ГЕНОЦИД АРМЯН. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества, том 2, часть 1

Барсегов Ю.Г.

РАЗДЕЛ V. Политическая история Армянского вопроса: покровители, пособники и соучастники преступления


Предыдущая    Вернуться к содержанию    Следующая


№ 1082. Член делегации правительства ВНСТ Али Фуад Джебесой об использовании турками шантажа против линии Наркоминдела при прямой поддержке И. Сталина
№ 1083. Командующий Восточным фронтом турецкой армии К. Карабекир об игнорировании Сталиным и его подручным П. Мдивани позиции Наркоминдела Г. Чичерина по Армянскому вопросу
№ 1084. Протокол неофициальной встречи делегации РСФСР и правительства ВНСТ (23 февраля 1921 г.)
№ 1085. Телеграмма Полномочного представителя РСФСР в Ангоре П. Мдивани Народному комиссару иностранных дел Г. Чичерину и Г. Орджоникидзе об экспансионистских намерениях кемалистов (24 февраля 1921 г.)
№ 1086. В. Ленин о политической основе отношений РСФСР к правам других стран
№ 1087. И. Сталин о политической основе отношений РСФСР к правам других стран
№ 1088. Речь Народного комиссара иностранных дел РСФСР Г. Чичерина на открытии Московской конференции по заключению русско-турецкого договора (26 февраля 1921 г.)
№ 1089. Ответная речь главы турецкой делегации Юсуфа Кемаля на открытии Московской конференции по заключению русско-турецкого договора (26 февраля 1921 г.)
№ 1090. Нота Посла правительства ВНСТ Али Фуада Народному комиссару иностранных дел РСФСР Г. Чичерину о военно-политическом взаимодействии (28 февраля 1921 г.)
№ 1091. Турецкий контрпроект [Московского договора] (февраль—март 1921 г.)
№ 1092. Из письма Полномочного представителя Азербайджанской ССР и НКИД РСФСР Б. Шахтахтинского члену Кавказского бюро ЦК РКП(б) и РВС Кавказского фронта Г. Орджоникидзе с предложением пересмотреть решение Азербайджанской ССР об отказе от спорных территорий в пользу Армении (не позднее марта 1921 г.)
№ 1093. Письмо Народного комиссара иностранных дел РСФСР Г. Чичерина секретарю ЦК РКП(б) Н. Крестинскому о кризисной ситуации в советско-турецких отношениях и о кандидатуре Наркоминдела на пост посла в Ангоре (1 марта 1921 г.)
№ 1094. Докладная записка референтов НКИД Г. Чичерину о непризнании трех санджаков турецкими территориями (2 марта 1921 г.)
№ 1095. Нота и.о. Народного комиссара иностранных дел правительства ВНСТ Ахмеда Мухтара об основах внешней политики РСФСР и Турции [на ноту Народного комиссара иностранных дел РСФСР Г. Чичерина от 8 февраля 1921 г.] (3 марта 1921 г.)
№ 1096. Телеграмма и. о. Народного комиссара иностранных дел правительства ВНСТ Ахмеда Мухтара Народному комиссару иностранных дел РСФСР Г. Чичерину в дополнение к ноте от 3 марта 1921 г. (4 марта 1921 г.)
№ 1097. Телеграмма Народного комиссара иностранных дел РСФСР Г. Чичерина Полномочному представителю в Ангоре П. Мдивани о территориальных притязаниях правительства ВНСТ на всю Армению под прикрытием рассуждений о своих революционных стремлениях и единстве интересов (4 марта 1921 г.)
№ 1098. Статья члена Совета пропаганды и действия народов Востока А. Скачко с изложением позиции большевистского руководства России на советско-турецкой конференции в Москве (4 марта 1921 г.)
№ 1099. Радиограмма председателя Военно-революционного комитета северных районов Армении Г. Атарбекова В. Ленину и Г. Орджоникидзе о подавлении восстания в Советской Армении (4 марта 1921 г.)
№ 1100. Телеграмма Народного комиссара иностранных дел РСФСР Г. Чичерина Полномочному представителю в Ангоре П. Мдивани о расхождениях из-за линии границы и антисоветской политике Бекира Сами (5 марта 1921 г.)
№ 1101. Письмо командующего Восточным фронтом турецкой армии К. Карабекира командующему 11-й Красной Армией о совместных действиях советских и турецких войск против Армении (5 марта 1921 г.)
№ 1102. Телеграмма командующего Восточным фронтом турецкой армии К. Карабекира командующему 11-й Красной Армией о взаимных услугах, оказывавшихся против армян в Нахичевана (6 марта 1921 г.)
№ 1103. Телеграмма Полномочного представителя РСФСР в Ангоре П. Мдивани Народному комиссару иностранных дел Г. Чичерину, Г. Орджоникидзе, И. Сталину о выступлении в меджлисе Мустафы Кемаля и других с призывом оказать военную помощь (6 марта 1921 г.)
№ 1104. Член делегации правительства ВНСТ Али Фуад Джебесой об уступке грузинам Батума в обмен на присоединение к Турции дополнительных армянских территорий

[стр. 393]

№ 1082

ЧЛЕН ДЕЛЕГАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВИСТ АЛИ ФУАД ДЖЕБЕСОЙ
об использовании турками шантажа против линии Наркоминдела при прямой поддержке И. Сталина

...Советы считали, что они могут использовать нас в своих целях в обмен на предоставление нам минимальной помощи. Мы правильно определили эти тайные советские цели и идеи. Поэтому мы сочли необходимым прибегнуть к такой политической тактике, которая вынудила бы Комиссара иностранных дел согласиться с нашими условиями. Мы исходили из того, что Советское правительство было преисполнено желания достичь соглашения с нами. Мы надеялись, что под нажимом, который оказывал товарищ Сталин и мы также, Комиссариат иностранных дел отступит от позиции, занятой на переговорах, и согласится с нашей точкой зрения. Благодаря некоторым кризисным моментам, которые нам удалось создать, и в результате нашего нажима, а также противодействия их предложениям, представители Комиссариата иностранных дел не смогли на переговорах эффективно проводить свою линию.

Али Fuat Cebesoy. Moskova Hatiralan (21/11/1920 — 2/6/1922). «Vatan» Nesriyati. Istanbul, 1955. Vol. II. P. 148.

№ 1083

КОМАНДУЮЩИЙ ВОСТОЧНЫМ ФРОНТОМ ТУРЕЦКОЙ АРМИИ К. КАРАБЕКИР
об игнорировании Сталиным и его подручным П. Мдивани позиции Наркоминдела Г. Чичерина по Армянскому вопросу

Письмо из Москвы члена турецкой делегации на Московской конференции генералу Кязим Карабекиру:

<...> Чичерин и Карахан на первом заседании пытались аннулировать Александропольский договор. Они открыто отстаивали интересы армян. Мы держали дистанцию. Поэтому мы решили перехитрить их. Мдивани предложил нам этот новый подход к решению Армянского вопроса. Этот новый подход предусматривал прямой выход к Сталину, который является самым близким другом Ленина. Эти два человека сегодня обладают высшей властью в России. <...>

Лично Сталин враждебно относится к армянам. У него есть мозги, он энергичен, высказывается совершенно откровенно, типичный член Комитета и очень приятный человек. Фактически он тот человека, который сделал возможным заключение нашего договора с русскими. Этим договором мы обязаны ему. Если бы вопрос решался Чичериным, который находился под сильным влиянием Карахана, сторонника интересов армян, то он ничего бы не сделал. Армяне были абсолютно против того, чтобы мы достигли соглашения с русскими. <...>

Даже после того как мы достигли соглашения со Сталиным Чичерин на первом же заседании в ходе наших переговоров поднял вопрос о границах с Арменией и предложил восстановить границы 1914 года. На этом заседании вместо Карахана присутствовал Джелал Коркмазов. Он обвинил нашего представителя в Армении в

[стр. 394]

империализме и... утверждал, что Карс и Ардаган были не турецкими городами, а татарскими. <...>

Kâzim Karabekir. Istiklâl Harbimiz. Cikaran: Türkiye Yayinevi. Istanbul. 1964. P. 897, 898.

№ 1084

ПРОТОКОЛ НЕОФИЦИАЛЬНОЙ ВСТРЕЧИ ДЕЛЕГАЦИИ РСФСР И ПРАВИТЕЛЬСТВА ВНСТ

(23 февраля 1921 г.)

Чичерин. Я надеюсь, что сегодня мы сможем завершить подготовительные переговоры с тем, чтобы провести в скором времени первое официальное заседание нашей конференции.

Юсуф Кемаль бей. Объяснения, данные господином Народным Комиссаром о необходимости нашего объединения и о природе двух наших дел, полностью соответствуют точке зрения турецкой делегации. Наше правительство всегда понимало необходимость работать в согласии с Коммунистической Россией — очагом одной из двух сил, борющихся против империализма. В течение целого года мы подтверждали нашу добрую волю, правительство Великого Национального Собрания всегда делало все от него зависевшее для обеспечения взаимопонимания и сотрудничества между Турцией и Россией. Оно всегда стремилось обеспечить и укрепить связи, объединяющие эти две силы. Вот почему турецкая делегация с большим удовлетворением восприняла тот факт, что инциденты, которые имели место, были вызваны только отсутствием опыта и другими ошибками молодых коммунистов некоторых стран, которые пока не способны воспринять коммунистическую пропаганду и ни в чем не связывают центральное правительство...

Возможно, и у нас были некоторые ошибки. Но наше правительство всегда прилагало усилия, чтобы принять превентивные меры, но не против коммунистов, но напротив, против самого себя, чтобы избежать создания у народа всякого рода плохой интерпретации...

В одном случае отказ от принятия посредничества во время заключения договора был оправдан со стороны нашего Правительства, так как в это время решение, которое вы приняли бы, было заранее известно, по крайней мере мы могли думать так, и таким образом, говоря юридически, арбитраж был невозможен. Тогда мы еще не знали то, что вы нам сказали на днях, и мы думали, что русское Правительство требует от нас цессии вилайетов, о которых идет речь.

Вы протестовали также против оккупации некоторых местностей. Это и есть все препятствия, которые имели место. Как показывает договор, Турция всегда готова эвакуировать, но при условии, что статьи договора будут реализованы. Например, эвакуации может помешать состояние транспорта: если коммуникации с Карсом-Эрзерумом находятся в плохом состоянии (на линии всего 4 локомотива), то естественно, что солдаты требуют обеспечить их продовольствием у тех, у кого оно имеется. Делегация не видит никакого противоречия в этом естественном положении.

К тому же в Эрзеруме у нас очень мало военнопленных и нет совсем гражданских лиц. Турция всегда делала все возможное для укрепления связей между двумя народами.

[стр. 395]

Для реализации нашей общей идеи имеется негативная часть: укреплять наши связи. Делегация придает этой позитивной части крайне важное значение.

Если Турция не в состоянии осуществить то, что от нее требуют, если у нее не будет необходимых материалов, то нужно серьезно заняться этой проблемой, ибо если мы будем оставаться в состоянии бессилия, между нами будет фактический разрыв и опасность быть уничтоженными.

На днях извиняясь за то, что не принимаете слово союз, вы сказали, что находитесь в процессе заключения торгового соглашения с Англией. Я думаю, что с помощью этого соглашения вы добиваетесь ослабления наших врагов. Нужно как можно скорее помочь нам и доверять друг другу. Не следует ставить под сомнение нашу добрую волю. Мы можем сказать, что наша турецкая история является доказательством того, что Турция всегда будет верна своему слову. Турция дала России свое слово.

Мы надеемся, что после этих объяснений вы обедитесь, что мы не хотели создавать препятствия (de heurts) между коммунистической силой и восточной силой. Нужно нам помочь как можно скорее и самым эффективным образом.

Вы сказали, что мы можем заключить договор для точного определения того, что нам необходимо. Очевидно, что до тех пор, пока мы будем слабы, это strict necessaire будет иметь большее значение. Например, мы нуждались в немецких патронах уже тогда, когда покидали Москву. До сих пор Турция получила только 250 000 штук из 4 миллионов. Одним словом, мы просим вас придать крайнюю важность позитивным сторонам наших отношений, поскольку в отношении негативной стороны уже имеется искреннее желание Правительства Национального Собрания объединить свои усилия с Россией. Давайте действовать быстрее и эффективнее.

Вы сказали, что в договоре, который мы заключили, есть статья о помощи дашнакам против коммунистов. Я думаю, что положение обстоит как раз наоборот. Речь идет о помощи против империалистических подстрекательств правительств стран Антанты, как это видно из статьи 4. К тому же разве не турецкая армия создала революционные комитеты в армянской стране? Турецкая армия является силой, на которую опираются коммунисты в Армении. Мы не считаем, что Армения сразу стала коммунистической: есть коммунистическое правительство, но есть и большое влияние дашнаков. Турция полностью готова вступить в искренние и дружественные отношения с Арменией и покончить навсегда с враждой между бедняками двух стран, но при условии наличия необходимой уверенности.

Чичерин. Вы правы, когда говорите, что нужно позитивную сторону ставить на первое место. Не нужно продолжать взаимные упреки. Я должен сказать, что не могу принять данное вами объяснение о том, что наше решение было принято заранее, вы должны были понять, что наша точка зрения могла измениться и что наши идеи в ходе наших бесед были лишь общими соображениями, которые рассматривались бы будущей смешанной Комиссией. Последовавшие события изменили ситуацию, и наша точка зрения тоже могла измениться. Довод представляется мне совсем не удовлетворительным, но лучше ограничиться настоящим моментом. Противоречия являются делом прошлого. Нужно будет только, чтобы эти вопросы рассматривались во имя будущего и решались.

Самый важный вопрос — это вопрос вашей безопасности, это помощь, которую мы можем предложить вам — с одной стороны, а с другой — это различные спорные вопросы, по которым надо немедленно принять решения, и, наконец, вопрос о том, какую юридическую форму следует придать нашему соглашению. Одно слово не

[стр. 396]

может разделить нас, так как нет различий между нами в том, что касается необходимости дела. Я объяснил, почему это слово создает для нас трудности.

Таков будет план наших переговоров. Некоторые решения должны оставаться секретными, другие — будут включены в текст договора, принимая за основу прежний договор с необходимыми изменениями при решении спорных вопросов, и в то же время мы окончательно договоримся по вопросу помощи.

Я дал вам все объяснения относительно наших отношений с Англией. Мы хотели бы получить от вас объяснения о ваших отношениях с Константинополем и Антантой. Содержание депеш, которые нам прислало ваше Правительство, представляет очень ценную, но недостаточную информацию. Нужно будет до начала официальных переговоров получить из ваших уст сведения об отношениях с Антантой. Этого требует доверие, которое должно быть в основе наших отношений. Наше Правительство очень хотело бы знать о ваших намерениях в отношении Антанты, об условиях, которые вы предполагаете выдвинуть, о ваших отношениях с Константинополем, с соседними странами, о ваших идеях относительно территориальной ситуации Турции, о Сирии, Месопотамии и Смирне. Мы ничего не знаем по этому вопросу. Рассчитываете ли вы остаться в ограниченных пределах или же стремитесь к восстановлению границ, которыми Турция когда-то обладала? Ваши отношения с арабами? Рассчитываете ли вы получить от Антанты гарантию для вашей территории и в особенности от Англии, куда ваша делегация направляется в настоящее время?

Юсуф Кемаль бей. У нас есть Национальный пакт. Этот документ содержит ответы на большинство ваших вопросов. Там мы указали территории, которые требует нация, а также наше видение в отношении прежних провинций Оттоманской империи. Правительство Великого Национального Собрания, как и Социалистическая Республика, приняло принцип права народов распоряжаться своей судьбой. В то же время мы потребовали для нас абсолютной полной независимости (отмена капитуляций), и мы придаем огромное значение экономическим вопросам. Отмена Оттоманского долга, хотя и не записана в нашем пакте, является его естественным следствием. Турция, естественно, не может платить. Мы не хотим позволить эксплуатировать нас под именем той или иной Компании. Мы не позволим, чтобы нас делили на зоны влияния.

Риза Нури бей. Мы отменили концессии на разработки ископаемых, железные дороги и т.д. ...1

Юсуф Кемаль бей. Мы фактически обобществили крупный капитал.

Мы ничего не можем уступить из нашего Национального пакта. Наше Правительство не имеет таких полномочий, так как этот пакт не создан ни Правительством, ни Советом. Его основы были установлены конгрессами народов Анталии в Карсе и Эрзеруме, самой нацией. Мы не можем ничего уступить из него. Если Антанта желает сохранить Турцию как продолжение прежней Империи, то это невозможно и не может быть под опекой империалистов. Мы больше не хотим, чтобы наша целостность гарантировалась державами. Наша единственная опора — сила нации. Мы это доказали нашей борьбой с империалистами.

Наша политика с Константинополем? Она не изменилась. Власть должна полностью пребывать в Великом Национальном Собрании. Султан будет занимать в государстве почетное положение. Мы не принимаем, мы игнорируем Константинопольское правительство. Мы об этом ясно заявили Товфик паше, направив ему телеграмму не как представителю государственной власти, а как частному лицу. Константинополь — город Турции, зависящий от Ангорского правительства.

[стр. 397]

Риза Нури бей. Султан должен оставаться как мусульманский Папа.

Чичерин. Я не видел депешу, в которой Ангорское правительство делает Султану предложения относительно его власти. Телеграмма стала нам известна через агентства, и у нас нет его официального текста.

Риза Нури бей. Вопрос о пределах власти Султана составляет отдельную статью новой конституции. Эта статья уже принята Великим Национальным Собранием.

... [опущена часть переговоров, относящаяся к отношениям между Ангорским и законным правительством Султана в Константинополе].

Чичерин. Вы знаете, что Антанта требует объединения двух делегаций — Константинопольской и Ангорской.

Юсуф Кемаль бей. Это неприемлемо.

Али Фуад паша. Эта точка зрения будет отвергнута.

Юсуф Кемаль бей. Ангорское правительство не уступило в самое критическое время и тем более не уступит сейчас. Мы очень хорошо знаем, что уступить немного — значит потерять все. Мы можем искать пути достижения согласия только в том, что сугубо необходимо, но мы придерживаемся принципа, что согласие с империалистами означало бы наше порабощение. Мы не уступим. Если мы пойдем на какой-то мир с правительствами государств Антанты, то это будет то же самое, что сделали вы сами. Мы всегда будем работать с вами, и от имени моего правительства я прошу вас отбросить какие бы то ни было подозрения. Когда нам в Баку сказали, что нас опасаются, — я не знаю почему, — мы засмеялись. Использовать правительства держав Антанты для удовлетворения наших нужд, продолжать борьбу в зависимости от обязательств, иногда открыто, иногда секретно, вот наше намерение.

Чичерин. Какие формы самоопределения были применены в отношении соседних народов?

Юсуф Кемаль бей. В нашем Национальном пакте мы оставили свободу жителям арабских вилайетов с правом самоопределения. Но в случае необходимости мы отнюдь не отказываемся поддерживать их и, действительно, мы им дали оружие, деньги, офицеров, мы создали войска и т. д.

... [Опущены заявления о поддержке арабов против стран Антанты].

Чичерин. Несмотря на упрочение вашего положения, вы всегда должны, как вы сказали, опасаться нападения. Если когда-нибудь Антанта предложит такую сделку: Азия — вам, Фракия и Сирия — нам, откажетесь вы от этого или примете? Или вы потеряли интерес к этим странам?

Юсуф Кемаль бей. Нет. Я не думаю, что Национальное Собрание примет.

Али Фуад паша. Если нас строго обяжут уступить, мы будем dans la striete obligation уступить, мы тем не менее будем продолжать тайно делать то, что мы делаем сегодня открыто.

Юсуф Кемаль бей. Во всяком случае Ангорская Турция никогда не откажется от своей точки зрения.

Чичерин. Теперь следовало бы обменяться мнениями относительно хода нашей работы. Технические и военные вопросы нужно отложить в сторону, нужно, чтобы вы виделись со Склянским, Каменевым и Лебедевым, результаты не должны быть изложены на бумаге и останутся секретными. С другой стороны, мы должны рассмотреть договор дружбы и братства, решить, какие статьи добавить или изменить в первоначальном договоре и т. д. Наконец, мы должны рассеять все недоразумения. Для этого мы предложили бы пригласить представителя Азербайджана, который, будучи мусульманской Республикой, должен внушать вам полное доверие. Азербайджан к тому же играет определенную роль на Кавказе. Я узнал, что уступка им

[стр. 398]

Армении областей вызвала у вас некоторое беспокойство. Мы проведем таким образом 3 отдельные консультации.

Юсуф Кемаль бей. Вопросы, которые интересуют нас самым непосредственным образом и должны быть урегулированы возможно скорее — это военные вопросы. Мы хотим прежде всего иметь возможность послать телеграммы, свидетельствующие о реальных результатах в то время, когда наши делегаты находятся в Лондоне. Нам нужны определенные эффективные доказательства со стороны России. Позвольте мне настоять на этом, это абсолютно необходимая вещь для Великого Национального Собрания. Мы предпочитаем начать и закончить военные переговоры о посылке военного снаряжения и после этого приступить к другим вопросам. <...>

АВПР. Ф. 148. On. 39. П. 232. Д. 52998. Лл. 1—15. Копия.

_______________
1 Отточие документа.

№ 1085

ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РСФСР В АНГОРЕ П. МДИВАНИ НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Г. ЧИЧЕРИНУ И Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ
об экспансионистских намерениях кемалистов

(24 февраля 1921 г.)

События в Грузии развили аппетиты Ангорского правительства. По всем данным оно не ограничивается Ардаганом и Артвином, о чем я сообщал Вам вчера, а будут стремиться взять и Батум. Подозрительны также отношения турок к перевороту в Армении. О чем сообщают ОДД, заметна тенденция сговориться и поддержать всплывшее дашнакское правительство в расчете легче слопать Армению при дашнаках, чем советскую при поддержке России. В правительственных сферах ставится вопрос: захочет ли снова Россия советизировать Армению, находя такое желание большой ошибкой. Можно допустить, что на Лондонской конференции будет ими с лихом использована тенденция турок расширяться в сторону Востока и сделать их более сговорчивыми относительно западных границ. Нахожу положение полезным, быстрее покончить с грузинским вопросом и воскресшим дашнакским правительством или, что еще лучше, прекратить военные действия против Грузии, чреватые большими осложнениями. Думается, что у Грузии можно отнять все захваченное ими обратно, ибо они находятся в критическом положении, несмотря на свои успехи. Ангора. № 232.

Мдивани

РГАСПИ. Ф. 298. On. 1. Д. 103. Л. 1. Копия.

[стр. 399]

№ 1086

В. ЛЕНИН О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ РСФСР К ПРАВАМ ДРУГИХ СТРАН

Отдельные требования демократии, в том числе самоопределение, не абсолют, а частичка общедемократического (ныне: общесоциалистического) мирового движения. Возможно, что в отдельных конкретных случаях частичка противоречит общему, тогда надо отвергнуть ее.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. пятое. М.: Госполитиздат, 1962. Т. 30. Июль 1916 — февраль 1917. С. 39.

№ 1087

И. СТАЛИН О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ РСФСР К ПРАВАМ ДРУГИХ СТРАН

Ленин прав, говоря, что национальное движение угнетенных стран нужно расценивать не с точки зрения формальной демократии, а с точки зрения фактических результатов в общем балансе борьбы против империализма, то есть не «изолированно», а в мировом масштабе» (см.: т. XIX, с. 257).

Сталин И. Об основах ленинизма. Лекции, читанные в Свердловском университете в начале апреля 1924 г. — Сталин И. Вопросы ленинизма. Изд. одиннадцатое. Издательство политической литературы, 1939. С. 49.

№ 1088

РЕЧЬ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА
на открытии Московской конференции по заключению русско-турецкого договора

(26 февраля 1921 г.)

Конференции, которую я имею честь открыть, суждено создать эпоху в истории Востока и окончательно закрепить тесное и прочное единение между народами России и Турции, проникнутыми одинаковым решением защищать против всякого внешнего гнета и посягательств на право народов располагать своей судьбой и самим регулировать вопросы своего политического и социального бытия...1

Тяжелые испытания приходится пережить тому и другому народу. Трудящемуся русскому народу удалось отразить внешнее нападение и победить внутренних врагов лишь ценой большого напряжения всех жизненных сил. Укрепившись в процессе беспримерных испытаний, выпавших на ее долю, Советская Россия стала естественной союзницей всех народов, борющихся за свободу, а в том числе — и турецкого народа, неразрывную дружбу с которым мы сегодня

[стр. 400]

провозглашаем. Точно так же новой Турции приходится созидать свою новую мощь в неслыханной борьбе, так же, как и русскому народу, народу турецкому выпадает на долю стать одновременно героем и жертвой своих беспримерных страданий. Временами казалось, что он находится на краю пропасти и почти поглощен бездной. И только благодаря изумительному мужеству турецкого рабочего и крестьянина, отражавших на поле битвы насильников, ему открылся путь к новому будущему. В силу Севрского договора Турция утратила свою столицу, побережье Средиземного моря, две трети Малой Азии отошли в сферу влияния Франции и Италии, и даже на том небольшом клочке территории, которая осталась турецкому народу, ему приходится быть вечным рабом и данником крупного финансового капитала Западной Европы. Вторжение греческих войск должно было сломить его сопротивление. Преклоняясь перед изумительным героизмом крестьян и рабочих, приведшим к полному изменению положения, я счастлив в то же время отметить, что моральная и политическая помощь, оказанная нами Турции, нашей естественной союзнице, и установившаяся между нами связь с начала прошлого года также способствовали достижению сих результатов. Ныне, когда на очереди стоит вопрос о пересмотре Севрского договора, когда Константинополь начинает стушевываться перед Ангорой, когда делегация Великого Национального Собрания приглашена на Лондонскую конференцию, которая, по всей вероятности, закончится отсрочкой, а не отказом, мы вполне сознательно можем заявить, что, наряду с героизмом турецкого солдата, все это является до известной степени делом наших рук.

Конференция, которую мы открываем сегодня, должна закрепить это единение, столь важное для обеих стран, и довести до благополучного конца дело, начатое нами в прошлом году. Дружба народов Востока является для нас основным условием нашей международной жизни, и точно так же дружба с нами должна быть положена Турцией в основу ее политического положения. Наша нравственная и политическая сила неотделима от нашего союза с народами Востока, борющимися за свое освобождение. Соединяющая нас дружба должна развиваться в обоюдных наших интересах, в интересах всех народов, борющихся против идущей извне тирании. Эта дружба должна найти свое выражение в формальном и окончательном договоре, объединяющем оба наши народа...2

Вместе с тем, турецкий народ заявил нам в прошлом году через своих представителей, что он готов признать в проливах, в коих он является господином, установление специального режима, обеспечивающего свободу торговли и гарантирующего интересы стран, естественно в этом нуждающихся, стран, прилегающих к Черному морю.

Итак, никакие разногласия не могут нас разделить. Турецкий народ должен прежде быть всего хозяином у себя дома. Он не должен дольше оставаться рабом международного капитала, и со всей прежней системой иностранного вмешательства должно быть покончено. Россия показала при разрешении этого жизненного вопроса пример, аннулировав все свои иностранные долги, и потому мы находимся в благоприятном положении для обсуждения сего вопроса с турецким народом. При ведении открываемых переговоров мы прежде всего и с особым вниманием отнесемся к интересам трудящихся масс. Они хотят через наше посредничество заключить союз, ибо они образовали новую Россию и вдохнули новую жизнь в старую Турцию. Действительно, только в трудящихся массах и только в них заключается сила и вся жизнь народов и государств. И так как эти массы ведут борьбу в Турции и России, мы можем быть уверены, что никакая сила в мире не будет в состоянии их сломить. Единственным их представи-

[стр. 401]

телем в Турции является Великое Национальное Собрание. Они грудью защищают свою свободу. Они восстали, чтобы отразить иностранных насильников, и каковы бы ни были трудности, которые им придется еще преодолеть, только их участие в борьбе обеспечит победу. Час победы вскоре пробьет. Он приближается с каждым днем, и сегодня конференция явится новым этапом, придающим обоим народам новую силу.

В этих мыслях и с этой уверенностью объявляю Конференцию открытой.

АВПР. Ф. 04. On. 39. П. 232. Д. 52998. Лл. 25—29. Копия; Опубликовано в: МИД СССР. Документы внешней политики СССР. М.: Госполитиздат, 1959. Т. III. С. 683—684.

_______________
1 Опущены рассуждения о формах революционного движения в Турции и в России.
2 Опущены рассуждения о праве Турции вернуть себе Константинополь и морское побережье.

№ 1089

ОТВЕТНАЯ РЕЧЬ ГЛАВЫ ТУРЕЦКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ ЮСУФА КЕМАЛЯ
на открытии Московской конференции по заключению русско-турецкого договора

(26 февраля 1921 г.)

Прошу, г[осподин] Комиссар, разрешить мне выразить мои чувства на моем родном языке.

В своей речи г. Комиссар выразил похвалу турецкому рабочему народу и турецким солдатам, борющимся за независимость своей родины. Приношу ему за это бесконечную благодарность. Необходимо, однако, одновременно выразить похвалу русскому народу и Красной Армии.

Люди обоих наций гибли под буржуазным гнетом той же системы принуждения. Наши народы насильно были брошены в борьбу друг против друга во имя «восточного вопроса». Вопрос этот не могли разрешить империалисты; — и Турция сама разрешила собственный вопрос.

Турция подвергалась таким притеснениям, что горький опыт научил ее надеяться только на свои собственные силы.

Севрский договор уничтожает Турцию, но он существует только в воображении тех, кто составил его, и турецкий народ никогда его не поймет. В тот момент, когда он решил бороться до конца, он видит пред собой пример другого народа, преследующего еще более высокий идеал, и между ними, естественно, возникает соглашение в целях совместных действий. Я убежден, что при сложившихся условиях исторический детерминизм заставил бы наши оба народа прийти к соглашению даже в том случае, если бы это противоречило желаниям правителей. Воздержусь от приведения здесь исторических фактов, но смею уверить всех трудящихся в России, крестьян, рабочих и солдат, что турецкий народ чистосердечно протягивает им свою руку.

Пусть Лондон пересматривает Севрский договор. Мы слишком хорошо знаем, в каком смысле может быть произведен этот пересмотр и какую выгоду он сулит турецкому народу. Допустимо ли, чтобы империализм отказался от своих требований?

Мы же избрали более верный путь. Географические, исторические, экономические и политические условия указали нам путь в Россию. Перед представителями новой России говорю со всей присущей турку искренностью: верьте в нас. Пусть со-

[стр. 402]

вещаются те, кто направляет мировую политику, они бессильны изменить ход истории. И все происходящие между ними совещания не заставят нас сойти с правильного пути, на котором мы стоим.

Окинем взглядом настоящее положение: перед нами два доблестных народа, которые хотят избавиться от ига мирового капитализма. Новая Турция обладает новым источником энергии: турецкий народ начал сознавать сущность экономического господства. Он знает, что в экономической независимости кроется главный фактор жизни нации, и такая Турция несомненно сумеет вновь себе завоевать полную свободу. Как Вы только что заявили, общность интересов наших народов заставляет нас объединить наши усилия для того, чтобы придать новую силу нашим народам и подчинять все наши начинания общности действий и стремлению [к] сотрудничеству. Между нами уже велись переговоры о заключении договора: мы твердо убеждены, что он возрастает в объеме и силе. Мы разделяем все ваши положения о совместной работе. Таким образом, существующий между нами естественный договор, будет определен во всех деталях и предстанет пред всей Вселенной. Мы должны объявить не только Азии, но и народам Запада и империалистам о соглашении между московским правительством, являющимся очагом коммунизма, и Турцией, очагом стремлений к освобождению восточного мира. Это соглашение покажет всей Вселенной, что в нем кроются свобода народов и право каждого на свободное и независимое существование у себя на родине, что у нас нет никаких видов на ту или иную территорию, подобно тому, как у тех, кто заседает в Лондоне. Такое противопоставление доказывает, что мы одни лишь являемся носителями свободы народов. Обе нации борются за одинаковый и общий им идеал, и если бы договор не был заключен между ними, вина всецело падет на тех, на ком лежал долг это сделать.

Турецкая делегация, проникнутая сознанием своего долга, желает приступить к переговорам с этим сознанием в возможно близком времени прийти к удовлетворительным результатам.

АВПР. Ф. 04. On. 39. П. 232. Д. 52998. Лл. 29—36. Копия; Опубликовано в: МИД СССР. Документы внешней политики СССР. М.: Госполитиздат, 1959. Т. III. С. 685.

№ 1090

НОТА ПОСЛА ПРАВИТЕЛЬСТВА ВНСТ АЛИ ФУАДА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНУ
о военно-политическом взаимодействии

(28 февраля 1921 г.)

До сего времени я не получал еще от моего правительства каких-либо известий относительно эвакуации Александрополя. Я могу только заранее и официально вас заверить, что соглашение, существование коего Вы предполагаете между турецкими войсками, с одной стороны, и грузинскими и дашнакскими — с другой, никоим образом не может существовать, т.к. не имеется никакого соглашения между моим правительством и грузинами и дашнаками.

Эвакуация гор. Александрополя, если таковая имела место, является военной мерой, так как, по находящимся в моем распоряжении сведениям, наша восточная армия после окончания войны с Арменией получила надлежащие распоряжения в целях выполнения Александропольского договора. Принимая во внимание коопе-

[стр. 403]

рацию грузин и дашнаков, на каковую указывает господин Комиссар в своей ноте от 27 февраля 1921 года, и дабы устранить опасность, которая могла бы возникнуть вследствие вышеуказанной кооперации, весьма возможно, что в настоящее время наша армия получила новые распоряжения. Я глубоко уверен, что те новые распоряжения, которые могли быть отданы нашей армии в связи с последними событиями, вместо того, чтобы облегчить координированные действия Грузии и дашнаков, как полагает господин Комиссар, воспрепятствуют выполнению вышесказанного комбинированного действия.

Я в спешном порядке запросил свое Правительство о сообщении обстоятельных сведений по вопросу, о коем говорится в Вашей ноте. Я не премину немедленно же сообщить Вам полученный ответ.
Прошу Вас, Господин Комиссар и т. д.

(подписал) Али Фуад

АВПР. Ф. 132. On. 4. П. 4. Д. 3. Л. 61. Копия. Подлинник ноты на французском языке (там же: Лл. 62—62 об.).

№ 1091

ТУРЕЦКИЙ КОНТРПРОЕКТ1
[Московского договора]

(февраль—март 1921 г.)2

Вступление

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Правительство Великого Национального Собрания Турции, разделяя принцип братства наций и права народов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как и тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого, и всецело воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и неразрывную искреннюю дружбу, основанную на взаимных интересах обеих сторон, решили заключить договор о дружбе и братстве и назначили для сего...3

Статья I

Каждая из Договаривающихся Сторон соглашается не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою другая из Договаривающихся Сторон. Правительство РСФСР соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным правительством Турции, представленным ныне ее Великим Национальным Собранием.

Под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальное турецкое соглашение от 28 января 1336 (1920) года, выработанное и провозглашенное Оттоманской палатой депутатов в Константинополе и сообщенное прессе и всем державам.

[стр. 404]

Северо-восточная граница Турции определяется: линией, которая, начинаясь у деревни Сарп, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линией водораздела горы Шавшет — горы Канни Даг, она следует затем по северной административной границе Ардаганского и Карсского санджаков по тальвегу рек Арпа-чай и Аракс до устья Нижнего Кара-су (подробное описание границы определено в приложении 1-м (А) и (Б) и на прилагаемой карте, подписанной обеими Договаривающимися сторонами.

Статья II

Турция соглашается уступить Грузии сюзеренитет над портом и городом Батумом и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в Статье 1-й нынешнего договора, и составлявшей часть Батумского округа, при условии, что

1) население местностей, указанных в настоящей статье договора, будет пользоваться широкой автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и что населению будет предоставлена возможность установить земельный закон, соответствующий его пожеланиям.

2) Турции будет предоставлен свободный транзит всяких товаров, отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких-либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции права пользования Батумским портом без взимания за то специальных сборов.

Статья III

Обе Договаривающиеся стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении 1-м (В) настоящего договора, образует территорию под покровительством Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората никакому третьему Государству.

В образующей треугольник зоне Нахичеванской территории, заключенной между тальвегом Аракса, линией горы Дагга (3829) — Вели Даг (4121) — Багарзик (6587) — Кемурлу-Даг (6930), линия границы сказанной территории, начинающаяся от Кемурлу (6930), переходящая через гору Серай Булак (807) — станцию Арарат и оканчивающаяся у скрещения Кара-Су с Араксом, будет исправлена Комиссией, состоящей из делегатов Турции, Азербайджана и Армении.

Статья IV

Денонсиация прежних договоров между Россией и Турцией.
(Ст. X русского проекта)

Статья V

Отмена режима конституций4
(Ст. IX русского проекта)

Статья XII

Россия обязуется принять в отношении закавказских республик шаги, необходимые для признания этими республиками в договорах, которые будут заключены

[стр. 405]

между ними и Турцией, статей настоящего Договора, непосредственно их касающиеся...5

АВПР. Ф. 04. On. 39. П. 232. Д. 52997. Лл. 41—44. Подлинник. Текст на французском языке. Лл. 50—51 об. Копия.

_______________
1 Заголовок документа.
2 Датируется по содержанию.
3 Отточие документа.
4 Так в документе. Следует читать: «капитуляций».
5 Далее опущены статьи о проливах, о правах граждан, пользовании путями сообщения.

№ 1092

ИЗ ПИСЬМА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР И НКИД РСФСР Б. ШАХТАХТИНСКОГО ЧЛЕНУ КАВКАЗСКОГО БЮРО ЦК РКП(б) И РВС КАВКАЗСКОГО ФРОНТА Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ
с предложением пересмотреть решение Азербайджанской ССР об отказе от спорных территорий в пользу Армении

(не позднее марта 1921 г.)1

Между Ангорой и Карабекиром идет глухая борьба, но принимаются все меры, чтобы это разногласие не стало достоянием общества. Карабекир против всякого соглашения с Антантой, но Ангора настаивает вступить в соглашение с последней, если Московская конференция не даст желательных для турок результатов...

Весьма трудно вырвать у Карабекира согласие на заключение какого-либо соглашения с Антантой, т.к. он хорошо знает, что у чересчур пострадавшего в течение многолетней войны населения Восточной Анатолии сложилось твердое убеждение, что Россия есть бездонный человеческий резервуар и тягаться с Россией Турция не может...

Ангорское правительство прекрасно знает настроение населения Анатолии и влияние на него Карабекира, а потому без согласия последнего оно ничего не предпринимает...

Карабекир самым чистосердечным образом мне заявил, что будет величайшим несчастьем для Турции и, безусловно, невыгодным для России, если они не поймут друг друга...

На Карабекира удручающее впечатление произвел акт Азревкома об уступке Армении Зангезура и Нахичеванского района после телеграммы Мустафы Кемаля, выражавшего чувство глубокого удовлетворения ввиду окончательно определившегося положения Азербайджана и умолявшего от имени Великого национального собрания сохранить это положение, дабы не дать врагам материал для провокации. Карабекир особенно резко не реагирует на этот акт, но он находит, что по тактическим соображениям Азревком не должен был поторопиться разрешением этого вопроса, хотя бы до окончания конференции, так как акт этот приписывается влиянию России.

По крайнему моему разумению, нам нужно предпринимать следующее:
1) Удовлетворить срочно официальную просьбу Карабекира об отпуске ему 30000 пудов мазута, 10000 пудов керосина и 5000 пудов бензина;
2) Послать Карабекиру в подарок один классный вагон;

[стр. 406]

3) Необходимо Нахичеванский край до конференции превратить в самостоятельную единицу под покровительством России и начать через нее торговлю с богатейшими персидскими провинциями, дабы кормить Армению и находящиеся там наши войсковые части персидским зерном, фруктами и предметами первой необходимости, освободим центр таким образом от всяких продовольственных забот по отношению к Армении. Этот важнейший по стратегическим соображениям уголок нельзя отдать под протекторат турок. Самостоятельность этого края под протекторатом России, нужно полагать, что удовлетворит и турок. Возможно, что в недалеком будущем обстоятельства заставят нас от имени самостоятельного Нахичеванского края делать ход в сторону Персидского Азербайджана, но этого никогда нельзя делать со стороны или от имени Армении.

Ввиду пропаганды турок сейчас Армения не получает хлеба из Макинского ханства, но картина совершенно изменится, и Армения получит хлеб и пр. при самостоятельности Нахичеванского края.

Затем нужно иметь ввиду, что на присоединение Нахичеванского края к Армении турки ответят немедленно захватом Макинского ханства, что для нас невыгодно во всех отношениях.

Б. Шахтахтинский

РГАСПИ. Ф. 85, On. С/Турция. Д. 31. Лл. 1—2. Подлинник. Автограф.

_______________
1 Датируется по содержанию.

№ 1093

ПИСЬМО НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА СЕКРЕТАРЮ ЦК РКП(б) Н. КРЕСТИНСКОМУ
о кризисной ситуации в советско-турецких отношениях и о кандидатуре Наркоминдела на пост посла в Ангоре

(1 марта 1921 г.)

Уважаемый товарищ,
Отношения к Турции достигли крайне серьезного, критического момента. Вся ориентация Турции может сделаться иной, и результаты такого поворота могут быть крайне тяжелыми для всей нашей политики на Востоке. Совершенно недопустимо, что в такое серьезное время мы не имеем настоящего посла в Ангоре. Там был секретарем Упмал, бывший совершенно не на высоте сложного положения. Временно туда направился тов. Мдивани, но он чрезвычайно легко поддается туркам и за последнее время сделал по этой причине ряд бестактностей. Я уже неоднократно указывал на то, что в Ангоре необходим человек очень стойкий и в то же время способный импонировать туркам, необходима крупная и сильная личность. Мы предлагали и Данишевского, и Менжинского, но обе кандидатуры были отклонены. Послать заурядного работника на эту в высшей степени ответственную и сложную работу совершенно невозможно. Между тем, если бы там был наш посол, многое сложилось бы иначе. Он противостоял бы клеветам и всяческим махинациям наших врагов, он бы группировал сторонников нашей ориентации и руководил бы ими. В данный момент отношения с Турцией дошли до серьезного кризиса. Турецкая делегация объявила, что национальный пакт, по которому Батум, Ардаган и

[стр. 407]

Карс объявляются турецкими и там допускается лишь еще раз плебисцит, и Александропольский договор, отдающий Турции значительную часть Армении, а все остальные ее части превращающий фактически в вассальные провинции Турции, должны считаться неприкосновенными. Со дня на день можно опасаться занятия Батума турками. Каков бы ни был исход нынешней конференции, нам несомненно предстоит пройти через крайне трудный период в наших отношениях с Турцией. Пост нашего посла в Ангоре оказывается теперь одним из главнейших узлов мировой политики. При той роли, которую играет Турция на Востоке, и при значении восточного вопроса в данный момент, Ангора — один из главнейших пунктов нашей дипломатической работы.

По всем этим соображениям мы считаем, что в Ангору должен быть послан один из выдающихся наших дипломатов. Ввиду того, что тов. Литвинов приблизительно закончил в Ревеле ликвидацию имевшегося там хаоса, мы предлагаем назначить нашим полномочным представителем в Ангору тов. Литвинова. Он еще о нашем предложении не знает, но можно будет ему указать на чрезвычайную важность поездки туда именно в данный момент. Если бы в Лондоне стали выражать по этому поводу неудовольствие, можно будет указать, что с тех пор как советские республики стали соседями Турции, тем самым наши отношения с Турцией вступили в такой фазис, когда урегулирование отношений между нами делается особенно серьезным. Легко будет объяснить, что поездка Литвинова не означает агрессивных планов, а означает только необходимость установления мирных сношений с Турцией, относительно которых вопрос ставится особенно выпукло после советизации всего Кавказа.

Ввиду того, что не устранена возможность разрыва русско-турецкой конференции и немедленного отъезда турок, необходимо поспешить [с] назначением тов. Литвинова, чтобы можно было сейчас же об этом опубликовать, так как назначение такого крупного лица в Ангору будет ярким доказательством нашего желания мира и, если турецкая делегация уедет из-за национального пакта и Александропольского договора, назначение тов. Литвинова всем покажет, что мы желаем мира и дружбы с Турцией. Оно уничтожит до некоторой степени крайне вредные последствия отъезда отсюда турецкой делегации. Необходимо поэтому немедленно это сделать, так как турецкие делегаты потребовали назначения следующего заседания на четверг и исход может быть очень скорым. С коммунистическим приветом

Чичерин

РГАСПИ. Ф. 5. On. 2. Д. 315. Лл. 20—21. Копия.

№ 1094

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА РЕФЕРЕНТОВ НКИД Г. ЧИЧЕРИНУ
о непризнании трех санджаков турецкими территориями

(2 марта 1921 г.)

По поводу возникшего вопроса о смысле второго alinéo ст. 1 проекта русско-турецкого договора считаем долгом доложить следующее для восстановления картины имевших тогда место переговоров и их истинного значения.

[стр. 408]

Вопрос о территории трех кавказских санджаков разрешается в Pact Nationale условно в смысле зависимости его от исхода плебисцита; безусловной территории Турции эти три санджака по Pacte Nationale не составляют1. Кроме того, когда возникал вопрос о трех санджаках, он был обусловлен согласием Турции на наше посредничество в турецко-армянском споре, согласие на что имеется подтвержденным в ноте Бекира Сами на Ваше имя от 26 августа пр[ошлого] года2. Все эти принципы обсуждались тогда в плоскости Вашей ноты на имя Мустафы Кемаля от 4 июня 1920 года и, конечно, с этой точки зрения могут быть понимаемы.

Мы вообще находим, что по существу в вопросе о трех санджаках нигде нельзя найти положения о безоговорочном признании их турецкою территориею.

С формальной стороны мы считаем себя обязанными отметить, что все формулы, резюмировавшие дискуссию с турками, имели по самому смыслу представленных нами туркам полномочий Ваших условный характер, очевидно, помимо всего прочего, находящихся в связи с изменениями в политической ситуации на местах.

[подписи]3

АВПР. Ф. 04. On. 39. П. 232. Д. 52997. Лл. 17—17об. Подлинник. Автограф.

_______________
1 Подчеркнуто в документе.
2 Так в документе.
3 Подписи неразборчивы.

№ 1095

НОТА И.О. НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВНСТ АХМЕДА МУХТАРА
об основах внешней политики РСФСР и Турции
[на ноту Народного комиссара иностранных дел РСФСР Г. Чичерина от 8 февраля 1921 г.]

(3 марта 1921 г.)

Вследствие получения Вашей ноты от 8 минувшего февраля, имею честь передать Вам самую горячую благодарность Правительства Великого Национального Собрания Турции по поводу контрпредложений, сделанных Российским Советским Правительством в связи с переговорами, которые ведутся в Лондоне о заключении англо-русского соглашения. Мы уверены, что неуклонная приверженность принципам и высокое революционное сознание, доказательство коим Вы дали в данном случае, поставив со всей возможной откровенностью вопросы на почву права, чем принудили империалистов сбросить с себя маску, найдут самый громкий отклик у всех народов, которым отказано в праве на самоопределение, а также у всех тех, в ком алчность победителя не заглушила чувство справедливости, являющееся врожденным свойством человеческой натуры. С другой стороны, эти контрпредложения открыли возможность Московской Конференции приступить к работе в атмосфере взаимного доверия, вполне благоприятной для заложения основ союза, результаты коего могут приобрести столь великое мировое значение.

[стр. 409]

Ниже мы приводим краткий обзор переговоров, имеющих место в Лондоне между нашими делегатами и делегатами западных держав.

Нам предложено было лишь для соблюдения формальности подписать Севрский договор, согласиться на то, чтобы нашей жандармерией командовали иностранные офицеры, согласиться представить на усмотрение конференции вопрос о наших восточных границах, а также так называемый курдистанский вопрос, никогда на деле не возникавший, согласиться на иностранный финансовый контроль над нашей страной, согласиться на плебисцит в Смирне и во Фракии, тогда как предупрежденные о сем заранее греки уже ныне терроризируют турок с целью принудить их под страхом смерти подписываться под заявлениями в пользу их присоединения к Греции. Мы предлагаем своим делегатам отвергнуть все эти требования и строго стоять на почве Национального Пакта: не сомневаясь в исходе голосования, мы соглашаемся на плебисцит в Смирне и во Фракии лишь после очищения страны нашими врагами.

Перед тем как закончить, я считаю необходимым самым дружественным образом коснуться вопроса о грузинской кампании, дабы избежать хотя бы самых незначительных трений между нашими народами, доброе согласие коих необходимо. Русско-грузинские отношения и операции, предпринятые войсками Советского Правительства в Грузии, являются вопросами, которые не касаются нас непосредственно и в которые мы никоим образом не считаем себя вправе вмешиваться.

С другой стороны, как Вам известно, в самую основу нашей политики положено стремление скрепить возможно теснее узы, связывающие наши народы, и добиться таким путем уничтожения империализма, под гнетом коего мы все страдаем. В этих условиях мы полагаем своим долгом в отношении высокого идеала, к осуществлению которого мы совместно стремимся, относиться с чрезвычайным вниманием ко всему тому, что так или иначе может повлиять на наши взаимные добрые отношения. Это представляется тем более существенным, что вся исполнительная власть находится непосредственно в руках Великого Национального Собрания и комиссары являются лишь делегатами такового, поэтому малейшие движения общественного мнения находят отзвук среди избранников нации и, следовательно, влияют на нашу политическую ориентацию. Вам, конечно, хорошо известно, насколько события в Баку и Гандже были использованы нашими общими врагами с целью охладить наши взаимные отношения. Вследствие сего мы настоятельно просим Вас об отдаче красным войскам самого категорического приказа, либо непосредственного, если они подчинены Москве, либо косвенно, если они подчинены Баку, с целью оградить от ужасов войны мусульманское население в местностях, в коих производится наступление. Благородный и чистый идеал, одушевляющий правящие сферы, к сожалению, иногда неправильно понимается теми, кто приводит его в исполнение, а борьба часто влечет за собой прискорбные поступки.

Принимая во внимание нынешнее состояние умов населения наших восточных провинций, всякие слухи о мерах против мусульман Грузии или переселение сих последних в наши пределы создадут такое впечатление и недовольство, чрезвычайно неблагоприятные для тех, которые с твердой уверенностью проводят у нас политику на указанных выше основаниях, и вызовут жестокие нападки на Правительство со стороны представителей народа.

В полной уверенности, что эти откровенные и искренние объяснения рассеют всякую возможность недоразумений между нами и пресекут в самом зародыше инт-

[стр. 410]

риги наших врагов, прошу Вас, г. Комиссар, принять уверения в моем глубоком уважении.

МИД СССР. Документы внешней политики СССР. М.: Госполитиздат, 1959. Том III. С. 514—515.

№ 1096

ТЕЛЕГРАММА И.О. НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВНСТ АХМЕДА МУХТАРА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНУ1
в дополнение к ноте от 3 марта 1921 г.

(4 марта 1921 г.)

В дополнение к ноте, которую я имел честь передать Вам вчера, убедительно прошу Вас, в целях поддержания взаимной дружбы между обоими правительствами и для устранения всякого рода поводов к трениям между красными и турецкими войсками, отдать категорический приказ Главнокомандующему Красной Армией, действующей в Грузии, дабы воспрепятствовать вступлению его отрядов в области, лежащие по соседству с нашими границами и, равным образом, Ахиза и Анижелецет2. Вместе с сим прошу принять на себя официальное посредничество перед Азербайджанским Советским правительством в целях добиться отдачи аналогичных энергичных распоряжений войскам означенного правительства. Учитывая сердечность наших отношений, я надеюсь получить от Вас благоприятный ответ в возможной скорости. Таковой ответ успокоит население в наших восточных провинциях, прекратит как жалобы, так и возможность переселения турецких мусульман из упомянутых областей Турции и вместе с сим обезоружит враждебную нам пропаганду.

Мы с живейшим удовольствием ознакомились с речью, произнесенной гр[аж-данином] Лениным на открытии заседаний Московской конференции. К сожалению, мы до сего времени не получили еще никаких телеграфных сообщений от наших делегатов. Излишне указывать на неудобство отсутствия известий, на которое мы обречены. Прошу Вас, господин Комиссар, установить правильную подачу сообщений по телеграфу между нами и нашими депутатами путем Баку—Караклис—Карс или Баку—Тифлис—Карс или, наконец, при посредстве радиостанции в Туапсе.

В надежде, что в непродолжительном времени все эти вопросы будут разрешены в самом благоприятном для наших интересов смысле, прошу Вас, господин Комиссар, принять уверение в моем глубоком уважении.

(подпись) Ахмед Мухтар

АВПР. Ф. 132. On. 4. П. 4. Д. 3. Л. 78. Копия. Текст на французском языке (см. там же. Л. 79). Копия; Опубликовано в: МИД СССР. Документы внешней политики СССР. М.: Госполитиздат, 1959. Т. III. С. 515—516.

_______________
1 Нота адресована также: Юсуфу Кемалю, Али Фуаду паше.
2 Так в тексте. Имеется в виду Ахалцых и Ахалкалак.

[стр. 411]

№ 1097

ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ В АНГОРЕ П. МДИВАНИ1
о территориальных притязаниях правительства ВНСТ на всю Армению под прикрытием рассуждений о своих революционных стремлениях и единстве интересов

(4 марта 1921 г.)

Необходимо иметь с Вами тесный контакт. Ахмед-Мухтар требует объяснения грузинский событий. Я их дал Али-Фуаду, ибо это естественный путь или через него, или через Вас, но не прямо к правительству. Я изложил Фуаду ход восстания, начавшегося в Армении, перекинувшегося на мусульман и затем охватившего большую часть Грузии. Турецкая делегация много говорит о своих революционных стремлениях и единстве интересов с нами против империализма, но на деле она выставляет непомерные притязания: начала с неприкосновенности национального пакта и Александропольского договора, что фактически означает передачу Турции Батума и всей Армении частью явно, частью прикрыто. Это для нас совершенно неприемлемо, и мы сначала не знали: приехала ли делегация заключать с нами союз или устраивать разрыв и готовить материалы против нас. Теперь идет торг. Мы отдаем Карс и Ардаган, но ни в коем случае не можем отдать Батум и требуем двадцативерстной полосы к западу от Александропольской желдороги и к югу от Аракса. В Батуме будет Грузия, в Александрополе и Эривани — Армения, а Нахичевань будет непосредственно зависеть от России. Таковы наши основы. Турки сначала настаивали на слове союз, но мы им заявили, что ввиду переговоров с Англией мы не можем пользоваться этим словом. Они также заявляли, что их отношения к Грузии и Армении не касаются нас, но мы это абсолютно отвергаем. Таково положение. Надо объяснять туркам, что советские республики составляют естественный союз, и уступка Карса и Ардагана есть максимум возможного. Они напуганы действиями коммунистов и их агитацией в Анатолии. Мы должны быть в этом отношении очень осторожными и тактичными. Мы подчеркиваем, что движение в Турции есть национальное и она не созрела для коммунизма.

Чичерин

РГАСПИ. Ф. 5. On. 1. Д. 2117. Л. 182. Копия.

_______________
1 На бланке: «РСФСР. Шифровальное отделение при канцелярии Народного комиссара по иностранным делам».

[стр. 412]

№ 1098

СТАТЬЯ ЧЛЕНА СОВЕТА ПРОПАГАНДЫ И ДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ ВОСТОКА А. СКАЧКО
с изложением позиции большевистского руководства России на советско-турецкой конференции в Москве

(4 марта 1921 г.)

Предстоящая конференция четырех восточных государств: Советской России, Армении, Азербайджана и Турции, борющихся с империализмом наций, является событием исключительной важности, одним из поворотных пунктов в истории мировой революции. Здесь должно произойти одно из двух: или восточные государства крепко свяжутся между собою, и тогда борьба с империализмом развернется в еще более небывалой силе и широте, или, не придя к взаимному соглашению, они отвернутся друг от друга и нанесут тем самым удар развитию революции на Востоке.

А угасание революции на Востоке — это бесконечное оттягивание революции на Западе.

Победа мировой социальной революции теперь одинаково зависит как от революционного пролетариата Запада, так и от угнетенных империалистами стран Востока.

В силу этого надлежит принять все усилия, чтобы собирающиеся на конференции восточные государства вышли бы неразрывно связанными для борьбы с западно-европейским империализмом. А для этого необходимо, чтобы участвующие в конференции государства сделали бы друг другу такие уступки, которые устранили бы все поводы к взаимному неудовольствию и недоверию.

Каковы могут быть эти уступки и кто должен взять на себя инициативу уступчивости, долженствующей установить дружеские отношения на Востоке?

Здесь не следует упускать из виду, что на конференции встретятся три государства социалистические и одно буржуазно-националистическое. Встретятся два мировоззрения, из сущности последних должно вытекать, какие уступки и кому должны казаться важными и значительными, приемлемыми и неприемлемыми. Тогда, как для Ангорского правительства, преследующего государственно-национальные интересы, чрезвычайно важно сохранение, а может быть, и увеличение турецкой территории, для социалистических государств ни территория, ни национальные интересы не играют никакой роли.

Социалистические государства на предстоящей конференции, конечно, будут руководствоваться великим принципом, поставленным товарищем Лениным в его тезисах о национально-колониальных вопросах, гласящим: «Пролетарский интернационализм требует: во-первых, подчинения интересов пролетарской борьбы в одной стране интересам этой борьбы во всемирном масштабе. Во-вторых, требует способности и готовности со стороны нации, осуществляющей борьбу с буржуазией, идти на величайшие национальные жертвы ради свержения международного капитала».

Интересы пролетарской борьбы во всемирном масштабе требуют освобождения национальных и полуколониальных стран, питающих своими силами международный капитализм, из-под ига стран империалистических, а потому интересы этой борьбы требуют всемерной поддержки Турции, как единственной пока колониальной страны Востока, ведущей активную борьбу против империалистических правительств Антанты. Для поддержки Турции в этой борьбе необходимо удовлетворение ее национально-государственных интересов договаривающимися с нею странами.

[стр. 413]

Буржуазно-национальное Ангорское правительство, естественно, не может и не хочет превозмочь свой национализм (пусть это даже национализм империалистического оттенка), но социалистические государства все же должны преодолеть свой национализм и принести в жертву интересам развития революции и свои территории и даже группы своих единомышленников.

Ведь если мы верим в успех пролетарской революции, то мы должны понимать, что все эти жертвы временные, что с победой мировой революции они все аннулируются. Ведь даже если подозревать Ангорское правительство в империализме и воинствующем империализме, в желании держать под своей властью территории с армянским населением и даже захватить Кавказ, то и тогда нечего бояться Турции, ибо все ее империалистические замыслы (если они существуют) обречены на бесплодие, так как при победе пролетарской революции в Европе неизбежна победа коммунизма и в Турции, не имеющей своей промышленности и потому не могущей быть независимой от Европы.

Веря в неизбежность пролетарской революции, социалистические государства во имя победы ее без страха должны идти на уступки государствам и националистическим группам, памятуя, что все эти жертвы носят только временный характер.

Если в 1918 году Россия могла отдать Украину, то есть могла принести в жертву (по существу) саму себя во имя спасения только что загоревшего очага коммунизма, то сейчас социалистические государства должны во имя интересов развития революции на Востоке пойти на некоторые уступки Турции, являющейся первым очагом борьбы восточных стран с империализмом.

Все эти соображения относятся к Армении, ибо ни Россия, ни Азербайджан не имеют спорных вопросов с Турцией.

Главным вопросом конференции является вопрос армянский, то есть устранение всех недоразумений и установление дружеских отношений между Турцией и Арменией. Армении безусловно придется руководствоваться ленинским принципом о величайших национальных пожертвованиях. Ей придется отказаться не только от империалистических дашнакских замыслов и Великой Армении, но, возможно, и от более скромного желания объединения тех земель, которые всегда назывались армянскими.

Так, ей придется отказаться от претензий на Ванский и Битлисский вилайеты, ибо в настоящий момент эти претензии должны быть признаны беспочвенными.

Правда, в этих вилайетах армянское население составляло около 40%, а в некоторых санджаках даже абсолютное большинство, точно так же верно, что во время войны это армянское население подвергалось насилиям со стороны правительства Энвера, что оно было выселено с земли, также перебито, а часть его рассеяна по всей Малой Азии и Кавказу. Но также правда то, что сейчас в этих местностях армянское население составляет едва 5—10% (по данным американской комиссии Харборда в 1919 году, которая, конечно не была склонна преуменьшать процент армянского населения). Кроме того, действительными хозяевами (по реальной силе) Вана и Битлиса являются не турки, а курды, которые ни за что не согласятся на передачу их земель Армении.

Когда представитель чрезвычайного Турецкого посольства по возвращении из Москвы докладывал Ангорскому национальному собранию, что Россия условием соглашения ставит уступки Вана и Битлиса Армении, то курдские депутаты кричали: «Отдавайте, но пусть армяне попробуют прийти и взять!»

При трезвом учете сил армяне должны понимать, что взять эти вилайеты нечем.

Взять их они могут только при помощи России, но они должны также понимать, что русская Красная Армия никогда при таких условиях не станет для них за-

[стр. 414]

воевывать Вана и Битлиса. Вторгаться во имя интересов Армении в Турцию — это значило бы доказать турецкому народу и всему Востоку, что Советская Россия продолжает политику царской России и российский коммунизм есть только замаскированный российский империализм.

Начать войну с Турцией — это значило бы провалить революцию и борьбу с английским империализмом на всем Востоке, и, конечно, на это Советская Россия никогда не пойдет.

И если бы даже скучившиеся в современной Армении беженцы из Битлиса и Вана терпели неимоверные лишения, если бы оставшиеся в Турции армяне сейчас продолжали преследоваться, угнетаться правительством, все равно до поры до времени ничего не остается, как примириться с этим и принести в жертву интересам мировой революции и бывшие территории, и оставшиеся там группы своего народа.

Армении придется отказаться не только от территорий, на которые она претендовала, но даже и от тех, которые уже входили в состав независимой Армении. Карсская и Ардаганская области отнюдь не должны являться яблоком раздора между Арменией и Турцией, ибо надо принять во внимание, что захват этих областей армянским правительством был акт империалистический, так как 67% их населения составляют мусульмане, и требовать их себе по принципу самоопределения народов Армения не имеет никакого права. Конечно, можно сказать, что в Карсе и Ардагане заинтересована не только Армения, но и Россия, ибо эти местности являются плацдармом и подступами к Кавказу: «Кто владеет Карсом, тот владеет Закавказьем». Но Советская Россия не смотрит на международные вопросы с точки зрения своих государственных интересов, она верит в победу мировой пролетарской революции и знает, что с этой победой все плацдармы и подступы теряют всякое значение, и поэтому Советская Россия не будет считать неприемлемой для себя уступку и временное оставление Карса и Ардагана в руках Турции до той поры, пока мировая революция все разберет и каждому куску земли найдет настоящего хозяина — работающего на нем трудового народа.

Но если Советская Россия и Советская Армения во имя развития революции на Востоке пойдут на известные уступки Турции, то, с другой стороны, Ангорское правительство должно будет понять, что современная Советская Армения — не дашнакская Армения, что между армянскими коммунистами и дашнаками нет никакой преемственной связи, и потому нелепо относиться к Советской Армении с такой же враждебностью, как и к дашнакской, и требовать от армянских коммунистов выполнения договора, заключенного с дашнаками. Ангорское правительство должно понять, что враждебная революционной Турции дашнакская Армения умерла; если она попробует воскреснуть, то она будет беспощадно раздавлена как силами революционного армянского народа, так и силами, поддерживающими его в Советской России, а потому воскресения дашнаков опасаться не приходится, и можно смело верить в дружественные отношения армянского народа, руководимого коммунистами, и не требовать от них никаких унизительных гарантий, вроде разоружения и тому подобное. Ангорское правительство отлично знает, что армяно-турецкая вражда есть чисто искусственная, вызванная политикой великих держав.

Теперь, с исчезновением царской России и с выходом Армении из-под влияния Антанты, причина армяно-турецкой вражды исчезает, и нет никаких оснований ожидать ее продолжения.

Влиятельный публицист М. Павлович в своей недавно вышедшей книге «Вопросы национальной и колониальной политики» говорит: «Утверждение советского строя в Армении является первым шагом к созданию федерации Кавказа — Грузии, Армении и Анатолийской Турции, федерации, которая явится ядром,

[стр. 415]

вокруг которого в скором времени объединятся и другие государства Востока. И Ангорское правительство должно понять, что после советизации Армении для Турции уже встает вопрос не о борьбе с ней, а об объединении для общей борьбы с империализмом. Если с одной стороны Ангорское правительство поймет это и сможет встать выше слепой стихийной национальной ненависти, а с другой — Советская Армения последует завету Ленина «о необходимости национальных жертв для наций, осуществляющих победу над буржуазией», то тогда можно с уверенностью предсказать, что предстоящая конференция положит конец всем недоразумениям, всем недовериям и скует все участвующие в ней государства крепкой цепью неразрывной дружбы, и тогда для революции на Востоке откроется новая блестящая эра беспрерывных побед над угнетающим мир империализмом».

Жизнь национальностей. 4 марта. 1921 г.

№ 1099

РАДИОГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО КОМИТЕТА СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ АРМЕНИИ Г. АТАРБЕКОВА В. ЛЕНИНУ И Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ
о подавлении восстания в Советской Армении

(4 марта 1921 г.)1

Всем, всем.
Москва, Тифлис из Эривани, 3. 4.
Москва, Ленину, Тифлис, Орджоникидзе.

Сегодня, усилиями армянских трудовых масс при поддержке частей Красной армии ликвидирована гнусная авантюра партии Дашнакцутюн, которая, опираясь на неклассированную часть турецкоподданных беженцев, кулаков и маузеристов в последний раз перед своей смертью попыталась сыграть лакейскую роль перед Антантой: ввергать в пучину полных бедствий несчастную, истерзанную страну.

За короткое время своего господства дашнаки довели страну до полного истощения и отчаяния: армянское крестьянство и рабочие, которые, разбив банды кучки авантюристов, заняли столицу Советской Армении, Эривань, водрузив окончательно красное знамя труда. Все население города, со слезами на глазах торжественно встретило красные отряды. Рабочие и крестьяне шлют горячий привет Третьему Интернационалу, вождям всемирной революции тов. Ленину, Троцкому, Зиновьеву, Сталину и закаленному вождю трудящихся Кавказа Орджоникидзе.

Председатель Военно-революционного Комитета
Советской Социалистической Республики Армении
Атарбеков

РГАСПИ. Ф. 85. On. 14. Д. 62. Лл. 2—2 об. Копия.

_______________
1 Датируется по препроводительному письму (см. там же. Л. 1).

[стр. 416]

№ 1100

ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РСФСР Г. ЧИЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ В АНГОРЕ П. МДИВАНИ1
о расхождениях из-за линии границы и антисоветской политике Бекира Сами

(5 марта 1921 г.)

Все еще имеется расхождение с турками из-за линии границы. Они согласились только на десяти верстную полосу, окружающую Батум и идущую вдоль желдороги на север, что отдает в их руки шоссе, идущее от Батума на Ахалцих. Мы на это не согласны, это шоссе должно остаться Грузии. Они далее требуют, чтобы граница шла по Арпачаю и по Араксу, согласны только, чтобы пограничные блокгаузы были в пятиверстном расстоянии. Мы настаиваем на двадцати и двадцатипятиверстной полосе для безопасности желдороги вдоль Арпачая и вдоль Аракса. Турки обнаруживают крайнее упорство, мы же никак уступить не можем.

Корреспондент Пети журналь сообщает интервью Бекира Сами. Он выражает глубокое удовлетворение заключением франко-турецкого соглашения, говорит, что тем, что турки получили, они обязаны великодушию Франции и Бриана. Турция не забудет этого долга, те турки, которые совершили ошибку нападения на Францию во время войны, будут знать теперь, с какой стороны справедливость и цивилизация. Он закончил пожеланием, чтобы скорее создался союз Турции с Польшей и Румынией, который будет орудием развития французского влияния на востоке.

По этому поводу посылаю ноту Али-Фуаду с вопросом, представляет ли Бекир Сами Константинополь или Ангору и в последнем случае осталась у Ангоры прежняя ориентация или мы должны сделать соответствующие выводы, имея в виду, что одновременно польский министр Сапега в Бухаресте заключил какой-то договор и в публичных речах говорил, что Польша и Румыния должны считаться с вероятностью близкой войны с Советской Россией, а французский Мининодел заявил Маклакову, что Франция оказывает всяческую помощь кронштадтским мятежникам. Она предписала французским представителям в соседних странах влиять на местные правительства, чтобы послали кронштадтцам продовольствие. Это все еще более подчеркивает необычайность заявления Бекира Сами, требующего разъяснения.

Чичерин

РГАСПИ. Ф. 5. On. 1. Д. 2117. Лл. 3—4. Копия.

_______________
1 На бланке: «РСФСР. Шифровальное отделение при канцелярии Народного комиссара по иностранным делам».

№ 1101

ПИСЬМО КОМАНДУЮЩЕГО ВОСТОЧНЫМ ФРОНТОМ ТУРЕЦКОЙ АРМИИ К. КАРАБЕКИРА КОМАНДУЮЩЕМУ 11-й КРАСНОЙ АРМИЕЙ
о совместных действиях советских и турецких войск против Армении

(5 марта 1921 г.)1

1-ое. Между турецкими отрядами и красными дружеские отношения продолжаются, если же и когда и бывали легкие осложнения, то только вследствие вредно инспирированных пропагандистов в Ордубаде, в результате которых большевистская

[стр. 417]

пресса также пострадала. Мы ничего не могли выяснить определенно по поводу событий, имевших [место] ночью в Армении, знаем только, что вредные люди путем злобной пропаганды помешали всякому правильному сообщению. Прошу Вас очень дать распоряжения отрядам в Нахичевани для ограждения и сохранения в неприкосновенности нашей дружбы.

1-ое. В последние времена в Нахичевани и в Шаруре постоянная дружба не была соблюдена полностью, и на основании нашего Александропольского договора с армянами, причиной было некоторое недоразумение по делам управления Шарураи Нахичевани, т.к. наши отряды заняли Шахтахты, согласно принципу договора, дашнаки заняли пространство между Ордубадом и Боюк-Дева и дашнакские отряды, таким образом, были в Кизиль-Куте, откуда они наводнили опять всю страну.

Отныне турецкие власти в Шахтахтах должны быть под властью красных сил. Прошу Вас очень поэтому отдать приказание командованию красными войсками в вышеуказанном направлении.

Примите мои самые лучшие пожелания.

Главнокомандующий Восточным фронтом
Кязим Карабекир

РГАСПИ. Ф. 85. On. С/Турция. Д. 37. Лл. 15—16. Перевод с турецкого на арабице.

_______________
1 Документ датирован и по мусульманскому летоисчислению.

№ 1102

ТЕЛЕГРАММА КОМАНДУЮЩЕГО ВОСТОЧНЫМ ФРОНТОМ ТУРЕЦКОЙ АРМИИ К. КАРАБЕКИРА КОМАНДУЮЩЕМУ 11-й КРАСНОЙ АРМИЕЙ
о взаимных услугах, оказывавшихся против армян в Нахичевани

(6 марта 1921 г.)1

Я получил депешу за № 62/926, датированную 9 февраля 1921 г., от имени русской советской власти в Шахтахтах, гласящую, что полнейшее спокойствие царит среди наших и Ваших солдат, которые оказывают друг другу взаимные услуги и живут в добром согласии. Ваше правительство и наш лагерь находятся также во взаимных добрых отношениях, и нет никакого сомнения в том, что красный лагерь для нас весьма приятен, и я этим соседством весьма польщен2...

Я только что получил уведомление, что Кязим-бей прибыл в Тавриз от имени Турецкого правительства; он также будет и в Нахичевани, чтобы установить там порядок, а т.к. наши сторонники очень многочисленны в Нахичевани, то я надеюсь, что все наши пожелания относительно этих местностей будут выполнены и все наши общие враги окажутся в ловушке, т.к. за ними тщательно наблюдают и ловят их. Вот и все пока, что я имею честь Вам сообщить.

Подписано: Кязим Карабекир, Главнокомандующий Турецкой армией на Востоке.

Постскриптум: при сем прилагаю копию с телеграммы за № , полученной из Карса от 6 марта 1327 г. от турецкого капитана в Караклисе.

РГАСПИ. Ф. 85. С/Турция. Д. 37. Л. 17. Копия.

_______________
1 Документ датирован и по мусульманскому летоисчислению.
2 Далее опущены аналогичные рассуждения.

[стр. 418]

№ 1103

ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РСФСР В АНГОРЕ П. МДИВАНИ НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Г. ЧИЧЕРИНУ, Г. ОРДЖОНИКИДЗЕ, И. СТАЛИНУ
о выступлении в меджлисе Мустафы Кемаля и других с призывом оказать военную помощь

(6 марта 1921 г.)

<...> И Мухтар, и Кемаль совершенно определенно заявили, что они абсолютно ничего не ждут от Лондонской конференции. Мустафа Кемаль заявил, что он в подтверждение прежних директив кратких...1 из определенных, снова напомнил Бекир Сами, что не следует ни в коем случае придавать значения обещаниям англичан и что будет добиваться предъявленных требований. Бекир Сами лично не может влиять на ход и исход Лондонской конференции в части, касающейся турецких дел. Все зависит от Ангоры, которая имеет постоянную связь с делегацией, а затем они указывали, что состав Меджлиса таков, что большинству нужны какие-нибудь осязательные, видимые простым обывательским глазом, виды помощи. Это нужно, чтобы заткнуть глотку. Нас атакуют и в Меджлисе, и в народе, заявили они, помогите нам отбиться и дайте возможность вовремя пресечь нарастающие недоверие и недовольство. Для этого нужно, добавляем, во всяком случае, обмениваться мнениями. Кроме того, просьба Кемаля указать, что сам...1 с империалистами, напускающими на нас враждебные железные...1 можем поверить, только имея одну живую силу. У нас теперь есть надежная, вполне сорганизованная армия, но огромный недостаток в обмундировании. Не следует медлить помощью и уменьшать силу нашего единственного языка с империалистами. Только сейчас здесь получена шифрованная депеша Али Фуада от 27 февраля, 5300 групп, переданная РОСТА в...1 радио 5 марта Трапезунду.

Мдивани

РГАСПИ. Ф. 5. On. 1. Д. 2203. Л. 69. Копия.

_______________
1 Отточие документа.

№ 1104

ЧЛЕН ДЕЛЕГАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВНСТ АЛИ ФУАД ДЖЕБЕСОЙ
об уступке грузинам Батума в обмен на присоединение к Турции дополнительных армянских территорий

<...> В числе вопросов, выдвинутых турецкой делегацией, был: Пункт № 8. В обмен на отказ от города и порта Батума в пользу кавказцев при определенных условиях и обстоятельствах мы потребовали следующее: продлить наши границы восточнее Карса на всем протяжении до тальвега реки Аракс (Арпачай). Таким путем была бы обеспечена наша безопасность и одновременно значительный кусок территории был бы присоединен к нашей стране. Мы ставили своей целью добиться удовлетворения наших условий в рамках договора, чтобы окончательно утвердиться, и только после этого в самый последний момент уступить Батум при определенных условиях, делая при этом вид, что мы идем на уступки кавказцам.

Ali Fuat Cebesoy. Moskova Hatiralari (21/11/1920-2/6/1922). «Vatan» Nesriyati. Istanbul, 1955. Vol. II. P. 147.


Содержание   Tитульный лист и т.д.
[627-647] [648-685] [686-718] [719-761] [762-794] [795-837] [838-863] [864-904] [905-944] [945-977] [978-1018] [1019-1052] [1053-1081]
[1082-1104] [1105-1131] [1132-1162] [1163-1199] [1200-1228]
[1229-1261] [1262-1296] [1297-1330] [1331-1347] [1348-1370]
[1371-1424] [1425-1432] [1433-1456] [1457-1492] [1493-1508]
Архивные источники   Содержание (как в книге)

Также по теме:

Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Том 1

Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)