Барсегов Ю.Г.
Раздел IV. Мнения экспертов по международному праву и геноциду, заключения юридических органов, судебные решения, относящиеся к ответственности за геноцид армян
№ 607. Роберт Джей Лифтон, профессор психиатрии
и психологии (США)
№ 608. Иегуда Баэр, эксперт по холокосту (США)
№ 609. Д-р Феликс Эрмкора, профессор международного
права, Венский университет, член Подкомиссии Комиссии ООН по правам
человека в 1970-х гг.
№ 610. Джеймс Р. Рассел, профессор Гарвардского университета
(США)
№ 611. Эрвин Стуб, эксперт по геноциду
№ 612. Ричард Фалк, профессор международного права
(США) [автор Предисловия к сборнику статей В. Дадрияна]
№ 613. Резолюция ссоциации исследователей геноцида
(13 июня 1997 г.)
№ 614. Мордехай Нисан, Еврейский университет, Иерусалим
№ 615. Эрик Маркусен, эксперт по геноциду (Дания)
№ 616. Бат Йе‘ор, эксперт по геноциду
№ 617. Сол Гиттлмэн, проректор и руководитель кафедры
исследований иудаизма в Университете Тафта (США)
№ 618. Генри Р. Хаттенбах, эксперт по геноциду
№ 619. Люси Давидовиц, эксперт по холокосту (США)
№ 620. Профессор Ричард Рубинштейн, антрополог (США)
№ 621. Профессор Фрэнк Чалк и профессор Курт Джонассон,
директор Монреальского института исследований геноцида и прав человека
(Канада)
№ 622. Заявление 126 специалистов по холокост из
США, Израиля, Британии и других стран. Принято на конференции в
Филадельфии (США) (3-7 марта, 2000 г.)
№ 623. Профессор Исраэл Чарни, директор Института
холокоста и геноцида в Иерусалиме, главный редактор «Энциклопедии
геноцида»
№ 624. Открытое письмо профессора Исраэля Чарни Министру
иностранных дел Израиля Ш. Пересу (12 апреля 2001 г.) в связи с
заявлением Министра, опубликованным в турецкой газете «Тэркиш дейли
ньюс»
№ 625. Израильский эксперт по геноциду Яир Аурон
о позиции МИД Израиля, в связи с отрицанием израильским Послом в
Армении факта геноцида армян в Турции
№ 626. Из письма профессора Исраэля Чарни МИД Израиля
(4 марта 2002 г.)
РОБЕРТ ДЖЕЙ ЛИФТОН,
профессор психиатрии и психологии (США)*
В случае с турками, каково бы ни было их отношение к науке, они руководствовались мистическим видением пантуранизма (или туркификации) «которое предполагало доисторический миф единства урало-алтайских народов, основанного на расовом происхождении». И нельзя сомневаться, что ощущение превосходства турецких националистов при их возвращении к фундаменталистскому мусульманству проявилось в призыве к антиармянскому походу — и все это во имя нового видения Оттоманского величия.
__________________________
*Печатается по: Lifton Robert Jay. The Nazi Doctors. Medical Killing
and Psychology of Genocide. New York: Basic Books, 1986. P. 476.
__________________________
ИЕГУДА БАУЭР,
эксперт по холокосту (США)*
Резня армянского народа в турецкой Анатолии аналогична холокосту<...> Массовое уничтожение армянского народа в период Первой мировой войны<...> является предвестником холокоста.
* * *
Если сравнивать число армян, убитых оттоманским режимом, с общей численностью армян, проживавших в Турции, то в пропорциональном отношении это число жертв превышало или по крайней мере равнялось численности евреев, погибших во Второй мировой войне<...> Дело армян<...> служит самым близким аналогом холокосту.
__________________________
*Печатается по: Bauer Yeguda. A History of the Holocaust. New York:
F. Watls, 1982. P. 57—58. Bauer Yeguda. Essay: On the Peace of the
Holocaust in History//Holocaust and Genocide Studies. 1987. № 2.
P. 213, 215.
__________________________
Д-Р ФЕЛИКС ЭРМАКОРА,
профессор международного права, Венский университет,
член Подкомиссии Комиссии ООН по правам человека в 1970-х гг.*
Эти публикации [турецкие отрицания и объяснения], однако, не могут обойти факты, а именно, что на самом деле по государственному указу армянское население депортировали из их исконных мест проживания; и что в ходе этой массовой депортации армянский народ заставили заплатить огромную кровавую цену. Но международные правовые факты того времени не могут быть поколеблены турецкими аргументами, поскольку нет какого-либо оправдания в отношении ситуации, схожей с геноцидом. Непозволительно также оправдывать геноцид тем, что он совершался до принятия Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
До сих пор я, не сомневаясь, характеризовал как геноцид события 1915 г., каким они представлялись мне как германоязычному читателю, даже если этот факт международного права не был так ясен в 1915 г., каким он стал сегодня благодаря Конвенции против геноцида от 9 декабря 1948 г. [Генеральная Ассамблея ООН, Резолюция № 260 А(III)], Конвенции, которая была ратифицирована также и Турцией. Согласно международному праву, которое распространялось на «цивилизованные страны» во время обсуждения Армянского вопроса в 1915 г., эти события не рассматривались как геноцид в техническом смысле, но они противоречили общепризнанным нормам международного права, которые даже тогда предусматривали ограничения на поведение суверенных государств применительно к правам человека.
__________________________
*Печатается по: The Armenian Genocide. Documentation. Vol. 1. Munich,
Institute for Armenische Fragen, 1987. P. 12—13. The Ottoman Empire:
A Troubled Legacy. Views, Comments and Judgements by Noted Experts
Worldwide. Compiled by Vahakn N. Dadrian for the Association of
Genocide Scholars, Williamsburg (USA), 1997. P. 91—92.
__________________________
ДЖЕЙМС Р. РАССЕЛ,
профессор Гарвардского университета (США)*
Древняя цивилизация была почти уничтожена. Планы разрабатывались втайне еще до Первой мировой войны для каждой провинции (генеральной репетицией явилась резня в Адане); и резня началась под прикрытием войны, под предлогом самосохранения, к которому позже прибег Гитлер. Армяне, которые проживали на расстоянии сотен миль от линии фронта, простые люди всех возрастов и обоего пола, которые мало что знали о том, что происходит в соседней деревне, не говоря уже о делах в Санкт-Петербурге, подлежали уничтожению как «русские агенты», как опасные «бациллы» в государстве, которое должно быть унитарным.
Пока еще не было газовых камер. Но армян в Анатолии расстреливали и сбрасывали в общие могилы (археологов, которые сейчас случайно обнаруживают эти захоронения, обычно предупреждают хранить молчание); грузили на баржи в Черном море близ Трапезунда и затем подрывали их; тысячами сбрасывали с утесов Ани-Камаха; отправляли пешком колоннами в пустыни северной части Сирии и оставляли там умирать; сгоняли в огромные овраги и сжигали заживо (в Дэйр-эз-Зоре вы все еще можете обнаружить обоженные человеческие кости). На некоторых людях проводились медицинские эксперименты. Целые города обезлюдели.
Убито было так много людей, что вода в реках оказывалась отравленной, началась эпидемия болезней, умерли также сотни тысяч турок и курдов. Многочисленные армянские памятники архитектуры и культурные ценности методически уничтожались, с тем чтобы никто даже не мог представить, что армяне когда-либо жили в Восточной Турции. Названия мест были переименованы. Сегодня в Стамбуле проживает немного армян, но они находятся там только потому, что победа Союзников приостановила их выселение. Однако там также была убита большая часть культурной и просвещенной элиты, включая армян-членов самого Оттоманского парламента, после заранее спланированного и тщательно осуществленного налета на их дома и ареста.
__________________________
*Печатается по: Russel James R. Rewriting Armenian History//Forward.
7 June 1996. P 6; The Ottoman Empire: A Troubled Legacy. Views,
Comments and Judgements by Noted Experts Worldwide. Compiled by
Vahakn N. Dadrian for the Association of Genocide Scholars. Williamsburg
(USA), 1997. P. 76.
__________________________
ЭРВИН СТАУБ,
эксперт по геноциду*
Известно, что правительство отдавало конкретные приказы в отношении геноцида (армян) <...> Вначале были убиты руководители армян и мужчины, служившие в рабочих батальонах. Затем оставшихся отправили пешком в пустыню без продуктов питания. Многие умерли в пути, многие были убиты.
<...>
Даже после того, как Турция проиграла войну и несмотря на новую резню армян в 1922 г., мало что было сделано, чтобы наказать Турцию или отдельных турок. Гитлер мог позже справедливо сказать: «Кто помнит сейчас о резне армян?» <...>
После военных судов Турция пересмотрела свою политику и с тех пор отрицает эти зверства<...> Общество, которое не признает совершенные им зверства и закрывает глаза на свою бесчеловечность, вероятно, будет продолжать или повторять такие действия.
__________________________
*Печатается по: Staub Ervin. The Roots of Evil. The Origins of Genocide
and Other Group Violence. Cambridge: Cambridge University, 1989.
P. 183, 184, 187; The Ottoman Empire: A Troubled Legacy. Views,
Comments and Judgements by Noted Experts Worldwide. Compiled by
Vahakn N. Dadrian for the Association of Genocide Scholars. Williamsburg
(USA), 1997. P. 72.
__________________________
РИЧАРД ФАЛК
профессор международного права (США)*
[автор Предисловия к сборнику статей В. Дадрияна]
Постепенно, тем не менее с усиливающейся властностью реальность турецкого геноцида в отношении армянского народа стала восприниматься как установленный, неопровержимый исторический факт. Этот процесс морального просвещения преодолел огромные препятствия, специально организованную бесстыдную и все еще продолжающуюся кампанию Турецкого правительства, стремящегося навязать молчание путем различных хитроумных приемов, распространения различных фальсификаций исторических событий, обхаживания и запугивания <...>
Такое честное, смелое научное исследование является ценным подспорьем в борьбе народа-жертвы за сохранение целостности своего прошлого и подхода к событиям, не отягощенного вводящими в заблуждение разноречивой пропагандой и субъективной историографией; здесь, однако, имеются многочисленные трудности. Длинная рука турецкого государства привлекла на свою сторону, прямо или косвенно, некоторых видных представителей академического сообщества (как турок, так и нетурок), которые бесстыдно замалчивали правду и искажали историю геноцида армян в период с 1915 г. по 1918 г.
Эти документы подтверждают армянскую версию событий и показывают, как младотурецкий (иттихадистский) режим дьявольски планировал сознательный и систематический процесс уничтожения армян. Ни один честный человек не может ответственно опровергнуть содержание этой специальной публикации о геноциде армян, если он не хочет закрыть глаза на историческую правду основных заявлений армян.
Конечно, главное значение этой работы заключается в том, чтобы воспроизвести прошлое, успокоить израненную память тех, кто выжил, и их потомков и оказать давление, чтобы принудить Турцию признать свою ответственность перед армянским народом. И все же, значение этой работы гораздо шире. Трагедия геноцида постигла много других народов в последние десятилетия и даже армяне вновь испытали реальность зверств в связи с незаконченной борьбой за будущее Нагорного Карабаха в бывшей советской республики Азербайджан. Как ни грустно, остается очевидным то, что, как и после Первой мировой войны, правительства ведущих стран не придают первостепенного значения пресечению геноцида, если существенно не затронуты их стратегические интересы. Обращает на себя внимание то, с какой быстротой, как только турецкий национализм одержал победу под руководством Ататюрка, европейские державы отказались от своих послевоенных требований к Турции о выполнении предусмотренных Севрским договором обязательств перед армянами.
__________________________
*Печатается по: Falk Richard. Foreword to the Collected Essays by
Vahakn N. Dadrian «The Armenian Genocide in Official Turkish Records»
in the Special Edition of the «Journal of Political and Military
Sociology», 22, 1, Summer 1994 (reprinted in Summer 1995). P. 1.
__________________________
РЕЗОЛЮЦИЯ АССОЦИАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ГЕНОЦИДА
(13 июня 1997 г.)*
Ассоциация исследователей геноцида на своей конференции, проходившей в Монреале 11—13 июня 1997 г. вновь подтверждает, что массовое убийство армян в Турции в 1915 г. является фактом геноцида, который соответствует положениям Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Ассоциация осуждает отрицание геноцида армян турецким правительством и его официальными и неофициальными представителями и сторонниками.
__________________________
*Печатается по: http://www.armenian-genocide.org/affirmation/recognition/69.htm
__________________________
МОРДЕХАЙ НИСАН, ЕВРЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИЕРУСАЛИМ
Армяне пережили геноцид, депортацию и оказались рассеянными [по всему миру]; большая часть их исторической родины осталась без армян и оказалась под турецким управлением.
__________________________
*Печатается по: Nisan Mardechai. The Minority Plight//Middle East
Quarterly, September 1996. P. 27; The Ottoman Empire: A Troubled
Legacy. Views, Comments and Judgements by Noted Experts Worldwide.
Compiled by Vahakn N. Dadrian for the Association of Genocide Scholars.
Williamsburg (USA), 1997. P. 76.
__________________________
ЭРИК МАРКУСЕН,
эксперт по геноциду (Дания)*
Профессиональных солдат использовали как убийц в ряде случаев геноцида, в том числе при осуществлении геноцида армян <...>
Врачи играли ключевую роль как при геноциде армян, так и при холокосте <...> Одни давали яд больным армянам в больницах. Другие сознательно заражали армян тифом в ходе многочисленных бесчеловечных медицинских опытов. Третьи помогали разработать методы уничтожения многочисленных трупов. <...>
Подобно своим турецким коллегам во время геноцида армян, германские врачи также давали советы, как отделаться от трупов, и занимались бесчеловечными, часто смертельными опытами над заключенными концентрационных лагерей.
__________________________
*Печатается по: Markusen Eric. Professions, Professionals, and Genocide//Genocide:
A Critical Bibliographic Review. Vol. 2. Israel Charny, ed. London:
Mansell, 1991. P. 272, 273.
__________________________
БАТ ЙЕ‘ОР
эксперт по геноциду*
Можно отметить сходство в поведении жертв, убийц и тех, кто был пассивным наблюдателем. Стоит вспомнить, что колонны покорных армян были обмануты заверениями, будто их переводят на временное местожительство, когда на самом деле их отправляли на место казни. Жертв отбирали для различных целей — чтобы сразу же убить или отдать в рабство, для получения выкупа или для проституции, прежде чем убить. Детей использовали в качестве мишени для стрельбы. Все это свидетельствует о сходстве коллективного поведения людей, когда повторяются исторические обстоятельства.
<...>Немцы, союзники турок в Первой мировой войне, присутствовали при попытке уничтожить целый народ, который стремился к свободе. Они видели, как гражданское население убивают в церквях и сжигают или сгоняют массами в лагеря, пытают до смерти и превращают в прах, либо ведут бесконечными колоннами в места казни, заставляют рыть для себя могилы, либо оставляют в пустыне или же продают в рабство арабским племенам и вынуждают принять ислам.
__________________________
*Печатается по: Ye’or Bat... «The Dhimmi, the Jews and Christians
under Islam», Trans. from the French by D. Maisel P. Fenton and
D. Liftman, Cranbury, N.J.: Frairleigh Dickinson University, 1985.
P. 95, 103. «The Ottoman Empire: A. Troubled Legasy». Views, Comments
and Judgements by Noted Experts Worldwide. Compiled by Vahakn N.
Dadrian for the Association of Genocide Scholars, Williamsburg (USA),
1997. P. 74.
__________________________
СОЛ ГИТТЛМЭН,
проректор и руководитель кафедры исследований иудаизма
в Университете Тафта (США)*
<...> Главным предметом обсуждения на этом симпозиуме является другой геноцид в этом столетии; трагедия армян не привлекла внимания многих ученых на условия стереотипирования, которые можно обнаружить в турецкой культуре и в турецком языке так же, как и в мусульманской вере. Но кампания поношения и дегуманизации, которая предшествовала уничтожению сотен тысяч армян в 1895—1896 гг. и вновь в 1915 г. была по своему коварству и по подготовке также тщательно спланирована, как и проведенная Геббельсом подготовка.
Армяне были распределены по категориям в соответствии со стереотипом. Поэтому их не принимали за людей, и убийство мужчин, женщин и детей не считалось актом жестокости, а скорее актом героизма, необходимого для освобождения страны от заразы.
В этом столетии повсюду, где документируется резня геноцидного характера, мы обнаруживаем тот же самый феномен: дегуманизацию и грубое стереотипирование <...>
__________________________
*Печатается по: Sol Gittleman, The Stereotype as a Prelude to Genocide
in «Genocide and Human Rights» (A special issue of the «Journal
of American Studies», IV, 1 & 2, 1992. P. 5); «The Ottoman Empire:
A Troubled Legacy». Views, Comments and Judgements by Noted Experts
Worldwide. Compiled by Vahakn N. Dadrian for the Association of
Genocide Scholars. Williamsburg (USA), 1997. P. 75.
__________________________
ГЕНРИ Р. ХАТТЕНБАХ,
эксперт по геноциду*
Начиная с известного сборника документов о турецких зверствах, подготовленного Тойнби в 1916 г., каждое турецкое государство упрямо отрицало массовое убийство армян. Со времен Первой мировой войны каждое турецкое правительство безоговорочно отказывалось признать преступные деяния своих предшественников. Государственные архивы постоянно остаются закрытыми для всех ученых без исключения. Те документы, которые публиковались, тщательно отбирались и редактировались, с тем чтобы они подтверждали неизменную правительственную политику упорного отрицания любого соучастия в том, что произошло несколько десятилетий назад в восточной и центральной Анатолии.
__________________________
*Печатается по: Huttenbach Henry R. The Denial of Turkey’s Genocide
of Armenians: A Case of Government’s Policy//Problems of Genocide.
Cambridge, MA: Zoryan Institute, 1997. P. 166.
__________________________
ЛЮСИ ДАВИДОВИЦ,
эксперт по холокосту (США)*
Резня армян турками <...> по своим масштабу и ужасу максимально близко соответствует убийству европейских евреев<...> Некогда немыслимое «решение Армянского вопроса» стало в наше время достижимым «окончательным решением», придуманным нацистами кодовым названием уничтожения европейских евреев.
__________________________
*Печатается по: Dawidowiez Lucy. The Holocaust and the Historians.
Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. P. 20.
__________________________
ПРОФЕССОР РИЧАРД РУБИНШТЕЙН,
антрополог (США)*
Решение, принятое сознательно турецким правительством в период Первой мировой войны, преобразовать турецкое общество, прибегнув к систематическому уничтожению армянского христианского населения Турции, предвосхищает уничтожение европейских евреев по методу, масштабу и намерению.
__________________________
*Печатается по: Rubinstein Richard L. The Age of Triage. Fear and
Hope in a Overcrowded World. Boston: Beacon Press, 1983. P. 12.
__________________________
ПРОФЕССОР ФРЭНК ЧАЛК И ПРОФЕССОР КУРТ ДЖОНАССОН,
директор Монреальского института исследований
геноцида и прав человека (Канада)*
<...>Первым из этих случаев в ХХ в. было преследование армян в Турции в 1915 г. Оттоманская империя распалась, и новый режим воспринял пантурецкую идеологию. Армяне были самой большой нетурецкой группой, оставшейся после распада; проживая во внутренних районах Турции, они считали себя по своей истории и культуре значительно древнее, чем турки. Это оказалось неприемлемым для младотурецкого правительства. Начало Первой мировой войны дало туркам предлог (армяне проявили нелояльность и сотрудничали с врагом) и возможность уничтожить армян в то время, когда остальной мир был занят войной.
__________________________
*Печатается по: Chalk Frank and Jonassohn Kurt. The History and
Sociology of Genocide. Analyses and Case Studies. New Haven: Yale
University Press, 1990. P. 39.
__________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ 126 СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ХОЛОКОСТУ
из США, Израиля, Британии и других стран.
Принято на конференции в Филадельфии (США)
(3—7 марта, 2000 г.)*
Собравшись на 30 Конференцию специалистов по холокосту и делам Церкви в Университете Сент-Джозефа в Филадельфии, шт. Пенсильвания, 3—7 марта 2000 г., сто двадцать шесть специалистов по холокосту, возглавляющих университетские кафедры и научно-исследовательские центры по холокосту, подписали заявление, в котором подтверждают, что геноцид армян, совершенный в Первую мировую войну, является неоспоримым историческим фактом, и соответственно призывают правительства демократических стран Запада также признать его таковым. Подписавшие, и в их числе лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель, который был основным докладчиком на Конференции, также просят западные демократические страны призвать Правительство и Парламент Турции, наконец, примириться с мрачной главой оттомано-турецкой истории и признать геноцид армян. Это явилось бы бесценным стимулом для процесса демократизации Турции.
В числе подписавших: Иегуда Бауэр, директор Международного исследовательского института холокоста, Иерусалим; Исраэл Чарни, директор Института холокоста и геноцида, главный редактор «Энциклопедии геноцида», Иерусалим; проф. Стивен Файнстайн, директор Центра исследований холокоста и геноцида американского Университета Миннесота; проф. Саул Фридман, директор Исследований колокоста и еврейских проблем Университета Янгстауна, штат Огайо; проф. Эдвард Гаффни, Университет Вальпараисо, Чили; проф. Дорота Гловака, Колледж Королевского Университета, Галифакс, Канада; проф. Стивен Кац, директор Центра исследований иудаизма Бостонского университета; д-р Элизабет Макуелл, председатель Международной конференции специалистов по холокосту, Лондон; проф. Эли Визель, основатель и руководитель Мемориального совета США по холокосту, и др.
__________________________
*Печатается по: The New York Times. June 9, 2000. P. A29.
__________________________
ПРОФЕССОР ИСРАЭЛ ЧАРНИ,
директор Института холокоста и геноцида в Иерусалиме,
главный редактор «Энциклопедии геноцида»*
Геноцид армян примечателен во многих отношениях, в том числе и потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как «репетицию» холокоста .. .
Геноцид армян является ярким примером тщательно организованного и управляемого государством предумышленного геноцида.
__________________________
*Печатается по: Charny Israel. Ed., Introduction to «The Widening
Circle of Genocide» -»Genocide: A Critical Bibliographic review».
Vol. 3. New Branswick, N.J.: Transaction, 1994. P. XIX; «The Ottoman
Empire: A Troubled Legacy». Views, Comments and Judgements by Noted
Experts Worldwide. Compiled by Vahakn N. Dadrian for the Association
of Genocide Scholars. Williamsburg (USA), 1997. P. 69.
__________________________
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРОФЕССОРА ИСРАЭЛЯ ЧАРНИ
МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИЗРАИЛЯ Ш. ПЕРЕСУ,
в связи с заявлением Министра, опубликованным в турецкой
газете «Тэркиш дейли ньюс»
(12 апреля 2001 г.)*
Я выражаю Вам свое глубочайшее уважение за Ваш огромный вклад в дело безопасности и развития Израиля и в дело мира. Тем не менее, в течение многих лет я не разделяю Вашу позицию относительно геноцида армян.
Похоже, из-за Вашего желания развивать очень важные отношения с Турцией Вы готовы были замолчать проблему геноцида армян в 1915—1920 гг. Когда в 1982 г. Вы советовали не настаивать на включении вопроса об армянах в повестку дня первой Международной конференции по холокосту и геноциду, которую мы проводили в Тель-Авиве, я решил не уступать давлению Министерства иностранных дел, требовавшего отменить доклады по геноциду армян, либо вообще отменить конференцию.
Мне кажется, судя по сообщению в анкарской газете, что Вы переступили моральную черту, которую ни один еврей не должен позволить себе переступить. Вы, как сообщается, заявили «Мы отвергаем попытки установить сходство между холокостом и утверждениями армян. Ничего подобного холокосту не имело место. Армяне пережили трагедию, но не геноцид».
Для Вашего сведения, в 2000 г. на Конференции по холокосту в Филадельфии большое число исследователей холокоста, включая израильских историков, подписало заявление, в котором говорилось, что геноцид армян действительно имел место.
Также для сведения, в 1997 г. Ассоциация исследователей геноцида на своем заседании в полном составе проголосовала за резолюцию, в которой говорилось, что армяне подверглись полномасштабному геноциду.
Хотя я не согласен с Вами, но, быть може,т при Вашем более широком понимании интересов Государства Израиль Вы обязаны обойти этот вопрос и воздержаться от его постановки перед Турцией, но мне, как еврею и израильтянину, стыдно от того, что сейчас в фактическом отрицании геноцида армян Вы пошли так далеко, что это сравнимо с отрицанием холокоста.
__________________________
*Печатается по: Press release by the Armenian Genocide Research
Center, 5400 McBryde Ave., Richmond, CA 94805, March 12, 2001.
__________________________
ИЗРАИЛЬСКИЙ ЭКСПЕРТ ПО ГЕНОЦИДУ
ЯИР АУРОН О ПОЗИЦИИ МИД ИЗРАИЛЯ
в связи с отрицанием израильским послом в Армении
факта геноцида армян в Турции*
<...>
В Израиле это [заявление Посла] не было опубликовано. Но армяне в Армении и повсюду в мире негодовали. Представители правительства и политики потребовали объявить Посла persona non grata. Министерство иностранных дел Армении выразило протест израильскому МИД и несколько дней назад получило официальный ответ государства Израиль: «Как евреи и как израильтяне, мы особенно опечалены смертью людей и трагедией, которые имели место в 1915 и 1916 гг. Мы понимаем уместность эмоций для обеих сторон и знаем о значительном числе жертв и о судьбе армян. Этот вопрос нуждается в широком исследовании и научном диалоге, основанном на показаниях и доказательстве. Израиль утверждал, что холокост был единственным событием в человеческой истории и был предумышленным преступлением против еврейского народа. Израиль признает трагедию армян и состояние армянского народа. Однако эти события не могут быть сравнимы с геноцидом. Это никак не преуменьшает значительность трагедии».
Мы не можем приуменьшить историческую значимость этого страшного заявления. Не холокост, не геноцид, только «жертвы», «участь», «трагедия», без упоминания даже тех, кто совершил преступление. Нет упоминания об убийце, как будто произошло стихийное бедствие, но при этом упоминается уместность эмоций для обеих сторон — турок и армян (представьте, если бы евреи и немцы упоминались вместе в случае холокоста!) и, конечно, упоминается уникальность холокоста.
В этом опасном официальном заявлении много цинизма, высокомерия, внутреннего противоречия и безответственности. В нем Израиль переходит от пассивного отрицания к активному. Это заявление сделано государством, народ которого был жертвой холокоста только немногим более 50 лет назад. Оно ставит под вопрос значение и уместность изучения истории геноцида. По-моему, оно оскверняет память жертв холокоста и его значение. Тот факт, что политики, средства массовой информации и академические круги проявляют неуважение к такому значительному событию, лишь демонстрирует глубину нашего морального банкротства. Как израильский еврей, я могу лишь просить прощения у каждого армянина и заверить армянский народ в том, что в Израиле имеются люди, которые не успокоятся, пока их государство не пересмотрит свой аморальный и антиисторический подход к геноциду, которому подвергся другой народ.
__________________________
*Печатается по: Ha’aretz. Jerusalem, March 3, 2002; Massis Weekly.
Vol. 22. № 9 (1059). March 14, 2002.
__________________________
ИЗ ПИСЬМА ПРОФЕССОРА ИСРАЭЛЯ ЧАРНИ В МИД ИЗРАИЛЯ
(4 марта 2002 г.)*
В Министерство иностранных дел Государства Израиль:
Министру иностранных дел Шимону Пересу;
заместителю Министра иностранных дел Майклу Мельчиору;
Послу в Армении Ривке Коэн, отдел по делам Армении.
<...>Как еврей и израильтянин, я глубоко стыжусь позиции, занятой нашим Послом и Министерством, которые отрицают, что геноцид армянского народа был фактически геноцидом.
Такая позиция равносильна отрицанию холокоста нашего народа.
Даже в эти очень серьезные дни нашей национальной истории, когда поддержка других стран, таких как соседняя Турция, имеет огромное практическое значение, я не считаю, что историко-моральные вопросы уважительного и частного признания геноцидного массового уничтожения любого народа должны быть обойдены каким-либо народом и в особенности нашим еврейским народом.
<...>
Я направляю Вам копию заявления о признании геноцида армян, подписанного в 2000 г. 126 учеными, занимающимися холокостом. В числе подписавших были ведущий в Израиле специалист по холокосту наш профессор Иегуда Бауэр и лауреат Нобелевской премии мира переживший холокост Эли Визель.
Не пострадают ли ценности Сиона от нашей реалполитики, унижающей других людей, которые подобно нам, ежедневно испытывают скорбь и возмущение, когда вспоминают о массовом геноцидном убийстве своего народа?
Наряду с молитвами, призывающими придать силу нашему народу и нашей стране в такое опасное время, когда мы, защищаясь, боремся против смертельного и даже геноцидного терроризма, который наносит удары без разбора, в том числе и по молодым людям, находящимся в кафе и по целым семьям — мужчинам, женщинам и детям — празднующим свадьбу и совершеннолетие детей.
С уважением к Вам.
__________________________
*Печатается по: Armenian News Network, Groong, groong@usc.edu, March
8, 2002.
Содержание
Обращение Предисловие
[1-15] [16-19]
[20] [21-25] [26-45]
[46-82] [83-109]
[110-149] [150-185]
[186-213] [214-244]
[245-277] [278-314]
[315-358] [359-371]
[372-406]
[407] [408-423]
[424] [425-442]
[443-460] [461-473]
[474] [475-507]
[508-538] [539-564]
[565-584] [585-591]
[592] [593-606]
[607-626]
Также по теме:
Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)