Барсегов Ю.Г.
Раздел III. Международное признание ответственности Турции за полное уничтожение армян как национальной группы (1915-1923 гг.) и обязательства мирового сообщества
№ 461. Письмо Председателя Совета Лиги Наций П.
Гиманса Армянской делегации на Парижской Мирной Конференции. Приложение
108b к протоколу Одиннадцатого заседания 27 октября 1920 г. Десятой
сессии Совета Лиги Наций
№ 462. Письмо Председателя Совета Лиги Наций П. Гиманса
Премьер-министрам Великобритании, Франции, Италии и Японии о будущем
положении Армении. Приложение 108с к протоколу Одиннадцатого заседания
27 октября 1920 г. Десятой сессии Совета Лиги Наций.
№ 463. Телеграмма Народного Комиссара иностранных
дел РСФСР Г. Чичерина полномочному представителю РСФСР в Армении
Б. Леграну
№ 464. Протокол заключительного постановления мирных
делегаций Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
и Республики Армении
№ 465. Из письма Народного Комиссара иностранных
дел РСФСР Г. Чичерина полномочному представителю РСФСР в Армении
Б. Леграну
№ 466. Телеграмма Народного Комиссара иностранных
дел РСФСР Г. Чичерина полномочному представителю РСФСР в Армении
Б. Леграну
№ 467. Письмо Премьер-министра Великобритании Д.
Ллойд Джорджа Председателю Совета Лиги наций П. Гимансу о будущем
статусе Армении
№ 468. Первая Ассамблея Лиги Наций. Пятое пленарное
заседание
№ 469. Первая Ассамблея Лиги Наций. Седьмое пленарное
заседание
№ 470. Первая Ассамблея Лиги Наций. Восьмое пленарное
заседание
№ 471. Телеграмма полномочного представителя РСФСР
в Армении Б. Леграна Народному Комиссару иностранных дел РСФСР Г.
Чичерину и Г. Орджоникидзе о посредничестве РСФСР в установлении
мира Армении с Турцией
№ 472. Послание Президента США В. Вильсона Председателю
Верховного Совета Союзных Держав о вынесении арбитражного решения
№ 473. Решение Президента Вильсона относительно границы
между Турцией и Арменией, выхода Армении к морю и демилитаризации
турецкой территории, прилегающей к границе Армении
ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСА
АРМЯНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ НА ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
(Приложение 108b к протоколу Одиннадцатого заседания
Десятой сессии Совета Лиги Наций)
(27 октября 1920 г .)*
Пале де(з) Академи,
Брюссель, 23 октября 1920 г.
Сэр,
Совет Лиги Наций обратил внимание на Ваши письма от 6, 12 и 21 октября и выражает сожаление по поводу страданий, которым существующие в Анатолии беспорядки вновь подвергли армянскую нацию.
Ответственность за претворение в жизнь условий Севрского договора после его вступления в силу лежит не на Лиге Наций, а на подписавших этот договор Державах. Совет Лиги сочтет своим долгом пригласить эти Державы оказать Армении всю возможную помощь в сложившихся условиях. Он напомнит им одновременно о положениях своей резолюции от 11 апреля с. г. и вновь предложит рассмотреть вместе с Советом незамедлительно необходимые меры по обеспечению будущего Армении.
Имею честь, Сэр, быть Вашим покорным слугой.
Гиманс
Председатель Совета Лиги Наций
__________________________
*Печатается по: Procйs-Verbal of the Tenth Session of the Council
of the League of Nations held in Brussels. October 20th—October
28th. 1920//League of Nations [20/29/16]. P. 73.
__________________________
ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ П. ГИМАНСА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРАМ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ФРАНЦИИ,
ИТАЛИИ И ЯПОНИИ О БУДУЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ АРМЕНИИ
Приложение 108с к протоколу Одиннадцатого заседания
27 октября 1920 г. Десятой сессии Совета Лиги Наций.
(Брюссель, 24 октября 1920 г.)*
Сэр,
Совет Лиги Наций получил от Армянской делегации на Мирной конференции письма, помеченные 6, 12 и 21 октября, в которых содержится жалоба на агрессию со стороны турецких националистов и высказывается просьба относительно вмешательства Лиги с целью обеспечить соблюдение Севрского договора. Совет ответил, что Державы, подписавшие этот договор, несут ответственность за его выполнение, и обещал призвать их оказать Армении всю возможную помощь в нынешних обстоятельствах.
Совет Лиги Наций одновременно напоминает Вам о письме, которым он обменялся с правительствами, представленными в Верховном Совете Союзников, после принятой им 11 апреля резолюции. В этой резолюции излагались условия, которые Совет [Лиги Наций] считал бесспорными для самого существования независимого Армянского государства, и предлагалось Союзным Державам в случае если их усилия найти государство, готовое согласится на мандат на Армению, окажутся безуспешными, рассмотреть приемлемые меры в целях защиты будущего армянского народа. Совет был бы рад узнать о конкретном определении границ Армении, что позволило бы добиться полезных результатов в ходе принятия этих мер. Приближение даты открытия Ассамблеи Лиги, на которой заинтересованные стороны могут поднять эту проблему, когда Армения обратится с просьбой принять ее в Лигу Наций, побуждает нас считать, что безотлагательное обсуждение таких мер более чем желательно. Совет выражает уверенность, что в этом вопросе точка зрения Вашего Правительства совпадет с мнением Совета.
Гиманс
Председатель Совета Лиги Наций
__________________________
*Печатается по: Procиs-Verbal of the Tenth Session of the Council
of the League of Nations held in Brussels. October 20th—October
28, 1920//The League of Nations [20/29/15]. P. 75.
__________________________
ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РСФСР В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ
(октябрь 1920 г.)*
Если наступление турок не пойдет дальше линии Сарыкамыш—Шахтахты и приведет к установлению контакта с нами, не затрагивая существования Армении, все показания сводятся, что теперь нельзя рассчитывать мирно добиться транзита через Армению для вооружения. Непосредственный контакт с турками более действителен. Если некоторые города заняты турками, наш договор от этого не страдает. Имеется масса сведений о громадном количестве вооружения, перевозившегося Антантой через Армению, очевидно, они хотят там создать свою.<...>1
Важно, не готовится ли им десант почему-то в Константинополе. Десанты, проникая в Армению, служат заслоном между нами и турками, а потому Армения превращается в заостренное против нас орудие Антанты. Контакт с Вами очень плох, не знаю, как быть с Вами, если не будут приезжать от Вас специальные посыльные во Владикавказ.
__________________________
*Печатается по: РГАСПИ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 21. Л. 283. Копия.
1В документе ошибочно: «Десантами проникновением».
__________________________
П Р О Т О К О Л
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИРНЫХ
ДЕЛЕГАЦИЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ
(28 октября 1920 г.)*
1920 года Октября «28» дня уполномоченные: Правительства РСФСР — Борис Васильевич ЛЕГРАН и Правительства Республики Армении — Левон ШАНТ, Амбарцум ТЕРТЕРЯН и Левон ЗАРАФЯН — по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и должном порядке, согласились в нижеследующем:
I. Правительство РСФСР, с одной стороны, и Правительство Республики Армении — с другой принимают на себя обязательство подписать прилагаемый при сем протоколе проект мирного договора со всеми относящимися к нему дополнениями — при условии:
1) что Правительства РСФСР и АССР1 признают незыблемые права Республики Армении на территории спорных областей — Нахичеванского и Зангезурского уездов — и выведут из пределов этих уездов все войсковые части, находящиеся в подчинении командования РСФСР и АССР;
2) что Правительство Республики Армении, с своей стороны, безоговорочно откажется от всяких притязаний на области так называемого Карабаха, за исключением угла, образуемого восточной границей Ново-Баязетского уезда и частью восточной границы Шарур-Даралагезского уезда с северной границей Зангезурского уезда — по условной линии от горы Гикаль-Даг к горе Чичакли (карта 10 верст в д.);
3) что РСФСР, во внимание к бедственному положению трудового народа Армении, дает безвозвратную ссуду в размере двух с половиной миллионов рублей золотом.
II. Республика Армения, исходя из намерений дружественного разрешения спорных территориальных вопросов в областях Турецкой Армении с Правительством Великого Национального Собрания Турции, готово принять дружеское содействие в разрешении этих вопросов Правительства РСФСР после того, как:
1. Правительство Великого Национального Собрания Турции отведет свои войска за бывшую русско-турецкую границу 1914 г.;
2. Правительство Великого Национального Собрания откажется от Брест-Литовского договора и Батумской Конвенции;
3. Правительство Великого Национального Собрания признает безоговорочно независимость Республики Армении в границах, определенных мирным Договором РСФСР с Республикой Армении.
По исполнении вышеуказанных условий, при дружеском содействии РСФСР, будут дополнительно выработаны основания для мирного разрешения спорных территориальных вопросов.<...>2
В установление сего уполномоченные обеих сторон собственноручно подписали настоящий протокол, скрепили его своими печатями.
Подлинный составлен и подписан в двух экземплярах, гор. Эривань
«28» октября 1920 года.
Подписи: Легран, Левон Шант, А. Тертерян, Левон Заряфян
М. П.
РСФСР
Полномочное Представительство
в Армении
__________________________
*Печатается по: ЦГИА РА. Ф. 200. Оп. 1. Д. 632. Л. 1—5. Копия. Машинопись;
Вестник архивов Армении. 1967. № 3. Док. № 37. С. 71—72; Республика
Армения в 1918—1920 гг. (Политическая история). Ереван, 2000. Док.
№ 272. С. 314—315.
1Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.
2Опущен перечень поправок, внесенных в проект мирного
договора.
__________________________
ИЗ ПИСЬМА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РСФСР В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ1
(5 ноября 1920 г.)*
<...>Еще более трудная задача стоит перед нами в Армении после того, как под влиянием падения Карса она обратилась к нашему посредничеству. В момент, когда я пишу это письмо, основные связанные с этим вопросом еще не решены. Не решено, как далеко идти в наших требованиях, если мы возьмем на себя посредничество, и как далеко идти в откровенности, которую мы можем на себя взять. Тут примешиваются и общеполитические, и специально военные соображения. Надо выяснить, насколько мы сильны, и надо выяснить, насколько общая политика и роль в ней турецких националистов может осложняться решительным выступлением против последних в случае принятия Арменией наших требований. Если, например, Армения примет советизацию, на нас будет лежать ответственность и обязательство, которое мы должны будем исполнить. Именно теперь, когда происходит, очевидно, глубокий поворот в политике Антанты относительно Турции и в политике турецких националистов относительно Антанты, приходится особенно осторожно взвешивать каждый свой шаг в этом направлении. В данный момент нам еще не ясно, наступают ли турки на почве советской ориентации с целью приближения к нам, или же они наступают на почве перемены своей политики и закулисного соглашения с Антантой для того, чтобы начать завоевательную политику на Кавказе по образцу 1918 г., в качестве компенсации за потери на Западе. Эта неясность заставляет нас быть сугубо осмотрительными. В то же время эта опасность заставляет нас серьезно считаться с возможной ролью Армении и Грузии как барьера против возобновления наступательной политики турок. В момент получения Вами этого письма Вы, несомненно, будете уже иметь на руках результаты здешних совещаний в форме шифровок, заключающих здешнее решение.
__________________________
*Печатается по: АВПР. Ф. 148. Оп. 3. П. 1. Д. 5. Л. 9—10. Подлинник;
Ф. 04. Оп. 51. П. 321а. Д. 54870. Л. 8—9. Отпуск.
1Имеется помета рукою Г. Чичерина: «Легран. VIII». На
подлиннике помета: «Получено 15.XII.20 г.». Опущен анализ ситуации
в Грузии.
__________________________
ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РСФСР В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ
(8 ноября 1920 г., 6 час. 30 мин.)*
Из Вашей последней записки заключаю, что Вы подошли [к] проводу, когда произошло повреждение. Между тем я весь вечер передавал Вам записки и, по-видимому, Вы их не имели. До сих пор не знаю, расшифрована ли моя шифровка тов. Сталину 463 до 472, какое принято решение, когда едут Мдивани, Коркмасов и Шахтахтинский, передали ли им мой телеграфный мандат. Я указывал Вам, что им нужно было ехать через Тифлис и Эривань, они должны ехать вместе с Вами и надо доставить армянскому правительству условия для принятия нами посредничества, о которых говорится в моей шифровке 463 до 472. От ответа армянского правительства будет зависеть содержание переговоров с турками1. Эти условия становятся на место опереженного событиями Вашего проекта договора. Вопрос о Зангезуре и Нахичевани оставьте открытым. Сообщите Шейнману, что если Грузия обратится к нам за посредничеством, можно будет принять, тогда поставим условия. Междуведомственное совещание заканчивает обсуждение проекта договора с Грузией о нефти. Сейчас пошлю депешу тов. Сталину.
__________________________
*Печатается по: РГАСПИ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 21. Л. 219. Копия.
1Подчеркнуто в тексте документа красным карандашом.
__________________________
ПИСЬМО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Д. ЛЛОЙД ДЖОРДЖА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЛИГИ НАЦИЙ
П. ГИМАНСУ О БУДУЩЕМ СТАТУСЕ АРМЕНИИ
(10 ноября 1920 г.)*
Сэр,
Имею честь подтвердить получение Вашего письма от 24 октября относительно просьбы армянской делегации о том, чтоб Лига Наций вмешалась и добилась выполнения условий Севрского договора.
В ответ на Ваше письмо я имею честь сообщить, что Союзные Державы делают все возможное, чтобы удовлетворить насущные военные потребности Армянской республики Эривань на Кавказе путем поставок военных материалов и горючего для военного транспорта.
Что касается будущего, я имею честь напомнить Вам, что в соответствии с Севрским договором Президента Вильсона попросили выступить арбитром в вопросе о границах между Арменией и Турцией. И пока он не объявит о своем решении, нельзя ожидать какого-либо полезного результата от любого обсуждения, касающегося принятия мер, ставящих целью обеспечить выполнение условий договора.
__________________________
*Печатается по: Armenia. Political and Ethnic Boundaries. 1878—1948//A.L.P.
Burdett (ed.). Archive Editions. FO 371/4964 1998. P. 733.
__________________________
ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ЛИГИ НАЦИЙ
Пятое пленарное заседание
(Женева, 17 ноября 1920 г., 10.30)*
Председатель: г-н П. Гиманс<...>
Доклад Генерального секретаря о работе Совета
Доклад Совета Лиги Наций включен в повестку дня
П р е д с е д а т е л ь: Сейчас начинается общее обсуждение доклада Совета.<...>
Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка): Я хочу высказаться непосредственно по вопросу, который очень близок сердцу очень влиятельной части мировой общественности во всех странах. Я имею в виду вопрос об Армении. Я сообщил о намерении внести резолюцию по этому вопросу, и я очень надеюсь, что может быть найдена какая-то возможность поставить на обсуждение эту резолюцию. Если это произойдет, то появится возможность для проведения общей дискуссии по этой проблеме. Но я хотел бы сказать несколько слов об этом уже сейчас.
История Армении, несомненно, знакома каждому члену Ассамблеи. Мировая история не знает большей трагедии. Народ большого интеллекта, великой материальной культуры, древней цивилизации постепенно уничтожался в результате действий правительства, которое явно было лишено чувства жалости, когда имело дело с этой группой своих подданных; такова история Армении, векового мученичества. Она завершилась в годы последней войны резней, ужасами и хладнокровными убийствами, которые редко наблюдались и никогда не имели себе равных. Когда мы впервые услышали о них в годы войны, мы были в ужасе; но с тех пор каждая ставшая известной подробность, каждый клочок информации, которую мы получали после окончания войны, свидетельствуют о том, что до сих пор эти ужасы отнюдь не преувеличивались, а напротив, они принижались.
Резня, учиненная Талаатом, была одним из величайших преступлений, совершенных в истории человеком, и Лига Наций не сможет быть выразителем общественной морали, если она не сделает все возможное, чтобы оградить этот древний народ от повторения ужасов, которым его подвергли.
<...> Я обращаюсь к Ассамблее по этому вопросу не с целью ответить на обвинения или критиковать; пытаюсь убедить их, если они нуждаются в убеждении, что необходимо предпринять какой-то практический шаг, если вообще возможно предпринять его, чтобы исправить то страшное положение вещей, которое существует в той части мира. Я испытываю, если мне будет позволено коснуться личных чувств, определенную личную ответственность в этом деле, ибо, действуя от имени Британского правительства и выступая в Британском парламенте в прошлые годы, я неоднократно выражал Армении самые теплые чувства в годы войны и давал от имени правительства обязательство сделать все возможное, чтобы освободить ее от тирании турок.
В этом Великобритания была не одна; другие страны давали такие же обязательства, и я бы позволил себе почтительно заявить Ассамблее — вот вопрос, который с самого начала был поставлен перед Лигой, ибо Верховный Совет Союзников просил Лигу Наций заняться им; вот вопрос, который нам доверили решить. Это первое общее собрание всех членов Лиги; давайте не расходиться, пока не предпримем какой-то практический шаг, чтобы убедиться, что может быть сделано, если что-то может быть сделано, и побудить наши правительства принять необходимые меры. Чтобы вновь уточнить предложение, которое я хочу внести на рассмотрение Ассамблеи и которое, я надеюсь, мне дадут возможность выдвинуть в другом случае, я составил следующий проект резолюции, который роздан делегациям:
Что Совет просят безотлагательно рассмотреть положение в Армении и представить на обсуждение Ассамблеи предложения по предотвращению опасности, которая угрожает сейчас оставшейся части армянского народа, и также по достижению постоянного урегулирования в этой стране.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Пятому пленарному заседанию
Доклад Генерального секретаря
Первой Ассамблее Лиги о работе Совета
Содержание
<...>
(В) Общие обязательства Лиги в интересах мира и справедливости.
(1) Защита Армении
Совет Лиги Наций телеграммой от 12 марта был уведомлен о предложении, выдвинутом от имени Верховного Совета, о том, чтобы Армении была предоставлена защита Лиги Наций.
Совет Лиги в своем ответе Верховному Совету выразил искреннее желание сотрудничать в деле создания Армянской Республики на прочной и независимой основе. Однако было отмечено, что Лига не является государством; что у нее нет военных или финансовых ресурсов; и что Устав Лиги не предусматривает осуществление мандата самой Лигой.
Совет высказал мнение, что будущее армянской нации будет наилучшим образом обеспечено, если какой-либо член Лиги или какая-то другая держава проявят бы готовность принять мандат на основе Статьи 22.
Совет предложил выяснить, примет ли какой-нибудь член Лиги мандат на Армению при условии, что Верховный Совет обеспечит Республике Армения освобождение территорий, выделенных ей по [Севрскому] договору, обеспечит Республике свободный выход к морю и защиту армянской территории до тех пор, пока ее защита не будет обеспечена иными средствами. Совет Лиги далее спросил у Верховного Совета, предоставит ли он временные финансовые гарантии независимой Республике Армения, исходя из того, что Совет Лиги рекомендует Ассамблее поставить финансы Республики на прочную основу путем гарантирования займа от всех государств—членов Лиги.
Верховный Совет в ответ сообщил Совету Лиги, что он выясняет у Президента США, не согласились бы Соединенные Штаты Америки взять мандат на управление Арменией и что он также приглашает его стать арбитром по вопросу о границе между Турцией и Арменией в вилайетах Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битлиса и в вопросе о доступе Армении к морю. Верховный Совет обещал сообщить Совету Лиги содержание ответа Президента Вильсона и позже рассмотреть этот вопрос при тесной консультации с Советом Лиги.
Совет Лиги в своем ответе на это сообщение Верховного Совета от 29 мая заявил, что он весьма удовлетворен решением Армянской проблемы, предложенным Верховным Советом; но что в случае необходимости дальнейшего изучения этого вопроса он хотел бы знать, что Верховный Совет готов обсудить высказанные прежде соображения для того, чтобы можно было побудить какую-то другую державу согласиться на мандат. Совет Лиги вновь заявил, что он готов сделать все, что в его власти, чтобы помочь Верховному Совету обеспечить будущую безопасность Армении.
20 сентября Совет поручил Генеральному секретарю выяснить у Верховного Совета, желает ли он, чтобы Совет Лиги внес на рассмотрение Ассамблеи прежние предложения об оказании помощи Армении, в частности, в отношении финансовой гарантии, которая должна быть предоставлена Армении членами Лиги.
Армянское правительство неоднократно обращалось прямо к Совету с призывом о помощи. 13 мая Председатель Армянской делегации в Париже информировал Председателя Совета Лиги о нависшей над Арменией опасности, исходящей от действий Азербайджана и угрожающей концентрации войск турецких националистов. Совет Лиги решил, что это обращение должно быть передано Верховному Совету Союзников.
6 октября и 12 октября Председатель Армянской делегации в Париже вновь обратился к Совету Лиги за помощью, чтобы противостоять наступлению войск турецких националистов.
Совет не считал, что он может сделать больше, чем направить обращения Армении к державам, которые подписали Севрский договор. Совет поэтому направил эти обращения главам государств четырех держав, представленных в Верховном Совете, настаивая на определении границы Армении и напоминая им о своем прежнем предложении консультироваться и сотрудничать с Верховным Советом в любых действиях, которые возможно обеспечат будущую безопасность Армянской Республики.<...>
__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly. Plenary meetings
held from 15 of November to 18 of December 1920. Geneva//League
of Nations. P. 87, 93, 95, 96, 101, 113, 114.
__________________________
ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ЛИГИ НАЦИЙ
Седьмое пленарное заседание
(Женева, 19 ноября, 1920 г., 10.30)*
Председатель: П. Гиманс.<...>
Обсуждение доклада Генерального секретаря о работе Совета.
П р е д с е д а т е л ь: Мы сейчас возобновим обсуждение доклада Генерального секретаря о работе Совета.
Г-н Д ж. Н. Б а р н е с (Британская Империя):<...>
Дамы и господа, я перехожу теперь к вопросу, в отношении которого у меня имеются сомнения в том, должен ли я произнести хоть одно слово, и это проблема Армении. Армения, быть может, является страной с самой трагичной судьбой из всех стран. После долгой пытки ее народ подвергается сейчас опасности нового террора. Находясь взаперти между безжалостными большевиками, с одной стороны, и бесчеловечными турками — с другой, она оказалась действительно в опасном положении и беда для нас в том, что положение, в котором она оказалась, во всяком случае в какой-то степени, является результатом того, что она доверилась Союзным и Объединившимся государствам. Правительства Союзных и Объединившихся стран, мне кажется, в этом деле взяли на себя большую ответственность. Совет Лиги во всяком случае проявил свои дружеские чувства к армянам в их беде. Совет сделал все, что в его власти. Он сотрудничал с Верховным Советом в попытке найти державу, готовую взять мандат на управление Арменией, и обсудил другие средства оказания помощи. В поддержку Совета можно сказать, что если ему что-то не удалось сделать, то это произошло не в силу отсутствия воли, а из-за отсутствия средств. Перед этой Ассамблеей стоит задача — решить, можно ли эти средства найти где-то здесь. Можем ли мы здесь придать такую силу призыву, с которым уже выступил Совет, если не найти мандатария, то найти средства, с помощью которых что-то можно сделать, чтобы спасти этот народ от исчезновения?<...>
Г-н М о т т а (Швейцария):<...> И, наконец, позвольте, господа, поддержать резолюцию лорда Сесиля по вопросу об Армении. Я больше чем обязан сделать это, поскольку правительство, которое я имею честь возглавлять, уже обратилось в прошлом году к великим державам с просьбой особенно заняться вопросом о положении Армении. Мы получили от правительств, к которым обратились, ответы, которые нас полностью удовлетворили. Мы представляем себе огромные трудности этой проблемы, и мы знаем, что к сожалению, ни одно государство не выразило ни готовности, ни возможности принять мандат, который был предложен. Мы знаем, что рассматривается идея возложить общий мандат на Лигу Наций, которая осуществляла бы его непосредственно. Я не знаю, возможно ли реализовать эту идею. В любом случае мы считаем, что Лига Наций поступила бы хорошо, если бы посвятила все свое внимание этому вопросу, начиная, быть может, с обследования, чтобы убедиться в реальном положении в Армении и затем рассмотреть средства, возможные для решения проблемы. Мы считаем, господа, что Лига Наций впишет на самом деле прекрасную страницу в свои анналы, если ей удастся положить конец мрачной и кровавой трагедии целой расы и целой нации. (Громкие аплодисменты).
__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly Plenary meetings
held from 15 of November to 18 of December. 1920. Geneva//League
of Nations. P. 148, 149, 159, 160.
__________________________
ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ЛИГИ НАЦИЙ
Восьмое пленарное заседание
(Женева, 20 ноября 1920 г., 10.30)*
Председатель: г-н П. Гиманс.<...>
Обсуждение доклада Генерального секретаря о работе Совета.<...>
Г-н Л а ф о н т е н (Бельгия): <...>Я, естественно, перехожу к страшной драме, о которой другие ораторы говорили в таких трогательных выражениях и против продолжения которой лорд Роберт Сесиль протестовал с такой решимостью. В мирное время Армения умирает, страна с миллионным населением уничтожается на глазах Лиги Наций, в которую входит 41 государство, армии которых насчитывают миллионы человек, а их флот стоит у Константинополя, откуда рукой подать к месту, где безжалостно убивают несчастный народ. (Аплодисменты.)
Сегодня утром к нашей делегации вновь обратились с отчаянным призывом о помощи, и я не сомневаюсь, что и другие делегации получили такое же обращение.
Разве мы бездействовали бы, если бы имели военную организацию, этот единый фронт, все армии и все флоты мира в нашем распоряжении? Представьте себе деятельность генеральных штабов всех стран в годы войны; представьте себе их работу сегодня по изучению возможности подвергнуться нападению соседей. Разве нельзя было бы создать международный генеральный штаб Лиги Наций, с тем чтобы в час опасности силы, предназначенные для поддержки правого дела, могли бы немедленно собраться и поспешить на помощь тем, кто является жертвой разбоя или дремучего варварства.
Я позволю себе предложить, учитывая действительно страшную ситуацию, в которой оказалась сегодня эта несчастная страна, что некоторым из нас следует поручить изучить незамедлительно эту проблему и предложить возможное решение.<...>
Согласно полученной нами информации, армянские войска испытывают нехватку офицеров. Я убежден, что офицеры армий стран мира были бы готовы поехать в Армению. Я думаю в первую очередь об офицерах армий тех стран, которые меньше других пострадали в этой войне; ибо в странах, потери которых превзошли все, что они испытали прежде, явно проявляется определенная естественная усталость от войны. Однако имеется много стран, которые пострадали меньше либо вовсе не пострадали, и которые могли бы послать людей в защиту правого дела.
С технической точки зрения финансовая проблема не существует, но даже если она и есть, то по крайней мере не больше, чем военная проблема. Единственная проблема — это наличие доброй воли присутствующих здесь людей и их желание покончить с этой ужасной драмой. (Аплодисменты).<...>
Г-н Т и т т о н и (Италия): <...>Я сейчас перехожу к вопросу, который породил на этой Ассамблее волну эмоций, к вопросу о благородной и несчастной Армении.
Лорд Роберт Сесиль, верный своим высоким идеалам, объявил, что он хочет обратиться одновременно к Совету Лиги Наций и к Верховному Совету Союзных Держав.
Для того чтобы Ассамблея могла иметь точное представление о деятельности Совета в этом отношении, я зачитаю краткое содержание переписки, которая имела место между Советом Лиги Наций и Верховным Советом Держав.<...>
12 марта 1920 г. Верховный Совет Союзных Держав запросил Совет Лиги Наций, не готов ли Совет согласиться от имени Лиги взять мандат на защиту Армении.
11 апреля Совет Лиги Наций ответил, что создание независимого Армянского государства с обеспеченной безопасностью является целью, достойной сочувствия и поддержки всего цивилизованного мира. Совет отметил, что Лига Наций не располагает финансовыми и военными возможностями, которые позволили бы ей осуществить эффективную защиту Армении. Кроме того, Устав Лиги предполагает, что мандат предоставляется государствам под общим наблюдением со стороны Лиги Наций, но не самой Лиге Наций. Совет выразил надежду, что все еще можно будет найти державу, которая примет мандат на управление Арменией. Однако важно отметить, что любая защита или помощь, оказываемая Армении, делали бы необходимым соблюдение определенных предварительных условий:
1. Эвакуация регулярных и нерегулярных турецких вооруженных формирований с территории прежней Турецкой империи, которая по Севрскому договору будет передана Армянской Республике;
2. Создание с помощью западных держав армии, способной защитить Армению и обеспечить порядок;
3. Гарантия постоянного свободного доступа к морю через порт Батум;
4. Создание финансовой системы, позволяющей Армении жить и осуществлять работы, необходимые для жизнедеятельности. Представляется необходимым, чтобы заем Армении был выдан под международную гарантию. Совет Лиги Наций выразил готовность внести этот вопрос на рассмотрение следующей Ассамблеи Лиги и спросил у Верховного Совета, готовы ли Союзные Державы тем временем предоставить временно такую гарантию.
В заключение Совет Лиги Наций заверил Верховный Совет, что если бы можно было найти державу, которая взяла бы мандат на Армению, то он готов возобновить консультации в отношении практических методов обеспечения будущего Армении. [См. Д о к у м е н т.]
26 апреля Верховный Совет информировал Совет Лиги Наций, что 25 апреля он обратился к Президенту Вильсону с письмом, в котором спросил, не согласятся ли США на мандат на Армению и одновременно пригласил Президента Соединенных Штатов определить границы Армении с турецкой стороны.
30 мая 1920 г. Сенат Соединенных Штатов Америки отказался принять мандат на Армению. Президент США, однако, согласился установить границу между Арменией и Турцией.
В последующие месяцы Совет Лиги не получал никаких посланий от Верховного Совета.
20 сентября 1920 г. Совет Лиги запросил Верховный Совет, желает ли он поставить Армянский вопрос на обсуждение Ассамблеи 15 ноября 1920 г., в частности вопрос о финансовой гарантии, которая была предложена в письме от 11 апреля.
Во время сессии Совета в Брюсселе на последней неделе октября 1920 г. в Совет Лиги поступило обращение правительства Армении по поводу актов агрессии, совершенных турецкими националистами. Армянское правительство просило Лигу вмешаться и не допустить нарушения Севрского договора. Совет ответил, что Севрский договор не вступил еще в силу и что именно державы, подписавшие этот договор, призваны обеспечить его выполнение. Направляя обращение Армении державам, подписавшим Севрский договор (Франция, Великобритания, Италия и Япония), Совет 22 октября 1920 г. напомнил державам о переписке в марте и апреле по вопросу Армении и предложил возобновить консультации, которые Совет предложил тогда. Совет заявил, что Армянский вопрос, вероятно, будет поднят на Ассамблее в связи с просьбой Армении принять ее в Лигу Наций.
10 ноября 1920 г. г-н Ллойд Джордж информировал Совет, что Союзные Державы предпринимают все возможное, чтобы оказать Республике Армения военную помощь, поставляя ей оружие, снаряжение и горючее. Премьер-министр Великобритании не усматривал никакой пользы в обсуждении методов, рассчитанных на то, чтобы обеспечить выполнение условий Севрского договора, пока Президент Вильсон не сообщит свое решение относительно границы Армении.
Из этого заявления ясно, что Совет Лиги Наций сделал все возможное, чтобы помочь Армении, но оказался неспособным предоставить ей помощь в необходимой форме — а именно, деньгами и солдатами. В этом кроется вся трудность Армянского вопроса.
Вы должны помнить, господа, что Лига Наций, которая была создана в период великих и мировых потрясений, вызванных войной, последствия которой все еще ощущаются и будут ощущаться в течение долгого времени, не могла сразу же решить все эти серьезные проблемы. Если бы она родилась, имея силу Геркулеса, и могла бы уже в колыбели придушить чудовище, которое хочет развязать войну и которое мешает установлению всеобщего мира, то она смогла бы выполнить свою миссию; но это было не так, и мы должны проявить снисхождение к ней. Лига только что родилась и пока еще находится в младенческом возрасте; она достигнет подросткового, затем юношеского возраста и возмужает. Давайте надеяться, что она никогда не состарится, но что ее зрелость будет вечной, с тем чтобы мир, которого мы все желаем, мог быть установлен между всеми народами. (Аплодисменты).<...>
__________________________
*Печатается по: The Records of the First Assembly Plenary meetings,
held from 15 of November to 18 of December. 1920, in Geneva//League
of Nations. P. 165, 173, 174, 175, 176.
__________________________
ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РСФСР
АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНУ И Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ
о посредничестве РСФСР в установлении мира Армении с Турцией
(21 ноября 1920 г.)*
Правительственный кризис разрешен на основе компромисса. [В] состав кабинета вошли сторонники русской ориентации, [в] том числе Тертерян и Дро. Из сообщений Мдивани видно, что ввиду отказа турок [от] посредничества он вообще не считает нужным постановку туркам каких-либо условий относительно Армении.
Считаю [э]то ошибкой, необходимо немедленно дать указания Мдивани относительно приемлемых условий мира [c] Арменией. Полагал бы, что Александрополь и линия желдороги, за исключением карской ветки, во всяком случае должна быть оставлена Армении. Только при выполнении этих условий турками возможно доверять им и их планам относительно Грузии и Батуми.
Верны ли слухи занятия повстанцами Герюсы?
__________________________
*Печатается по: РГАСПИ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 21. Л. 249. Копия.
__________________________
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА США В. ВИЛЬСОНА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВЕРХОВНОГО
СОВЕТА СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ
о вынесении арбитражного решения
(22 ноября 1920 г.)*
Г-н П р е д с е д а т е л ь: По решению Верховного Совета от 26 апреля этого года мне было направлено приглашение выступить арбитром в вопросе о границах между Турцией и новым государством Армения. Представители Держав, подписавших 10 августа этого года Севрский договор, согласились возложить на меня эту честь и выразили свое намерение признать границы, которые должны быть определены моим решением, равно как и любые условия, которые я могу предложить в отношении доступа Армении к морю и любые меры, касающиеся демилитаризации турецкой территории вдоль установленных арбитражным решением границы. В соответствии с условиями ссылки об арбитраже, содержащихся в Ч. III, Разд. 6, Ст. 89 Севрского договора, масштабы арбитражных полномочий, возложенных на меня, четко ограничены определением границ Турции и Армении в Эрзерумском, Трапезундском, Ванском и Битлисском вилайетах. Полностью осознавая ответственность, возложенную на меня Вашей просьбой, я занялся этой трудной задачей с огромным желанием служить наивысшим интересам армянского народа, так же как и остающимся в этой обездоленной стране жителям, независимо от того, к какой расе или религии они могут принадлежать, стремясь также соблюсти строжайшую, по возможности, справедливость по отношению к населению — будь это турецкое, курдское, греческое или армянское — живущему в прилегающих районах.
При рассмотрении этой проблемы было очевидно, что существующий этнический и религиозный расклад населения в четырех вилайетах не мог, как в других регионах мира, рассматриваться в качестве ориентира для принятия решения. Этнические соображения — в данном случае, когда население с самого начала так сильно перемешалось, — еще более омрачены страшными последствиями резни и депортации армян и греков и ужасными потерями, которые также понесло мусульманское население в результате вынужденного оставления мест проживания и бедствий, вызванных эпидемиями тифа и других болезней. Ограничение арбитражного поручения четырьмя вилайетами, названными в статье 89 Договора, похоже, обязывало к тому, чтобы Армянскому государству было предоставлено в пределах этих вилайетов как можно больше территории, соблюдая в то же время основополагающие требования, которые предъявляются к надлежащей естественной границе и географической и экономической целостности нового государства. Важно было учесть, что новое государство Армения, включающее как должное большую часть бывшей армянской провинции Закавказской России, будет с самого начала иметь население, которое почти поровну будет состоять из мусульман и христиан и отмечаться многообразием расовых и племенных отношений. Гражданами Армянской Республики будут по языку и религии турки, курды, греки, кызилбаши, лазы и другие, так же как и армяне. Невозможно было во всех случаях примирить конфликтующие территориальные претензии армян, турок, курдов и греков вдоль границ, которые мне как арбитру поручено было определить. Я считаю, что в таких случаях соображения, касающиеся обеспечения здоровой экономической жизни будущего государства Армения, должны иметь решающее значение. Однако в тех случаях, когда позволяют потребности точной географической границы, все горные и низменные районы, расположенные вдоль границы, которые населены преимущественно курдами или турками, скорее оставлялись Турции, чем включались в состав Армении, если только торговые отношения с конкретными городами-рынками не делали необходимым их включение в состав армянского государства. В тех случаях, когда имелась информация о племенных отношениях и сезонных миграциях, по возможности учитывались интересы совместного проживания племен и маршруты кочующих скотоводов.
<...> Я был убежден — а сейчас все больше убеждаюсь, — что решения, предусматривающие выход Армении к морю, должны быть таковыми, чтобы обеспечить все возможности для того, чтобы это государство развивалось и смогло вновь обрести и сохранить ту полезную роль в мировой торговле, которую занимаемое им географическое положение, — на пересечении великого исторического торгового пути, — в прошлом возлагало на это государство. Развитие и благополучие смешанного населения армянского государства будет в бoльшей степени зависеть от строительства железных дорог и все большего доступа внутренних районов трех вилайетов к торговле с Европой и все большего воздействия европейской культуры.
<...> Искренне надеюсь, что армянские беженцы и их руководители в ходе возвращения на выделенную им территорию, воздерживаясь от любых и всех форм репрессий, покажут миру пример того высоко морального мужества, которое всегда должно быть основой национальной силы. Мир ждет от них, что они предоставят любую возможность и помощь в пределах своей власти тем турецким беженцам, которые возможно пожелают вернуться к своим прежним местам проживания в Трапезундском, Эрзерумском, Ванском и Битлисском округах, памятуя, что эти люди также значительно пострадали. Я надеюсь далее, что они также внимательно отнесутся к лазам и грекам, жителям прибрежных районах Черного моря <...>, что эти люди будут с радостью и готовностью работать в полнейшей гармонии с армянами в деле создания твердого фундамента новой Республики Армения.
Имею честь представить при сем текст моего решения.
__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the
United States, 1920. Washington, 1936. Vol. III. P. 790—795.
__________________________
РЕШЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ВИЛЬСОНА
относительно границы между Турцией и Арменией,
выхода Армении к морю и демилитаризации турецкой территории,
прилегающей к границе Армении
(22 ноября 1920 г.)*
Президент Соединенных Штатов Вудро Вильсон — тем, кого это касается,
Мои приветствия:
Поскольку 26 апреля 1920 г. Верховный Совет Союзных Держав на конференции в Сан-Ремо обратился к Президенту Соединенных Штатов Америки с приглашением выступить в качестве арбитра в вопросе о границе между Турцией и Арменией, которая должна быть установлена в четырех вилайетах — Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битлиса;
И поскольку 17 мая 1920 г. о моем согласии с этим предложением было сообщено телеграммой американскому Послу в Париже для передачи Державам, представленным в Верховном Совете;
И поскольку 10 августа 1920 г. в Севре уполномоченные представители Британской Империи, Франции, Италии и Японии, а также Армении, Бельгии, Греции, Польши, Португалии и Чехословакии, с одной стороны, и Турции, с другой стороны, подписали Договор о мире, который в числе прочих положений, содержал следующее:
«Статья 89.
Турция и Армения, а также другие Высокие Договаривающиеся Стороны, соглашаются представить на третейское решение Президента Соединенных Штатов Америки определение границы между Турцией и Арменией в вилайетах Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битлиса и принять его решение, а также любые меры, которые он может предписать относительно выхода Армении к морю и относительно демилитаризации любой части оттоманской территории, прилегающей к названной границе».
И поскольку 18 октября 1920 г. Генеральный секретариат Мирной конференции, действуя на основании указаний Союзных Держав, передал мне через Посольство Соединенных Штатов Америки в Париже достоверную копию вышеупомянутого договора, обратив внимание на названную Статью 89;
Поэтому я, Вудро Вильсон, Президент Соединенных Штатов Америки, на которого таким образом возложили полномочия арбитра, изучив вопрос в свете имеющейся самой достоверной информации и руководствуясь высочайшими интересами справедливости, настоящим объявляю следующее решение:
I
Граница между Турцией и Арменией в вилайетах Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битлиса устанавливается следующим образом (см. прилагаемую карту в масштабе 1:1 000 000):
1. Исходный пункт1 будет установлен на месте на турецко-персидской границе, имея в виду восточное окончание административной границы между санджаками Вана и Хаккиари, вилайета Вана, с учетом того как эта административная граница обозначается на турецкой карте издания Башкала в масштабе 1:200 000, опубликованной в Турции в 1330 и 1331 финансовых годах (1914 и 1915 гг.). От этого исходного пункта граница протянется на юго-запад до западного пика Меркецер-дага, расположенного почти на 6 км западнее пункта 3350 (10 999 футов), около 2 км юго-западнее деревни Йокари Ахвалан и в юго-западном направлении на расстоянии приблизительно 76 км от гор. Ван.<...>
II
Вышеописанная граница, передавая Армении гавань Трапезунда и долину реки Каршут-су, исключает необходимость принятия дополнительного решения о выходе Армении к морю.
III
Кроме общих положений об ограничении вооружений, предусмотренных в статьях о военных, военно-морских и военно-воздушных силах в части V Севрского договора, демилитаризация турецкой территории, прилегающей к определенной выше границе Армении, будет проводиться следующим образом:
Военная межсоюзническая комиссия по контролю и организации, предусмотренная в Статьях 196—200 Севрского договора, назначит высших офицеров жандармерии, размещенной в тех вилайетах Турции, которые прилегают к границам государства Армения, исключительно из числа офицеров, предложенных рядом союзных или нейтральных держав в соответствии со Статьей 159 названного договора.
Эти офицеры, в дополнение к своим другим обязанностям, должны выполнять специальную задачу по наблюдению и уведомлению Военной межсоюзнической комиссии по контролю и организации о любых тенденциях в пределах этих турецких вилайетов в плане подготовки военных действий против границы Армении, таких как строительство стратегических железных и шоссейных дорог, размещение военных складов, создание военных поселений и ведение пропаганды, создающей угрозы миру и спокойствию прилегающей армянской территории. Военной межсоюзнической комиссии по контролю и организации надлежит в таком случае принять такое действие, которое необходимо для предотвращения концентрации сил и другой агрессивной деятельности, перечисленных выше.
В подтверждение чего я по сему ставлю свою подпись и печать Соединенных Штатов Америки.
Выполнено в двух экземплярах в г. Вашингтоне двадцать второго ноября одна тысяча девятьсот двадцатого года и сто сорок пятого года Независимости Соединенных Штатов.
Вудро Вильсон
По поручению Президента:
Бейнбридж Колби
Государственный секретарь
__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the
United States, 1920. Washington, 1936. Vol. III. P. 795—804.
Содержание
Обращение Предисловие
[1-15] [16-19]
[20] [21-25] [26-45]
[46-82] [83-109]
[110-149] [150-185]
[186-213] [214-244]
[245-277] [278-314]
[315-358] [359-371]
[372-406]
[407] [408-423]
[424] [425-442]
[443-460] [461-473] [474]
[475-507]
[508-538] [539-564]
[565-584] [585-591]
[592] [593-606]
[607-626]
Также по теме:
Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)