ГЕНОЦИД АРМЯН. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества, т. 1

Барсегов Ю.Г.

Раздел III. Международное признание ответственности Турции за полное уничтожение армян как национальной группы (1915-1923 гг.) и обязательства мирового сообщества


Предыдущая    Вернуться к содержанию    Следующая


№ 372. Решение Совета десяти Парижской мирной конференции принять предложенный Ллойд Джорджем документ от 29 января 1919 г., обосновывающий отделение от Оттоманской империи Армении и других подвластных ей стран и учреждение мандатной системы международного управления
№ 373. Заявление Председателя Совета министров Греции Э. Венизелоса на заседании Совета десяти Парижской мирной конференции
№ 374. Ответ Президента В. Вильсона на обращение Дж. Джерарда, председателя Американского комитета в поддержку независимости Армении
№ 375. Из письма Президента Французской Республики Р. Пуанкаре Патриарху армян-католиков Киликии Павлу Петру XIII Терзяну
№ 376. Из выступления президента США В. Вильсона в Бостоне
№ 377. Докладная записка Военного атташе Великобритании бригадного генерала В.Г. Дидса генералу Алленби [Послана Директором британской военной разведки Государственному департаменту США 20 марта 1919 г.]
№ 378. Заявление Чарльза Эванса Хьюза, кандидата в Президенты США от Республиканской партии на выборах 1916 г.
№ 379. Из выступления Президента США В. Вильсона на публичном митинге в Метрополитен опера-хаус в Нью-Йорке
№ 380. Британский Премьер-министр Д. Ллойд Джордж об эволюции позиции Союзных Держав по Армянскому вопросу и целях мандата на управление Арменией
№ 381. Заявление Президента США В. Вильсона на заседании Совета четырех Парижской мирной конференции
№ 382. Телеграмма заместителя Верховного комиссара Великобритании Вэбба Мирной конференции в Париже
№ 383. Британский дипломат Г. Никольсон о политике Лондона в отношении Турции
№ 384. Заявление Великого Визиря Османской империи Дамад Ферид-паши на Парижской мирной конференции
№ 385. Ответ британского Министра иностранных дел А.Дж. Бальфура от имени Совета десяти Мирной конференции на заявление Великого Визиря Османской империи
№ 386. Телеграмма Министра иностранных дел лорда Керзона лорду Дерби
№ 387. Меморандум Временного правительства России представленный от его имени Львовым, Сазоновым и Маклаковым председателю Парижской мирной конференции
№ 388. Из обращения Президента США В. Вильсона к Сенату США
№ 389. Письмо Министра иностранных дел Франции Пишона депутату от парламента Альберу Тома
№ 390. Телеграмма Государственного секретаря США Л. Лансинга Комиссии США на Мирных переговорах в Париже
№ 391. Из телеграммы Государственного секретаря США Р. Лансинга Послу в Лондоне Дэвису
№ 392. Доклад членов американской части Международной комиссии по установлению мандатов в Турции Чарльза Крейна и Генри Кинга, представленный Мирной конференции в Париже
№ 393. Из объявления союзного Верховного комиссара полковника Гаскеля об образовании американского генерал-губернаторства в Нахичеваньском и Шарурском округах
№ 394. Министр иностранных дел Франции Пишон Председателю Армянской национальной делегации Богос Нубару
№ 395. Из письма члена Британской делегации на Парижской мирной конференции Э. Кроу Дж. Кидстону (МИД)
№ 396. Заявление У. Дж. Брайана, бывшего Государственного секретаря США на митинге, организованном Американским комитетом в поддержку независимости Армении
№ 397. Выдержки из справочника МИД Великобритании, касающиеся Армении и Курдистана (1919 г.)
№ 398. Нота Министра иностранных дел Франции Бертело лорду Керзону
№ 399. Телеграмма Посла США во Франции Уоллеса Государственному секретарю
№ 400. Решение Премьер-министров и Министров иностранных дел Союзных Держав о признании Армении
№ 401. Обзор положений на Кавказе, составленный 2-м бюро Генштаба Франции по донесениям военной миссии на Кавказе во главе с полковником Шардиньи и другим документам
№ 402. Признание германского полковника Эрнста Паракина
№ 403. Телеграмма и.о. Государственного секретаря США Полка Послу во Франции Уоллесу
№ 404. Донесение Посла США во Франции Уоллеса Государственному секретарю
№ 405. Письмо члена Парламента Италии и бывшего министра г-на Меда председателю состоявшегося в Париже собрания в защиту независимости Армении
№ 406. Телеграмма Верховного комиссара Великобритании в Константинополе адмирала Ф. де Робека лорду Керзону


№ 372

РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДЕСЯТИ
ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

принять предложенный Ллойд Джорджем документ от 29 января 1919 г., обосновывающий отделение от Оттоманской империи Армении
и других подвластных ей стран и учреждение мандатной системы
международного управления

(30 января 1919 г.)*

<...>2. По подобным основаниям и в особенности вследствие исторического злоупотребления турками властью над покоренными народами и ужасных избиений армян в предыдущие годы, Союзные и Объединившиеся державы согласились, что Армения, Сирия, Месопотамия, Палестина и Аравия должны быть полностью отделены от турецкой империи<...>

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. The Paris Peace Conference. 1919. Vol. III. P. 785—796.
__________________________

 

№ 373

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
СОВЕТА МИНИСТРОВ ГРЕЦИИ Э. ВЕНИЗЕЛОСА

на заседании Совета десяти Парижской мирной конференции

(4 февраля 1919 г.)*

<...>Г-н Л л о й д Д ж о р д ж спросил, имеются ли у г-на Венизелоса идеи относительно того, что должно входить в состав Армянского государства.

Г-н В е н и з е л о с заявил, что, по его мнению, Армянское государство должно включить шесть армянских вилайетов наряду с Российской Арменией, а также вилайетами Трапезунд и Адана.

Г-н Л л о й д Д ж о р д ж спросил, входила бы Киликия в Армянское государство.

Г-н В е н и з е л о с отметил утвердительно и заявил, что Армения включала бы все территории вокруг горы Арарат<...>

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. The Paris Peace Conference. 1919. Vol. III. P. 873.
__________________________

 

№ 374

ОТВЕТ ПРЕЗИДЕНТА В. ВИЛЬСОНА
на обращение Дж. Джерарда, председателя Американского
комитета в поддержку независимости Армении

(14 февраля 1919 г.)*

Ваша телеграмма<...> затронула чувствительные струны в моем сердце, и я прошу, чтобы Вы заверили членов Комитета, что я не премину сделать все, что в моих силах во имя Армении.

__________________________
*Печатается по: Woodrow Wilson Papers. File VIII-A, b. 20, f. February 14.
__________________________

 

№ 375

ИЗ ПИСЬМА
ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Р. ПУАНКАРЕ

Патриарху армян-католиков Киликии Павлу Петру XIII Терзяну

(16 февраля 1919 г.)*

<...>Правительство Республики сегодня не считает, что уже выполнило обязанность, которая возлагается на него по отношению к армянскому населению. Оно знает, что Армения и особенно благородная страна Киликия надеются, что при поддержке Франции смогут пользоваться плодами мира и свободы. Я могу заверить Ваше Преосвященство, что Франция ответит на проявленное к ней доверие.

__________________________
*Печатается по: Paillares M. Le Kйmalisme devant les Alliйs. Paris, 1922. P. 340.
__________________________

 

№ 376

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США В. ВИЛЬСОНА
В БОСТОНЕ

(24 февраля 1919 г.)*

<...> Думали ли вы о страданиях Армении? Вы щедро делились вашими деньгами, чтобы оказать в тяжелую минуту помощь пострадавшим армянам. Теперь соберитесь с силой, помогите, чтобы они никогда больше не страдали снова.

__________________________
*Печатается по: Wilson W. War and Peace. Presidential Messages, Addresses and Public Papers (1917—1924). N. Y.—L.: Harper and brothers publishers, 1927. Vol. I. P. 439.
__________________________

 

№ 377

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
ВОЕННОГО АТТАШЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
БРИГАДНОГО ГЕНЕРАЛА В. Г. ДИДСА
ГЕНЕРАЛУ АЛЛЕНБИ

[Послана Директором британской военной разведки
Государственному департаменту США 20 марта 1919 г.]

(27 февраля 1919 г.)*

Правительство Его Величества желает не только наказания тех, кто совершил резню, но намеревается добиться <...> чтобы они никогда не забыли, что было сделано во время войны, не говоря уже о том, чтобы мириться с этим.

__________________________
*Печатается по: Dadrian V.N. The History of the Armenian Genocide. Ethnic Conflict from the Balkans to Anatolia to the Caucasus//British Foreign Office Archives 371/4173/4426 (folio 50). Providence-Oxford: Berghahm Books, 1995. P. 306.
__________________________

 

№ 378

ЗАЯВЛЕНИЕ ЧАРЛЬЗА ЭВАНСА ХЬЮЗА,
кандидата в Президенты США от Республиканской партии
на выборах 1916 г.

(февраль 1919 г.)*

Почему мы вступили в войну? <...> [Н]епосредственной целью было остановить гунна, урезонить дикого зверя, милитаризм и философия силы которого обрушились на мир. Мы никогда не сможем говорить об этой решимости и о последовавших достижениях, не воздав должное храброму лидеру, который никогда не отступал от своего требования, чтобы Америка выполнила свой долг, — Теодору Рузвельту, поборнику Бельгии, Армении и всех угнетенных.

<...> [З]верства в Бельгии, страшные сами по себе, были незначительными по сравнению с немыслимыми зверствами и резней, которые имели место в несчастной Армении. Естественно, что презренный гунн должен был объединить свои силы с отвратительным турком. Беспредельная свирепость турок вовсю разыгралась в Армении. Мы читали о преследованиях и резне армян в прошлые годы, но они действительно померкли по сравнению с жестокостями и массовой резней этих последних дней. Рассказ об этом слишком ужасен, чтобы печатать.

__________________________
*Печатается по: Hughes Ch.E. The Hour of Liberation Has Come. Armenian Herald, 1919. P. 163—164.
__________________________

 

№ 379

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США В. ВИЛЬСОНА
на публичном митинге в Метрополитен опера-хаус в Нью-Йорке

(4 марта 1919 г.)*

<...> Народы, которые долго подвергались неописуемым страданиям от того, что находились под правлением турок, взывали из поколения к поколению мир к справедливости, к свободе и поддержке, но ни одно правительство в мире не услышало их.

__________________________
*Печатается по: Wilson W. War and Peace. Presidential Messages, Addresses and Public Papers (1917—1924). N. Y.—L.: Harper and prothers publishers, 1927. Vol. I. P. 447.
__________________________

 

№ 380

БРИТАНСКИЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Д. ЛЛОЙД ДЖОРДЖ
об эволюции позиции Союзных Держав по Армянскому вопросу
и целях мандата на управление Арменией*

<...>Было совершенно очевидно, что мы не можем пойти ни на какое соглашение, оставляющее остатки гонимого армянского народа на милость жестокого угнетателя, который вырезал, насиловал и грабил его в течение ряда поколений и продолжал издеваться над ним до самого конца войны. Но опустошенная и запуганная Армения не могла бы устоять сама, с одной стороны, против турок, а с другой — против большевиков. Нужно было поэтому найти державу-мандатария, которая взяла бы на себя высокий долг охраны разоренной христианской общины в горах Армении.

<...>Россия была бы наиболее подходящим мандатарием для Армении и Проливов. До революции ее религиозные симпатии были на стороне крестового похода в защиту христианского населения Турции. Ее прежние войны освободили христиан на Балканах и часть христиан в армянских долинах. Если бы не наше злополучное вмешательство, то большинство армян еще по Сан-Стефанскому договору 1878 г. перешло бы под защиту русского флага.

По Сан-Стефанскому миру русские войска должны были оккупировать Армению, пока не будут проведены необходимые реформы. Это постановление было отменено Берлинским трактатом 1878 г., который явился всецело результатом нашего угрожающего нажима, и прославлялось нами как величайший триумф Англии, принесший «почетный мир». Армения была принесена в жертву на воздвигнутый нами триумфальный алтарь. Русские вынуждены были уйти; несчастные армяне снова были придавлены пятой своих старых угнетателей, обязавшихся «провести улучшения и реформы в провинциях, населенных армянами». Всем нам известно, как нарушались эти обязательства в течение сорока лет, несмотря на неоднократные протесты страны, которая была главной виновницей возвращения Армении под владычество турок. Политика британского правительства с роковой неизбежностью привела к ужасающим бойням 1895—1897 и 1909 гг. и к страшнейшей резне 1915 г. В результате этих злодеяний, беспримерных даже в истории турецкого деспотизма, численность армянского населения в Турции сократилась больше чем на миллион.

Принимая во внимание, что именно мы дали туркам возможность творить эти преступления, на нас лежал моральный долг воспользоваться первым представившимся случаем, чтобы исправить совершенную нами несправедливость и, насколько это окажется в наших силах, сделать невозможным повторение ужасов, за которые история всегда будет возлагать вину на нас.

И поэтому, когда турки сами навязали Британской империи борьбу не на жизнь, а на смерть, мы поняли, что пред нами наконец открывается возможность искупить свой тяжкий грех. С самого момента объявления войны не было ни одного английского государственного деятеля, к какой бы партии он ни принадлежал, который не принял бы твердого решения, что, если мы разгромим эту варварскую империю, одним из главнейших условий мира будет освобождение навечно армянских долин от кровавого деспотизма, которым отличаются жестокие турки.

Когда в Петрограде происходили переговоры Сайкс — Пико, одним из предметов этих переговоров была судьба Армении. Тогда было решено, что северная часть Армении отойдет под русский контроль, а южная — под французский.

Но русская революция и приход к власти правительства, воодушевлявшегося другими идеалами и иначе смотревшего на свои задачи и цели, снимали кандидатуру России как возможного мандатария, даже если бы она и согласилась принять мандат<...>

С уходом со сцены России исчезла и мысль о присоединении Армении к какой-либо державе. Со времени переговоров Сайкс — Пико в 1916 г. идея самоопределения приобрела огромную силу и стала доминирующей во всей мирной политике союзников. Армяне, которые перед войной и во время войны с радостью готовы были стать подданными христианской империи, теперь хотели восстановить независимую Армению во всей ее древней славе. Об этой новой позиции армян можно было судить хотя бы по их обращению к Французскому и Британскому правительствам, переданному через армянскую делегацию в Париже. Они требовали права «образовать независимое Армянское государство» под покровительством союзных великих держав, одна из которых действовала бы в качестве мандатария в целях организации и управления новым государством в течение определенного срока. Органический статут, составленный Державами-покровительницами, определил бы основные линии управления новым государством в течение переходного периода, санкционировал созыв Учредительного собрания (определив приблизительно дату его созыва), которое с одобрения держав-покровительниц установило бы постоянную форму правления. Временная администрация должна продолжаться достаточно долго, но лишь до тех пор, пока это будет нужно, чтобы оставшиеся в живых изгнанные армяне, а также армяне из других мест могли вернуться к своему «национальному очагу».

Перспектива мандатов на Армению и Константинополь соответствовала идеалам Президента Вильсона. Его не надо было уговаривать. Задача была чисто альтруистическая, поскольку дело касалось Америки. Никто не мог обвинить ее в коварном намерении захватить чужие территории исключительно ради собственных интересов и выгод<...>

После консультации с Президентом Вильсоном и Клемансо я, с полного их согласия, предложил на заседании Совета четырех 14 мая 1919 г. следующую резолюцию:

«1) Мандат на провинцию Армения в пределах границ, которые будут согласованы между американской, английской, французской и итальянской делегациями, с их рекомендациями, если они будут одобрены единогласно, должен быть принят без нового обращения в Совет...»

<...>Президент Вильсон принял предложение «от имени Соединенных Штатов Америки, при условии одобрения его Сенатом». Президент объяснил мне и Клемансо, что он не может заранее сказать, согласятся ли Соединенные Штаты принять мандат. Это создавало новое положение. В Америке было сильное течение против всяких обязательств, могущих втянуть США в международные осложнения, особенно в Европе, и Вильсон подчеркивал, что в Конгрессе он не располагает большинством, а такие люди, как Лодж, будут, вероятно, восставать против всякого плана, исходящего от него. Но все же он был преисполнен надежд, так как страдания и горести Армении всегда находили отклик в Соединенных Штатах».

__________________________
*Печатается по: Ллойд Джордж Д. Правда о мирных переговорах. М., 1957. Т. 2. С. 389—395.
__________________________

 

№ 381

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА США В. ВИЛЬСОНА НА ЗАСЕДАНИИ
СОВЕТА ЧЕТЫРЕХ ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(20 марта 1919 г.)*

Президент напомнил, что на Совете четырех были приняты резолюции относительно мандатариев. В них содержалась очень тщательно продуманная градация различных уровней мандатов применительно к уровню цивилизации народов, о которых шла речь. Одним из элементов этих мандатов было желание народа, в отношении которого будет осуществляться мандат. Существующее разногласие переросло в очень серьезные вопросы. Киликия, например, по своему географическому положению отсекает Армению от Средиземного моря. Если один мандатарий будет на юге, а другой на севере Армении, то возникнет большая опасность трений, поскольку на юге проживает население, создающее проблемы. В силу этого, разногласие переросло в проблему, ставящую в этом регионе под угрозу мир во всем мире. Поэтому он надеется, что этот вопрос будет обсужден с этой точки зрения.

__________________________
*Печатается по: Papers relating to the Foreign Relations of the United States. The Paris Peace Conference, 1919. Vol. V. P. 9.
__________________________

 

№ 382

ТЕЛЕГРАММА ЗАМЕСТИТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА
ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВЭББА МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ПАРИЖЕ

(3 апреля 1919 г.)*

Чтобы наказать всех лиц, виновных в зверствах над армянами, возникла бы необходимость подвергнуть казни всех турок поголовно, и поэтому я предлагаю, чтобы наказание скорее приняло бы форму расчленения по национальному признаку прежней Турецкой империи и в индивидуальном порядке — форму суда над высшими должностными лицами, теми, кто значится в моем списке, чья судьба будет служить примером для других.

__________________________
*Печатается по: Dadrian V.N. The History of the Armenian Genocide. Ethnic Conflict from the Balkans to Anatolia to the Caucasus//British Foreign Office Archives 371/4173/53351 (folio 192-93). Providence-Oxford: Berghahm Books, 1995. P. 306.
__________________________

 

№ 383

БРИТАНСКИЙ ДИПЛОМАТ Г. НИКОЛЬСОН
О ПОЛИТИКЕ ЛОНДОНА В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ

(19 мая 1919 г.)*

<...>Большинство членов Кабинета прибыло из Лондона для обсуждения будущего Турции <...> Уинстон [Черчилль] хочет, чтобы турок оставили в покое, но просит дать мандат американцам на Проливы и Константинополь, а также на Армению с Трапезундом <...>

__________________________
*Печатается по: Никольсон Г. Как делался мир в 1919. М.: Госполитиздат, 1945. С. 263.
__________________________

 

№ 384

ЗАЯВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ВИЗИРЯ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
ДАМАД ФЕРИД ПАШИ НА ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(17 июня 1919 г.)*

<...> В годы войны весь цивилизованный мир был потрясен сообщениями о преступлениях, якобы совершаемых турками. Я далек от того, чтобы набросить покрывало на деяния, заставившие содрогнуться от ужаса все человечество; еще менее склонен я преуменьшать степень виновности участников этой великой драмы. Я ставлю себе иную цель: показать миру с фактами в руках, на кого действительно ложится ответственность за эти ужасные преступления.

<...> Турция сожалеет о многочисленных убийствах своих сограждан-христиан не менее, чем об убийствах магометан. Надо сказать, что Комитет Единения и Прогресса, не довольствуясь преступлениями против христиан, обрек на смерть по меньшей мере 3 миллиона магометан <...> Малая Азия ныне представляет собой сплошные развалины. Новое правительство, несмотря на все свои заботы, не могло до сих пор смягчить губительные результаты катастрофы <...> Совесть человечества может признать только такие условия мира, которые совместимы с правом, с чаяниями народов и непосредственной справедливостью.

__________________________
*Печатается по: Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. М., 1957 г. Т. 2. С. 200—204.
__________________________

 

№ 385

ОТВЕТ БРИТАНСКОГО МИНИСТРА
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. ДЖ. БАЛЬФУРА

от имени Совета десяти Мирной конференции
на заявление Великого Визиря Османской империи.

(23 июня 1919 г.)*

Совет Главных Союзных и Объединившихся держав с величайшим вниманием рассмотрел Меморандум, представленный Вашим Превосходительством 17 июня и, согласно данному тогда же обещанию, хотел бы предложить на Ваше рассмотрение следующие соображения:

В своем изложении политических интриг, связанных как с вступлением Турции в войну, так и последовавшими за этим трагедиями, Ваше Превосходительство не старается ни оправдать, ни смягчить преступлений, в которых было виновно тогдашнее турецкое правительство.

Вы прямо или косвенно признаете, что... война, которая была начата без всякого повода и велась без всякой пощады, сопровождалась неоднократной резней, намеренная жестокость которой превосходит все известное нам из истории. Но в то же время в Меморандуме утверждается в качестве аргументов, что эти преступления совершены турецким правительством, что за его злодеяния турецкий народ не отвечает; что в них не было элементов религиозного фанатизма; что мусульмане страдали от них не менее, чем христиане; что эти злодеяния совершенно не согласуются с турецкой традицией, нашедшей свое отражение в истории обращения Турции с подвластными ей народами; что сохранение Турецкой империи необходимо для религиозного равновесия в мире и, таким образом, политика в такой же мере, как и справедливость, требует, чтобы территория Турции была восстановлена без изменений в том виде, как она существовала до начала войны.

Совет не может согласиться ни с таким выводом, ни с доводами, которые приводятся в его обоснование...

Говорят, о каждой нации надо судить по правительству, которое ею управляет, руководит ее внешней политикой, распоряжается ее армией; Турция не может быть освобождена от применения законных выводов из этой доктрины только потому, что в наиболее критический момент своей истории она попала в руки людей, лишенных всяких принципов и всякой жалости, не сумевших даже добиться успеха.

<...> Совет желает добра турецкому народу и воздает должное его достоинствам. Но Совет не может признать, что к числу этих достоинств относится умение управлять другими народами. Слишком долго и слишком часто повторялся опыт в этой области, чтобы оставались какие-либо сомнения насчет его результатов. История рассказывает нам о многих успехах и многих поражениях Турции, о нациях, освобожденных из-под ее владычества. <...>

Но при этих переменах не было ни одного случая ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке, когда бы за установлением турецкого господства в любой стране не последовало ухудшение ее материального положения и упадок ее культуры; и, наоборот, не было ни одного случая, когда бы за освобождением от турецкого господства не последовал рост материального благополучия и культурный подъем. И в христианских странах Европы, и в мусульманских странах Сирии, Аравии и Африки оттоманские турки делали только одно: разрушали то, что было ими завоевано; ни в одном из случаев они не показали, что способны мирно развивать то, что завоевано войной. Не в этом направлении развивался талант турок.

<...> Оказывается, Турецкая империя должна остаться нетронутой не потому, что это соответствует интересам мусульман или христиан, живущих в ее пределах, но потому, что сохранения ее требуют религиозные чувства людей, которые либо никогда не испытывали на себе турецкого ига, либо забыли, как тяжело оно было.

Поистине еще никогда не бывало, чтобы чувства были так мало оправданы фактами. Ведь ход войны показывает их беспредметность.<...>

...Привкус сознательного религиозного фанатизма имела в данном случае только резня армянских христиан, осуществленная по приказу турецкого правительства. <...>

__________________________
*Печатается по: Documents on British Foreign Policy, 1919—1939. First series. Vol. IV. 1919. London, 1952. P. 645—647.
__________________________

 

№ 386

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ЛОРДА КЕРЗОНА ЛОРДУ ДЕРБИ

(Париж 4 июля 1919 г.)*

<...> Две державы [Британия и Франция] действовали исходя из предположения, что они должны одинаково обращаться с Турцией, что ни одна держава не должна добиваться для себя ее благосклонности и, пока не будет заключен мир, с ней надо обращаться как с преступником, ожидающим приговора.

__________________________
*Печатается по: Documents on British Foreign Policy, 1919—1939. First series. Vol. IV. 1919. London, 1952. P. 661.
__________________________

 

№ 387

МЕМОРАНДУМ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ,
представленный от его имени князем Львовым, Сазоновым и Маклаковым председателю Парижской мирной конференции

(5 июля 1919 г.)*

Учитывая, что Мирная конференция должна подготовить мирный договор с Турцией и рассмотреть вопросы, касающиеся территории бывшей Оттоманской империи, нижеподписавшиеся считают, что наступило время изложить российские требования в отношении Турции, как это ими было сделано уже в отношении Германии и Австрии.<...>

Турция должна признать аннулирование Брест-Литовского договора, равно как и всех дополнительных соглашений и конвенций с теми или иными частями бывшей Российской империи.

Нижеподписавшиеся считают своим долгом от имени Временного правительства России обратить внимание Мирной конференции на то обстоятельство, что для русского народа имеют особое значение все проблемы, связанные с Восточным вопросом.<...>

Армения

Новая Россия с большим удовлетворением приветствует освобождение Армении от турецкого ига.

Можно напомнить, что еще до принятия ст. 61 Берлинского трактата, ст. 16 Сан-Стефанского договора обязывала Турцию по отношению к России осуществить реформы в Армении. Можно также вспомнить, что именно Россия выступила в 1914 г. с инициативой реформ в Армении и что акт 8 февраля, обеспечивавший армянам определенные права самоуправления, хотя и менее широкие, чем это имелось в виду начальным русским проектом, был оформлен в виде российско-турецкого соглашения. С началом Мировой войны Турция, вместо осуществления обещанных реформ, спровоцировала новые избиения и только победы русских армий позволили части армян найти убежище на русской земле.

Россия будет настаивать на том, чтобы все, кто виновны в организации и осуществлении резни, были преданы суду в соответствии с предупреждением, сделанным правительству Турции еще до начала резни Францией, Великобританией и Россией по инициативе последней.

Что касается будущего Армении, то эта страна входит в ту категорию народов, которые раньше принадлежали Оттоманской империи, о которых говорится в Пакте Лиги Наций и которые достигли такой степени развития, которая позволяет признать их существование в качестве независимых наций при условии, что государство-мандатарий будет давать советы и оказывать помощь в осуществлении управления «до момента, когда они будут способны вести свои дела» (ст. 22).

При других обстоятельствах Россия с готовностью приняла бы эту временную обязанность. Во всяком случае разумеется, что армянский мандат, предоставляемый Лигой Наций, должен обладать всеми гарантиями, обеспечивающими Армении бескорыстное содействие ее развитию и исключающими любые действия в политических и экономических интересах государства-мандатария и в ущерб армянской нации и учитывающими приобретенные права. В соответствии с духом Пакта Лиги Наций государство-мандатарий должно обеспечить в возможно более короткий срок переход Армении в состояние независимости.<...>

__________________________
*Печатается по: Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. First Series. Vol. IV. 1919. London, 1952. P. 670—678 (Enclosure in № 450).
__________________________

 

№ 388

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США В. ВИЛЬСОНА
К СЕНАТУ США

(10 июля 1919 г.)*

Турецкая империя развалилась <...> Она никогда не обладала каким-либо реальным единством. Она удерживалась от развала только безжалостной, зверской силой. Народы Империи взывали к освобождению, к спасению от невыразимого словами бедствия, ко всему тому, что новый день надежды, похоже, может наконец принести им.

__________________________
*Печатается по: Wilson W. War and Peace. Presidential Messages, Addresses and Public Papers (1917—1924). N. Y.—L.: Harper and brothers publishers, 1927. Vol. I. P. 543.
__________________________

 

№ 389

ПИСЬМО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ПИШОНА ДЕПУТАТУ ОТ ПАРЛАМЕНТА АЛЬБЕРУ ТОМА

(июль 1919 г.)*

Армянская Национальная Делегация, объединяющая всех армян различного происхождения и различных убеждений в один священный союз, установила тесную связь с моим Департаментом и смогла заверить своих соотечественников в чувствах, которые Франция питает в отношении армян, и уведомить их об усилиях, которые она предпринимает для того, чтобы обеспечить им лучшее будущее.

Создание Восточного легиона, в который вступили армянские добровольцы, составившие три батальона, показало всем, что Франция рассматривает армян как союзников, борющихся за свержение ига германо-турецкого милитаризма.

__________________________
*Печатается по: Paillares M. Le Kemalisme devant les Alliйs. Paris, 1922. P. 340—341.
__________________________

 

№ 390

ТЕЛЕГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США Р. ЛАНСИНГА
КОМИССИИ США НА МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ В ПАРИЖЕ

(16 августа 1919 г.)*

Относительно Вашего 3629 (день отправления не помечен), полученного 12 августа, и предыдущих телеграмм, касающихся опасности, грозящей армянам.

Президент желает предупредить турецкие власти, что если они не предпримут немедленных и эффективных мер, чтобы предотвратить любую резню или другие зверства, чинимые турками, курдами или другими мусульманами в отношении армян на Кавказе или в других местах, тогда они лишатся любой поддержки в том, что касается сохранения суверенитета над турецкой частью нынешней Оттоманской империи, предусмотренной статьей XII его условий мира, и что такое решение могло бы привести к полной ликвидации Турецкой империи и полному изменению условий достижения мира.

В случае если турки возразят, что они не властны над такими явлениями, следует указать, что если они надеются сохранить какой-то суверенитет над любой частью империи, то должны продемонстрировать, что они не только готовы, но также способны не допустить совершения зверств в стране над людьми другой национальности и другого вероисповедания.

Поэтому не будут приняты никакие оправдательные заявления турок относительно их неспособности предотвратить зверства против армян. Сообщите об этом турецким властям как вы сочтете нужным через такие дипломатические каналы, какие по вашему мнению могут быть доступны, и в любом случае сообщите адмиралу Бристолю [Верховному комиссару США в Константинополе] содержание этой телеграммы для передачи турецким властям.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. 1919. Washington, 1934. Vol. II. P. 831—832.
__________________________

 

№ 391

ИЗ ТЕЛЕГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США
Р. ЛАНСИНГА ПОСЛУ В ЛОНДОНЕ ДЭВИСУ

(26 августа 1919 г.)*

<...> 3. Депортация и резня армян в 1915 и 1916 гг. произошли главным образом в силу желания младотурок создать однородную Турцию. Пантуранские и панисламские устремления турок все еще существуют<...> Армяне и создание Армянского государства рассматривались турками как серьезное препятствие на пути реализации этих устремлений, особенно пантуранских. Кажется, поэтому в интересах Великобритании и других союзников помочь армянам и защитить их от уничтожения.

<...> Если бы в результате резни армяне ослабли до степени, отвечающей пантюркистским надеждам, когда они навсегда потеряют возможность создать христианское государство, тогда возможно в нашей стране может возникнуть сильная оппозиция против принятия Соединенными Штатами любого мандата.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relatiоns of the United States. 1919. Washington, 1934. Vol. II. P. 836—837.
__________________________

 

№ 392

ДОКЛАД ЧЛЕНОВ АМЕРИКАНСКОЙ ЧАСТИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМИССИИ
ПО УСТАНОВЛЕНИЮ МАНДАТОВ В ТУРЦИИ

Чарльза Крейна и Генри Кинга, представленный
Мирной конференции в Париже

(28 августа 1919 г.)*

<...> Эта резня была результатом преднамеренной и прямой акции правительства, в которой сами турки участвовали с большой готовностью. Это не было преступлением, совершенным в порыве гнева. Эта резня сопровождалась не поддающимися описанию страшными жестокостями.<...>

<...> Не о многих событиях в истории с такой тщательностью собраны, изучены и упорядочены свидетельства<...> Бессмысленно пытаться отрицать это преступление или же сознательно преуменьшать его масштабы.

<...> Эти самые жуткие в человеческой истории преступления нельзя просто забыть и не учитывать при поиске справедливого решения турецкой проблемы. Чтобы самые циничные, какие только можно вообразить, злодеяния не обойти молчанием, любое справедливое решение турецкой проблемы неизбежно должно будет предусмотреть ту самую толику справедливости, которую сейчас возможно проявить в этом деле.<...>

Без сомнения, Мирная конференция имела все основания для принятия решения, гласящего: «<...> в особенности ввиду исторической порочности правления подвластными туркам народами и ужасных избиений армян и других в предшествовавшие годы, Союзные и Объединившиеся Державы согласились, что Армения <...> должна быть полностью отделена от Турецкой империи».

То, что образование отдельного Армянского государства является продуманным намерением Мирной конференции, может быть подтверждено последующими акциями Конференции в отношении Армении — такими как назначение полковника Хаскеля в качестве Верховного комиссара четырех Великих Держав в Армении и назначение Президентом Вильсоном генерал-майора Харборда руководителем миссии по изучению условий в Армении. Другие факторы также указывают на общее мнение Союзных держав, что Армянское государство будет создано.

Важным и первостепенным основанием для такого решения Мирной конференции, несомненно, являются избиения армян, о которых шла речь.

Поскольку такое отделение создает, нужно это признать, очень трудную проблему, может возникнуть вопрос: разве ситуацию, созданную избиениями, можно решить только путем создания отдельного армянского государства? Какие есть для этого основания?

Единственной альтернативой созданию отдельной Армении является общий мандат одной из Великих Держав над всей Малой Азией <...> Однако предложенная мандатная система Лиги Наций имеет в виду, что мандат будет даваться только на ограниченный период. Даже если этот период будет значительным по продолжительности, что случится когда мандатарий прекратит свою деятельность?

Невозможно быть уверенными в том, что государство, если турки в нем будут по-прежнему составлять большинство, не вернется к своим старым порокам, включая угнетение других народов. История турок, к сожалению, оставляет слишком мало надежды на что-то другое.

Основаниями для отделения Армении могут быть следующие факты: проявившаяся неспособность турок править другими <...>; усвоение повторяющихся избиений в качестве обдуманной государственной политики; едва ли не полное отсутствие раскаяния за избиения или намерения осудить это преступление — скорее они пытаются оправдать его; практически ничего не сделано турками для репатриации армян и возмещения им ущерба — обстоятельство, которое, естественно, не внушает мысли повторить опыт турецкого правления; наоборот, очевидна продолжающая существовать крайняя враждебность к армянам и постоянная угроза резни; наличие достаточных доказательств того, что эти две расы не могут жить вместе мирно и хорошо, а поэтому для обоих лучше иметь свои отдельные государства; полный неуспех статей договора 1878 г. защитить армян; самая элементарная справедливость требует, по крайней мере, выделения из Турции страны, где бы армяне могли сосредоточиться, не будучи вынуждены жить под турецкой властью; ничего кроме этого не может дать армянам сколько-нибудь достаточной гарантии безопасности; ничто другое не удовлетворит совесть мира в этом вопросе; в силу появления при существовании Лиги Наций возможностей для малых народов армяне своими страданиями, своей выносливостью, своей преданностью принципам, своим стойким духом и устремленностью, а также проявлением своего трудолюбия, способности и самодостаточности, несомненно, заслуживают право на свою собственную жизнь как нация; такое отдельное государство возможно сделало бы более терпимым обращение с армянами в других частях Турции; не существует альтернативы для такого государства. В интересах армян, в интересах турок, равно как и в интересах мира во всем мире необходимо настаивать на образовании отдельного армянского государства.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. The Paris Peace Conference. Vol. XII. P. 811—814.
__________________________

 

№ 393

ИЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ СОЮЗНОГО ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА
ПОЛКОВНИКА ГАСКЕЛЯ

об образовании американского генерал-губернаторства
в Нахичеванском и Шарурском округах, Нахичевань

(25 октября 1919 г.)*

Ввиду того, что мир, личная и имущественная безопасность в Шарурском и Нахичеваньском округах нарушены вооруженным столкновением между армянами и азербайджанцами, вызванными претензиями Армении и Азербайджана на эту территорию, и ввиду того, что вопрос о правах Армении и Азербайджана на Шарурский и Нахичеваньский округа еще не разрешен мирной конференцией, и ввиду того, что правительства Армении и Азербайджана не в состоянии прийти к полюбовному соглашению относительно владения этой территорией и сохранять мир на этой территории... я, Вильям Н. Гаскель, в силу возложенной на меня Мирной конференцией власти, как Верховный комиссар Северо-Американских Соединенных Штатов, Франции, Великобритании и Италии, ныне повелеваю нижеследующее:

1. Шарурский и Нахичеваньский округа образуют зону союзного управления под начальством американского губернатора.

2. Полковник Эдмунд Л. Дэлли инженерных войск армии Северо-Американских Соединенных Штатов сим назначается губернатором этой зоны.

3. Учреждается Центральный совет, который будет придан управлению и будет состоять из армян и татар, пропорционально численности каждой народности в пределах зоны. Члены этого Совета будут назначены Губернатором до назначения выборов.

4. Правительства Азербайджана и Армении немедленно удалят войска, которые могли бы находиться в пределах этой зоны.

5. Все агенты и лица, могущие возбуждать местное население, будут немедленно удалены.

6.<...> Губернатор во всяком случае будет иметь право отстранять от должности всякое должностное лицо в пределах зоны за неспособность, подкупность и по другим подобным основаниям.

7. Железные дороги и телеграф, находящиеся в пределах зоны, будут находиться под контролем губернатора...

8. Расходы по управлению этой зоны будут покрываться из местного обложения...

9. Все лица приглашаются повиноваться и сообразоваться с требованиями этого объявления и лояльно поддерживать и помогать управлению американского губернатора, впредь до окончательного разрешения мирной конференцией вопроса о владении этими округами.

Полковник Генерального штаба армии Соединенных Штатов,
союзный Верховный комиссар Вильям Гаскель

Официально полковник Генерального штаба армии
Соединенных Штатов, начальник штаба Рей

__________________________
*Печатается по: Борьба за победу Советской власти в Азербайджане. 1918—1920. Баку, 1967. Док. 375. С. 315—316; Республика Армения в 1918—1920 гг. (политическая история). Сборник документов и материалов. Ереван: Гитутюн (НАН РА). 2000. № 124. С. 134—135.
__________________________

 

№ 394

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ПИШОН
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ АРМЯНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ БОГОС НУБАРУ

(21 ноября 1919 г.)*

Как Вы справедливо отметили, с триумфом Франции должен настать час освобождения всех угнетенных народов. Вы можете быть уверены в том, что правительство Республики, глубоко тронутое страданиями армянского народа, не пожалеет ничего, чтобы обеспечить ему будущее, достойное его цивилизации.

__________________________
*Печатается по: Paillares M. Le Kemalisme devant les Alliйs. Paris, 1922. P. 339—340.
__________________________

 

№ 395

ИЗ ПИСЬМА ЧЛЕНА БРИТАНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
НА ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Э. КРОУ ДЖ. КИДСТОНУ (МИД)

(1 декабря 1919 г.)*

<...> Рассматривать и решать Армянский вопрос только лишь на основе нынешней численности [армян] было бы, конечно, равносильно одобрению и поощрению примененному турками в прошлом методу решения проблемы находящихся в их подчинении народов.

__________________________
*Печатается по: Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. First series. Vol. IV, 1919. London, 1952. P. 914.
__________________________

 

№ 396

ЗАЯВЛЕНИЕ У.ДЖ. БРАЙАНА,
БЫВШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США,

на митинге, организованном Американским комитетом
в поддержку независимости Армении

(до 9 июня 1915г.)*

Если какой-либо народ и завоевал право быть свободным и независимым, хозяином своей судьбы и суверенным в формировании своего собственного правительства, так это армяне. В течение более двух тысяч лет они поддерживали свое существование, преодолевая трудности и испытывая такие невзгоды, которые надломили бы более слабый народ, превратив его в пыль. Они не только сохранили существование своей расы и свои идеалы. Они были «голосом вопиющего в пустыне», но их день наступил, хотя наступление этого дня обагрено кровью, которую они столь обильно пролили. Отличная репутация армян в США обязывает нас уважать страну, откуда они пришли.

__________________________
*Печатается по: Bryan W.J. Armenia, the Torch-Bearer of American Ideals. Armenian Herald, 1919. P. 167.
__________________________

 

№ 397

ВЫДЕРЖКИ ИЗ СПРАВОЧНИКА МИД ВЕЛИКОБРИТАНИИ,
КАСАЮЩИЕСЯ АРМЕНИИ И КУРДИСТАНА

(1919 г.)*

<...>II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ <...>

Исторический набросок <...>

(b) Факты армянской истории

(з) Преследование. Армяне страдали от преследований зороастров, восточных деспотических императоров и от мусульман, но только периодически до сравнительно недавнего времени. Фактически трудно отделить элементы религиозного фанатизма, расовой неприязни и политического страха, которые все вместе привели к резне 1894—1896 гг., 1904, 1909 и 1915 гг., хотя не может быть никакого сомнения, что ненависть мусульман к иноверцам сознательно подогревалась политическими силами, которые играли на страхе перед революционными выступлениями армян. С 1878 г. задача защиты армян от религиозных преследователей и политического угнетения, можно сказать, перешла от России к группе великих держав. Однако, Англия возложила на себя особое обязательство в этом отношении в специальном оборонительном договоре с Турцией предусматривалась английская оккупация Кипра; в договоре отмечено, что Англия может помочь Порте (а) против будущих посягательств или в целях сохранения Карса, Батума и других ранее оккупированных азиатских провинций и в проведении необходимых реформ, которые должны быть согласованы позже двумя державами, и (b) в защите христианских и других подданных Порты на этих территориях. В Берлинском договоре статья LXI содержит важное условие о том, что «Блистательная Порта обязуется осуществить без дальнейшего замедления улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями в областях, населенных армянами, и обеспечить их безопасность от черкесов и курдов. Она будет периодически сообщать о мерах, принятых ею для этой цели державам, которые будут наблюдать за их применением».

Это положение основано на статье XVI Сан-Стефанского договора (который, конечно, обязывал только Россию и Турцию). На основе статей Берлинского договора, которые следуют после статьи LXI, Порта обещает полную свободу религий, наряду с защитой Святых мест и служителей церкви.

В июне 1880 г., поскольку Турция практически игнорировала статью LXI и другие статьи Берлинского договора, представители шести Держав направили Порте идентичные ноты. Они заявили, что «все сообщения, поступающие от агентов, свидетельствуют о том, что положение в этих провинциях достойно сожаления (deplorable) <...> они убеждены, что только совместный и постоянный (incessant) нажим с их стороны вынудит Блистательную Порту выполнить свой долг в этом отношении<...> Считаю своим долгом обратить самым серьезным образом Ваше внимание на серьезную ответственность, которую Порта понесла бы в случае, если она и дальше будет медлить с осуществлением мер и т. д. и т. д.».

На эти представления не последовало удовлетворительного ответа. К несчастью для армян, их друг Александр Второй был убит в 1881 г. В России стали проводить антиармянскую политику, и в 1883 г. отказ Бисмарка прибегнуть к принуждению был достаточен, чтобы на время приостановить усилия держав в пользу проведения Портой реформ. Армянские националисты не могли тогда ожидать помощи извне и предпочли внутренние интриги. Повод турецкому правительству не выполнять свои договорные обязательства дали революционные действия определенных армянских обществ, которые первоначально возникли как светская оппозиция консерватизму официальных религиозных лидеров и которые имели центры на Кавказе, в Лондоне, Риме, Швейцарии и в других местах; они уверовали в «национальный» дух и воодушевлялись им. Для борьбы с такой пропагандой власти прибегали к таким методам, как репрессии в отношении многих, которые не участвовали в такой деятельности либо не проявляли никакой склонности к насильственным действиям. Мусульманским бандам в Ване, Харпуте, Малатиа и Трапезунде разрешалось нападать на армян-христиан в их домах или в других местах и убивать всех, кто не отрекается от своей веры. Жестокие курдские кочевники стали крайне враждебно относиться к армянам после того, как Абдул Гамид после Русско-турецкой войны стал проводить политику разжигания межнациональной вражды. Курдам раздавали оружие, затем науськивали на армянских крестьян. В действие вступили нерегулярные турецкие войска и последовали чудовищные события, в отношении которых имеются в изобилии достоверные факты. За два дня июня 1896 г. от 6000 до 7000 христиан григорианской веры было вырезано в одном только Константинополе. «Всего погибло более 100 000 мужчин, женщин и детей» [Bryce. Treatment of Armenians. P. 624]. Было депортировано также значительное число армян.

Тем временем Великобритания, Франция и Россия публично выразили протест Порте, и в мае 1895 г. на рассмотрение Порты была представлена программа реформ в Армении. Однако Россия отказалась дать согласие на меры принуждения. О прямом соучастии Султана свидетельствовали явная организованность резни и тот факт, что среди жертв не было католиков и православных греков. Следует отметить, что большинство населения, в том числе духовенство и армяне, находившиеся под американским влиянием, не участвовали в националистической пропаганде и что многие видные мусульмане пытались использовать свое влияние, чтобы не допустить резню.

В 1904 г. в округе Муш вновь произошла резня, но появление младотурецкой партии, объединившейся вокруг Комитета Единения и Прогресса, провозгласившего принцип свободы и терпимости и новую Конституцию 1908 г., породило надежды у армян. Однако за свержением Абдул Гамида в 1909 г. последовала резня в Адане, поводом которой послужили претензии небольшой группы армян на полную независимость. Эта резня была частью реакционных преобразований, провозглашенных Абдул Гамидом и закончившихся с его уходом. Но уничтожение всего армянского народа было запланировано позже под влиянием центральноевропейских держав и по инициативе правительства младотурок, высокие цели которых быстро отошли на задний план.

Армяне, которым с 1908 г. разрешалось ношение оружия, сражались на стороне турецкого правительства в балканских войнах, тем не менее, когда Турция в 1914 г. объявила войну России, к армянам стали относиться с подозрением и впоследствии разоружили. Впоследствии произошла резня в масштабах бoльших, чем прежде; она дала выход как мусульманской злости, так и для германской промышленности и торговой экспансии. В ходе этих избиений погибло, по подсчетам, 600 000 армян (Bryce. Treatment of Armenians. P. 624].<...>

Общие замечания

(1) Общественное мнение и национальные настроения

<...> Нет религиозного фанатизма среди мирян, он, видимо, проявляется немного среди духовенства. Поэтому армяне способны проявить больше религиозной терпимости, чем часто можно обнаружить среди угнетенных народов, и этот факт может принести им пользу в будущем.

(2) Вопросы, особенно интересующие другие страны

То, что армяне должны быть освобождены от прямого турецкого правления и оказаться под протекторатом какой-то державы или группы держав, это, вероятно, бесспорный принцип. Неясно, будет ли когда-либо Россия способствовать этой задаче. Ряд путешественников отмечает добрые чувства армян в отношении Англии. Американские миссионеры обрели во всей Армении популярность для себя и для своей страны.

__________________________
*Печатается по: Armenia Political and Ethnic Boundaries. 1878—1948/Burdett A.L.P. (ed.). Archive Editions. 1998. P. 548—552, 559.
__________________________

 

№ 398

НОТА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ БЕРТЕЛО
ЛОРДУ КЕРЗОНУ

(11 января 1920 г.)*

<...>(с) Армения

Армения будет создана как полностью независимая республика под высокой защитой Лиги Наций.

В значительной степени она будет создана на основе объединения Республики российской Армении (в которой проживает около 1 500 000 армян) и бывшей турецкой Армении, куда необходимо будет вернуть как можно большее число людей из тех 500 000 армян, которые проживают сейчас в Малой Азии, Константинополе, США, Персии, Болгарии и т.д. Таким путем будет восстановлено в разумных пределах то, что прежде было царством Великой Армении. Можно заметить, что из всех примыкающих к границам России государств, которые пытаются добиться независимости, независимая Армения является тем государством, которое русские в большей степени готовы признать.

I. Территория Республики Армения будет включать:

1) существующую территорию Эриванской Армянской Республики, включая районы Борчали, Верхний Памбак и Зангезур, на которые в настоящее время предъявляют претензии Грузия и Азербайджан;

2) часть Турецкой империи: восточную часть вилайета Эрзерум, включая город и округ Эрзерум равнину Муша, округ Битлис и район озера Ван до персидской границы. Границы Армении с республиками Грузия и Азербайджан, с Турцией, французской зоной и Курдистаном будут определены на месте Межсоюзнической комиссией.<...>

Поскольку территория Армении не имеет прямого выхода к морю или по крайней мере не располагает никаким морским портом, то отношения нового государства с другими странами будут основываться на договорах о транзите между Арменией и государствами, которые окружают ее, и решаться путем объявления Батума независимым свободным городом под опекой Лиги Наций.<...>

__________________________
*Печатается по: Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. First series. Vol. IV. 1919. London, 1952. P. 1024.
__________________________

 

№ 399

ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США ВО ФРАНЦИИ УОЛЛЕСА
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ

(Париж, 16 января 1920 г.)*

186. Миссия. Верховный Совет собрался сегодня утром на свое заседание, председательствовал Клемансо. Кроме Ллойд Джорджа от Великобритании присутствовали также Керзон, Уинстон Чечилль, Лонг, адмирал Битти и маршал Вильсон; присутствовал также Фош.<...>

Р е ш е н о: (1) признать правительство Армении как правительство де-юре при условии, что это признание ни в коей мере не предрешает вопрос о конечной границе <...>.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. Vol III. Washington, 1936. P. 775.
__________________________

 

№ 400

РЕШЕНИЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОВ
И МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ О ПРИЗНАНИИ АРМЕНИИ

(принято в Париже 19 января 1920 г.)*

Р е ш е н о:

1. Признать Правительство Армянского государства как правительство де-факто с условием, что признание никоим образом не предрешает вопрос о будущих границах этого государства.<...>

__________________________
*Печатается по: Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. First Series. Vol. II. 1919. P. 914—925.
__________________________

 

№ 401

ОБЗОР ПОЛОЖЕНИЙ НА КАВКАЗЕ,
составленный 2-м бюро Генштаба Франции
по донесениям военной миссии на Кавказе
во главе с полковником Шардиньи и другим
документам

(22 января 1920 г.)*

Из Справки на Азербайджан

<...>Политика Азербайджана характеризуется:

1. Идеей независимости от России как возрожденной царской, так и большевистской.

2. С этой целью предоставляется помощь Горской республике<...>

3. Союз с Турцией через Карабах и Зангезур, т.е. аннексия коридора среднего течения Аракса до Джульфы и района Нахичевани. Это за счет Армении.

__________________________
*Печатается по: Свободная мысль. 1991. № 16 (1386).
__________________________

 

№ 402

ПРИЗНАНИЕ ГЕРМАНСКОГО ПОЛКОВНИКА
ЭРНСТА ПАРАКИНА*

(24 января 1920 г.)**

С лицемерным возмущением (geheuchgtter Entrustung) турецкое правительство отрицает все варварское поведение в отношении армян. Эвакуация Анатолии русскими представила желанную возможность начисто разделаться также с российскими армянами <...> Кампания по уничтожению армян продолжается <...> с неумолимой жестокостью.

__________________________
*В 1918 году Паракин служил начальником штаба турецкой армии, которой командовал генерал Халил Кут.
**Печатается по: Berliner Tageblatt. 24 янв. 1920.
__________________________

 

№ 403

ТЕЛЕГРАММА
И. О. ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США ПОЛКА
ПОСЛУ ВО ФРАНЦИИ УОЛЛЕСУ

(24 января 1920 г.)*

188. Миссия. На Вашу телеграмму № 186 от 19 января, 19.00

Что касается Армении, то правительство США соглашается с принятым Советом решением признать правительство армянского государства как правительство де-факто при условии, что это признание никоим образом не предрешает вопрос о будущих границах. Государственный секретарь поставит об этом в известность армянского представителя в Вашингтоне.

Хотя правительство понимает позицию Союзных правительств, желающих оказать помощь Грузии и Азербайджану, оно не может не учитывать, что вопрос о признании этих правительств как правительств де-факто порождает проблемы огромного масштаба и большой важности. Возможная реакция со стороны русских, дружественно относящихся до сих пор к Союзным и Объединившимся правительствам, на такое признание, которое может быть представлено Московским правительством как начало попытки расчленить Россию, требует дальнейшего и очень серьезного изучения американским правительством.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. 1920. Vol. III. Washington, 1936. P. 775—76.
__________________________

 

№ 404

ДОНЕСЕНИЕ ПОСЛА США ВО ФРАНЦИИ УОЛЛЕСА
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ

(28 января, 1920 г..)*

283. Миссия. Относительно телеграммы Госдепартамента за № 200 от 27 января. На совещании послов 26 января мною было сделано следующее заявление:

«Я получил инструкции от моего правительства относительно принятого Советом глав правительств решения признать де-факто Республику Армения. Мое правительство согласно с принятым Советом решением, при условии, что это признание ни коим образом не предрешает вопрос о конечных границах. Я могу добавить, что армянский представитель в Вашингтоне соответственно ставится в известность об этом.

Хотя мое правительство понимает позицию Союзных правительств, желающих оказать материальную помощь Грузии и Азербайджану, оно не может не учитывать, что вопрос о признании этих правительств де-факто порождает проблемы огромного масштаба и большой важности. Возможная реакция русских, дружественно относящихся до сих пор к Союзным и Объединившимся правительствам, на такое признание, которое может быть представлено Московским правительством как начало попытки расчленить Россию, требует дальнейшего и очень серьезного изучения американским правительством.»

Сегодня в полдень меня посетил руководитель Армянской делегации, который пришел, чтобы выяснить, как обстоят сейчас дела. Наше посольство подтвердило информацию, которая уже была доведена до его сведения Форин офисом.

__________________________
*Печатается по: Papers Relating to Foreign Relations of the United States. 1920. Vol. III, Washington, 1936. P. 778.
__________________________

 

№ 405

ПИСЬМО ЧЛЕНА ПАРЛАМЕНТА ИТАЛИИ
И БЫВШЕГО МИНИСТРА г-на МЕДА

Председателю состоявшегося в Париже собрания
в защиту независимости Армении*

Всем сердцем присоединяюсь к участникам собрания 26 февраля 1920 г., чтобы еще раз выразить поддержку цивилизованным миром дела армян.<...>

Я с готовностью выражаю пожелание, чтобы столь желанная и заслуженная независимость была бы возвращена армянской нации и как можно скорее были обеспечены гарантии во имя принципов международного правосудия и в интересах мира и человеческой цивилизации.<...>

__________________________
*Печатается по: Buisson F., Bйrard V., Painlevй P., Sйverine. Pour l’Armйnie Indйpendant. Paris: Ligue des Droits de l’Homme et du Citoyen. 1920. P. 6—7.
__________________________

 

№ 406

ТЕЛЕГРАММА ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА
ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
АДМИРАЛА Ф. ДЕ РОБЕКА ЛОРДУ КЕРЗОНУ

(10 февраля 1920.)*

... После начала боев в Мараше жители около семи армянских деревень в окрестности были вырезаны.

__________________________
*Печатается по: Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. First series. Vol. IV. 1919, London, 1952. P. 633.


Содержание   Обращение   Предисловие
[1-15] [16-19] [20] [21-25] [26-45] [46-82] [83-109] [110-149] [150-185] [186-213] [214-244] [245-277] [278-314] [315-358] [359-371] [372-406]
[407] [408-423] [424] [425-442] [443-460] [461-473] [474] [475-507]
[508-538] [539-564] [565-584] [585-591] [592] [593-606] [607-626]

Также по теме:

Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)