24]
| [25-26]
Ко второму разделу: [1-10]
К третьему разделу: [1-9]
[10-19]
К четвертому разделу: [1-9]
К пятому разделу: [1-13] |
[14] |
[15-19] |
[20-27]
[28-38] |
[39-43]
К шестому разделу: [1-15] |
[16-29]
К седьмому разделу:[выводы и рекомендации]
Послесловие Содержание (как в книге)
Также по теме:
Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Том 1
Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)