ГЕНОЦИД АРМЯН. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества, т. 1

Барсегов Ю.Г.

Раздел III. Международное признание ответственности Турции за полное уничтожение армян как национальной группы (1915-1923 гг.) и обязательства мирового сообщества


Предыдущая    Вернуться к содержанию    Следующая


№ 278. Докладная записка германского Посла графа Меттерниха Рейхсканцлеру Бетман-Гольвегу
№ 279. Телеграмма Государственного секретаря США Р. Лансинга американскому Послу в Турции Г. Моргентау
№ 280. Письмо бывшего президента Американской ассоциации юристов Мурфилда Стори лорду Брайсу
№ 281. Письмо Министра иностранных дел Великобритании лорда Грея лорду Брайсу
№ 282. Телеграмма Министра иностранных дел Германии Готтлиба фон Ягова германскому Послу в Турции о последствиях политики уничтожения армян
№ 283. Меморандум Статс-секретаря МИД Германии Циммермана
№ 284. Письмо Премьер-министра и Министра иностранных дел Франции Аристида Бриана сенатору Луи Мартену
№ 285. Телеграмма Посла США в Оттоманской империи Э. Элкаса Государственному секретарю Р. Лансингу
№ 286. Письмо Государственного секретаря США Р. Лансинга Президенту В. Вильсону
№ 287. Письмо Государственного секретаря США Р. Лансинга Президенту В. Вильсону
№ 288. Докладная записка германского администратора в Эрзеруме ШойбнерРихтера Рейхсканцлеру Бетман-Гольвегу
№ 289. Заявление заместителя Министра иностранных дел Великобритании лорда Роберта Сесиля в Палате общин британского парламента
№ 290. Оценка германского генерала Ганса Гура, командира 29 дивизии 9-го армейского корпуса III Оттоманской армии в Восточной Турции
№ 291. Докладная записка и.о. германского Посла в Оттоманской империи фон Кюльмана Рейхсканцлеру Бетман-Гольвегу
№ 292. Телеграмма Посла США в Турции Э. Элкаса Государственному секретарю Р. Лансингу
№ 293. Заявление Премьер-министра Великобритании Ллойда Джорджа
№ 294. Выписка из присланного с курьером письма скопированного Я. Завриевым
№ 295. Заявление П. Милюкова
№ 296. Проект постановления об устройстве управления в занятой Россией части Турецкой Армении, составленный Я. Завриевым
№ 297. Препроводительное письмо Я. Завриева Министру-председателю Временного правительства Г.Е. Львову
№ 298. Из журнала заседания Временного правительства № 63
№ 299. Выдержка из выступления Министра иностранных дел Великобритании А. Бальфура по внешней политике на заседании Имперского военного совета в Лондоне
№ 300. Телеграмма Министра-Председателя Временного правительства России Г. Львова генералу Юденичу с текстом постановления об управлении Турецкой Арменией
№ 301. Особый журнал заседания Временного правительства № 7
№ 302. Письмо Министра иностранных дел М. Терещенко во Временное правительство о помощниках Генерального комиссара Турецкой Армении
№ 303. Журнал заседания Временного правительства № 150
№ 304. Из докладной записки Министра торговли и промышленности С. Прокоповича Временному правительству о беспошлинном пропуске провенансов из занятых по праву войны местностей Турции
№ 305. Постановление Временного правительства о беспошлинном пропуске провенансов из занятых русскими войсками по праву войны местностей Турции
№ 306. Уведомительное письмо Управляющего делами Временного правительства Федорова Министру торговли и промышленности
№ 307. Заявление Министра иностранных дел Великобритании А. Дж. Бальфура в Палате общин
№ 308. Премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж о позиции Союзных держав и об ответственности Турции за геноцид армян
№ 309. Обращение Совета народных Комиссаров РСФСР «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»
№ 310. Заявление Премьер-министра Великобритании Д. Ллойд Джорджа в палате общин
№ 311. Рекомендации относительно целей и позиции США на Мирной конференции в Париже [Разработаны специальной группой экспертов по инициативе Государственного департамента США]
№ 312. Выдержки из предварительных рекомендаций специальной группы экспертов, назначенной для выработки американской позиции на Парижской мирной конференции
№ 313. Министр иностранных дел Франции Председателю Совета министров Ж. Клемансо о признании Армянской национальной делегации
№ 314. Декрет Совета Народных Комиссаров о «Турецкой Армении» 29 декабря 1917 г./11 января 1918 г. Утвержден III Всероссийским Съездом Советов 15/28 января 1918 г.


№ 278

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
ГЕРМАНСКОГО ПОСЛА ГРАФА МЕТТЕРНИХА
РЕЙХСКАНЦЛЕРУ БЕТМАН-ГОЛЬВЕГУ

(10 июля 1916 г.)*

Преследование армян в восточных провинциях достигло своей окончательной стадии.

Турецкое правительство не отказалось от осуществления своей программы решения Армянского вопроса путем уничтожения армянского народа ни под влиянием наших протестов, протестов Американского посольства и Апостольского представителя, ни перед угрозой держав Антанты, и меньше всего посчиталось с общественным мнением Запада. Сейчас собираются расчленить и рассеять последние группы армян, которые пережили депортацию.

К ним относятся армяне, которые остались на севере Сирии (Мараше, Алеппо, Рас уль-Аине), также как и в некоторых более крупных городах в Малой Азии (Ангоре, Конии), особенно те, кто был депортирован туда или же эмигрировал туда раньше. Но турки проводят также чистку среди давно обосновавшегося населения и среди армян-католиков и армян-протестантов, хотя Порта неоднократно заверяла, что последних пощадят.

Оставшиеся будут депортированы частично в Месопотамию, частично обращены в ислам.

Концентрационный лагерь в Рас уль-Аине, в котором в конце апреля все еще находились 2000 армян, был полностью эвакуирован; первая колонна подверглась нападению и была уничтожена пока направлялась в сторону Дейр эз-Зора; можно предположить, что других постигла не лучшая судьба.

В Мараше и Алеппо во всю идет депортация; в Мараше не пощадили даже семьи, которым раньше министр внутренних дел предоставил специальные разрешения. В Ангоре вали Решид бей, хорошо известный по своим делам в Диарбекире, занят поисками последних армян (исключительно католиков) и их высылкой. С оставшимися армянами — протестантами и католиками — в Эскишехире и в районах вокруг Ишмида обращаются таким же образом.

Несмотря на все официальные отрицания исламизация играет огромную роль в последней фазе преследования армян.

Уже в конце апреля отец Кристофель из Сиваса сообщал, что он встретил последних армян-христиан в Эрегли; по пути оттуда до Сиваса армяне полностью исчезли, «были либо депортированы, либо обращены [в ислам] или же убиты. Нигде больше не слышно ни одного армянского слова». В Карахиссаре Шарки все еще кажется находится несколько групп армян-христиан; недавно они, как говорят, создали комитет совместно с греками, чтобы спровоцировать бунт среди солдат. После этого все армяне были арестованы; их готовились депортировать. Они предпочли принять ислам. Консул Лойтвед сообщил из Дамаска 30 июня: «Всех армян так или иначе вынуждают стать мусульманами, в Дерате 149 семей приняли ислам; только одна единственная семья сохранила преданность христианской вере».<...>

__________________________
*Печатается по: The Armenian Genocide during the First World War/W. and S. Gust (ed.) in сooperation with Taner Akcam: Documents from German State Archives. [A53a/1916/1952. A-18548. DE/PA-AA/R14092. DuA Dok. 287 (dk). 1916-07-10-DE-001.]
__________________________

 

№ 279

ТЕЛЕГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США Р. ЛАНСИНГА
АМЕРИКАНСКОМУ ПОСЛУ В ТУРЦИИ Г. МОРГЕНТАУ

(16 июля 1916 г.)*

Относительно Вашей телеграммы 841 от 10 июля. Департамент одобряет Ваше обращение к турецким Министру внутренних дел и Военному министру с призывом прекратить преследование армян и попытку заручиться поддержкой германского и австрийского послов в этом деле. Департамент не может высказать какие-либо дополнительные соображения относительно этой весьма трудной ситуации кроме предложения, чтобы Вы продолжали действовать так, как поступали прежде.

__________________________
*Печатается по: File № 867. 4016/74. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1915. Supplement. The World War. Washington, 1928. P. 984.
__________________________

 

№ 280

ПИСЬМО БЫВШЕГО ПРЕЗИДЕНТА АМЕРИКАНСКОЙ
АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ МУРФИЛДА СТОРИ ЛОРДУ БРАЙСУ

(7 августа 1916 года)*

<...> По-моему, свидетельства, которые Вы приводите в книге, также заслуживают доверия, как и те, на которых мы основываем наши признания многих общепризнанных фактов истории. Я считаю, что приведенные свидетельства подтверждают вне всякого сомнения, что предумышленной целью турецких властей является уничтожение практически армян и что турки несут ответственность за чудовищные зверства, которые постигли этот несчастный народ.

__________________________
*Печатается по: «The treatment of Armenians in the Ottoman Empire, 1915—16». Documents presented to Viscount Grey of Fallodon, Secretary of States for Foreign Affairs, by Viscount Bryce. London, 1916, Printed under the athority of His Majesty’s Stationary office. P. XXXII.
__________________________

 

№ 281

ПИСЬМО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЛОРДА ГРЕЯ ЛОРДУ БРАЙСУ

(23 августа 1916 г.)*

Я должен поблагодарить Вас за то, что прислали мне сборник документов о резне армян, который так умело был сведен воедино г-ном Арнольдом Тойнби.

Сборник содержит массу ужасных свидетельств; но я думаю, что он должен быть опубликован и широко изучен всеми, кто проявляет широкий интерес к проблемам человечества. Сборник представляет ценность не только с точки зрения непосредственного информирования общественного мнения о поведении турецкого правительства в отношении беззащитного народа, но также как источник информации для будущих историков и для других целей, предложенных в вашем письме.

__________________________
*Печатается по: «The treatment of Armenians in the Ottoman Empire, 1915—16», Documents presented to Viscount Grey, Secretary of State for Foreign Affairs, by Viscount Bryce, London, 1916, printed under authority of this Majesty’s, Stationery office. P. XVIII.
__________________________

 

№ 282

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ ГОТТЛИБА ФОН ЯГОВА
ГЕРМАНСКОМУ ПОСЛУ В ТУРЦИИ

о последствиях политики уничтожения армян

(12 сентября 1916 г.)*

Ужасное обращение с армянами вызывает необходимость выражения протеста турецкому правительству, руководителям которого следует дать себе отчет относительно катастрофических последствий, которые должны постигнуть турецкую империю в результате такой политики уничтожения.

__________________________
*Печатается по: Politisches Archiv des Auswдrtigen Amtes, Abteilung I A, K 171. № 855, September 12, 1916; «Documentation of the Armenian Genocide in German and Austrian Sources» by Vahakn N. Dadrian, New Brunswick, Transaction Publishers, 1994. P. 97.
__________________________

 

№ 283

МЕМОРАНДУМ
СТАТС-СЕКРЕТАРЯ МИД ГЕРМАНИИ ЦИММЕРМАНА

(25 сентября 1916 г.)*

Сегодня я подробно обсуждал с Халил беем содержание полученного из Порты доклада под № 566 и решительно указал ему, что если на раннем этапе депортации армян еще можно было бы с трудом обосновать эту меру, учитывая военное положение того времени, как оправданную интересами национальной безопасности, то планируемые сейчас меры против оставшихся немногих несчастных армян — женщин и детей — ни в коей мере не могут быть обоснованы, равно как и не могут быть оправданы. Действие Турецкого правительства вызовет бурю негодования во всем цивилизованном мире, который не успокоится быстро даже после окончания войны. Планируемое закрытие сиротских приютов и, в особенности, массовое обращение [армян] в ислам справедливо вызовут самые резкие протесты не только в Германии, но также среди всех христианских народов.

__________________________
*Печатается по: The Armenian Genocide during the First World War/W. and S. Gust (ed.) in сooperation with Taner Akcam: Documents from German State Archives. [A-26071. DE/PA-AA/R14093. DuA Dok. 299. 1916-09-25-DE-001.]
__________________________

 

№ 284

ПИСЬМО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА И МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ АРИСТИДА БРИАНА СЕНАТОРУ ЛУИ МАРТЕНУ

(14 октября 1916 г.)*

Как Вы заявили в письме, любезно направленном мне по вопросу о положении армян, Франция, забыв свои собственные испытания, разделила горькие чувства цивилизованных наций в связи с ужасными зверствами, совершенными против армян. Она на время забыла о преступлениях, совершенных на ее территории против гражданского населения, чтобы выразить уважительное сочувствие этим другим мученикам, ставшим жертвами попрания права и справедливости. Правительство Республики официально осудило преступления младотурок и вынесло на суд человеческой совести их чудовищный план уничтожения целого народа, виновного в их глазах в том, что он любил прогресс и цивилизацию. Представителям Франции при правительствах нейтральных держав были предоставлены все документы, позволяющие им иметь представление о происшедших событиях. Во имя человечности, мы должны продолжать надеяться, что протесты с выражениями возмущения, которые некоторые из этих держав представили Константинополю, позволят предотвратить совершение новых посягательств на армянскую нацию.

Впервые наша страна оказалась не в состоянии осуществлять в Турции свою цивилизаторскую миссию и противостоять варварству ее правителей. Она, тем не менее, не упустила ни одну возможность, чтобы выразить армянскому народу свое сочувствие и свои симпатии. Ее эскадры сумели спасти от смерти, у берегов Сирии, более 5000 беженцев, которые были препровождены в Египет, где им был оказан прием, способный смягчить тяжесть их несчастной судьбы. Правительство Республики уже приняло меры для официальной нотификации Блистательной Порты, что союзные державы будут считать лично ответственными всех членов оттоманского правительства, так же как и их представителей, которые окажутся причастными к этим избиениям. Когда наступит час законной расплаты, оно не забудет тяжкие испытания армянской нации и, в согласии со своими союзниками, примет необходимые меры, чтобы обеспечить ей мир и прогресс.

__________________________
*Печатается по: A.M.A.E., Guerre 1914—1918, Turquie, tome 888, ff. 97—97 v. — Les Grandes Ruissances, I’Empire Ottoman et les Armйniens dans les Archives Franзaises (1914—1918). Recueil de documents. Publication de la Sorbonne. Paris, 1983, № 281. P. 260—261.
__________________________

 

№ 285

ТЕЛЕГРАММА
ПОСЛА США В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Э. ЭЛКАСА
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ Р. ЛАНСИНГУ

(17 октября 1916 г.)*

Из сообщения очевидца, переданного Консулом Джэксоном, и из сообщений, поступающих из других надежных источников, явствует, что депортации, сопровождаемые умышленными зверствами, продолжаются. Семьи разбивают и селят поодиночке среди мусульман, священников отделяют от прихожан. Упорно продолжается насильственное обращение в ислам, выкрадывают детей и девочек у депортированных семей. Чтобы избежать в глазах цивилизованного мира позора, как следствия продолжающейся резни, турецкие официальные лица сейчас приняли решение и стали проводить необузданную политику уничтожения посредством голода, истощения и жестокого обращения, беспрецедентного даже в турецкой истории. <...> Создавшееся положение требует не только немедленного оказания финансовой помощи, но и активных шагов, а не формального протеста. <...>

__________________________
*Печатается по: File № 867. 4016/299. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1916. Supplement. The World War. Washington, 1929. P. 857.
__________________________

 

№ 286

ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США Р. ЛАНСИНГА
ПРЕЗИДЕНТУ В. ВИЛЬСОНУ

(15 ноября 1916 г.)*

Мой дорогой г-н Президент:

Заголовки публикаций в сегодняшних утренних газетах создают ошибочное впечатление, что правительство выразило официальный протест Германии против депортации гражданского населения в Бельгии. Действительное положение таково: <...>

Наша позиция аналогична шагам, которые мы предприняли в отношении Турецкого правительства в попытке приостановить дальнейшую депортацию армянского гражданского населения. Интересно отметить в связи с депортацией армян, что 8 октября [1915 г.] князь Бернсторф прислал мне копию меморандума, который германский Посол в Константинополе вручил Турецкому правительству; это официальный протест Германского правительства, в котором Германское правительство слагает с себя любую ответственность за последствия, которые могут возникнуть.<...>

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. The Lansing Papers 1914—1920 (in two volumes). Vol. I, Washington, 1939. P. 40—42.
__________________________

 

№ 287

ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США Р. ЛАНСИНГА
ПРЕЗИДЕНТУ В. ВИЛЬСОНУ

(21 ноября 1916 г.)*

Мой дорогой г-н Президент:

Меня все больше и больше беспокоит политика Германского правительства в отношении депортации гражданского населения Бельгии, поскольку масштабы и цели высылки стали более очевидными.

Простой факт депортации гражданского населения военными властями из конкретного района, на мой взгляд, непредосудителен. Для такой акции может быть масса оправданий с точки зрения военной необходимости. До этого случая мы сталкивались с двумя случаями высылки гражданского населения из мест проживания: армян турками и французов в соседнем Лилле немцами.

Что касается армян, я мог бы счесть, что их хорошо известная нелояльность к оттоманскому правительству и то, что территория, на которой они проживали, находилась в пределах зоны военных действий, создавали более или менее оправдывающее основание, побудившее их депортировать армян из мест проживания. Для меня не сама депортация вызывает возражения, а ужасная жестокость, которой сопровождалась эта карательная мера. Это одна из самых черных страниц в истории этой войны и я считаю, что наше вмешательство, как это мы сделали в защиту этого несчастного народа, полностью оправдано, даже если они являются турецкими подданными.

В случае же с французами в Лилле и в других близлежащих городах, я могу допустить, что военная целесообразность могла послужить хорошей причиной для депортации. Проживание близ военных позиций, как это и было, трудности, связанные с обеспечением населения продовольствием и гарантированием безопасности, могли служить основанием для перемещения части населения в более отдаленные от зон военных действий места. Но как и в случае с армянами, германские военные власти проявили к жителям района Лилля жестокость и бесчеловечность, которые вызвали излишние страдания из-за разделения семей и депортации без учета возраста и пола и без возможности подготовиться к отъезду.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. The Lansing Papers 1914—1920 (in two volumes). Vol. I. Washington, 1939. P. 42—44.
__________________________

 

№ 288

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
ГЕРМАНСКОГО АДМИНИСТРАТОРА В ЭРЗЕРУМЕ
ШОЙБНЕР-РИХТЕРА
РЕЙХСКАНЦЛЕРУ БЕТМАН-ГОЛЬВЕГУ

(4 декабря 1916 г.)*

Ваше Превосходительство!

Ссылаясь с уважением на мой доклад от 5 августа из Эрзерума и последующую директиву Вашего Превосходительства, которая учитывает мое заявление по Армянскому вопросу и содержание которой было послано мне в Мосул 28 октября 1915 г. Императорским посольством в Константинополе, я позволю себе весьма почтительно сообщить следующее:

Я основывал свою попытку установить в последний момент modus vivendi между представителями турецкого Комитета и армянами, которые занимаются этим вопросом, исходя из предположения, что меня поддержит Генеральный инспектор турецкого Комитета Единения и Прогресса Омер Наджи, с которым я был лично хорошо знаком и который сопровождал меня в поездке в Азербайджан и на Восточный Кавказ, поскольку я знал, что он не одобряет жестокие меры других членов Комитета. Он обоснованно опасался, что эти действия также неблагоприятно скажутся на лидерах кавказской партии Фидаи.<...>

О том, что я видел в ходе своей поездки, я направил доклад через Императорское Консульство в Мосуле, поскольку считал это необходимым. В отдельных случаях, например, в Битлисе, я имел возможность оказать помощь тем, кто остался — армянским женщинам и детям, оказавшимся на попечении американских миссионерок, а также оказать помощь последним.

По пути в Мосул мы пересекли вновь созданный район командования 6-й Армии. Подразделение, приданное Омер Наджи и мои солдаты получили приказ напасть и наказать жителей армянской деревни близ Хезака, в которой будто забаррикадировались восставшие армяне. Я вовремя выяснил, что так называемые «восставшие» — это жители деревни, которые забаррикадировались, опасаясь резни, и которые с радостью готовы были сдать свое оружие, если получат заверение, что их не убьют. Попытка посредничества, предложенная администратором Германского консульства в Мосуле и мною, была отклонена высшим командованием 6-й Армии, которому я сообщил факты.<...>

Я считаю своим долгом обратить внимание Вашего Превосходительства на следующее: ряд бесед с ведущими турецкими деятелями оставили у меня следующие впечатления:

Значительная часть младотурецкого Комитета придерживается мнения, что Оттоманская империя должна создаваться только на чисто магометанской, пантюркистской основе. Те жители, кто не являются ни мусульманами, ни турками, должны стать таковыми насильно, или, если это невозможно, должны быть уничтожены.

Для этих господ нынешнее время кажется самым подходящим для осуществления этого плана.

Первым пунктом их программы была резня армян.

Мнимая подготовка революции партией Дашнакцакан была выдвинута как предлог и оправдание перед теми державами, которые находятся в союзе с Турцией. Кроме того, местные волнения и меры самозащиты со стороны армян были преувеличены и использованы как предлог, чтобы оправдать высылку армян из опасных приграничных округов. Подстрекаемые Комитетом курдские и турецкие банды, а в ряде мест также и жандармы, убивали армян по дороге.<...>

3) Военная кампания Халил бея на севере Персии привела к резне его армянских и сирийских батальонов и к высылке армянского, сирийского и персидского населения из северной части Персии.<...>

5) Смехотворная переоценка силы и широкой притягательности пантюркских идей, равно как и недооценка влияния кавказских армян послужили основанием для вывода, что мусульмане Кавказа могут встать на сторону Турции и восстать против России. Только сейчас становится постепенно ясно, что этот план лишился значительной части своих возможностей из-за антиармянских действий и поведения турко-курдских формирований в районах Кавказской границы. Кавказцы не прислушиваются к германской пропаганде и часто воспринимают ее с предубеждением.<...>

Наконец, у меня сложилось впечатление, что наша сдержанность в Армянском вопросе нанесла явный вред нашей репутации в Турции и Персии, ибо многие считают это проявлением слабости. Более решительное действие против безжалостных попыток младотурецкого Комитета упрочило бы нашу репутацию и не только среди немусульман и арабов, но также и среди старых турок и нынешнее меньшинство младотурок гораздо больше уважало бы нас.<...>

__________________________
*Печатается по: Wolfgang and Sigrid Gust (ed.) in сooperation with Taner Akcam: The Armenian Genocide during the First World War. Documents from German State Archives. [DE/PA-AA/R14094. DuA Dok. 309 (re. gk). 1916-12-04-DE-001.]
__________________________

 

№ 289

ЗАЯВЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЛОРДА РОБЕРТА СЕСИЛЯ
В ПАЛАТЕ ОБЩИН БРИТАНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

(21 декабря 1916 г.)*

Правительство Его Величества получило недавно сообщение из надежного источника, в котором содержатся гораздо более подробные свидетельства, касающиеся жестокостей и издевательств, которым подверглись в массовом порядке армяне, выселенные из своих жилищ. Свидетельства говорят о том, что турецкие официальные лица прибегали к различным методам, чтобы уничтожить этих несчастных людей <...>

__________________________
*Печатается по: The Parliamentary debates. Official report. Fifth series — vol. LXXXVI. Sixth session of 30th Parliament, House of commons, 19th volume of session 1916, London. P. 1636—1637.
__________________________

 

№ 290

ОЦЕНКА ГЕРМАНСКОГО ГЕНЕРАЛА ГАНСА ГУРА,
КОМАНДИРА 29 ДИВИЗИИ 9-ГО АРМЕЙСКОГО КОРПУСА III
ОТТОМАНСКОЙ АРМИИ В ВОСТОЧНОЙ ТУРЦИИ

(1916 г.)*

<...>Независимо от того, как вы относитесь к Армянскому вопросу, решение, которого добивалась Турция, кажется порочным при всех обстоятельствах. Прибегая к насильственному уничтожению армян, Турция опорочила свою добрую репутацию и тем самым нанесла себе серьезнейший ущерб. <...>

__________________________
*Печатается по: Guhr H. Als turkisher Divisionskonnander in Kleinasien und Palestina (As a Turkish Divisional Commander in Asia Manor and Palestine). Berlin, Mars, 1937. P. 138.
__________________________

 

№ 291

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА И. О. ГЕРМАНСКОГО ПОСЛА
В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ФОН КЮЛЬМАНА
РЕЙХСКАНЛЕРУ БЕТМАН-ГОЛЬВЕГУ

(16 февраля 1917 г.)*

<...>Я считаю, что в конечном итоге политика уничтожения [армян] наносит ущерб Турецкому государству. Зверства, которыми сопровождалась кампания против армян, будут лежать тяжелым грузом на престиже турок в течение долгого времени и в течение продолжительного времени эти зверства будут служить отравленным оружием в руках тех, кто отказывает Турции в праве считаться культурным государством и требует исключения турок из Европы.<...>

__________________________
*Печатается по: The Armenian Genocide during the First World War/W. and S. Gust (ed) in cooperation with Taner Akзam: Documents from German State Archives. [DE/PA-AA/RI4095. DuA Dok. 317 (re). 1917-02-16-DE-003.]
__________________________

 

№ 292

ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США В ТУРЦИИ Э. ЭЛКАСА
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ Р. ЛАНСИНГУ

(2 марта 1917 г.)*

<...>Из всех источников ко мне поступает информация, что турки не разорвут отношений с США, даже если возникнет война между Германией и Америкой. Как я уже телеграфировал в Государственный департамент, Талаат паша заявил мне, что не видит никакой причины, почему дружественные отношения между Турцией и Америкой не должны продолжаться, даже если произойдет разрыв между Америкой и Германией. Спустя несколько дней после этой беседы, он сказал, что сообщил Султану содержание нашей беседы и что Его Императорское Величество полностью одобрил высказывания Талаат паши и заявил, что искренне желает продолжения дружественных отношений между двумя странами. Но Джавид бей, новый Министр финансов, был гораздо более откровенен, чем Великий Визирь .<...>

Руководители партии Единение и Прогресс понимают, что они будут нести ответственность за то, что ввергли Турцию в войну, которая оказалась катастрофической для империи; что их также привлекут к ответственности за резню армян, за преследование других нетурецких народов и за бесконечное число других преступлений. Поэтому, видя приближение дня расплаты и не веря в способность или готовность их германского союзника помочь им в час нужды, они желают сейчас подружиться с Америкой, для того, чтобы защитить себя, либо по крайней мере иметь друга, когда наступит судный день.

<...>Говоря о дружеских отношениях между Турцией и Америкой, я сказал ему [Министру финансов Джавид-бею], что Турция имеет много друзей, но добавил, что для того, чтобы эти друзья могли быть в состоянии оказать какую-то услугу Турции, необходимо положить конец резне армян, а также арабов или сирийцев, прекратить другие преследования. Он сразу же заявил, что полностью согласен со мной. «Это вещи не должны были произойти». Он сказал, что надеется, что очень скоро мы увидим улучшение положения армян, которым будет разрешено перемещаться и вести деловые операции с определенными районами. То, что случилось, достойно самого большого сожаления, и он заверил меня, что это не повторится.<...>

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. The Lansing Papers 1914—1920 (in two volumes). Vol. I, Washington, 1939. P. 787—791.
__________________________

 

№ 293

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ЛЛОЙД ДЖОРДЖА ИМПЕРСКОМУ ВОЕННОМУ КАБИНЕТУ
О ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ СТРАНЫ

(20 марта 1917 г.)*

<...>Какова третья цель? Разбить Турецкую империю, как империю. Турки управляли или, лучше сказать, злоупотребляли самыми плодородными и самыми ценными странами мира. Они не управляли успешно ни одной из завоеванных ими стран. <...> Они правят странами, которые были колыбелью цивилизации, школой цивилизации, храмом цивилизации, а с материальной точки зрения также и житницей цивилизации. Ныне эти прекрасные страны представляют смертоносную пустыню, хотя некогда были богатейшими в мире. Одна только история месопотамского похода служит уничтожающим приговором методам турецкого хозяйничанья.<...> То же самое можно сказать о Сирии, Палестине, Армении, обо всех этих прославленных странах. Нельзя позволить туркам и впредь управлять этими великими странами. Мы в долгу перед этими странами за дары, которыми они обогатили человечество; мы обязаны сделать что-нибудь для восстановления их славы.<...> Нельзя допустить, чтобы эти страны оставались впредь под господством Турции. Под властью турок они были постоянным источником волнений, трений и войн.<...> Великим достижением будет возвращение этим прославленным землям их былого величия, приобретение ими вновь способности внести свой вклад в счастье и процветание мира. <...>

__________________________
*Печатается по: War memoirs of David Lloyd George, 1917, «Little. Brown, and company», Boston, 1934. P. 42—44. См. также: Д. Ллойд Джордж. Военные мемуары. Т. IV. М., 1935. С. 49.
__________________________

 

№ 294

ВЫПИСКА ИЗ ПРИСЛАННОГО С КУРЬЕРОМ ПИСЬМА,
СКОПИРОВАННОГО Я. ЗАВРИЕВЫМ1

(13 апреля 1917 г.)2

У наших соседей — татар затевается что-то необычно серьезное.

1. Они усиленно и открыто вооружаются. Объясняют это тем, что им необходимо подготовиться к борьбе против реакционных темных сил.

Вооружение идет усиленным темпом во всех провинциях как шиитских, так суннитских.

Это обстоятельство встревожило не только армян, но и русских. Военные не считают безопасным тыл, в особенности, ввиду того, что почти вся линия железной дороги проходит через районы, населенные татарами.

2. Татары решили добиваться устройства автономной мусульманской области, куда входили бы Закавказье, а также Дагестан, Персидский Азербайджан3 и Закаспийский край.

3. Джафаров говорил недавно, что мусульмане Кавказа не могут не принимать активного участия в деле устройства армянских вилайетов Турции. Татары будут требовать теперь же возвращения мусульман в покинутые армянские районы. Мусульмане согласны будут на автономию шести армянских вилайетов, но под протекторатом Турции. Интересы меньшинства армянского будут гарантированы специальными законами.

В начале апреля сего года главный руководитель татар и вообще мусульман — Али Мардан бек Топчибашев предложил тифлисскому городскому голове А.И. Хатисову устроить совещание между татарами и армянами о том,

как действовать на случай падения русского владычества на Кавказе.

С подлинным верно: Я. Завриев

24 апреля 1917 г.
Петроград

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. On. 1. Д. 1470. Л. 5—6. Заверенная копия.

1Авторство письма установить не удалось. Я.X. Завриев постановлением Временного правительства 12 марта 1917 г. введен в состав особого Закавказского комитета (ГАФР. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 3. Л. 36).
2Дата документа.
3Так в документе.
__________________________

 

№ 295

ЗАЯВЛЕНИЕ П. МИЛЮКОВА

(24 апреля 1917 года)*

Декларация Временного правительства о целях войны содержит не условия мира, а лишь общие принципы, не раз уже провозглашенные ранее государственными деятелями союзных с нами стран. Условия мира могут быть выработаны не иначе, как в согласии с нашими союзниками, согласно Лондонской конференции. Как бы ни относиться к лозунгу «мир без аннексий», нельзя игнорировать признанные всеми союзниками принципы воссоединения Польши, Армении, удовлетворения национальных стремлений австрийских славян.

__________________________
*Печатается по: Речь, 11/24 апр. 1917. № 83.
__________________________

 

№ 296

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ УПРАВЛЕНИЯ
В ЗАНЯТОЙ РОССИЕЙ ЧАСТИ ТУРЕЦКОЙ АРМЕНИИ,
СОСТАВЛЕННЫЙ Я. ЗАВРИЕВЫМ*

(не позднее 25 апреля 1917 г.)1

Временное правительство, на основании статей 42 и 43 Гаагской конвенции2 5/8 октября 1907 г. о Законах и обычаях сухопутной войны, впредь до окончательного определения мирным трактатом положения турецкой Армении, постановило:

С т а т ь я 1. Территория Турецкой Армении, занятая российскими войсками, в отношении гражданского управления, изъемлется из ведения Кавказских властей, а равно военных властей Кавказского фронта, и непосредственно подчиняется Временному правительству.

С т а т ь я 2. Ближайшее осуществление означенных в статье 1 полномочий, а равно прав, временным положением об управлении областями Турции 5 июня 1916 г. предоставленных военному Генерал-губернатору сих областей, вверяется Временным правительством назначаемому им Генеральному комиссару Турецкой Армении.

С т а т ь я 3. При Генеральном комиссаре Турецкой Армении состоит помощник по гражданской части.

Помощник Генерального комиссара по гражданской части и начальник его канцелярии назначаются Временным правительством из числа лиц, принадлежащих к армянской национальности.3

С т а т ь я 4. Генеральный комиссар, по докладу помощника своего по гражданской части, представляет Временному правительству непосредственно свои соображения о желательных дополнениях и изменениях временного положения об управлении областями Турции 5 июня 1916 г.

[На документе рукой В.Д.Набокова сделаны пометы:]

«1) Вызвать Романовского телегр[афировать] Юденичу.

2) Запросить, вызван ли Вышинский? Исполнено.

3) Сообщить Юденичу и Харламову телеграммой текст настоящего постановления. Исполнен. Принято 264 апреля 1917.

Влад. Набоков.5»

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1470. Лл. 8. Подлинник.6

1Дата установлена по «Поправка в устройстве управления в занятой Россией части Турецкой Армении» Я.Х. Завриева от 25 апреля 1917 г. (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1470. Л. 3-4об.).
2Ст. 42. Территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии. Занятие распространяется лишь на те области, где эта деятельность установлена и в состоянии проявить свою деятельность.
Ст. 43. С фактическим переходом власти из рук законного правительства к занявшему территорию неприятелей, последний обязан принять все зависящие от него меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы, буде к тому не встретится неодолимого препятствия. (Примеч. документа).
3Со слова «помощник» и до конца абзаца текст взят карандашом в скобки и на полях рукой управляющего делами Временного правительства В. Д. Набокова написано: «В Инструкцию».
4Далее: зачеркнуто: 28.
5В.Д. Набоков постановлением Временного правительства от 12 марта 1917 г. являлся также и заместителем наместника на Кавказе (ГАФТ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 3. Л. 36).
6Подлинность установлена по пометам на документе.
__________________________

 

№ 297

ПРЕПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО Я. ЗАВРИЕВА
МИНИСТРУ-ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Г.Е. ЛЬВОВУ

(25 апреля 1917 г.)*

Глубокоуважаемый Георгий Евгеньевич!

При сем препровождаю Вам обещанный краткий доклад по вопросу о выделении занятой части Турецкой Армении из ведения военных властей Кавказа и подчинении Временному правительству.

Согласно Вашего любезного обещания я уже считаю бесспорным, что сегодня этот вопрос будет непременно рассмотрен и письменно оформлен в виде постановления Временного правительства для руководительства им всякого, через кого бы это ни пришлось проводить в жизнь.

Россия слишком велика и, естественно, что нельзя знать ее в деталях. Поэтому я просил бы Вас не отказать пригласить члена Государственной Думы М.С. Аджемова на заседание Совета при рассмотрении данного вопроса на случай нужных объяснений.

Я решаюсь настаивать на неотложности дела и на невозможности для армян выносить дальнейшее откладывание его, ибо это волнует их и возбуждает крайние мысли и чувства.

Армяне не могут допустить никакого подчинения Генерального комиссара военным властям Кавказа и не могут пойти в этом ни на какие уступки и компромиссы. Это является основным условием для раскрепощения армян от турецко-курдского господства и от насилий военного чиновничества и поныне сохранившегося неизменным на Кавказе.

Скорейшее смещение ген[ерала] Юденича и ген[ерала] Болховитинова и срочное удаление их с Кавказа будут актами, которые значительно ослабят оппозиционность и подозрительность народов на Кавказе.

Упорное сохранение их обоих только подрывает авторитет Временного правительства, столь нужный теперь для всего государства.

Примите уверения в искренней преданности к Вам и полном уважении.

Делегат армянской революционно-социалистической партии Дашнакцутюн.

Я. Завриев

25 апреля 1917 г. Петроград. Надеждинская, 36

[На документе имеется помета:] «Передать Нольде».

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1470. Л. 1—2. Подлинник. Автограф.
__________________________

 

№ 298

ИЗ ЖУРНАЛА ЗАСЕДАНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА № 63

(26 апреля 1917 г.)*

В заседании участвовали: Министр-председатель кн. Г.Е. Львов, Министр юстиции А.Ф. Керенский, Министр финансов М.И. Терещенко, Министр земледелия А.И. Шингарев, Министр путей сообщения Н.В. Некрасов, Министр иностранных дел П.Н. Милюков, Обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов, Товарищ Министра внутренних дел Д.М. Щепкин.

В заседании присутствовал Государственный контролер И.В. Годнев.

Заседание открыто в 22 час.

<...>Слушали: 10. Доложенная Управляющим делами Временного правительства записка по вопросу об устройстве областей турецкой Армении, занятых по праву войны.

Постановили: Издать нижеследующее постановление по вопросу об устройстве областей турецкой Армении, занятых по праву войны:

«Временное правительство, на основании статей 42 и 43 Гаагской конвенции 5/18 октября 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны**, впредь до окончательного определения мирным трактатом положения турецкой Армении, постановило:

С т а т ь я 1. Территория турецкой Армении, занятая российскими властями, в отношении гражданского управления, изъемлется из ведения Кавказских властей, а равно военных частей Кавказского фронта, и непосредственно подчиняется Временному правительству.

С т а т ь я 2. Ближайшее осуществление означенных в статье 1 полномочий, а равно прав, временным положением об управлении областями Турции 5 июня 1916 года, предоставленных военному Генерал-губернатору сих областей, вверяется Временным правительством назначаемому им Генеральному комиссару турецкой Армении.

С т а т ь я 3. При Генеральном комиссаре турецкой Армении состоит помощник по гражданской части.

С т а т ь я 4. Генеральный комиссар, по докладу помощника своего по гражданской части, представляет Временному правительству непосредственно свои соображения о желательных дополнениях и изменениях временного положения об управлении областями Турции 5 июня 1916 г.»<...>

Подлинные журналы подписаны Министром-председателем, министрами, обер-прокурором Святейшего Синода и Государственным контролером и скреплены помощником Управляющего делами Временного Правительства.

С подлинным верно:

Начальник отделения Канцелярии Временного правительства.

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 3. Лл. 281. 255 об., 286 об. Заверенная копия.
**Ст. 42. Территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии.
Занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность.
Ст. 43. С фактическим переходом власти из рук законного Правительства к занявшему территорию неприятелю, последний обязан принять все зависящие от него меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы, буде к тому не встретится неодолимого препятствия (Примеч. документа).
__________________________

 

№ 299

ВЫДЕРЖКА ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ А. БАЛЬФУРА ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

на заседании Имперского военного совета в Лондоне

(в мае 1917 г.)*

<...>Практическое разрушение Турецкой империи несомненно является одной из целей, которые мы желаем достичь. Турки могут пользоваться — я надеюсь они будут пользоваться — более или менее независимым положением в Малой Азии. Если мы преуспеем, то Турция бесспорно лишится всего, что в более широком смысле можно назвать Аравией; она лишится самых важных районов долины Ефрата и Тигра; она потеряет Константинополь; Сирия, Армения и южные районы Малой Азии будут, если и не аннексированы Державами Антанты, то вероятно окажутся более или менее под их господством.<...>

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. The Lansing Papers, 1914—1920. Vol. II. Washington, 1940. P. 23.
__________________________

 

№ 300

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА-ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВРЕМЕННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ Г. ЛЬВОВА ГЕНЕРАЛУ ЮДЕНИЧУ

с текстом постановления об управлении Турецкой Арменией

(1 мая 1917 г.)*

«Временное правительство 26 апреля утвердило нижеследующее постановление об управлении Турецкой Арменией. Временное правительство на основании статей 42 и 43 Гаагской конференции от 5 октября 1917 года о законах и обычаях сухопутной войны впредь до окончательного определения мирным трактатом положения о Турецкой Армении постановило:

С т а т ь я 1. Территория Турецкой Армении, занятая российского войсками, в отношении гражданского управления изымается из ведения кавказских областей, а равно военных областей Кавказского фронта и непосредственно подчиняется Временному правительству.

С т а т ь я 2. Ближайшее осуществление означенных в статье 1 полномочий, а равно прав, временным положением об управлении областями Турции от 5 июня 1916 г., представленных военному генерал-губернатору сих областей, вверяется Временным правительством назначенному им Генеральному комиссару Турецкой Армении.

Статья 3. При Генеральном комиссаре Турецкой Армении состоит помощник по гражданской части.

Статья 4. Генеральный комиссар по докладу помощника своего по гражданской части представляет Временному правительству непосредственно свои соображения о желательных дополнениях и изъятиях временного положения об управлении областями Турции от 5 июня 1916 г.»

__________________________
*Печатается по: ЦГВИА СССР. Ф. 2168. Оп. 1. Д. 416. Л. 9—11. Арутюнян А.О. Кавказский фронт 1914—1917 гг. Ереван: Айастан, 1971.
__________________________

 

№ 301

ОСОБЫЙ ЖУРНАЛ
ЗАСЕДАНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА № 7

(15 мая 1917 г.)*

В заседании участвовали: Министр-председатель кн[язь] Г.Е. Львов, Министр иностранных дел М.И. Терещенко, Министр народного просвещения А.А. Мануйлов, министр земледелия В.М. Чернов, министр юстиции П.Н. Переверзев, Министр государственного призрения кн[язь] Д.И. Шаховской, Министр продовольствия А.В. Пешехонов, Министр труда М.И. Скобелев, Обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов, Товарищ Министра внутренних дел Д.М. Щепкин, Товарищ Министра путей сообщения А.В. Ливеровский, Товарищ Министра торговли и промышленности В.А. Степанов и помощник военного Министра Г.А. Якубович.

Заседание открыто в 21 час. 45 мин.

В заседании присутствовал Государственный контролер И.В. Горднев.

1. Слушали: Представленный Министром иностранных дел проект руководящих указаний Генерал-комиссару областей Турции, занятых по праву войны.

Постановили: Преподать Генерал-комиссару областей Турции, занятых по праву войны нижеследующие руководящие указания:

1. Не предрешая вопроса о будущих географических и политических границах Армении, Временное правительство из занятых ныне в Азиатской Турции по праву войны областей считает искони армянскими вилайеты: Ванский, Битлисский и Эрзерумский.

2. В интересах поднятия хозяйства страны, а также во имя справедливости и для восстановления прав армян, резней и выселением попранных Турцией, надлежит принять теперь же меры к обратному заселению этих областей армянами, переселившимися в пределы России в течение текущей войны и в прежние годы.

Равным образом не должно ставить препятствий к заселению этих областей вообще желающими вернуться армянами из бывших турецких подданных. Ввиду неоконченности войны, возможных колебаний фронта и продовольственных и транспортных затруднений, предлагается Генерал-комиссару производить заселение постепенно и по плану, заранее выработанному с представителями армянских организаций.

3. Что касается турок, курдов и лазов, то, не имея целью создавать каких-либо затруднений для оставшихся в названных областях или ушедших в пределы России, оказывая им законное содействие и покровительство, надлежит, тем не менее, в целях военного обеспечения армии и для предотвращения возможных национальных осложнений, не допускать, впредь до особого распоряжения, обратное водворение тех из них, кои ушли вместе с турецкими войсками.

4. О кредитах, которых для устроения страны и беженцев в целях обслуживания армии продуктами этих областей, следует входить с представлением к Временному правительству.

О принимаемых во исполнение настоящей инструкции мерах надлежит периодически доносить Председателю Временного правительства, а также Министрам иностранных дел и военному.

2. Слушали: О назначениях некоторых должностных лиц.

Постановили: Назначить: 1) Главного начальника снабжений Кавказского фронта генерал-лейтенанта Петра Ивановича Аверьянова — исполняющим должность генерал-комиссара Турецкой Армении, с подчинением ему, на основаниях, в постановлении Временного правительства от 26 апреля 1917 г. указанных, прочих областей Турции, занятых по праву войны и с оставлением его в занимаемой должности и 2) Доктора Якова Христофоровича Завриева помощником Генерал-комиссара областей Турецкой Армении занятых по праву войны.

Заседание закрыто в 1 час 15 мин.

Министр-председатель князь Львов

Министры:
за военного полк. Якубович
юстиции П. Переверзев
иностранных дел М. Терещенко
путей сообщений Н. Некрасов
за торговли и промышленности В. Степанов
народного просвещения А. Мануйлов
финансов1
земледелия Виктор Чернов
почт и телеграфов1
труда1
продовольствия А. Пешехонов
Государственного призрения кн. Дм. Шаховской
Обер-прокурор Святейшего Синода1
Государственный контролер (подпись отсутствует)
За Управляющего делами Временного правительства2

Помета:

Послана для копии
В печать 25.V.
Исполн. 3 июня

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 4. Л. 13—14. Подлинник. Автограф

1Подпись отсутствует.
2Подпись неразборчива.
__________________________

 

№ 302

ПИСЬМО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ М. ТЕРЕЩЕНКО
ВО ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

о помощниках Генерального комиссара Турецкой Армении

(31 июля 1917 г.)*

Постановлением Временного правительства от 26 апреля с.г. о Турецкой Армении (Собр. Узак. Ст. 633), между прочим, определено учредить при Генеральном комиссаре названной области должность помощника по гражданской части.

Приведенным узаконением указанной должности не присвоено, однако, ни содержания, ни других служебных прав.

Генеральный комиссар ходатайствует о восполнении этого пробела, представляя вместе с тем о необходимости учреждения второй должности помощника комиссара по гражданской части.1 <...>

Введение проектируемых мер в действие надлежало бы отнести к 1 мая с.г., так как лица, фактически исполняющие обязанности помощников Генерального комиссара по гражданской части, привлечены к этим обязанностям с мая месяца текущего года.

Поддерживая с своей стороны, изъясненные положения, Министр иностранных дел полагал бы:

1. Учредить при Генеральном комиссаре Турецкой Армении сверх положенной постановлением Временного правительства от 26 апреля 1917 г. должности помощника по гражданской части (Собр. Узак. Ст. 633), вторую такую же должность.2 <...>

<...>3. Распространить на означенные в отделе 1 должности действие правил, постановленных в примечаниях к утвержденному 5 июня 1916 г. Временному штату управления Военного генерал-губернатора областей Турции, занятых по праву войны (приказ Начальника штаба Верховного Главнокомандующего, № 739) с приравнением указанных должностей к предусмотренной в поименованном штате должности помощника Военного генерал-губернатора.

4. Настоящее узаконение ввести в действие с 1 мая 1917 г.

О сем Министр иностранных дел имеет честь представить на уважение Временного правительства.

Министр иностранных дел М.И. Терещенко

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1473. Л. 1—1об. Копия.

1Опущены сведения о ставках и расходах на содержание должности помощника Генерального комиссара.
2Опущена статья 2 со сведениями о ставках и расходах по должности второго помощника.
__________________________

 

№ 303

ЖУРНАЛ ЗАСЕДАНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА № 150

(8 августа 1917 г.)*

В заседании участвовали: Министр-председатель, военный и морской министр А.Ф. Керенский, заместитель Министра-председателя, Министр финансов Н.В. Некрасов, Министр иностранных дел М.И. Терещенко, Министр юстиции А.С. Зарудный, Министр государственного призрения И.Н. Ефремов, Министр внутренних дел Н.Д. Авксентьев, Министр народного просвещения С.Ф. Ольденбург, Министр путей сообщения П.П. Юренев, Министр исповеданий А.В. Карташев, Управляющий Министерством финансов М.В. Бернацкий, помощник Морскоо министра Б.П. Дудоров и Товарищ Министра труда П.Н. Колокольников.

В заседании присутствовал Товарищ Государственного контролера М.И. Скипетров.

Заседание открыто в 21 час 20 мин.

Слушали: 1. Представления Министра иностранных дел: а) Об учреждении при Генеральном Комиссаре Турецкой Армении второй должности помощника по гражданской части.

Постановили: Издать нижеследующее постановление:

«I. Учредить при Генеральном комиссаре Турецкой Армении, сверх положенной постановлением Временного правительства от 26 апреля 1917 г. должности помощника по гражданской части (Собр. Узак. Ст. 633), вторую такую же должность.

II. Присвоить каждой из означенных в отделе I должностей IV класса, II разряд по пенсии, раздел полевых (<...>), годовой оклад содержания, за узаконенными вычетами, в шесть тысяч шестьсот семьдесят два рубля (в том числе: жалования три тысячи триста тридцать шесть рублей и столовых — три тысячи триста тридцать шесть рублей) и особые добавочные за службе в завоеванных областях Азиатской Турции в размере двух тысяч четырех сот рублей в год.

III. Распространить на означенные в отделе I должности действие приказа, постановленных в примечаниях к утвержденному 5 июня 1916 г. временному штату управления Военного Генерал-губернатора областей Турции, занятых по праву войны (приказ Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего, № 739), с приравнением указанных должностей в поименованном штате должности помощника Военного генерал-губернатора.

IV. Начало действия настоящего постановления отнести к 1 Мая 1917 г.»<...>

Слушали: 17. О назначении должностных лиц.

Постановили: Помощниками по гражданской части Генерал-комиссара Турецкой Армении и прочих местностей Турции, занятых по праву войны: 1) члена Государственной Думы первого созыва Федора Иваницкого и 2) Доктора Якова Завриева с 26 апреля 1917 г.

Заседание закрыто в 23 час. 20 мин.

Министр-председатель А. Керенский

Министры:

Военный и морской
За юстиции А. Денисов
Иностранных дел М. Терещенко
За путей сообщения (подпись нрзб.).
Внутренних дел Авксентьев
Торговли и промышленности С. Прокопович
За земледелия (подпись нрзб.)
Почт и телеграфов А. Никитин
Государственного призрения Ив. Ефремов
Исповеданий А.В. Карташев
За государственного контролера Мих. Скипетров

За управляющего делами Временного правительства Э. Шольвиг.

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 1. Ч. III. Л. 261—262 об., 269. Подлинник. Автограф.
__________________________

 

№ 304

ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ МИНИСТРА ТОРГОВЛИ
И ПРОМЫШЛЕННОСТИ С. ПРОКОПОВИЧА
ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

о беспошлинном пропуске провенансов из занятых
по праву войны местностей Турции

(16 сентября 1917 г.)*

<...> В начале текущего года Кавказский таможенный инспектор донес Департаменту таможенных сборов о том, что б. Помощник Наместника генерал Янушкевич предполагает возбудить вопрос о беспошлинном пропуске населению Кавказского наместничества провенансов, занятых нами местностей Турции, входящих в состав Эрзерумского и Ванского вилайетов.

<...> Кавказский таможенный инспектор обратился в наши консульские учреждения в Персии с просьбой сообщить, можно ли предположить, что персидские товары (и при том не отдельными партиями, а в составе целых партий) будут направляться импортерами в упомянутые турецкие области с тем, чтобы отсюда водворять их в пределы Кавказа беспошлинно, под видом провенансов, занятых нами по праву войны турецких местностей, если на беспошлинный пропуск таких провенансов последует разрешение.

<...> Консул в Урмии рекомендует для предупреждения возможности движения персидских грузов в занятые нами турецкие области, установить, чтобы все грузы в пограничной полосе Персии с указанными турецкими областями сопровождались удостоверениями наших консулов, к каковому мнению присоединяется и Российский Генеральный консул в Тегеране, сообщивший, что сама по себе эта мера не могла бы стеснить торгового движения, но что об установлении этой меры было бы необходимо широко оповестить заинтересованных лиц, а на границе вышеупомянутых областей учредить соответствующий контроль.

Противоположного по этому вопросу мнения держится наш Консул в Азербайджане, сообщивший Кавказскому таможенному инспектору, что проектируемый порядок, т. е. сопровождение вышеуказанных грузов консульскими удостоверениями был бы крайне обременителен и что было бы проще восстановить персидские пограничные посты на бывшей турецко-персидской границе, а против них учредить русские пограничные посты<...>

Донося об изложенном, Кавказский таможенный инспектор присовокупляет, что, по его мнению, установление особой линии пограничного надзора между Персией и занятыми нами местностями Турции представляется, по условиям настоящего времени, едва ли осуществимым и вряд ли может принести существенную пользу, если вместе с тем на границе между Персией и указанными местностями Турции не будут учреждены контрольные таможенные учреждения. <...>

<...> Министр финансов, прося внести и настоящий вопрос на обсуждение Временного правительства, добавляет, что вышеприведенные соображения Кавказского таможенного инспектора Министерством финансов вполне разделяются.

Настоящее дело препровождено было на заключение Комиссара по делам Кавказа в Петербурге, который уведомил ныне, что он, со своей стороны, всецело присоединяется к мнению Министерства финансов о желательности возбуждения в законодательном порядке вопроса о беспошлинном пропуске в Россию провенансов областей Турции, занятых по праву войны. <...>

На основании вышеизложенного, Министр торговли и промышленности полагал бы:

В отмену и изменение действующих узаконений постановить:

1. Товары, привозимые из местностей Турции, занятых русскими войсками по праву войны, пропускаются беспошлинно.

2. Прекращение срока действия указанного в предшедшей (1) статье сего постановления предоставляется Министру торговли и промышленности, по соглашению с Министром финансов и Комиссаром по делам Кавказа в Петрограде.

3. Постановления, изложенные в предшедших (1—2) статьях, вводятся в действие со дня обнародования настоящего узаконения в Собрании узаконений и распоряжений Правительства, с представлением Министру финансов сообщить о сем по телеграфу подлежащим таможенным учреждениям для немедленного исполнения.

Министр торговли и промышленности С. Прокопович
Управляющий делами Комитета Г. Шапошников

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 404. Л. 1—9. Подлинник. Автограф.
__________________________

 

№ 305

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
о беспошлинном пропуске провенансов из занятых
русскими войсками по праву войны местностей Турции

(29 сентября 1917 года)*

I. Во изменение и дополнение подлежащих узаконений, постановить:

1) Товары, привозимые из местностей Турции, занятых русскими войсками по праву войны, пропускаются беспошлинно.

2) Министру торговли и промышленности, по соглашению с Министром финансов и Государственным Контролером, предоставляется, когда они признают это нужным, прекратить действие указанной в предшедшей (1) статье льготы.

II. Ввести в действие предусмотренную в отделе 1 меру со дня обнародования настоящего постановления в Собрании узаконений и распоряжений правительства, с предоставлением Министру финансов сообщить о сем подлежащим таможенным учреждениям, для немедленного исполнения, по телеграфу.

Заместитель Министра-Председателя А. Коновалов
За Министра торговли и промышленности Н. Саввин

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 404. Л. 18. Копия.
__________________________

 

№ 306

УВЕДОМИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО УПРАВЛЯЮЩЕГО ДЕЛАМИ
ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ФЕДОРОВА
МИНИСТРУ ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(4 октября 1917 г.)*

Управляющий делами Временного правительства препровождает при сем копию постановления Временного правительства от 29 сентября 1917 г. о беспошлинном пропуске провенансов из занятых русскими войсками по праву войны местностей Турции, присовокупляя, что подлинное постановление, одновременно с сим, препровождено в Министерство юстиции для распубликования.

__________________________
*Печатается по: ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 404. Л. 17. Подлинник.
__________________________

 

№ 307

ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ А. ДЖ. БАЛЬФУРА В ПАЛАТЕ ОБЩИН

(6 ноября 1917 г.)*

<...> В ы н е м о ж е т е д е м о к р а т и з и р о в а т ь Т у р ц и ю . Э т о с о в е р ш е н н о я с н о . У н а с есть экспериментальное доказательство этого. Турки и родственные им расы естественно воспринимают деспотическое правительство <...> Султан был низложен и мы думали, что собираемся иметь демократическую Турцию. Мы знаем каков результат. Правительство демократизированной Турции оказалось таким же централизованным, таким же невежественным, таким же варварским и гораздо менее способным, чем правление некоторых великих султанов, которые правили этой расой. Турция вступила в войну. Разве не было бы проявлением безразличия с нашей стороны, если бы Армения вновь вернулась под турецкое правление?

<...> Мы не хотим уничтожить никакое чисто турецкое сообщество, турецкое сообщество в составе турок, управляемых турками ради турок таким образом, который устраивает турок. Но отнюдь не позволительно игнорировать одну из целей, которые нам следует добиваться сейчас, когда нас постигла эта величайшая международная катастрофа, а именно — нашу возможность, обязанность и долг вывести из под турецкого правления людей, которые не являются турками, над которыми турки тиранствовали, развитие которых турки приостановили и которые, я считаю, процветали бы при собственном самоуправлении при собственных обычаях, если бы им была предоставлена такая возможность.

<...> Что же империалистического в желании видеть Армению свободной от Турции <...>?

__________________________
*Печатается по: Parliamentary debates. House of Commons, November, 6th 1917. Vol. 98, № 135. Official report, London. P. 2037, 2038, 2039.
__________________________

 

№ 308

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ВЕЛИКОБРИТАНИИ Д. ЛЛОЙД ДЖОРДЖ
о позиции Союзных держав и об ответственности Турции
за геноцид армян

<...> Целые провинции опустели и обезлюдели в результате жестокой резни, вдохновлявшейся, устраивавшейся и направлявшейся правительством. Летописи и руины говорят нам, что в течение многих столетий на месте разлагающейся огромной империи когда-то существовали самые процветающие цивилизации. В пределах нынешней империи не осталось ни одного уголка, который не надо было бы переделать и перестроить с самого основания, чтобы он мог хоть в слабой степени напомнить о древней славе и великолепии.

<...> В Армении Абдул Гамид и младотурки сознательно упрощали армянскую проблему, истребляя и изгоняя народ, который они считали народом предателей и неверных. В этой дикой расправе они действительно преуспели. Точно смерч пронесся до равнинам Армении. Спасшихся можно было отыскать только в недосягаемых горах; здесь затравленные беглецы находили суровое и ненадежное убежище. Многие бежали в Сирию. Хотя сирийские арабы находились под властью турок и были правоверными магометанами, они не были убийцами и не желали принимать участие в истреблении беззащитных неверных, доверившихся человечности, которой учил пророк.

<...> Словом, турки непрестанно и с варварскими ухищрениями исправляли статистические данные в свою пользу.<...>

Армения была для нас проблемой совершенно другого порядка. Поколением раньше жители Армении и по расовому и по религиозному признаку резко отличались от господствующей турецкой нации. По вере они были христиане. Недоброй памяти Абдул Гамид проводил политику изгнания этого древнего народа из населяемых им долин. Этот дикий метод превращения армянского большинства в жалкое запуганное меньшинство был осуществлен в большинстве плодородных районов Армении. Союзные державы единогласно придерживались того мнения, что нельзя позволить туркам воспользоваться плодами их зверств, а армянскому народу должно быть полностью возвращено наследие предков и предоставлена возможность восстановить свое былое могущество.

Никто не выражал это мнение с такой силой и таким гневным возмущением против угнетателей, как Президент и народ Соединенных Штатов Америки.<...>

Все мы соглашались, что было бы жестоко бросить уцелевших армян на произвол судьбы, не предоставив Америке возможность показать, что она готова помочь им воссоздать нацию, достаточно сильную и способную постоять за себя против Серого Волка, как называли Кемаля его друзья, и его разрастающейся стаи. Россия, когда-то бравшая на себя задачу освобождения и защиты армян, удалилась с поля сражения. Нота Президента говорила, что Америка еще не утратила интереса к армянам.

__________________________
*Печатается по: Д. Ллойд Джордж. Правда о мирных договорах. Москва., 1957. Т. 2. С. 199— 200, 417—418, 439.
__________________________

 

№ 309

ОБРАЩЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
«Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»

(20 ноября/3 декабря 1917 г.)*

Товарищи. Братья.

Великие события происходят в России. Близится конец кровавой войны, начатой из-за дележа чужих стран. Падает господство хищников, поработивших народы мира. Под ударами русской революции трещит все здание кабалы и рабства. Мир произвола и угнетения доживает последние дни. Рождается новый мир, мир трудящихся и освобождающихся. Во главе этой революции стоит рабочее и крестьянское правительство России, Совет Народных Комиссаров.<...>

Рушится царство капиталистического грабежа и насилия. Горит почва под ногами хищников империализма.

Перед лицом этих великих событий мы обращаемся к вам, трудящиеся и обездоленные мусульмане России и Востока...

Мусульмане Востока, персы и турки, арабы и индусы, все те, головами и имуществом которых, свободой и родиной которых сотни лет торговали алчные хищники Европы, все те, страны которых хотят поделить начавшие войну грабители.

Мы заявляем, что тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, ныне порваны и уничтожены. Республика Российская и ее правительство, Совет Народных Комиссаров, против захвата чужих земель<...>

Мы заявляем, что договор о разделе Турции и «отнятии» у нее Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу.<...>

__________________________
*Печатается по: Известия. 1917. 22 нояб. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. № 6. 1917. 19 дек. С. 91—96.
__________________________

 

№ 310

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Д. ЛЛОЙД ДЖОРДЖА В ПАЛАТЕ ОБЩИН

(20 декабря 1917 г.)*

Вот слова, которые я отважился применить [в выступлении в Глазго 29 июня 1917 г.] относительно Месопотамии и колоний:

«Что произойдет в Месопотамии, должно быть оставлено на усмотрение Мирной конференции, когда она соберется, но есть одна вещь, которая никогда не случится. Она никогда не будет возвращена под гибельную тиранию турок <...>. То же самое относится к Армении, земле, пропитанной насквозь кровью невинных и вырезанных, и это сделали люди, которые обязаны были защитить их.»

__________________________
*Печатается по: The Parliamentary debates. Official report. Fifth series-volume C. House of Commons, 11th volume of session 1917, London. P. 2220.
__________________________

 

№ 311

РЕКОМЕНДАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕЛЕЙ И ПОЗИЦИИ США
НА МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ПАРИЖЕ

[Разработаны специальной группой экспертов
по инициативе Государственного департамента США]

(22 декабря 1917 г.)*

Нынешняя ситуация: цели в войне и предполагаемые условия мира.

Наши устремления

<...> [Мы] должны обеспечить армянам гарантированную автономию не только как требование правосудия и гуманности, но и для того, чтобы восстановить единственный в Малой Азии народ, который способен не допустить экономическую монополизацию Турции немцами.<...>

Турция

Необходимо освободить подвластные народы Турецкой империи от гнета и злоупотребления властью. Это предусматривает по меньшей мере автономию для Армении и защиту цивилизованными странами Палестины, Сирии, Месопотамии и Аравии. Необходимо также установить свободное сообщение через проливы. С самой Турцией надо обращаться справедливо и освободить ее от экономической и политической зависимости. Ее военные долги Германии должны быть списаны. Ничего из этих средств не было истрачено в пользу Турции и ничего из них не должно рассматриваться как турецкое обязательство.<...>

__________________________
*Печатается по: Inquiry Document № 887. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1919. The Paris Peace Conference. Washington, 1942. Vol. I. P. 41, 43, 52, 53.
__________________________

 

№ 312

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ,

назначенной для выработки американской позиции
на Парижской мирной конференции

(27 декабря 1917 г.)*

<...>Мы должны добиться гарантированной автономии для армян, исходя не только из чувства справедливости и гуманности, но и для того, чтобы вернуть в Малую Азию тот народ, который только и способен не допустить монополизацию экономики Турции немцами.<...>

Необходимо освободить подвластные Турецкой империи народы от гнета и произвола. Это предполагает по меньшей мере автономию для Армении и защиту Палестины, Сирии, Месопотамии и Аравии со стороны цивилизованных государств. <...> С собственно Турцией необходимо обращаться справедливо и освободить ее от экономических и политических пут.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign relations of the United States. The Paris Peace Conference, 1919. Vol. I. Washington, 1942. P. 43, 52.
__________________________

 

№ 313

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ Ж. КЛЕМАНСО

о признании Армянской национальной делегации

(27 декабря 1917 г.)*

Ссылаясь на указания, содержащиеся в датированном вчерашним днем Вашем письме № 9259-9/11, имею честь информировать Вас, что Армянская национальная делегация представляет организацию, признанную правительством Республики, которое решает дела, интересующие Армению, с ее председателем Богос Нубар пашой; эта организация признана также армянскими комитетами, равно как и британским правительством.<...>

Подпись де Маржери

__________________________
*Печатается по: Arthur Beylerian. Les Grander Puissances, l’Empire Ottoman et les Armйnens dans les Archives Franзaises (1914—1918). Recueil de documents. Paris. Publications de la Sorbonne, 1983, N 468. P. 454.
__________________________

 

№ 314

ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
О «ТУРЕЦКОЙ АРМЕНИИ»

Утвержден III Всероссийским Съездом Советов 15/28 января 1918 г.

29 декабря 1917 г./11 января 1918 г.

Совет Народных Комиссаров объявляет армянскому народу, что Рабочее и Крестьянское Правительство России поддерживает право армян оккупированной Россией «Турецкой Армении» на свободное самоопределение вплоть до полной независимости.

Совет Народных Комиссаров считает, что осуществление этого права возможно лишь при условии ряда предварительных гарантий, абсолютно необходимых для свободного референдума армянского народа.

Такими гарантиями Совет Народных Комиссаров считает:

1) вывод войск из пределов «Турецкой Армении» и немедленное образование армянской народной милиции в целях обеспечения личной и имущественной безопасности жителей «Турецкой Армении»;

2) беспрепятственное возвращение беженцев-армян, а также эмигрантов-армян, рассеянных в различных странах, в пределы «Турецкой Армении»;

3) беспрепятственное возвращение в пределы «Турецкой Армении» насильственно выселенных во время войны турецкими властями в глубь Турции армян, на чем Совет Народных Комиссаров будет настаивать при мирных переговорах с турецкими властями;

4) образование Временного Народного Правления «Турецкой Армении» в виде Совета Депутатов армянского народа, избранного на демократических началах.

Чрезвычайному Временному Комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручается оказать населению «Турецкой Армении» всяческое содействие в деле осуществления пунктов 2 и 3, а также приступить к созданию смешанной комиссии для установления срока и способа вывода войск из пределов «Турецкой Армении» (пункт 1-й).

П р и м е ч а н и е. Географические границы «Турецкой Армении» определяются демократически избранными представителями армянского народа по соглашению с демократически избранными представителями смежных и спорных (мусульманских и иных) округов совместно с Чрезвычайным Временным Комиссаром по делам Кавказа.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Народный Комиссар по Делам Национальностей И. Джугашвили (Сталин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В.Бонч-Бруевич

Секретарь Совета Я. Горбунов

__________________________
*Печатается по: Декреты Октябрьской революции. М., 1933. Т. 1. С. 393—394.


Содержание   Обращение   Предисловие
[1-15] [16-19] [20] [21-25] [26-45] [46-82] [83-109] [110-149] [150-185] [186-213] [214-244] [245-277] [278-314] [315-358] [359-371] [372-406]
[407] [408-423] [424] [425-442] [443-460] [461-473] [474] [475-507]
[508-538] [539-564] [565-584] [585-591] [592] [593-606] [607-626]

Также по теме:

Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)