Барсегов Ю.Г.
РАЗДЕЛ V. Политическая история Армянского вопроса: покровители, пособники и соучастники преступления
№ 838. Телеграмма Народного комиссара
иностранных дел РСФСР Г. Чичерина Полномочному представителю в
Армении Б. Леграну о невмешательстве при продвижении турок до
установленной линии
№ 839. Из протокола № 47 заседания
Политбюро ЦК РКП(б)
№ 840. Письмо Полномочного представителя
РСФСР в Армении Б. Леграна Народному комиссару иностранных дел
Г. Чичерину о плане действий в армяно-турецком конфликте
№ 841. Письмо Народного комиссара
иностранных дел РСФСР Г. Чичерина Полномочному представителю в
Армении Б. Леграну о турецком наступлении на Армению и роли Сталина—Орджоникидзе
в формировании кавказской политики РСФСР
№ 842. Телеграмма Министра иностранных
дел Армении А. Оганджаняна Народному комиссару иностранных дел
РСФСР Г. Чичерину, Полномочному представителю России в Армении
Б. Леграну, руководителю армянской миссии в Грузии Т. Бекзадяну
о нарушении правительством РСФСР соглашения с Арменией от 10 августа
1920 г. и участии Азербайджана в войне на стороне Турции
№ 843. Телеграмма Народного комиссара
иностранных дел РСФСР Г. Чичерина Полномочному представителю в
Армении Б. Леграну о невозможности остановить продвижение турок
№ 844. Из протокола № 51 заседания
Политбюро ЦК РКП(б)
№ 845. Записка члена Кавказского
бюро ЦК РКП(б) И РВС Кавказского фронта Г. Орджоникидзе Советнику
Полпредства РСФСР Грузии Л. Старку и С. Кавтарадзе
№ 846. Телеграмма советника Полпредства
РСФСР в Грузии Л. Старка Полномочному представителю РСФСР в Армении
Б. Леграну, содержащая указание Народного комиссара иностранных
дел Г. Чичерина о несвоевременности военных операций кемалистов
против Армении
№ 847. Телеграмма 1-го секретаря
Представительства РСФСР в Ангоре Н. Упмала Заместителю Народного
комиссара иностранных дел Л. Карахану о реакции - кемалистов на
требование передать Армении Ван, Битлис, Муш
№ 848. Телеграмма Народного комиссара
иностранных дел РСФСР Г. Чичерина члену Кавказского бюро ЦК РКП(б)
и РВС Кавказского фронта Г. Орджоникидзе с выражением опасения,
что наступление турок спровоцирует высадку десанта Антанты для
спасения армян
№ 849. Из бюллетеня отдела печати
НКИД, направленного В. Ленину
№ 850. Телеграмма Министра иностранных
дел Армении А. Оганджаняна Народному комиссару иностранных дел
РСФСР Г. Чичерину о нарушении Советским правительством обязательств
в отношении Армении и совместной с турками военной акции
№ 851. Телеграмма члена Кавказского
бюро ЦК РКП(б) И РВС Кавказского фронта Г. Орджоникидзе Народному
комиссару иностранных дел Г. Чичерину и Полномочному представителю
РСФСР в Армении Б. Леграну о восстании в Зангезуре против присутствия
там Красной Армии
№ 852. Депеша Народного комиссара
иностранных дел РСФСР Г. Чичерина Полномочному представителю в
Армении Б. Леграну относительно требования транзита через Армению
в Турцию и перспективы дальнейшего продвижения турок
№ 853. Телеграмма Полномочного представителя
РСФСР в Армении Б. Леграна Народному комиссару иностранных дел
Г. Чичерину об условиях военного транзита РСФСР в Турцию
№ 854. Телеграмма Полномочного представителя
РСФСР в Армении Б. Леграна Народному комиссару иностранных дел
Г. Чичерину об отношениях между Арменией и Великобританией
№ 855. Из беседы Народного комиссара
иностранных дел правительства ВНСТ Юсуфа Кемаля с 1-м секретарем
Представительства РСФСР в Турции Н. Упмала о необходимости отказаться
от турецкой Армении как условия союза РСФСР с Кемалистской Турцией
№ 856. Заявление Юсуфа Кемаля 1-му
секретарю Представительства РСФСР в Турции Н. Упмала об обсуждении
в ВНСТ условий соглашения с РСФСР
№ 857. Депеша Народного комиссара
иностранных дел РСФСР Г. Чичерина Полномочному представителю в
Армении Б. Леграну об условиях оказания РСФСР мирных услуг — согласие
Армении разрешить транзит через свою территорию и разорвать отношения
с Антантой
№ 858. Письмо Полномочного представителя
Азербайджанской ССР в РСФСР Б. Шахтахтинского Народному комиссару
иностранных дел Г. Чичерину с призывом разрешить территориальные
споры с Арменией в пользу Азербайджана
№ 859. Протокол Заключительного постановления
мирных делегаций Российской Социали стической Федеративной Советской
Республики и Республики Армении
№ 860. Проект Мирного договора между
РСФСР и Республикой Армении
№ 861. I дополнение к Мирному договору
между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой
и Республикой Армении
№ 862. Письмо Народного комиссара
иностранных дел РСФСР Г. Чичерина Полномочному представителю Б.
Леграну о необходимости учитывать общественное мнение Великобритании
и воздерживаться от внешних проявлений насилия в отношении Армении
№ 863. Записка члена Кавказского
бюро ЦК РКП(б) И РВС Кавказского фронта Г. Орджоникидзе Советнику
полпредства РСФСР в Грузии Л. Старку о требовании остановить наступление
турок
[стр. 182]
ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ
ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ
о невмешательстве при продвижении турок до установленной линии
(5 октября 1920 г.)
На все Ваши шифровки посланы ответы. Пока турки не продвигаются в глубь Армении, пока турки остаются на линии Сарыкамыш — Шахтахты нет особенного (<...>) для вмешательства, но если они пойдут дальше, придется что-нибудь сделать. Сообщайте нам немедленно об их движении. (<...>емся)1 что Франция раздувает конфликт, чтобы испортить отношения между Грузией и Россией и превратить Грузию [в] колонию Антанты. Армения за последнее время все больше и больше превращается в орудие наступательной политики Антанты, но мы не можем позволить ее раздавить.
Чичерин
Зашифровал Нашифотд Штарма XI Майоров — 5 октября 24 часа. Дешифровал Шифферс.
РГАСПИ. Ф. 64. On. 1. Д. 21. Л. 284. Копия.
_______________
1 Так в документе.
ИЗ ПРОТОКОЛА № 47 ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)
(6 октября 1920 г.)
Присутствовали: т.т. Ленин, Троцкий, Сталин, Каменев, Крестинский, Чичерин.
Слушали: 1. Сообщение т. Орджоникидзе на ноту грузинского министра иностранных дел о наступлении кемалистов на Армению.
Постановили: Поручить т. Чичерину ответить т. Орджоникидзе и грузинскому правительству согласно выяснившемуся на заседании Политбюро мнению.
РГАСПИ. Ф. 17. On. 3. Д. III, Л. 1. Копия.
ПИСЬМО ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РСФСР
В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Г. ЧИЧЕРИНУ
о плане действий в армяно-турецком конфликте
(8 октября 1920 г.)
Уважаемый товарищ!
Сегодня посылаю Вам шифровку, в которой излагаю единственный приемлемый,
по моему мнению, план наших действий в армяно-турецком конфликте.
[стр. 183]
До сих пор мы воздерживались от активного вмешательства в ход событий отчасти потому, что считали необходимым в таком важном вопросе выяснение Вашего отношения к событиям, отчасти выжидали более определенного выявления ситуации и намерений турок, с которыми мы и, как оказывается, и Вы также — не были предупреждены.
В настоящий момент, когда можно считать установленным, что дашнаки не в состоянии, несмотря на свои хвастливые публикации о победах, остановить наступление турок, которыми обложен Карс, наступило время для выступления с тем предложением, о котором сообщаю в своей шифровке.
Если это еще не сделано, то лишь потому, что я считаю более благоприятным поставить этот ультиматум в Эривани, поездка, однако, куда оттягивалась вследствие волокиты грузинских товарищей, которые должны предоставить нам паровоз.
Вряд ли Вы себе представляете всю техническую сложность желдорсообщения с Эриванью. Достаточно будет сказать, что для поездки нужно иметь свою нефть.
Мои возражения против советизации Армении в настоящий момент, который в Азербайджане считают достаточно благоприятным, главным образом сводятся к тому, что мы будем поставлены в необходимость при слабости наших сил в XI армии, пользоваться турецкими силами для подавления дашнакских партизанских отрядов.
Несомненно, что советизация Армении в момент, когда турецкая армия вторглась в ее пределы, когда дашнаки переживают подъем национального энтузиазма, вызовет большое сопротивление хмбапетов — партизанских вождей дашнаков.
С другой стороны, опыт военных действий на Нахичевано-Зангезурском фронте показывает, что наше командование под влиянием недостаточности сил, которыми оно располагает, пользуется содействием националистических отрядов мусульман. Существованием именно такой «завесы» мусульман-повстанцев перед линией наших войск на этом участке только и может быть объяснено то постоянно напряженное состояние, в котором находилась эта граница и которая давала повод дашнакам к непрерывным жалобам на несоблюдение нашими частями договорных границ, установленных 10 августа.
Только этим же можно объяснить правдоподобность тех сведений, которыми Вы располагаете, когда писали мне, что желдорогу Шахтахты — Джульфа мы не занимаем и занимать не будем, что она занята турками и повстанцами. Между тем, по директиве Главкома и официальным донесениям, Нахичевань занимается нашим отрядом, и находящиеся там турецкие части подчинены нашему командованию.
Казалось бы, что при таких официальных данных, ссылка на то, что желдорога, проходящая через Нахичевань, не находится в наших руках, звучит довольно странно. Именно о допущении армян к эксплуатации этого участка и шла речь в первую очередь. К тому же, по соглашению с армянами, право занимать Нахичеванский уезд, в состав которого входит и Джульфа, предоставлено было, разумеется, не туркам, а нам.
Создавшееся положение, вследствие того, что мы не заняли всего Нахичеванского уезда своими частями, как то надлежало на основании соглашения, и допустили на эту спорную территорию турецкие части, присутствие которых является теперь основанием невыполненного п. 5 договора, — явилось бы довольно затруднительным, если бы отсутствие топлива и затем военные события не сняли с очереди этот вопрос.
Мое мнение все-таки таково, что по существу единственным основанием азербайджанцев возражать против допущения армян к эксплуатации этого участка яв-
[стр. 184]
ляется опасение, что этим может быть предрешен вопрос о принадлежности Нахичевани армянам.
Я уже писал Вам, что исход мне кажется естественным и скорее желательным, чем опасным.
Возвращаюсь к туркам. У Старка были командированные Трапезундским генерал-губернатором кемалисты, прибывшие в Грузию для заверения грузинских властей в том, что операции турок не направлены против Грузии. По объяснениям этих кемалистов, турецкая армия ставит себе целью занятие «спорных» мусульманских областей, находящихся под властью дашнаков, в которых, по их словам, чинилось насилие.
Вместе с тем, кемалисты говорили, что целью их наступления является также открытие пути в СоветРоссию.
Наличие завоевательных националистических устремлений турок по адресу Карса, Александрополя, а, может быть, Ардагана, Аджарии и Батума — более иль менее несомненно1.
Вторжение турок в Армению, во всяком случае, знаменует обострение национальной вражды и усложняет и без того остро стоящий вопрос об армяно-татарских отношениях.
В интересах нашей национальной политики на Кавказе как можно скорее ликвидировать это вооруженное столкновение.
По [с]ведениям военного представителя, турецкое командование на Кавказском фронте располагает армией численностью в 17—20 тысяч плюс четники, действия которых происходят распыленно по всей южной границе Закавказья.
В последнее время усиленно ходят слухи о готовящейся операции союзников в Батуме. По многочисленным частным сведениям — англичан ожидают скоро в Батуме.
Выдвинуть проект объявления Батума «порто-франко» — это явится подготовкой операций союзников против Баку. Будто бы по поводу объявления Батума порто-франко происходят переговоры с грузинским правительством.
К моменту этих событий весьма важно, чтобы желдорпуть от Эрзерума до Санаина и далее по шоссе до Акстафы был бы в нашем распоряжении.
Если перемирие с Польшей открывает возможности, надо немедленно усилить нашу армию в Закавказье и создать наконец в лице РВС XI авторитетный военный орган. В настоящее время этот РВС чересчур слаб для своей задачи, об этом говорилось и тов. Зиновьевым в бытность его в Баку.
Внезапное наступление турок, как Вы знаете, вызвало ожесточенные нападки против нас, как политических союзников кемалистов. При первом известии о занятии Сарыкамыша, местный дипломатический представитель Армении явился узнать, как относится СоветРоссия к наступлению турок. Я указал ему, что хотя Советправительство и выступит с предложением туркам прекратить враждебные действия против Армении, так как СоветРоссия не может допустить подавления турками Армении, — все же вмешательство Советправительства только в том случае будет успешно, если Армянское правительство официально заявит об отсутствии у него каких бы то ни было намерений вооруженными силами реализовать права, признанные за Арменией в турецких провинциях Антантовским соглашением в Севре и если Армянское правительство примет, наконец, предложение Чичерина о посредничестве Советправительства в разрешении спорных территориальных армяно-турецких взаимоотношений. Было также указано, что правительство Ангоры изъявило согласие на предложение Чичерина2.
[стр. 185]
До сих пор Армянское правительство уклонялось от выполнения моего совета. По-видимому, оно все-таки рассчитывало на военный успех в операциях против турок. Надежды на реальную своевременную помощь в этой борьбе со стороны союзников или Грузии Армянское правительство не имеет.
Теперь, когда ход событий выяснился, когда армянам станет ясна наша позиция, по всей вероятности, они пойдут на нужные уступки.
К тому времени, когда письмо попадет к Вам, это будет уже разрешено.
Легран
РГАСПИ. Ф. 64. On. 1. Д. 21. Лл. 168—171. Копия.
_______________
1 Абзац отчеркнут красным карандашом по полю.
2 Подчеркнуто в тексте документа.
ПИСЬМО НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА1 ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ
В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ
о турецком наступлении на Армению и роли Сталина—Орджоникидзе в
формировании кавказской политики РСФСР
(9 октября 1920 г.)
Уважаемый товарищ!
Информация от Вас получается отрывочная, по большей части искаженная
так, что нам далеко не все ясно в Ваших делах. Находитесь ли Вы
еще в Тифлисе или Вам удалось переехать в Эривань? Не знаю. С Тифлисом
теперь легче связываться и можно даже иметь прямой провод. Необходимо,
чтобы Вы этим чаще пользовались. В последний раз не удалось дать
ответ Тер-Габриэляну при его поездке во Владикавказ, потому что
вопрос о транзите через Армению и об уступке спорных мест был слишком
сложный, чтобы можно было на него быстро ответить. Я уже писал Вам,
что мы скептически относимся к возможности добиться транзита от
дашнаков. В лучшем случае они нас надуют и устроят нам западню.
Конечно, надо добиваться транзита, но не недопустимой ценой.
Что касается спорных мест, вопрос еще слишком жгуч, чтобы можно было теперь разбивать гордиев узел. Вообще за последние месяцы ситуация заметно изменилась. Дашнакское правительство превратилось в откровенное орудие Антантского наступления. Антанта снабжает дашнаков снаряжением и что-то там готовит. Мы недостаточно осведомлены о взаимоотношениях между Арменией и Грузией. Пожалуйста, дайте нам об этом более точные сведения, что известно о договорных обязательствах между ними. Дайте также побольше информации о внутреннем положении Армении и различных партиях армянского политического мира. Какие имеются политические партии рядом с дашнаками, и в чем заключается борьба между ними? Каковы настроения армянского крестьянства?
Ситуация еще резко изменилась вследствие турецкого наступления. Линия Сарыкамыш — Шахтахты есть приблизительно пограничная, но если турки идут дальше в глубь Армении, они тем самым добьются серьезного политического кризиса. Мы должны исходить из того, что пока мы поглощены на других фронтах, всякий
[стр. 186]
кризис в Закавказье для нас абсолютно не желателен. Мы должны выступить как миротворцы для успокоения борющихся элементов и для предотвращения кризисов. Турецкое наступление может сыграть провокационную роль по отношению к Антанте. Вы, вероятно, уже знаете о том, что мы через Старка предложили Грузии посредничество. Вообще все, что может служить успокоением, должно быть нами поддерживаемо. При Ваших сношениях с дашнаками отвечайте им категорически, что мы вовсе не желаем, чтобы Армении был нанесен какой-либо ущерб. Мы готовы поэтому, если дашнаки пожелают, выступить в качестве посредников. Будьте в постоянном контакте с тов. Орджоникидзе, который находится в центре кавказской политики, а в ближайшие дни туда поедет т. Сталин. С ним Вам необходимо поддерживать постоянный контакт.
РГАСПИ. Ф. 64. On. 1.Д. 21. Лл. 173—174. Копия; АВПР. Ф. 04. On. 51. П. 321а. Д. 54870. Лл. 11—11 об. Отпуск.
_______________
1 Авторство установлено по смежному документу (см. там
же. Л. 172).
ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АРМЕНИИ
А. ОГАНДЖАНЯНА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНУ,
ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РОССИИ В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ, РУКОВОДИТЕЛЮ
АРМЯНСКОЙ МИССИИ В ГРУЗИИ Т. БЕКЗАДЯНУ
о нарушении правительством РСФСР соглашения с Арменией от 10 августа
1920 г. и участии Азербайджана в войне на стороне Турции
(10 октября 1920 г.)
Соглашением от 10 августа текущего года, заключенным в городе Тифлисе между полномочным представителем РСФСР и представителями Правительства Республики Армении районы Карабаха, Зангезура и Нахичевани признаны нейтральными и подлежащими временной, впредь до разрешения пограничных споров между Арменией и Азербайджаном, оккупации российскими советскими войсками в качестве нейтральной силы. Само понятие о нейтральности, естественно, налагало на Советскую власть обязанность строго следить за тем, чтоб нейтральность эта не нарушалась ни переходом в указанные районы враждебных Республике Армении сил, ни, тем более, действиями самих советских войск. Между тем с самого начала оккупации российскими советскими войсками названных районов, азербайджанские войска и курдо-татарские банды получили широкий доступ в пределы как Карабаха, так и Зангезура и Нахичевани. Одновременно такой же доступ был предоставлен турецким национальным силам и их деятелям во главе с Халилом пашой. Последние при объезде армянских селений Зангезура и других районов под угрозой их полного истребления принуждают армянское крестьянство давать подписки о якобы их желании присоединиться к Азербайджанской Республике, нежелающие подчиниться указанному требованию армянские села при поддержке русских советских войск и при участки азербайджанских сил и курдо-татарских банд подвергаются разгрому и сожжению, а их общественные деятели — расстрелу. Так в ближайшие дни разгромлены в Зангезуре селения Хачетак, Хверт, Чанны, Хотанан,
[стр. 187]
Хивадз, Арцеваник, Уджанис, Савакта, Аладжарар, Каварт, Барабатум, Гютгюм и другие. Это наступление и обстрел уцелевших армянских селений Кананского крестьянства продолжается и ныне. В остальных районах производится принудительный набор армянского населения в азербайджанские войска и организованные из них отряды двигаются против их же братьев-односельчан.
Правительство Республики Армении не может оставить без протеста столь полное нарушение советскими властями принятых на себя соглашением от 10 августа обязательств. Ныне, когда правительство Армении ожидает прибытия Вашего полномочного представительства в Эривани для продолжения переговоров по заключению договора дружбы и когда Армения почти на всем смежном с Турцией фронте обороняется от наступающих на нее сил Мустафы Кемаля паши, действия советский властей в Карабахе, Зангезуре и Нахичевани, пропускающих в нейтральные районы турецкие национальные силы и их деятелей, а также явно враждебные Республике Армении азербайджанские войска и курдо-татарские банды, могут рассматриваться Правительством Армении как способствование со стороны Советских властей в период военных действий военному противнику Армении и мало содействуют созданию условий, необходимых для установления дружественных взаимоотношений между обоими народами России и Армении.
От имени моего правительства, искренне стремящегося к установлению указанных взаимоотношений, прошу Вас не отказать срочно распорядиться о немедленном приостановлении дальнейшего разгрома армянских селений, находящихся в пределах оккупированной по соглашению от 10 августа вашими войсками территории Республики Армении, прекращении всяких насилий и принудительного набора в азербайджанские войска армянского населения, а также об удалении из означенных пределов всех враждебных Республике Армении отрядов турецких и азербайджанских национальных деятелей, возглавляемых Халилом пашой.
Министр иностранных дел Армении
Оганджанян
АВПР. Ф. 148. On. 3. П. 1. Д. 1а. Лл. 22—22 об. Заверенная копия.
ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ
ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ
о невозможности остановить продвижение турок
(13—15 октября 1920 г., 16 час.)
Пометы: «Замедлена неответом № 14-9»
«Исправление последует».
Орджоникидзе сообщает о возможном уходе в отставку дашнаков. Сообщите немедленно, каковы внутренние перспективы в Армении и возможна ли передача власти коммунистам без давления извне, ибо мы в настоящее время должны воздерживаться от всякого давления и должны со своей стороны /... тельной/1 политики и выступать миротворцами /.../1. Положение будет сложнее /.../1 требовать от /.../1
[стр. 188]
суждения, если бы власть в Армении перешла к коммунистам. Будьте в контакте с Орджоникидзе. Имейте в виду, что возможности ограничивать движение турок у нас нет и приходится дипломатничать во всех направлениях2. Не давайте обещаний, если не уверены, что мы сможем их выполнить. Указывайте на наше искреннее дружелюбие к армянским массам и желание им помочь2. (...............)1.
Чичерин
РГАСПИ. Ф. 64. On. 1. Д. 21. Л. 183. Копия.
_______________
1 Так в документе.
2 Подчеркнуто в тексте документа красным карандашом.
ИЗ ПРОТОКОЛА № 51 ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)
(14 октября 1920 г.)
Присутствовали:Ленин, Сталин, Крестинский, Дзержинский,
Бухарин. Слушали: 10. Предложение т. Чичерина об Армении.
Постановили: 10. Предложение принять.
РГАСПИ. Ф. 17. On. 3. Д. 115, Л. 3. Копия.
ЗАПИСКА ЧЛЕНА КАВКАЗСКОГО БЮРО ЦК РКП(б) И РВС КАВКАЗСКОГО ФРОНТА Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ СОВЕТНИКУ ПОЛПРЕДСТВА РСФСР ГРУЗИИ Л. СТАРКУ И С. КАВТАРАДЗЕ
(не ранее 14 октября 1920 г.)1
Если есть какая-нибудь возможность, сообщите командованию кемалистов, что Чичерин2 настаивает на том, чтобы кемалисты не двигались вперед, боясь, что это вызовет высадку десанта со стороны Антанты.
Орджоникидзе
РГАСПИ. Ф. 85. On. 14. Д. 18. Лл. 1—1 об. Подлинник. Автограф карандашом на бланке: «Член Реввоенсовета Кавказского фронта».
_______________
1 Датируется по времени зашифрования (см.: там же).
2 Далее зачеркнуто слово «страшно».
[стр. 189]
ТЕЛЕГРАММА СОВЕТНИКА ПОЛПРЕДСТВА РСФСР В
ГРУЗИИ Л. СТАРКА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РСФСР В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ,
содержащая указание Народного комиссара иностранных дел Г. Чичерина
о несвоевременности военных операций кемалистов против Армении
(Тифлис, 14 октября 1920 г.)
Чичерин просит передать Вам следующее: по поводу турецкого наступления имейте в виду, что мы ни в коем случае не должны быть вовлечены в военные действия. Свяжитесь [с] кемалистами, укажите им, что мы считаем несвоевременными, опасными военные операции, которые могут провоцировать Антанту. Будьте крайне осторожны в сношениях [с] кемалистами, также армянами, чтобы не дать возможности вовлечь нас в активные действия. Систематически проводить мирную политику, чтобы не допустить серьезного кризиса [в] Закавказье. Укажите армянам нашу готовность быть посредниками между ними и кемалистами.
Старк
РГАСПИ. Ф. 64. On. 1. Д. 21. Л. 179. Копия.
ТЕЛЕГРАММА 1-ГО СЕКРЕТАРЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
РСФСР В АНГОРЕ Н. УПМАЛА ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ
ДЕЛ Л. КАРАХАНУ
о реакции кемалистов на требование передать Армении Ван, Битлис,
Муш
(18 октября 1920 г.)
Доношу: при возвращении [из] Москвы Юсуфа Кемаля [и] обсуждении договора [на] закрытом заседании Нацсобрания при оглашении нашего требования передать Ван, Битлис, Муш армянам поднялась буря протеста. Ввиду тенденции пойти даже на разрыв, Кемаль-паша голосование не допустил, закрыв Меджлис [на] неопределенное время. [В] Анатолии реакционеры, узнав [о] неудаче политики Революционного правительства, указывая на факт, что и до 1908 года [в] этих районах армяне были [в] подавляющем меньшинстве, успешно повели контрпропаганду. Если Ангора на это согласится, то престиж правительства Кемаль-паши будет подорван. И, по его собственному заявлению, он слетит, с новой же власти мы можем нажить себе нового врага и восстановить против себя весь мусульманский Восток, т.к. другой дружественной, тоже сравнительно революционной, группировки сил здесь нет. Заявление Кемаль-паши: все, что угодно, только не покушение на нашу территорию. Учитывая, что эти области действительно мусульманские, полагал бы лучше выставить требования широких политических (всеобщее изб[ирательное] право [на] перевыборах Меджлиса), экономических преобразований не на словах, [в] отдаленном будущем, а гарантировать на деле сейчас.
Легализация ТКП обещана на платформе 3 Интернационала.
ЛВПР. Ф. 04. On. 39, П. 232. Д. 52993. Д. 24. Копия.
[стр. 190]
ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ
ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ЧЛЕНУ КАВКАЗСКОГО БЮРО ЦК РКП(б) И РВС КАВКАЗСКОГО
ФРОНТА Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ
с выражением опасения, что наступление турок спровоцирует высадку
десанта Антанты для спасения армян
(19 октября 1920 г.)
Продолжение турецкого наступления крайне нецелесообразно. Постарайтесь убедить их не делать этого, они сами наносят этим вред, ибо только провоцируют вмешательство Антанты, создавая повод. Имеются сведения о попытках Антанты втянуть Грузию и Армению против нас в связи с планом наступления на Баку. Продвижение турок в глубь Армении создает для этого почву. Заступничество за армян и десант для их спасения будут популярны на Западе даже среди левых. № 6344/419.
Чичерин
РГАСПИ. Ф. 85. Oп. 14. Д. 15. Л. 5. Заверенная копия.
ИЗ БЮЛЛЕТЕНЯ ОТДЕЛА ПЕЧАТИ НКИД, НАПРАВЛЕННОГО В. ЛЕНИНУ
(19 октября 1920 г.)
...Конференция в Эрзеруме.
Согласно «Дейли Телеграф» от 1/Х в Эрзеруме должна теперь открыться под председательством Кемаль-паши конференция турецких националистов; будет присутствовать Энвер-паша и другие лидеры. Есть два течения — одно стоит за направление всех сил против Закавказья и Месопотамии; этого требуют Энвер-паша и командир Анатолийского фронта Карабекир-паша; второе течение настаивает на продолжении борьбы против греков в районе Смирны, этого желает Кемаль-паша, надеющийся реабилитировать свою репутацию «полководца».
Помета рукою В. Ленина: «В архив».
РГАСПИ. Ф. 2. On. 1. Д. 15833. Лл. 1, 30. Подлинник. Автограф.
ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АРМЕНИИ
А. ОГАНДЖАНЯНА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНУ
о нарушении Советским правительством обязательств в отношении Армении
и совместной с турками военной акции
(20 октября 1920 г.)
По имеющимся [у] моего правительства точным сведениям, боевое снаряжение, доставленное РСФСР турецким национальным силам из Туапсе в Трапезунд и
[стр. 191]
помещенное [на] складе № 1 по Русской набережной, обращается военным командованием Турции на вооружение особых технических отрядов, направленных на фронт для участия в боевых действиях, предпринятых правительством ВНС1 Турции против Армении. Российское советское правительство неоднократно как в письменной, так и в устной форме заявляло правительству Республики Армении [о] своих исключительных дружественных намерениях [по] отношению [к] Армении и [о] неизменной готовности использовать свои связи [с] правительством ВНС Турции [в] интересах предоставления армянскому народу достаточной для его государственной способности территории [в] пределах Турецкой Армении.
Ныне, когда в противоположность указанному, ВНС не только отказалось признавать какие-либо права Армянской республики на бывшие турецкие вилайеты Армении, а, наоборот, в осуществление явно империалистических [статей] Брест-Литовского договора, двинуло свои войска на республику, снабжение Российским советским правительством боевым материалом правительство ВНС Турции не может не вызвать крайнего изумления армянского народа и рассматривается им не иначе, как открытое способствование со стороны РСФСР империалистическим намерениям турок.
Последнее тем более не понятно в момент, когда Ваше полномочное представительство в Армении ведет переговоры заключения дружественного договора между обеими республиками: России и Армении и может быть объявлено моим правительством Армении неосведомленностью правительства РСФСР в целях турецких националистов.
От имени моего правительства прошу Вас поэтому не отказать в приостановлении дальнейшей [с] Вашей стороны отправки боевого вооружения Турции, ибо [в] противном случае правительство мое лишено будет возможности дать разъяснения перед своим парламентом по вопросу о противоречии между дружественными заверениями Вашего правительства, с одной стороны, с другой стороны, его действиями, способствующими усилению противника Республики Армении в период нахождения его в войне [с] Арменией. № 5995.
Министр иностранных дел Оганджанян
Резолюция рукой неизвестного «Необход[имо] отв[ветить»].
АВПР. Ф. 148. On. 3. П. 1. Д. 3. Лл. 19—20; 22—23. Телеграфный бланк.
_______________
1 В тексте «ЯНС».
ТЕЛЕГРАММА ЧЛЕНА КАВКАЗСКОГО БЮРО ЦК РКП(б)
И РВС КАВКАЗСКОГО ФРОНТА Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ
ДЕЛ Г. ЧИЧЕРИНУ И ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РСФСР В АРМЕНИИ Б.
ЛЕГРАНУ
о восстании в Зангезуре против присутствия там Красной Армии
(20 октября 1920 г.)
Баку. 20 октября. Восстание в Зангезуре окрылило армянское правительство, которое по имеющимся данным, не. прекращая своей негласной работы в Зангезуре, проявляет даже желание активно выступить против Красной Армии в горах Зан-
[стр. 192]
гезура. По словам захваченных пленных и перебежчиков части отряда ген. Дро отдельными группами переходят границу и, соединяясь в отряды, действуют против наших частей. Перед фронтом наших частей зарегистрировано свыше 1000 штыков и 300 сабель регулярных армянских отрядов. Пленные показывают, что вьючногорная артиллерия, бывшая в отряде ген[ерала] Дро, направляется в Герусы. Мы стоим перед фактом новой, авантюры Армении, и такое положение более нетерпимо. Необходимо самое серьезное воздействие на Армянское правительство, которое явно стремится к созданию конфликта с РСФСР.
Орджоникидзе
РГАСПИ. Ф. 85. On. 13. Д. 58. Л. 1. Подлинник. Автограф.
ДЕПЕША НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ1
относительно требования транзита через Армению в Турцию и перспективы
дальнейшего продвижения турок
(21 октября 1920 г.)
Ввиду сильно осложнившейся ситуации и постоянно появляющихся новых элементов положения не принимайте решений, ничего не подписывайте и не делайте связывающих нас заявлений, не снесясь с нами предварительно.
Ввиду трудности сношений с Эриванью, необходимы периодические поездки в Тифлис или даже во Владикавказ. По словам газет, Вы требуете транзита для наших войск, почему-то не упоминается о транзите товаров в запечатанных вагонах. Именно последнее для нас существенно в настоящий момент. Думаем, что турки вряд ли пойдут дальше, но об этом не делайте никаких заявлений, чтобы не ошибиться.
Чичерин
АВПР. Ф. 04. On. 51. П. 321а. Д. 54875. Л. 20. Копия; РГАСПИ. Ф. 5. On. 1. Д. 2099. Л. 3. Копия.
_______________
1 На бланке шифровального отдела Канцелярии НКИД РСФСР.
ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РСФСР
В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Г. ЧИЧЕРИНУ
об условиях военного транзита РСФСР в Турцию
(24 октября 1920 г.)
[В] результате переговоров выяснилось согласие армян [в] существенных пунктах [с] нашим проектом [о] транзите и связи. Категорическим условием армяне ста-
[стр. 193]
вят немедленное признание за ними Зангезура и Нахичевани. Мною указано, что этот вопрос не может быть разрешен без Азербайджана и что мы можем его поставить перед Азербайджаном только при отказе Армении от притязаний на Карабах. После долгих обсуждений армяне согласились отказаться [от] Карабаха с несущественными оговорками. Другим вопросом, потребовавшим многих усилий, был вопрос о военных гарантиях со стороны турок. Здесь армяне выдвигали совершенно неприемлемые условия отвода турецких войск из Эрзерума на линию Эрзинджана. [В] конце концов мы предложили обусловить допущение вашего транзита отводом турецких войск за границу девятьсот четырнадцатого года и обязательством Турции держать [в] пограничной полосе только такое количество вооруженных сил, которое необходимо для охраны границы. Ширина этой полосы определяется таким образом, что она не захватывает Эрзерума.
Окончательный ответ армян будет известен 25 числа, после чего я выезжаю [в] Баку, откуда, быть может, придется приехать [в] Москву. [В] Эривани останется Тер [с] необходимым числом сотрудников.
Полагаю, что лучше было бы до моего прибытия [в] Баку не сообщать Азербайджан[у] относительно Зангезура и Нахичевани. Это вызвало бы совершенно излишние волнения. Надо иметь в виду, что наши переговоры [в] Эривани не связывают нас никакими решениями. Они только устанавливают условия, на которых Армения может принять за нами свободный военный транзит [в] Турцию. Вообще же [в] настоящее время, когда Антанта делает серьезные усилия, чтобы овладеть Арменией, с нашей стороны требуется особенно осторожное и внимательное отношение [к] армянскому вопросу.
Легран
РГАСПИ. Ф. 64. On. 1. Д. 21. Л. 188. Копия.
ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РСФСР
В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Г. ЧИЧЕРИНУ
об отношениях между Арменией и Великобританией
(24 октября 1920 г.)
Эривань
Наши переговоры привлекли усиленное внимание Антанты — приезжал
английский комиссар Стокс, который незадолго до этого уже был [в]
Эривани. Стокс, по дошедшим до нас сведениям, предлагал план создания
Закавказской конфедерации, куда должны войти, кроме Грузии и Армении,
также Азербайджан, где, по расчетам Стокса, [в] ближайшем будущем
захватят власть мусаватисты, и Дагестан. [В] связи [с] этим же,
по-видимому, находится приезд бывшего военного министра Грузии Георгадзе,
с которым прибыло несколько военных. Ожидается приезд французского
представителя. Стоке оставил [в] Эривани постоянного представителя,
чего ранее не делал. Кроме того, здесь имеется итальянское и американское
представительство, последнее занято преимущественно филантропией.
Англичане отпустили армянам нефть, которая частью уже доставлена
из Румынии. Армяне воздерживаются от соглашения [с] Англией в [виду]
отказа англичан признать за Арменией спорные облас-
[стр. 194]
ти, которые они предпочитают уступить мусаватистам. Армяне надеются [на] более благоприятное разрешение вопроса [об] этих областях с Советроссией.
Легран
РГАСПИ. Ф. 64. On. 1. Д. 21. Л. 189. Копия.
ИЗ БЕСЕДЫ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ
ДЕЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВНСТ ЮСУФА КЕМАЛЯ С 1-М СЕКРЕТАРЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
РСФСР В ТУРЦИИ Н. УПМАЛА
о необходимости отказаться от турецкой Армении как условия союза
РСФСР с кемалистской Турцией
(25 октября 1920 г.)
...Когда турецкие делегаты прибыли в Москву, им предложили Проект договора, который после обсуждения и был в принципе принят. Затем неожиданно им поставили условием для заключения договора территориальную уступку некоторых областей армянам. Они приписывают это личному влиянию Карахана и Аванесова, каковые, будучи хорошими коммунистами, помогут вместе с тем отрешиться от врожденной симпатии армянина к армянину. Возможность этого тем более велика, что вопрос о территориальных уступках был поднят внезапно только по окончании переговоров. Из переговоров выяснилось полнейшее доверие сторон и взаимная искренность, затуманенная только предложением территориальных уступок. Турки являются творцами Эриванской республики, существование которой они признали из гуманитарных целей, чтобы дать убежище армянскому народу. Ван, Муш и Битлис заселены преимущественно турками. Кроме того, если из этих губерний будет образована Турецкая Армения, Баязетский уезд, населенный исключительно мусульманами, образует что-то вроде мусульманского коридора среди двух Армении, который [должен] будет рано или поздно исчезнуть ввиду стремления двух Армении слиться между собой. Относительно независимости Турецкой Армении Мустафа Кемаль не мог признать ничего подобного в его письмах к Чичерину, и если бы он признал это, не смог бы выполнить, так как он является только выразителем общественного мнения страны, которая ни в каком случае не согласится на это. Безусловно, что Чичерин, занятый другими делами и не имеющий возможности лично изучить данный вопрос, был ложно информирован, и все это является ошибкой, которая, если она не будет устранена как можно скорее, разобьет веру турецкого народа в искренность Советского правительства и в верность его возглашенным принципам. Союз Турции с Россией необходим для обоих государств, которые только вместе могут добиться общих им целей. Россия хочет свергнуть царство дашнаков, залучить армянский народ в союзники. Турецкий народ, отбивавшийся в течение 6 веков от империализма Европы, пользующийся большим авторитетом в мире ислама, является безусловно желательным и сильным союзником. Турки не хотят дружбы, основанной на территориальных уступках. Для России имеется два пути: или отказавшись от мысли об образовании (в местности, населенной мусульманами) Турецкой Армении, или отказаться от союза с Турцией. Нынешнее правительство никогда не согласится на эти условия и будет само продолжать борьбу до победы или смерти. Но возможно, что турецкий народ предпочтет болезнь смерти и пойдет на компромиссы. Падение на-
[стр. 195]
стоящего правительства означает подпадение всей Турции под власть падишаха и английского влияния. В этом случае к фронтам Польши и Врангеля прибавится новый английский фронт юга. Турки надеются, что важность вопроса будет оценена в Москве, и Советское правительство откажется от ошибочных притязаний. Нужно учесть важность союза, особенно теперь, когда англичане начинают беситься от бессилия.
Первый секретарь Полномочного представителя РСФСР
в Турции
Упмал -Ангорский
АВПР. Ф. 04. On. 39. П. 232. Д. 53001. Лл. 2—2 об. Подлинник.
ЗАЯВЛЕНИЕ ЮСУФА КЕМАЛЯ 1-МУ СЕКРЕТАРЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
РСФСР В ТУРЦИИ Н. УПМАЛА
об обсуждении в ВНСТ условий соглашения с РСФСР
(25 октября 1920 г.)
Юсуф Кемаль сделал доклад в Парламенте об условиях соглашения с Россией. После переговоров в Москве со всеми членами Совправительства был составлен «братский договор». Этим договором турки чрезвычайно довольны. В разговоре с ним Чичерин открыто заявил ему, что для реализации договора турки должны, как непременное условие, отдать Муш, Ван и Битлис армянам. Ю[суф] К[емаль] указал на то, что большинство составляют турки, и тов. Чичерин как будто заявил: «Уберите оттуда турецкое население, и мы поместим туда армян». Турки предполагают влияние Карахана, Аванесова. Турделегаты отказались подписать договор и послали Ю[суфа] К[емаля] в Ангору, где Мус[тафа] Кемаль огласил ход переговоров в Парламенте, что произвело тяжелое впечатление. Турки понимают это как начало новой империалистической политики Советской России. В Парламенте раздавались крики: «Такой помощи нам не надо». Мус[тафа] Кемаль, опасаясь, что постановка вопроса на голосование вызовет немедленный разрыв, закрыл заседание и взялся уладить дело. Меджлис выказал ему доверие. Нар[одное] правительство не может согласиться на это, т. к. это означает их падение, что в отсутствие других сильных группировок означает победу Констант[инопольского] Падишахского правительства и английское влияние в Турции. Мус[тафа] Кемаль выступил на арену после того, как узнал чувство народа, уверился в доверии народа к нему. Доверие и связь с народом существуют и теперь. Эрзерумские командиры, интеллигенты, рабочие, все шлют телеграммы, спрашивая его, неужели он согласится на это невозможное для Турции предложение. Он начал работу, опираясь только на убеждения народа, не рассчитывая на помощь России. Он объявил войну европейскому империализму, чтобы победить или умереть, опираясь на Турцию и привязанности к Турции других мусульманских народов. Ход событий создал сильную союзницу в лице революционной России. Уверенный, что только объединением двух крупнейших элементов в Азии — России и Турции, подкрепленной привязанностью к ней всех турок, живущих в Азии, может быть достигнута цель: уничтожение европейского империализма. Он первый предложил и умолял заключить союз и считает непонятным и нелогичным1, как, наряду с вопросом мировой важности, т.е. объединения двух сильнейших революционных сил и несомненной победы их над империализмом, Советское правительство не может играть с судьбой революции,
[стр. 196]
пытаясь заставить Нар[одное] правительство отдать армянам несомненно турец[кую] территорию. Чтобы спасти революцию, он согласился бы на это, но это технически невозможно. Если Рус[ское] прав[ительство] хочет сбросить его и Нар[одное] прав[ительство] и если он будет убежден, что есть сила, какая заменит его — он готов уйти. Но ясно, что промежуточной силы нет, или Народное правительство, или Падишахское правительство. Сам он — убежденный коммунист и считает, что единственное спасение Турции и Востока лежит в перестройке на коммунист[ических] началах. У него нет капитала, нет собственного дома, ему хочется устроить для каждого сносную жизнь. Не имея сам ничего, он сможет сделать это, только отняв у богачей их имущество. Он хотел бы сделать революцию снизу, но считает это невозможным, придется вести народ по пути к коммунизму. Есть много фанатиков в Турции и России, но они не страшны, если союз заключен и Нар[одное] правительство считается сильным. Если, несмотря на все его усилия, союз рухнет, он будет принужден вести самостоятельную политику, не выгодную, м[ожет] б[ыть], для русской революции. Находящиеся в России Халиль, Джемаль, Энвер все просят креденции из Турции для успешной работы на Востоке, но пока он не ответил им и пошлет только по подписании договора.
Союз необходим обеим странам ввиду единства идей и целей. Поодиночке они будут раздавлены. М[устафа] К[емаль] просит верить в его искренность и в невозможность подписать договор. Наша обязанность сделать все, чтобы отозвать невозможное предложение и спасти судьбу революции на Востоке.
Лично для него и для настоящего правительства подписать такой договор — значит исчезнуть, уничтожить самих себя, что в отсутствие другой реальной силы в конечном результате отдает Турцию англичанам и делает ее враждебной Революционной] России. Трудно понять, как Советское] правительство может ставить наряду с вопросом об объединении революционных России и Турции, вопросом жизненным для мировой революции, — мелочный, третьестепенный вопрос о Тур[ецкой] Армении. Пусть только отзовут это предложение, и он согласится на все другие условия. Он сможет заставить Турцию даже войти в конфедерацию с Советской Россией.
Первый секретарь Полномочного представителя РСФСР
в Турции
Упмал -Ангорский
АВПР. Ф. 04. On, 39. П. 232. Д. 53001. Лл. 3—3 об. Подлинник. Автограф.
_______________
1 Подчеркнуто в тексте.
ДЕПЕША НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ В АРМЕНИИ Б. ЛЕГРАНУ
об условиях оказания РСФСР мирных услуг — согласие Армении разрешить
транзит через свою территорию и разорвать отношения с Антантой
(25 октября 1920 г.)
Иностранные радио сообщают, будто бы Вы представили Армении ультиматум. Мы не должны выступать с угрозами. Это противоречит нашей линии. Мы
[стр. 197]
должны выступать как миротворцы. Нынешнее состояние наших сил в Закавказье также не позволяет нам выступать угрожающе. Подчеркивайте, что мы миротворцы, заявляйте правительству и в печати, что мы не угрожаем. Подчеркивайте, что у нас нет союза с турками, то, что мы желаем воспользоваться нашим влиянием в целях умиротворения. Исходя из этого, мы предлагали и продолжаем предлагать посредничество. Одновременно требуем от Армении прекращения союза с Антантой, но не в форме ультиматума или угрозы. Это есть условие для каких бы то ни было дружественных актов с нашей стороны. На таких же основаниях требуем свободного транзита через Армению для товаров в запечатанных вагонах, но речь идет именно о товарах, а не войсках. Невозможно требовать свободного прохождения наших войск через Армению, да это и бесцельно при нынешнем состоянии наших сил в Закавказье. Ноту Армянскому правительству представьте именно в таком духе. Мирное предложение услуг, а не угрозы. Требование транзита и разрыв союза с Антантой свяжите с нашими мирными услугами, не вводя никаких угроз или ультиматумов. Сообщите нам текст. Если имеете контакт с турками, указывайте, что их наступление на Карс и Ардаган и их приближение к Батуму играет провокационную роль, создавая повод для наступательных действий Англии и для захвата Батума.
Чичерин
РГАСПИ. Ф. 5. On. 1. Д. 2099. Л. 4. Копия; АВПР. Ф. 04. On. 51. П. 321 а. Д. 54875. Л. 19. Копия.
ПИСЬМО ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ
ССР В РСФСР Б. ШАХТАХТИНСКОГО НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
Г. ЧИЧЕРИНУ
с призывом разрешить территориальные споры с Арменией в пользу Азербайджана
(осень 1920 г.)
Ввиду появившегося в печати сведения о заключении мира с Арменией, я, как полномочный представитель Азербайджана и Полномочный представитель Азербайджанской коммунистической партии, считаю долгом заявить нижеследующее:
1. Передача Армении почти всего Нахичеванского края и железной дороги Шахтахты — Эривань дает возможность дашнакам использовать Макинскую ж.д. и вывезти из Макинского ханства и соседних местностей до 8 млн. пудов пшеницы старого запаса, самое меньшее до 3 млн. пуд. нового урожая, не менее 20 тыс. голов крупного рогатого скота и миллионы пудов сухих фруктов. Запасы эти, безусловно, нужные Азербайджану и Советский России, будут вывезены дашнаками по железной дороге в кратчайший срок.
2. Передачей дашнакам Шахтахты-Макинской, Шахтахты-Эриванской, Джульфа-Тавризской ж.д. и Урмийского пароходства осуществляется свободный вывоз богатейших персидских запасов в Армению, Грузию и Европу, чего тщетно добивались в течение трех лет дашнаки, персидские капиталисты и Англия.
[стр. 198]
3. Благодаря этим запасам, дашнакское правительство Армении получает возможность успокоить недовольство армянского народа, поддержит его веру в силу Антанты, поднять свой престиж против Советской России и великолепно организовать снабжение не только своей, но и грузинской армии.
4. Отход к Армении железнодорожной линии Шахтахты — Эривань (около 100 вер[ст] и Шахтахты — Джульфа (тоже около 100 вер[ст]) со всем подвижным составом отдает в руки дашнаков весь Персидский Азербайджан, связывает их с английскими силами в Персии, а нас лишает всякой связи с турецким революционным движением.
5. Нахичеванский край имеет грандиозное политическое, экономическое и стратегическое значение, так как отсюда одна железная дорога ведет в Персидское Макинское ханство и далее в Турцию, в гор. Баязет, а другая ведет в Персию, в гор. Тавриз. Таким образом, Нахичеванский край, как узловой железнодорожный пункт, связывает нас с Турцией и с богатейшими территориями Персии. Отказаться в пользу дашнаков от столь важного узлового пункта ни Азербайджан, ни Россия не должны.
6. Население Нахичеванского края в 1918 году после ухода турок провозгласило временно так называемую «Араксинскую республику». В течение нескольких лет население Нахичеванского края отстаивало свою независимость от дашнаков, которые не были в состоянии им завладеть, несмотря на все свои усилия. Потребовалось вмешательство Англии, которая, заняв этот край своими войсками, насильственно передала край, вопреки открытому протесту населения, дашнакам. Но как только английские войска ушли, немедленно началось восстание. Регулярные дашнакские войска с многочисленной артиллерией, пулеметами и броневым поездом были разбиты наголову. Последнее время дашнаки повели наступление на этот край с семи пунктов и были повсюду разбиты, несмотря на то, что нападение было совершенно неожиданным для местного населения. Передача дашнакам этого края, трудовой народ которого с оружием в руках, после трехлетней кровавой борьбы сам освободился от них и добился соединения с Азербайджаном, края, где в настоящий момент нет ни одного армянина, открыто нарушает общепринятый принцип самоопределения народов и права Советского Азербайджана.
7. Народ Нахичеванского края ввел у себя советский строй, он видел в коммунистах своих избавителей и освободителей и не допускал мысли, что Советская Россия сама, вопреки воле всего населения, передаст его дашнакам, когда под их властью уничтожается не только советский строй, но и грозит безусловная опасность физическому существованию населения, как это было с сотнями мусульманских семей на территории дашнакской Армении.
Позволяю себе надеяться, что правительство Советской России не оставит моего заявления без внимания и не допустит очередного нарушения прав и интересов Советского Азербайджана и самой Советской России.
По моему мнению, наилучшим выходом из создавшегося положения является занятие всего Нахичеванского края до прежней границы Красной Армией до окончательного разрешения территориальных споров между Арменией и Азербайджаном.
Чрезвычайный полномочный
представитель АССР Шахтахтинский
РГАСПИ. Ф. 5. On. 1. Д. 2125. Лл. 1--2. Подлинник.
[стр. 199]
ПРОТОКОЛ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИРНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ1
(28 октября 1920 г.)
1920 года октября 28 дня уполномоченные Правительства РСФСР Борис Васильевич Легран и Правительства Республики Армения Левон Шант, Амбарцум Тертерян и Левон Зарафян, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и должном порядке, согласились в нижеследующем:
I. Правительство РСФСР, с одной стороны, и Правительство Республики Армении — с другой, принимают на себя обязательство подписать прилагаемый при сем протоколе проект мирного договора со всеми относящимися к нему дополнениями при условии:
Что Правительства РСФСР и АССР2 признают незыблемые права Республики Армении на территории спорных областей — Нахичеванского и Зангезурского уездов — и выведут из пределов этих уездов все войсковые части, находящиеся в подчинении командования РСФСР и АССР.
Что Правительство Республики Армении, с одной стороны, безоговорочно откажется от всяких притязаний на области так называемого Карабаха, за исключением угла, образуемого восточной границей Ново-Баязетского уезда и частью восточной границы Шарур-Даралагязского уезда с северной границей Зангезурского уезда — по условной линии от горы Гиналдаг и горы Чичакли (карта 10 верст в дюйме).
Что РСФСР во внимание к бедственному положению трудового народа Армении дает безвозвратную ссуду в размере два с половиной миллиона руб. золотом.
II. Республика Армении, исходя из намерений дружественного разрешения спорных территориальных вопросов в областях Турецкой Армении с Правительством Великого Национального Собрания Турции, готова принять дружеское содействие в разрешении этих вопросов Правительства РСФСР после того, как:
Правительство Великого Национального Собрания Турции отведет свои войска за бывшую русско-турецкую границу 1914 г.
Правительство Великого Национального Собрания откажется от Брест-Литовского договора и Батумской конвенции.
Правительство Великого Национального Собрания признает безоговорочно независимость Республики Армении в границах, определенных мирным договором РСФСР с Республикой Армении.
По исполнении вышеуказанных условий, при дружеском содействии РСФСР, будут дополнительно выработаны основания для мирного разрешения спорных территориальных вопросов <...>3.
В удостоверение сего уполномоченные обеих сторон подписали, собственноручно настоящий протокол и скрепили его своими печатями.
Подлинный составлен и подписан в двух экземплярах, гор. Эривань «28» октября 1920 года.
Легран Левон Шант А. Тертерян Левон Зарафян |
[стр. 200]
ЦГИА РА. Ф. 200. On. I. Д. 628. Лл. 1—2. Заверенная копия. Машинопись. Копия заверена секретарем Полномочного представительства РСФСР в Армении Л. Шифферсом. Опубл. в: Вестнике архивов Армении. 1967. № 3. Д. 37. С. 71-72.
_______________
1 В протокол включены основные положения проекта мирного
договора между РСФСР и Республикой Армения.
2 АССР — Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.
3 Опущены исправления в проекте мирного договора.
ПРОЕКТ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ РСФСР И РЕСПУБЛИКОЙ АРМЕНИИ
(28 октября 1920 г.)
Мирный договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Республикой Армении
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, с одной стороны, и Республика Армении, с другой стороны, руководимые прочным желанием установить мирные условия сожительства населяющих обе стороны народов, решили заключить настоящий договор и для сего назначили своими уполномоченными:
Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики
и
Правительство Республики Армении.
Означенные уполномоченные, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и должном порядке, согласились в нижеследующем.
Статья I. Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят, Россия безоговорочно признает самостоятельность и независимость Государства Армении и отказывается добровольно от всех суверенных прав, которые принадлежали России в отношении к народу Армении и его территории.
Примечание: Исходя из того же принципа, РСФСР считает справедливым присоединение к Республике Армении областей Турецкой Армении и готово оказать свое дружеское влияние на союзные государства с целью фактического присоединения различных означенных областей или частей их к Армении.
Статья II. Исходя из провозглашенных в статье 1-й настоящего договора принципов, Россия обязуется отказаться от всякого рода вмешательства во внутренние дела Армении.
Статья III. Государственная граница между Арменией и входящей в состав Российской Советской Федерации Азербайджанской Социалистической Советской Республикой будет определена на конференции представителей Республики Армении и Азербайджанской Социалистической Советской Республики при участии представителя РСФСР.
[стр. 201]
Конференция созывается назамедлительно по подписании настоящего договора. Если на конференции не будет достигнуто соглашение — вопрос разрешается референдумом.
Статья IV. Россия признает безусловно входящими в состав государства Армении нижеследующие губернии и области бывшей Российской империи: Эриванскую и Карсскую со всеми составляющими их уездами и округами, за исключением Нахичеванского уезда, а также южную часть Казахского уезда Елизаветпольской губернии с городами Каравансарай и Дилижан.
Государственная принадлежность спорных между Арменией и Азербайджаном областей — так называемых Карабаха, Зангезурского и Нахичеванского уездов — при отсутствии непосредственного соглашения определяется референдумом.
По мере выяснения взаимоотношений между Арменией и другими, кроме России, государственными образованиями, существующими или имеющими создаться, и сопредельными с Арменией по другим границам, чем та, которая будет установлена на основании настоящего договора, Россия выражает готовность признать входящими в состав Армении те или иные части бывшего Кавказского наместничества, которые отойдут к ней на основании заключенных с этими образованиями договоров.
Статья V. Обе договаривающиеся стороны обязуются:
1. Не допускать на своей территории образования и пребывания правительств, организаций или групп, ставящих своей целью вооруженную борьбу против другой договаривающейся стороны. Равным образом не допускать в пределах своей территории вербовку и мобилизацию личного состава таковых правительств, организации или групп и пребывания их представительств или должностных лиц.
Кроме того, Армения обязуется воспретить лицам командного состава добровольческой или иных армий, участвовавших в гражданской войне против Советской России, если они армянского происхождения, вступать под каким-либо видом, в том числе и в качестве добровольцев, в составе своей армии; а тех из этих лиц, которые будут находиться в рядах армии к моменту вступления в силу настоящего договора, Армения обязуется немедленно удалить из состава армии.
Примечание: Действие настоящего постановления распространяется на лиц командного состава добровольческой или иных армий, участвовавших в гражданской войне против Советской России, которые, хотя и принадлежат к армянской национальности, однако не находились в составе армии Республики Армении до 1 марта 1920 года.
2. Воспретить пребывание на своей территории каких-либо войск, кроме войск правительственных или войск дружественных государств, с которыми одной из договаривающихся сторон заключена военная конвенция, но которые не находятся в фактическом состоянии войны с другой договаривающейся стороной, а равно — запретить вербовку и мобилизацию личного состава в ряды армии таковых государств.
3. Воспретить тем государствам, которые находятся в состоянии войны с другой из договаривающихся сторон, ввозить в свои порты и провозить через свою территорию все то, что может быть использовано против другой договаривающейся стороны, как-то: вооруженные силы, военное имущество, военно-техническое имущество и материалы.
Статья VI. 1. Лица армянского происхождения, проживающие на территории России и достигшие 18 лет от роду, вправе оптировать армянское гражданство. Равным образом лица русского происхождения, проживающие на территории Армении и достигшие указанного возраста, вправе оптировать российское гражданство.
Оптировавшие гражданство одной из договаривающихся сторон сохраняют свои права на имущество в пределах законов, существующих в том государстве, где они
[стр. 202]
проживают, но обязаны в течение двух лет со дня подачи заявлений оставить пределы, причем вправе все свое имущество ликвидировать или вывозить его с собою.
2. Подробности и порядок выполнения настоящей статьи имеют быть закреплены в особом соглашении между обеими договаривающимися сторонами.
3. Граждане обеих договаривающихся сторон, желающие воспользоваться предоставленными им настоящей статьей правами, будут обязаны выполнить требуемые от них формальности в течение годового срока со дня вступления в силу упомянутого в предшествующем пункте настоящей статьи соглашения.
Статья VII. Беженцы обеих договаривающихся сторон, а также лица, принудительно переселенные из России на территорию, входящую ныне в состав Республики Армении, распоряжением свергнутого царского правительства, — желающие вернуться на родину, — подлежат возвращению на родину, по возможности, в кратчайший срок.
Порядок и условия реэвакуации устанавливаются в соответствии с постановлением статьи VI настоящего договора в особом соглашении.
Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны обязуются немедленно по вступлении в силу настоящего договора освободить от заключения или других видов наказания и от дальнейшего преследования, судебного или административного, всех лиц:
1) подвергшихся таковому преследованию на территории Армении за действия, совершенные в пользу РСФСР или в пользу политических партий, входящих в III Коммунистический Интернационал;
2) подвергшихся преследованию на территории РСФСР и АССР за действия, совершенные в пользу Республики Армении или в пользу партии Дашнакцутюн.
Всем означенным лицам, в случае их желания, предоставляется право свободного выезда за границу.
Статья IX. Экономические отношения между Россией и Арменией определятся временно, впредь до заключения между обеими договаривающимися сторонами торгового договора, нижеследующими положениями:
1) обе договаривающиеся стороны в основу своих торговых взаимоотношений кладут принцип наибольшего благоприятствования;
2) товары, идущие из или по назначению одной из договаривающихся сторон, не должны облагаться другой стороной никакими транзитными или сборами.
Статья X. Постановления пунктов 1-го и 2-го предшествующей статьи настоящего договора имеют быть положены в основу торгового договора, имеющего быть заключенным между обеими договаривающимися сторонами.
Статья XI. Дипломатические и консульские сношения между договаривающимися сторонами устанавливаются немедленно по заключении настоящего договора. Впредь до заключения особого соглашения о взаимном положении консулов право и обязанности таковых будут определяемы существующими на сей предмет, в каждом из договаривающихся сторон, узаконениями.
Статья XII. Разрешение вопросов публично-правового и частноправового характера, возникающих между гражданами договаривающихся сторон, а равно регулирование некоторых отдельных вопросов между обоими государствами или между государствами и гражданами Другой стороны, производится особой смешанной комиссией с равным числом членов от обеих сторон, учреждаемой немедленно по ратификации настоящего договора, состав, права и обязанности которой устанавливаются по соглашению обеих договаривающихся сторон.
Статья XIII. 1. Российское правительство возвращает за свой счет в Армению все эвакуированное во время мировой войны 1914—1917 гг. из пределов Армении
[стр. 203]
имущество церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, в том числе ценности, архивы, документы и прочие предметы Эчмиадзинского монастыря.
2. Российское правительство передает правительству Республики Армении имущество Лазаревского института восточных языков, в том числе библиотеки, архивы, музеи, художественные произведения, учебные пособия, документы и прочие предметы, входящие в состав этого имущества.
Что касается архивов, библиотек, музеев, художественных произведений и документов, имеющих для Армении существенное научное, художественное или историческое значение и вывезенное из пределов Армении в Россию, Российское правительство соглашается возвратить таковые в Армению постольку, поскольку выдел их не причинит существенного ущерба российским архивам, библиотекам, музеям, картинным галереям, в коих они хранятся.
3. Вопросы, относящиеся к передаче и выделу имущества на основании 1-го и 2-го пунктов настоящей статьи, подлежат разрешению особой смешанной комиссии, с равным числом членов от обеих договаривающихся сторон.
Статья XIV. 1. Россия отказывается от каких бы то ни было расчетов, вытекающих из прежней принадлежности Армении к бывшей Российской империи, и признает, что государственное имущество разных наименований, находящееся на территории Армении, составляет неотъемлемую собственность последней. Если же, принадлежащее таким образом Армении имущество было после 1 августа 1914 г. вывезено с ее территории третьим государством, то право требования его переходит к Республике Армении.
2. Россия соглашается освободить Армению от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам России, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств; серий и свидетельств Российского казначейства по внешним и внутренним займам Российского государства, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям и по гарантированным займам таковых и пр. Все подобные претензии кредиторов России в доле, касающейся Республики Армении, должны быть направлены только против России.
Статья XV. Российское правительство, принимая во внимание, что Республика Армении во время мировой войны была целиком разорена и что армянское трудовое крестьянство лишено всякой возможности восстановить свое хозяйство, изъявляет согласие:
1. Передать правительству Республики Армении нефть в количестве, составляющем годовую норму потребления Армении. В счет этого количества правительству Армении отпускается 500 тысяч пудов нефти непосредственно после подписания настоящего договора.
2. Передать правительству Республики Армении товарные вагоны, годные для эксплуатации, в количестве и в сроки, которые будут установлены особой смешанной комиссией с равным числом представителей обеих договаривающихся сторон.
3. Передать правительству Республики Армении оборудование, со станками и техническими приспособлениями, необходимое для хлопчатобумажного производства, в количестве и в сроки, которые будут установлены особой смешанной комиссией с равным числом представителей обеих договаривающихся сторон.
Статья XVI. Каждая из договаривающихся сторон обязуется признавать и уважать флаг и герб другой стороны, как эмблемы дружественного государства. Рисунки флага и герба, а равно вносимые в оные изменения, буде таковые последуют, будут взаимно сообщаться дипломатическим путем.
Статья XVII. Настоящий договор подлежит ратификации.
Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Москве.
[стр. 204]
Повсюду, где в настоящем договоре упоминается момент ратификации договора, под этим понимается время взаимного обмена ратификационными грамотами.
В удостоверение сего уполномоченные обеих сторон собственноручно подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями.
Подлинный в двух экземплярах составлен и подписан в городе Эривани «.............» октября 1920 года.
НАЛ. Ф. 200. On. 1. Д. 628. Лл. 3— 7. Заверенная копия. Машинопись. Копия заверена секретарем Полномочного представительства РСФСР в Армении Л. Шифферсом. Опубликовано в: Республика Армения в 1918—1920 гг. (политическая история). Сборник документов и материалов. Ереван: Гитутюн, 2000. С. 316—320.
I ДОПОЛНЕНИЕ К МИРНОМУ ДОГОВОРУ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И РЕСПУБЛИКОЙ АРМЕНИИ
Статья I
Исходя из дружественных взаимоотношений, устанавливаемых мирным договором между РСФСР и Республикой Армении, Правительством этой последней предоставляется Правительству РСФСР право производства всякого рода военных перевозок и транзита (всякого рода военных предметов и материалов, снарядов, продовольственных запасов и т.п.) по железным дорогам Республики Армении; причем Правительство РСФСР гарантирует, что настоящее соглашение ни в коем случае не будет использовано во вред интересам, суверенным правам и независимости Республики Армении.
Статья II
Правительство Республики Армении предоставляет Правительству РСФСР право перевозки по железным дорогам Армении всякого рода войсковых частей и команд пополнения. Означенные части и команды на территории Армении следуют партиями не свыше 400 человек, причем на территории Армении общее количество людей в войсковых частях и командах, находящихся одновременно, не должно превышать 1600 человек.
Войсковые части и команды следуют на территории Армении без огнестрельного оружия, за исключением командного состава, комиссаров и охраны в количестве не более 5% общего состава эшелона, каковые лица могут иметь присвоенное им оружие.
Статья III
Правительство РСФСР предоставляет Республике Армении 25% перевозимых через Армению транзитом предметов вооружения и снаряжения, в том числе снарядов.
[стр. 205]
Статья IV
Перевозимые Правительством РСФСР транзитом через Армению военные предметы, материалы, снаряды, продовольствие и проч., а также войсковые части — должны направляться в пункты не ближе линии Трапезунд — Эрзерум — Муш — Битлис и ни в коем случае не будут использованы против Республики Армении.
Статья V
Выработка технических подробностей производства перевозок, упомянутых в статьях 1—2, возлагается на смешанную комиссию, в состав которой Правительства РСФСР и Республики Армении назначают одновременное число членов.
Статья VI
Комиссия, установленная предыдущей статьей, должна начать свои действия не позже трех дней по вступлении в силу настоящего договора. К этому времени, распоряжением Правительства Республики Армении, изготовляются подробные данные, необходимые для установления максимума провозоспособности железных дорог. Топливо в необходимом для правильного функционирования железных дорог количестве, а также остальные материальные средства, необходимые для выполнения перевозок согласно настоящего договора, — предоставляются Правительством РСФСР на основании особого соглашения.
Все материальные средства, предоставленные в распоряжение Правительства Республики Армении для постоянного обслуживания транзитных перевозок Правительства РСФСР, передаются безвозмездно Республике Армении.
Статья VII
Для быстрого разрешения на месте всякого рода недоразумений, могущих возникнуть при перевозках, а также для обеспечения продовольствием передвигающихся эшелонов и для наблюдения за точным направлением перевозок согласно данного маршрута, — Правительство РСФСР назначает своих представителей в пунктах, которые устанавливаются комиссией, упомянутой в статье V; эти представители не имеют права вмешиваться в исполнение обязанностей железнодорожной администрации тех станций, где будут они состоять.
Статья VIII
Все повреждения и разрушения железнодорожных путей, подвижного состава и станционных сооружений, происшедшие случайно или вследствие покушений, исправляются незамедлительно распоряжением Правительства Республики Армении.
Статья IX
Правительством Республики Армении принимаются меры необходимой охраны для беспрепятственного пользования на основании сего договора, железными дорогами.
Статья X
Меры, необходимые для согласования маршрутов и количества перевозок, производимых на основании настоящего договора, с потребностями нормального же-
[стр. 206]
лезнодорожного движения для нужд Республики Армении, устанавливаются комиссией, упомянутой в Статье V.
Статья XI
Порядок и способ расплаты за произведенные перевозки, устанавливаются Комиссией, учрежденной Статьей V.
Статья XII
Правительством Республики Армении предоставляется Правительству РСФСР, по особому соглашению, право эксплуатации участка узкоколейной железной дороги Шахтахты-Маку, находящегося на территории Армении, а также передается за соответствующее вознаграждение, подвижной состав и прочее имущество этой железной дороги, которое окажется в распоряжении Правительства Республики Армении.
Статья XIII
В целях создания надлежащих гарантий, обеспечивающих военную безопасность Республики Армении со стороны Турции, устанавливается нижеследующее:
1. Правительство Великого Национального Собрания Турции обязывается не допускать концентрации военных сил в районах, прилегающих к границам Армении и, в частности, в Эрзеруме, причем количество необходимого постоянного гарнизона Эрзерума представляется смешанной комиссией, указанной в пункте 3 настоящей Статьи. В случае особой надобности стянуть войска — вопрос этот подлежит разрешению той же комиссии. Устанавливаемые ограничения не должны стеснять военных операций в Анатолии, Константинопольском, Месопотамском и Сирийском направлениях.
2. Правительство ВНС Турции обязывается, в пограничной полосе к востоку от линии, указанной в статье IV настоящего договора, держать войска лишь в количестве, необходимом для поддержания внутреннего порядка в крае и непосредственной охраны границы. Предельное количество этих войск устанавливается смешанной комиссией, указанной в пункте 3-м настоящей статьи. Восстановление комиссии подлежит приведению в исполнение в срок не более 1-го месяца.
3. Для выработки подробностей и наблюдения за точным выполнением условий, указанных в предыдущих пунктах, а также в Статье IV настоящего договора, — учреждаются на территории Турции, в пунктах, определяемых по взаимному соглашению Правительств ВНС Турции и Республики Армении, — смешанные комиссии, в состав которых Турция и Армения назначают одинаковое число членов, под председательством представителя РСФСР.
4. Означенные комиссии учреждаются не позже 7 дней по вступлении в силу настоящего договора.
Статья XIV
Настоящий договор является неразрывной частью мирного договора между РСФСР и Республикой Армении и вступает в силу немедленно по наступлении следующих условий:
[стр. 207]
1. Прекращение военных действий между Арменией и Турцией, очищение турецкими войсками занимаемых ими ныне частей бывшей Российской Империи, отходящих на основании мирного договора между РСФСР и Республикой Армении в состав территории последней, и отвода турецких войск за пределы государственной границы России и Турции 1914 года.
2. Признание со стороны АССР и РСФСР незыблемых прав Республики Армении на территории спорных областей — Нахичеванского и Зангезурского уездов — и вывода из пределов этих уездов всех войсковых частей, находящихся в подчинении командованию РСФСР и АССР.
В случае такого признания Республика Армении, со своей стороны, отказывается от всяких притязаний на области так наз. Карабаха, нагорного и равнинного.
В удостоверение сего уполномоченные обоих сторон собственноручно подписали настоящее дополнение к мирному договору и скрепили его своими печатями.
Подлинное составлено и подписано в двух экземплярах.
г. Эривань «..............» октября 1920 г.
НАА. Ф. 200. On. 1. Д. 628. Лл. 8—10. Заверенная копия. Машинопись. Копия заверена секретарем Постоянного представительства РСФСР в Армении Л. Шифферсом.
ПИСЬМО НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ Б. ЛЕГРАНУ
о необходимости учитывать общественное мнение Великобритании и воздерживаться
от внешних проявлений насилия в отношении Армении
(29 октября 1920 г.)
Как общеполитические соображения, так и наше стратегическое положение и состояние наших военных сил заставляют нас вести в Закавказье осторожную политику миротворцев, стараться улаживать и устранять всякие конфликты и кризисы и воздерживаться от слишком резкого обострения вопросов. Западное радио сообщает, будто бы Вы поставили Армянскому правительству ультиматум, и в Вашем докладе, недавно полученном, Вы упоминаете об ультиматуме. В Ваших шифровках Вы просто говорили о Ваших предложениях, что более соответствует нынешним потребностям нашей политики в Закавказье. Нам не следует выступать с ультиматумами, т.е. с угрозами. Это не соответствует нашему военному положению на Кавказе, и это противоречит жизненным требованиям нашей политики в общем, как и в местном масштабе. Наша политическая физиономия не должна искажаться грозными ультимативными выступлениями. В данное время для нас особенно важно сохранение в Англии дружелюбного отношения поддерживающего нас левого общественного мнения, являющегося серьезным противовесом политике Черчилля. Между тем, как раз в левых буржуазных кругах и в тредюнионистских кругах Армения очень популярна, и нам крайне вредят такие выступления, которые ставят нас в положение как бы насильников по отношению к Армении. Как раз в период турецкого продвижения нам еще важнее воздерживаться от такого рода воинственных
[стр. 208]
выступлений, чтобы не могло казаться, будто бы у нас какое-то военное соглашение с турками и будто бы мы в союзе с ними открываем военные действия. Лучше тянуть со всеми текущими вопросами в Армении, чем вызывать там кризис в отношениях с ней. Конечно, нам очень важно достигнуть транзита через Армению и очень важно оторвать ее от Антанты, но нельзя пытаться достигнуть этой цели грозными воинственными выступлениями. Наше требование транзита и изменения ориентации Армении надо повторять постоянно, но в форме дружелюбной.
Предлагая посредничество между Арменией и Турцией, вполне целесообразно его обусловливать изменением ориентации Армении и предоставлением нам права транзита. Мы так и писали в наших опровержениях по поводу западных сообщений о, якобы, советском ультиматуме. Мы писали в наших опровержениях, что, выступая как миротворцы, мы предлагали свое посредничество Армении и Турции, исходя не из каких-то военных предположений, но из нашего морального влияния, и что одновременно мы считаем себя вправе рассчитывать на коммерческие льготы в Армении и на то, что она откажется от участия в антантовской политике против нас. Если такая более мягкая постановка вопроса поведет к более затяжному положению, это все-таки лучше, чем выступление в грозной форме перед общественным мнением всех стран. Что же касается занятия спорных местностей, конечно, там должны быть наши войска, а не азербайджанские. Когда я писал о том, что железная дорога на Джульфу занята турками и повстанцами, я имел в виду, что они находились там до нашего прихода и что нам невозможно выбивать оттуда силой оружия турок или армянских коммунистов. Вопрос же о передаче Армении или Азербайджану тех или иных занятых нами спорных местностей мы все еще считаем необходимым отсрочить до более благоприятного времени, а пока продолжать там нашу оккупацию.
Хотелось бы иметь от Вас побольше сведений, как об экономическом, так и о политическом внутреннем положении Армении, какие там партии и какая происходит парламентская борьба. Хотелось бы также иметь от Вас более полные сведения об экономическом положении Армении. Может быть, если Вы поедете в Баку, оттуда Вам легче снестись с нами и нам получить от Вас более полные материалы.
С коммунистическим приветом
[Чичерин]
РГАСПИ. Ф. 64. On. Т. Д. 21. Лл. 192—193. Копия; АВПР. Ф. 04. On. 51. П. 321а. Д. 54870. Лл. 10—10 об. Отпуск.
ЗАПИСКА ЧЛЕНА КАВКАЗСКОГО БЮРО ЦК РКП(б)
И РВС КАВКАЗСКОГО ФРОНТА Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ СОВЕТНИКУ ПОЛПРЕДСТВА РСФСР
В ГРУЗИИ Л. СТАРКУ
о требовании остановить наступление турок
(ноябрь 1920 г.)
Сообщите, продолжается ли наступление турок, если да, то категорически потребуйте приостановки. Намекните, что прекратим помощь. Когда будет [в] Баку Легран? Жду ответа у аппарата.
РГАСПИ. Ф. 85. On. 3с. Д. 4. Лл. 1—1 об. Подлинник. Автограф.
Содержание Tитульный
лист и т.д.
[627-647] [648-685]
[686-718] [719-761]
[762-794] [795-837]
[838-863] [864-904] [905-944]
[945-977] [978-1018]
[1019-1052] [1053-1081]
[1082-1104] [1105-1131]
[1132-1162] [1163-1199]
[1200-1228]
[1229-1261] [1262-1296]
[1297-1330] [1331-1347]
[1348-1370]
[1371-1424] [1425-1432]
[1433-1456] [1457-1492]
[1493-1508]
Архивные источники Содержание
(как в книге)
Также по теме:
Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Том 1
Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)